Рабочая программа линии УМК «История» (5–9 классы) для основной школы издательского центра «Вентана-Граф».
Преподавание истории ориентировано на использование учебников:
- Андреевская Т.П. История Древнего мира: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовтельных организаций/ Т.П.Андреевская, М.В.Белкин, Э.В.Ванина; под общ.ред. В.С.Мясникова. – 4 – е изд., испр. И дораб. – М.: Вентана – Граф, 2014.
- Майков А.Н. История. Введение в историю : 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Н.Майков. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2015.
Учебное время в 5 классе распределяется следующим образом: 6 часов отводится на пропедевтический курс «Введение в историю», а 62 часа — на курс «Всеобщая история».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шалакушская средняя школа»
Няндомского района Архангельской области
Пояснительная записка.
Рабочая программа линии УМК «История» (5–9 классы) для основной школы издательского центра «Вентана-Граф» составлена на основе:
— федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.);
— требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
— Фундаментального ядра содержания общего образования;
— примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. Руководители: А.А.Кузнецов, М.В.Рыжаков, А.М.Кондаков. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения) и авторской программы Андреевской Т. П., Журавлёвой О. Н., Майкова А. Н. История: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений /Т. П. Андреевская, О. Н. Журавлёва, А. Н. Майков. – М.: Вентана–Граф, 2013. (ФГОС).
— программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности;
— идей и положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
— учебного плана МБОУ «Шалакушская средняя школа» на 2015-2016 учебный год.
На 5 класс отводиться 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недель). Уроков РК - 10% от учебного плана – 7 часов в год, рассредоточены на весь год.
Учебное время в 5 классе распределяется следующим образом: 6 часов отводится на пропедевтический курс «Введение в историю», а 62 часа — на курс «Всеобщая история».
Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Учитывая общие цели истории в основной школе, определены цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний и умений.
Цель: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачами изучения в основной школе предмета «История» являются:
— определение для учащихся исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, формирование у них российской гражданской идентичности;
— овладение учащимися знаниями об основных этапах развития народов нашей страны и всего человечества с древнейших времён и до наших дней;
— приобретение опыта активного освоения российского и мирового культурно-исторического наследия;
— воспитание патриотизма и гражданственности, приверженности к идеям гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей;
— усвоение базовых национальных ценностей на основе изучения российского и мирового исторического опыта;
— формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений и их оценки;
— развитие умений анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
— выработка современно го понимания истории в контексте гуманитарного знания и реалий общественной жизни.
Общая характеристика учебного курса.
Школьный предмет «История» относиться к общественно-научным (социальным) дисциплинам. Он состоит из двух самостоятельных курсов – «Всеобщая история» и «История России». Оба курса имеют концентрическое построение и изучаются в 5-9 классах синхронно - последовательно. Программы курсов предусматривают систематическое изучение истории с древнейших времен до начала XXI века. Комплексный подход к отбору учебного материала позволяет включить в него наиболее важные в познавательном и воспитательном отношении факты и понятия и обеспечить всестороннее освещение исторического процесса. Группировка учебного материала в курсе «Всеобщей истории» осуществляется по регионально-страноведческому принципу, а в курсе «Истории России» - по хронологичексо-тематическому. Прослеживается единство стержневых содержательных линий (географическая среда, хозяйственная деятельность, социально-политические отношения, культурное развитие), что дает возможность обобщать, сравнивать и систематизировать знания по предмету. При этом максимально учитываются возрастные особенности и познавательные возможности учащихся, специфика курсов и необходимость достижения общих целей основного общего образования.
Содержание курсов нацелено на формирование на основе гуманитарных и демократических ценностей мировоззрения учащихся, способствует их самоидентификации и консолидации. Объективный подход к освещению исторических событий дополняется знакомством с элементами историографического знания, основными научными (методологическими) подходами, взглядами и оценками. Тем самым создаются условия для приобретения школьниками опыта формулирования самостоятельных оценочных суждений, необходимого для закрепления ценностного отношения к социальному опыту и культурному наследию человечества.
Знакомство с историей начинается в 5 классе с вводного пропедевтического курса, рассказывающего о предмете и задачах исторической науки, целях изучения истории, видах исторических источников. При этом особое внимание обращается на дальнейшее формирование необходимых в процессе изучения истории умений: речевых, хронологических, пространственно-географических
В дальнейшем изучении курсов «Всеобщая история» и «История России» соблюдается преемственность в хронологии, в терминологии и понятийном аппарате, формировании умений. Обращается внимание на раскрытие общего и особенного в развитии России и других стран и народов мира. Особое значение придается реализации огромного воспитательного потенциала курса «История России», позволяющего развить у школьников патриотические чувства, формировать у них гражданские качества и гуманитарные свойства личности.
Оба курса имеют гуманитарно-аксиологическую направленность, которая заключается в следующем: неоднозначность оценок исторических событий и результатов деятельности исторических персоналий; введении сюжетов о жизни типичных представителей различных слоев историко-культурного наследия прошлого, наличии развернутых характеристик культурных достижений народов мира в разные исторические периоды, освещении процесса исторического складывания многоконфессионального и социально-многообразного населения Российского государства, что способствует осознанию проблем современного российского общества и содействию толерантности.
На 5 класс отводиться 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недель).
Учебное время в 5 классе распределяется следующим образом: 6 часов отводится на пропедевтический курс «Введение в историю», а 62 часа — на курс «Всеобщая история».
При планировании истории в 5 классе учтён региональный компонент. В соответствии с Региональным компонентом государственного стандарта основного общего образования Архангельской области на освоение регионального содержания образования в 5 классе на уроки истории отводится 7 часов. Региональный компонент включён в соответствующие разделы курса отдельными уроками и вкраплениями в уроки.
По федеральному перечню учебников:
- Андреевская Т.П. История Древнего мира: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовтельных организаций/ Т.П.Андреевская, М.В.Белкин, Э.В.Ванина; под общ.ред. В.С.Мясникова. – 4 – е изд., испр. и дораб. – М.: Вентана – Граф, 2014. – порядковый номер учебника 1.2.2.2.3.2
- Майков А.Н. История. Введение в историю : 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Н.Майков. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана –Граф, 2015. – порядковый номер учебника – 1.2.2.2.3.1.
Универсальные учебные действия как составляющая фундаментального ядра образования.
Реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без формирования универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом, смысле универсальные учебные действия - это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических особенностей учащегося.
Функции УУД состоят:
во-первых, в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; во - вторых, в создании условий для развития личности и её самореализации в системе непрерывного образования, формирования «компетентности к обновлению компетентностей», толерантных установок личности, обеспечивающих её жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; в–третьих, в обеспечении успешного усвоения знаний, умений и навыков, формировании картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, »какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
К общеучебным УУД относятся:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические УУД предполагают:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
В УУД постановки и решения проблем входят следующие:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Программа даёт возможность вести работу поформированию у пятиклассников следующих компетенций:
Базовые компетенции, т.е. умения использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Ключевые компетенции:
. Информационно-технологические:
умение в связной и монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;
умение подобрать дополнительную литературу к уроку, к внеклассному занятию по определённой теме (работа со словарями, энциклопедиями и т.п.);
умение использования компьютерных технологий и других баз данных.
Коммуникативные:
умение пятиклассников спорить и отстаивать свои взгляды;
умение вести диалог на материалах учебных и свободных тем (в группе, в паре, в классе).
Учебно-познавательные:
умение аналитически воспринимать содержание учебных задач, определённых учителем;
умение самостоятельно определять учебные задачи, планировать свою деятельность при выполнении конкретных учебных заданий, контролировать выполнение заданий по образцу, по ходу выполнения, по результату;
развитие способностей к самообразованию;
умения и навыки здоровьесбережения (привычное соблюдение правил гигиены учебного труда).
Специальные компетентности:
умение сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия;
умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям, личностям, высказывая при этом собственные суждения;
умение оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Содержание курсов ориентировано на системно-дея тельностную организцию процесса формирования знаний, универсальных и специальных умений учащихся с опорой на использование современных технологий обучения.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г. (ФГОС) содержание и методический аппарат учебника должны быть направлены на получение личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
Серьёзное внимание уделено достижению личностных результатов, т. е. системе ценностных отношений обучающихся: к себе, к другим участникам образовательного процесса или к самому образовательному процессу.
Таким образом, уси ливаются общекультурная направленность общего образования, универса лизация и интеграция знаний.
Личностными результатами обучения по предмету «История» являются:
— воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству как к многонациональному и мультикультурному образованию;
— развитие личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелательно относиться к другим людям, их мнению, мировоззрению, культу ре, языку, гражданской позиции, истории, культу ре;
— формирование толерантного отношения к религии, традициям, языку и ценностям народов России.
Метапредметными результатами обучения по предмету «История» являются:
Образовательные результаты освоения предмета
— освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процес са, так и в реальной жизни;
— развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
— умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, использовать информационно-коммуникационные технологии;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве, в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;
— умение формировать и осваивать универсальные учебные действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности.
Для получения метапредметных результатов в учебниках представлены рубрики «Изучаем источник», «Вспомните!».
Предметными результатами обучения по предмету «История» являются:
— усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;
— расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;
— приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;
Таким образом, система формирования разнообразных умений, навыков и способов познавательной деятельности учащихся в процессе изучения истории России с использованием данного УМК направлена на реализацию важнейшего требования модернизации школьного образования — перехода к развивающей модели обучения, к деятельностным формам организации учебного процесса.
Требования к уровню подготовки выпускников:
Выпускник научится:
определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
давать характеристику общественного строя древних государств;
сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
«видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Содержание учебного курса История Древнего мира.
Введение.
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.
Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».
Тема I. Жизнь первобытных людей.
Первобытные собиратели и охотники
Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем. Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община». Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».
Первобытные земледельцы и скотоводы Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».
Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».
Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).
Тема 2. Древний Восток.
Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).
Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.
Города — Мемфис, Фивы.
Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.
Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».
Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».
Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.
Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».
Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Западная Азия в древности Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.
Города шумеров Ур и Урук.
Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».
Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.
Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и олив-ководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.
Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.
Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.
Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания.
Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.
Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.
Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь. Индия и Китай в древности. Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме.
Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории.
Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.
Тема 3. Древняя Греция.
Древнейшая Греция
Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.
Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).
Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.
Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».
Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.
Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».
Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».
Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.
Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».
Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.
Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.
Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.
Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.
Македонские завоевания в IV в. до н. э.
Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.
Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.
Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра, Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария IIIуИсса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.
Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Повторение
Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.
Тема 4. Древний Рим.
Рим: от его возникновения до установления господства над Италией
Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».
Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».
Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».
Рим — сильнейшая держава Средиземноморья
Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.
Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».
Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».
Гражданские войны в Риме
Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».
Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Ок-тавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.
Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».
Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат». Римская империя в первые века нашей эры.
Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».
Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.
Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия
Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.
Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».
Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.
Падение Западной Римской империи
Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства.
Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».
Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый
захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.
Итоговое повторение.
Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.
Вклад народов древности в мировую культуру
План-график контроля знаний и умений учащихся по курсу «История Древнего мира» (5 класс)
Тема
История Древнего Востока
История Древней Греции
История Древнего Рима
Цель проверки
Наличие у обучающихся представлений об основных этапах и ключевых событиях истории Месссопотамии, Древнего Египта, Древних государств Малой Азии, Древней Индии и Китая; важнейших достижениях их культур, исторических источниках; умение работать с исторической картой.
Наличие у обучающихся представлений об основных этапах, ключевых событиях, выдающихся деятелей истории Древней Греции; достижениях культуры; умение работать с исторической картой; решать поставленные учебные задачи; выявлять причинно-следственные связи различных событий.
Наличие у обучающихся представлений об основных этапах, ключевых событиях, выдающихся деятелей истории Древнего Рима (с древнейших времен до падения); умения работать с исторической картой; выявлять причинно-следственные связи различных событий; соотносить события и их продолжительность с лентой времени.
Виды и формы проверки
Текущая проверка: задания на работу с лентой времени, исторической картой, историческими источниками; открытые (с кратким вариантом ответа) и закрытые тесты по теме, устный опрос.
Тематический контроль: открытые (с кратким вариантом ответа) и закрытые тесты, установление хронологической последовательности.
Текущая проверка: задания на работу с лентой времени, исторической картой, историческими источниками; открытые и закрытые тесты по теме, задания на работу со структурированием текстов, составлением планов и таблиц, устный опрос.
Тематический контроль: открытые и закрытые тесты, установление хронологической последовательности, исторические диктанты, задания на установление причинно-следственных связей.
Текущая проверка: задания на работу с лентой времени, исторической картой, историческими источниками; открытые и закрытые тесты по теме, задания на работу со структурированием текстов, составлением планов и таблиц, устный опрос.
Тематический контроль: открытые и закрытые тесты, установление хронологической последовательности, исторические диктанты, задания на установление причинно-следственных связей.
Тематика контрольных работ и итоговых тестов дана на следующих сайтах:
- pedsovet.org
- rusedu.net
- uchportal.ru
Требования к уровню подготовки обучающихся в 5 классе:
В результате изучения истории Древнего мира ученик должен:
Знать/понимать:
основные этапы и ключевые события истории Древнего мира;
выдающихся деятелей древней истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников.
Уметь
соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры.
Тематическое планирование.
№ п/п
Наименование
разделов
Формирование универсальных учебных действий.
Характеристика основных видов деятельности учащихся.
1
Введение в историю
Познавательные УУД: самостоятельно находить в учебнике достоверную информацию для решения учебных задач; анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям.
Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности; планировать учебную деятельность; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.
Коммуникативные УУД: излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; понимать позицию другого; уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого; работать самостоятельно и с помощью учителя.
Личностные УУД: осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах; осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и своё поведение.
Усвоить понятие «история», понять, для чего она необходима людям. Иметь первоначальные представления о работе историков. Знать важнейшие вопросы, с которых начинается историческое познание: что произошло, где произошло, когда произошло. Уметь пользоваться текстом учебника для подтверждения своих суждений. Усвоить, что целью работы историка является поиск правды, истины. Понимать сущность порядка в исторической хронологии: все события выстраиваются по годам.
Овладевать навыком сравнения, умением самостоятельно делать описания.
2
Первобытный мир
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы; выявляют причины возникновения религиозных верований и первобытного искусства, земледелия и скотоводства.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Личностные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу; сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.
Устанавливать отличие человека от животных. Определять по карте места расселения древнейших людей. Характеризовать основные занятия древнейших людей. Раскрывать взаимосвязь первобытного искусства и религиозных верований. Объяснять понятия «род», «родовая община», «племя», «скульптура», «обряд», «магия», «миф».
3
Древний Восток
Познавательные: выявляют особенности и признаки появления древнейших государств.
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности
Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество.
Личностные: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом
Сравнивать природные условия древних цивилизаций. Устанавливать связь между природными условиями и занятиями людей. Определять по карте границы древних государств. Раскрывать роль достижения письменности, науки и особенности памятников культуры, религиозных верований в жизни народов Древнего Востока, Извлекать информацию из источника литературного характера.
4
Древняя Греция
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий
Коммуникативные: участвуют в коллектив ном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Личностные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения.
Указывать особенности развития Древней Греции по сравнению с государствами Древнего Востока. Давать, опираясь на памятку, характеристику знаменитых деятелей Древней Греции. Использовать карту как источник информации о жизни Древней Греции. Определять территориальные изменения и показывать границы государств.
5
Древний Рим
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Регулятивные: прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Личностные: сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности
Называть основные этапы и события в истории Древнего Рима. Давать, опираясь на памятку, характеристику знаменитых деятелей Древнего Рима. Показывать и комментировать по карте рост территории римского государства. Понимать основные итоги, характерные черты развития стран и народов в Древнем мире
Поурочное планирование.
Введение в историю.
№
Тема урока
Примерная дата проведения
1
Что изучает история.
2
Источники знаний о пршлом
3
Измерение времени
4
Историческая карта
5
Наука о народах и наука о прошлом.
6
Как работать с учебными материалами по истории.
История Древнего мира.
№
Тема урока
Примерная дата проведения
1
Первобытный мир. У истоков истории. Возникновение человека.
2
РК Северные территории в конце эпохи оледенения.
3
РК Последствия отступления ледника на территории Севера
4
РК Заселение северной территории
5
РК Стоянки первобытных людей на территории Архангельской области
6
Появление современного человека.
РК Основные занятия людей на Севере (охота, рыболовство, собирательство, морской промысел)
7
РК Орудия труда на Севере
8
Зарождение искусства и религиозных верований.
РК Зарождение первобытного искусства и религиозных верований на Севере (могильник, лабиринты, тотемы и изображения)
9
Человечество на пути к новому обществу.
10
Древний Восток. Древний Египет. Образование государства в долине Нила.
11
Религиозные верования в Древнем Египте.
12
Правитель Древнего Египта.
13
Подданные фараона.
14
Повседневная жизнь и культура древних египтян.
15
Древняя Азия. Шумер и Аккад.
16
Древний Вавилон.
17
Ассирийская держава.
18
Финикия.
19
Древняя Палестина.
20
Древняя Персия.
21
Древняя Индия
22
Религиозные верования и повседневная жизнь в Древней Индии.
23
Древний Китай.
24
к/р Контрольно – обобщающее повторение по разделу «Древний Восток».
25
Древняя Греция. Древнейшая Греция. Природа Греции и занятия древних греков.
26
Древнейшие государства Греции: Крит и Микены.
27
Верования древних греков.
28
«Илиада» и «Одиссея»: правда и вымысел.
29
Государства – полисы Древней Греции. Греческий полис – город-государство. Великая греческая колонизация.
30
Установление демократического строя в Афинах.
31
Спарта.
32
Греко-персидские войны. Борьба греков за свою свободу
33
Борьба греков за свою свободу
34
Расцвет Греции и величие Афин. Греческий полис и его жители.
35
Развитие демократии при Перикле.
36
Олимпийские игры.
37
Повседневная жизнь древних греков.
38
Наука, архитектура и скульптура Греции.
39
Рождение театра. Театральные представления.
40
Греция и Македония в IV в.до н.э.
41
Завоевания Александра Македонского и их последствия.
42
Основание Александрии.
43
к/р Контрольно – обобщающее повторение по разделу «Древняя Греция».
44
Древний Рим. Ранний Рим. Древняя Италия и начало города Рима. Рим в эпоху царей.
45
Рождение Римской республики. Борьба патрициев и плебеев.
46
Завоевание Римом Италии.
47
Расцвет Римской республики. Армия Древнего Рима.
48
Пунические войны.
49
Завоевания Рима на Востоке.
50
Государственное устройство Римской республики.
51
Нравы, обычаи и повседневная жизнь римского общества.
52
Рабство в Риме.
53
Кризис и падение Римской республики. Начало гражданских войн в Риме.
54
Гай Юлий Цезарь.
55
Октавиан Август и рождение Римской империи.
56
Римская империя. Императоры Рима I – II вв.
57
Вечный город.
58
Культура Римской империи.
59
Возникновение христианства.
60
Римская империя в III – V вв.
61
к/р Контрольно-обобщающее повторение по разделу «Древний Рим».
62
Основные итоги и характерные черты развития стран и народов в Древнем мире.
Материально-техническое обеспечение.
Преподавание истории ориентировано на использование учебников:
- Андреевская Т.П. История Древнего мира: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовтельных организаций/ Т.П.Андреевская, М.В.Белкин, Э.В.Ванина; под общ.ред. В.С.Мясникова. – 4 – е изд., испр. И дораб. – М.: Вентана – Граф, 2014.
- Майков А.Н. История. Введение в историю : 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Н.Майков. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2015.
Дополнительные пособия для учителя:
- История : программа : 5–9 классы общеобразовательных учреждений / Т.П. Андреевская , О.Н. Жура влёва , А.Н. Майков. — М. :Вента - Граф, 2012.
– Школьная энциклопедия «Руссика». – М.: ОЛМА-ПРЕСС. Образование, 2003.
- Справочник учителя истории и обществознания / авт.-сост. Т.И.Сечина и др. – Волгоград: Учитель, 2013.
- Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории. 5-9 кл.: Метод. Пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.
- Предметные недели в школе: История. Обществоведческие дисциплины, сост. Н.С.Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2005.
- История России в таблицах и схемах. Серия «Школа в клеточку». – М.: «Лист», 2001.
- История. 5-9 классы: повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционных формах/ авт.-сост. С.В.Парецкова, И.И.Варакина. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Компакт – диск. Внеклассная работа в школе. История. 5-11 классы. – Волгоград, издательство «Учитель», 2011.
- История. 5-10 классы: игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях/ авт.-сост. Н.Н.Ярцева – Волгоград: Учитель, 2009.
- История: Внеклассные мероприятия. 5-11 классы. (Заочные путешествия и экскурсии, турниры любознательных и смекалистых, урок мужества, исторический вечер «в лицах», праздник русской культуры, «Круглый стол») / Авт.-сост. И.В.Кузьмина. – Волгоград: Учитель, 2005.
- Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира: Методическое пособоие. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
Для учащихся:
Рабочие тетради:
- Ванина Э.В. История Древнего мира: 5 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных орагнизаций/ Э.В.Ванина, А.К.Данилова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2015.
- Майков А.Н.История. Введение в историю : 5 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных орагнизаций/ А.Н.Майков. – 2-е изд., дораб.– М.: Вентана – Граф, 2015.