kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по истории 5 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Назначение программы Программа по истории предназначена для общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе временных требований к обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе и в соответствии с объёмом времени, которое отводиться на изучение истории по базисному плану.

Цель программы: осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя; показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре; раскрыть на конкретном материале положение о том , что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества .

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 5 кл »

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

вечерняя (сменная) общеобразовательная школа


СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель МО

Заместитель директора по УМР

Директор МАОУ В(С)ОШ

______________/_______________/

подпись Ф.И.О.

______________/_______________/

подпись Ф.И.О.

______________/_______________/

подпись Ф.И.О.

Протокол № ___________

заседание ШМО

от «_____»_____________2014 г.

Протокол № ___________

заседание МС

от «_____»_____________2014 г.

Приказ № ___________


от «_____»_____________2014 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Предмет ________История___________


Уровень __общеобразовательный_____


Класс _____________ 5______________


2014-2015 учебный год


Количество часов

всего: 36 ч.; в неделю: .


Учитель: Южакова Оксана Сергеевна






Пояснительная записка.


Назначение программы Программа по истории предназначена для общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе временных требований к обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе и в соответствии с объёмом времени, которое отводиться на изучение истории по базисному плану.

Цель программы: осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя; показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре; раскрыть на конкретном материале положение о том , что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества .

Задачи: формировать историческое мышление – давать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.

Принципы - в основу программы положено сочетание проблемно-тематического, хронологического, цивилизационного, культурологического принципа изучения истории.

Специфика курса: в курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие « цивилизация», противопоставление первобытности.

Технологии, методы: ведущим методом станет самостоятельная, групповая работа над источниками и текстами, технология – игровая.

Система оценивания: традиционная- пятибалльная система.

Литература:

* для учащихся Вигасин, А.А.История Древнего мира.Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Контурные карты, атласы.

* для учителя: дополнительные пособия; Г.Смирнов Задачник по истории древнего мира. Всемирная история в лицах. Древний мир: энциклопедия. М., 1999; Литвинов А.В. История становится ближе – М., 1998;Книга для чтения по истории древнего мира под ред. А.И. Немировского. – М., 1998; Крушкол, Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

Наглядность, ТСО: настенные карты, репродукции картин, учебные фильмы, компьютер, медиапроектор.


Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также программы курса «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений Михайловского Ф.А.

Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к историческому процессу, особое внимание акцентируется на тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер. Основой системы понятий являются: «первобытное общество» и «цивилизация» (в двух значениях – «ступень развития» и «культурная общность»).

Рабочая программа содержит 56 тем, включая пропедевтический курс. Но учебный план при работе в УКП требует сокращения количества часов до 36. В связи с этим, темы из программы не исключаются, а лишь сокращается количество часов, отведенное на их изучение.

При распределении учебных часов между частями курса программа исходит из приоритетного значения для современной европейской (в том числе русской) культуры наследия античного мира.

Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.

В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения истории в 5 классе:

Цели курса:

  1. формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;

  2. развитие умений по применению исторических знаний в жизни;

  3. приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:

Основными образовательными задачами курса являются:

  1. формирование исторического мышления учащихся;

  2. развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;

  3. формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;

  4. формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;

  5. формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;

  6. формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в древнем мире;

  7. формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).

В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:

  1. формирование правовой культуры школьников;

  2. формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);

  3. развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;

  4. формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;

  5. развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольные и самостоятельные работы.


Используемые УМК:

    • Михайловский Ф.А. Программа курса «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: «Русское слово», 2005.

    • Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. – М.: «Просвещение», 2005

    • Михайловский Ф.А. История Древнего мира: Учебник для 5-го класса основной школы. – 6-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2006.

    • Годер Г.И. Рабочая тетрадь. В двух частях. – М.: Просвещение, 2007.

    • Атлас "История Древнего мира" с контурными картами и контрольными заданиями. 5 класс. 12-е изд., – М.: Дрофа-Дик, 2008

    • Электронное пособие. Всеобщая история. История Древнего мира

На изучение истории Древнего мира в 5 классе учебным планом предусматривается 70 учебных часов – из расчета 2 часа в неделю.


Критерии оценивания:

«Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;

«Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;

«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;

«Два» - главное содержание не раскрыто.


Уроки проводятся с применением на этапе внедрения групповых и игровых технологий. Цели технологий: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.


Ожидаемые результаты:

  • Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.

  • Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.

  • Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.

  • Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.

  • Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.

Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.


Формирование общеучебных умений (компетенций)

Требования к уровню подготовки учащихся


Освоение;

1. Информационной компетенции: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставления анализа рисунка, исторических карт;

2.Познавательной компетенции: сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям;

3.Коммуникативной компетенции: владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение;

4.Рефлексивной компетенции: владение умениями совместной деятельности.

В результате изучения курса истории учащиеся 5 класса должны

знать / понимать

- даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей всемирной истории;

- результаты и итоги ключевых событий истории Древнего мира.

- представителей и памятники культуры Древнего мира, изученные виды исторических источников.

Уметь

- сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

- уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям;

- показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств;

- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника




Содержание тем учебного курса


Введение в историю

История – наука о прошлом человечества. Что изучает история древнего мира? Исторические источники. Географическое и историческое пространство.

Цивилизация и её составные части. Культура материальная и духовная. Цивилизации – культурные общности, существующие во времени и пространстве. Отличие одной цивилизации от другой.

Раздел I. Жизнь первобытных людей

Первобытные собиратели и охотники.

Наука и религия о происхождении человека. Родство человека с животным миром и основные отличия от животных. Древнейшие орудия труда. Среда обитания древних людей и возможности их выживания. Занятия и жизнь древнего человека.

Изобретение новых орудий труда; одежда и жилища. Использование огня. Овладение речью. Присваивающее хозяйство древнего человека: собирательство, охота, рыболовство. Совершенствование орудий труда. От человеческого стада к родовому строю.

Зарождение искусства. Наскальная живопись. Появление религиозных представлений.

Первобытные земледельцы и скотоводы.

Совершенствование орудий труда. Переход к производящему хозяйству – возникновение земледелия и скотоводства. Начало развития ремесла и торгового обмена. Род и племя.

Начало обработки металлов. Новые изобретения (плуг, колесо). Появление знати. Соседская община. Возникновение рабовладения. Возникновение условий для появления государства. Появление письменности.

Счёт лет в истории. Лента времени.

Повторительно-обобщающий урок.

Раздел II. Древний Восток.

Древний Египет.

Возникновение древнеегипетской цивилизации. Значение реки Нил для развития земледелия в древнем Египте. Оросительная система. Шадуфы. Северное и Южное царства. Объединение Египта. Общественное устройство Древнего Египта.

Труд земледельцев. Ремесла и торговля. Быт простых египтян. Рабы и их положение в Древнем Египте.

Власть и положение фараонов. Нравы и обычаи при дворе фараонов. Египетские вельможи (государственная служба, положение в обществе и быт). Писцы и их роль в структуре Древнеегипетского государства.

Обожествление египтянами сил природы. Боги и жрецы. Древнеегипетская мифология. Вера в загробную жизнь. Жрецы и религиозные обряды. Обожествление фараона. Пирамиды. Строительство и украшение храмов. Изобразительное искусство Египта.

Обучение в Древнем Египте. Школы писцов. Иероглифическая письменность. Египетские папирусы. Древнеегипетская литература.

Повторительно-обобщающий урок.

Западная Азия в древности.

Местоположение Междуречья, природа и климат. Основные занятия населения. Роль ирригации в жизни народов древнего междуречья. Возникновение городов-государств и жизнь в них. Боги и храмы Междуречья. Клинопись.

Образование Вавилонского царства. Правление Хаммурапи и его законы. Роль законов в древнем обществе. Город Вавилон – «ворота богов». Занятия и быт простых вавилонян. Рабство в Вавилонии.

Занятия древних финикийцев. Развитие ремесла и торговли. Расцвет финикийских городов. Основание колоний и дальние путешествия финикийцев. Древнейший алфавит и его значение для развития письменности.

Еврейские племена скотоводов-кочевников. Мифы и предания древних евреев. Религия.

Положение Ассирии. Перемены в хозяйстве и военном деле. Ассирийское войско. Завоевания ассирийских царей и создание первой мировой державы. Столица Ассирии – Ниневия. Царский дворец и его украшения. Религия и научные знания в Ассирии. Библиотека Ашшурбанипала.

Персидские завоевания. Персидская держава при Дарии I – «царство стран».

Повторительно-обобщающий урок.

Индия и Китай в древности.

Природные условия древней Индии. Население и его основные занятия. Индийские касты. Представление о богах и переселении душ. Культура древней Индии.

Зарождение китайской цивилизации. Особенности государства и религии в Китае. Учитель мудрости – Конфуций. Китайская религии я и мифология.

Деятельность Цинь Шихуанди. Власть китайского императора. Великая китайская стена. Достижения хозяйства. Культура Древнего Китая.

Повторительно-обобщающий урок.

Раздел III. Древняя Греция.

Древнейшая Греция.

Природа материковой и островной Греции. Занятия древних греков. Легенды и предания. Источники знаний по истории Древней Греции.

Древнейшее Критское царство. Миф о Тесее и Минотавре. Миф о Дедале и Икаре. Кносский дворец. Древнейшая греческая письменность. Гибель Критского царства и Микен.

Поэма Гомера «Илиада» как памятник культуры и исторический источник. Троянская война и её причины.

Поэма Гомера «Одиссея».

Боги – покровители сил природы и человеческих занятий. Миф о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Цикл мифов о Геракле. Культура – объединяющий стержень древнегреческой цивилизации.

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

Освоение железа в Древней Греции. Развитие ремесла и торговли. Образование полисов. Особенности полисной организации. Граждане полисов. Местоположение и особенности природных условий Аттики. Занятия населения. Афины – главный город Аттики. Политическое господство аристократии. Положение простых земледельцев.

Демос и аристократия. Законы Драконта. Законодательство солона6 отмена долгового рабства и перемены в управлении государством. Основные черты афинской демократии.

Природа и хозяйство Лаконики. Плутарх о спартанцах. Отношения между спартанцами и илотами. Управление и военное дело в Спарте. Спартанское воспитание. Власть аристократии в спартанском полисе.

Зарождение и значение Олимпийских игр, их общегреческий характер. Подготовка атлетов к Играм. Порядок проведения. Виды состязаний. Награждение победителей .Легенды о знаменитых атлетах древности.

Причины греческой колонизации. Основание колоний и их связи с метрополиями. Значение греческих колоний в Средиземноморье.

Причины Греко-персидских войн. Угроза порабощения эллинского мира. Марафонская битва и её значение. Создание Афинского морского союза. Фемистокл. Бой в Фермопильском ущелье Саламинское сражение. Разрушение Афин персами. Значение победы греческих полисов над восточной деспотией.

Повторительно-обобщающий урок.

Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии.

Восстановление города после разрушения его персами. Быт простых граждан. Гавани Пирея. Труд рабов и их положение в обществе.

Главная площадь Афин – Агора. Район Афин Керамик и искусство изготовления чернофигурных и краснофигурных сосудов. Архитектурный ансамбль афинского Акрополя. Путешествие по Акрополю.

Система образования и воспитания афинских граждан (школы, палестры, гимнасии). Кто учился в афинских школах. Чему и как учили. Греческий алфавит. Домашнее образование. Педагоги.

Праздники в честь Диониса. Возникновение театра. Трагедия и комедия. Устройство театров и актёры. Значение театров в общественной жизни полисов.

Возвышение Афин. Положение афинских граждан и их союзников. Афины при Перикле. Война со Спартой. Народное собрание, его функции и порядок работы. Суд черепков. Система государственных должностей и плата за них.

Повторительно-обобщающий урок.

Македонские завоевания в IV веке до н.э.

Македонское царство – природа, особенности хозяйства, организация войска. Царь Филипп и подчинение им Греции. Приход Александра к власти.

Походы Александра Македонского на восток. Гибель Персидского царства и создание державы Александра. Идея всемирного завоевания и поход в Индию. Смерть Александра. Распад державы Александра Македонского. Александрия Египетская.

Повторительно-обобщающий урок.


Раздел IV. Древний Рим.

Рим: от его возникновения до установления господства над всей Италией.

Цивилизация этрусков и греческие колонии на территории Италии. Миф об основании Рима. Возникновение римской гражданской общины. Особенности хозяйства и общественной организации в раннем Риме. Верования и обычаи древних римлян.

Военное дело в римском обществе (структура и комплектование армии, представления о воинской доблести и долге гражданина). Покорение народов Италии и война с царём Пирром. Образование и структура римско-италийского союза.

Предания о первых римских царях. Установление республики в Риме и ее аристократический характер. Борьба плебеев и патрициев и её влияние на систему управления.

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.

Борьба Рима с Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье. 1-я, 2-я Пуническая война. Образование первых римских провинций. Вторжение Ганнибала в Италию, битва при Каннах. Поражение Карфагена. Сципион Африканский.

Разгром Сирии и подчинение Македонского царства. Союзы греческих городов под властью Рима. Установление римского господства на всём Средиземноморье (разрушение Коринфа и Карфагена, контроль над морскими путями и зависимыми территориями).

Перемены в римском обществе, вызванные завоевательной политикой. Значение рабства в экономике Рима. Рабство и гладиаторские бои. Жизнь и быт римлян. Городская культура.

Повторительно-обобщающий урок.

Гражданские войны в Риме.

Кризис полисной организации в Римской республике. Разорение земледельцев и законодательство братьев Гракхов. Перемены в комплектовании армии и их значение. Гражданские войны в римской республике. Восстание Спартака – причины, ход и значение его для римской истории.

Кризис республики в Риме. Первый триумвират и возвышение Юлия Цезаря. Завоевание Галлии. Установление диктатуры Цезаря. Заговор против Цезаря и его гибель. Новые гражданские войны и падение республики. Борьба Антония и Октавиана за власть. Октавиан август – первый римский император.

Римская империя в первые века нашей эры. Рзгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.

Личность императора Нерона. Сенека и Нерон. Пожар в Риме

Евангелие о земной жизни Иисуса Христа. Первые христианские общины и их состав. Гонения на христиан. Распространение христианства в Римской империи

Взаимоотношения Римской империи с её соседями. Захват новых владений и оборона старых. Император Траян – «лучший из императоров». Переход империи от захвата земель к обороне по всем рубежам.

Рим («вечный город») – столица средиземноморского мира. Центры городской жизни. Дома и образ жизни знати и плебса. Римские достижения в архитектуре.

Реформы Константина по укреплению империи. Создание новой формы правления. Армия поздней Римской империи. Указ императора Константина и перемены в положении христиан.

Начало Великого переселения народов. Окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную. Натиск германских на западную Римскую империю. Взятие Рима готами. Распад и гибель Западной Римской империи.

Повторительно-обобщающий урок.

Основные понятия и термины для изучения

в курсе истории Древнего мира

История, всемирная история, история Древнего мира, исторический источник, археология, этнография, столетие, век, тысячелетие, от Рождества Христова, наша эра.

Тема Первобытные собиратели и охотники

Собирательство, орудие труда, «человек разумный» родовая община, рубило, копьё, гарпун, мамонт,религиозные верования, обряд, сверхъестественные силы, оборотни

Тема Первобытные земледельцы и скотоводы

Земледелие, скотоводство, мотыга, серп, прядение, ткачество, племя, старейшина, совет старейшин, идол, боги, ремесло, плуг, соседская община, неравенство, вождь, знать, раб.

Тема Древний Египет

Государство, царь, казна , папирус, дельта, пороги, ил, разлив, оазис, рельеф, фараон,

вельможа, писец, налог, шадуф, амулет, гробница, благовония, бронза, пехотинцы, колесницы, дротики, наемное войско, храм, жрецы, мумия, саркофаг, пирамиды, «семь чудес света», сфинкс, обелиск, колонна, портрет, иероглифы, папирус, свиток, геометрия, астрономия

Тема Западная Азия древности

Города-государства, клинопись, закон, ростовщик, колония, алфавит, кочевники, единобожие, заповеди, скрижали, завет, филистимляне, таран, держава, Ниневия

Тема Индия и Китай в древности

Джунгли, хлопчатник, сахарный тростник, каста, брахманы, отшельник, шахматы, дракон, бамбук, иероглифы, гунны, бойница, компас, шелк, бумага

Тема Древнейшая Греция

Лабиринт, фреска, Микены, Троя, мифы о Троянской войне,Гомер, Гектор, Приам, Ахиллес, Агамемнон, Патрокл, Гефест,Итака, циклоп, Посейдон, Алкиной, сирена, сатир, нимфа

Тема Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Полис, демос, ареопаг, архонты, демократия, граждане. Драхма, Народное собрание,

илоты, лаконичная речь, пираты, скифы, мрамор, хитон, гиматий, атлет, пятиборье, ипподром, стратег, фаланга, триера

Тема Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии

Верфь, переселенцы, пошлина, вольноотпущенник, Совет пятисот, керамика, пифос, амфора, портик, фронтон, кариатиды, педагог, стиль, палестра, гимнасия, красноречие, театр, сатир, орхестра, скене, трагедия, комедия, оратор, бобы

Тема Македонские завоевания в IV в. до н.э.

Междоусобные войны, осадная башня, филиппика, маяк, музы, геометрия

Тема Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Латины, этруски, весталка. Ликтор, патриций, плебей ,сенат, республика, монархия, консул, галлы, право вето, народный трибун, легион

Тема Рим — сильнейшая держава Средиземноморья

Пунические войны, триумф, император, провинция, имение, амфитеатр, гладиатор

Тема Гражданские войны в Риме

Гражданская война, восстание, ветеран, диктатор, диктатура, преторианцы, завещание, империя

Тема Римская империя в первые века нашей эры

Даки, христианство, апостолы, евангелие, Страшный суд, колоны, «рабы с хижинами», триумфальная арка, купол, термы

Тема Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

Варвары, епископ, церковь, папа, германцы, венеды, готы, вандалы, античная культура

Требования к уровню подготовки учащихся в 5-м классе

Знать/Понимать:

  • Основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство);

  • Временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации

  • результаты и итоги ключевых событий истории Древнего мира;

  • представителей и памятники культуры Древнего мира, изученные виды исторических источников.


Уметь:

  • Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.

  • Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.

  • Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы, уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;

  • Оперировать историческими понятиями и датами.

  • Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.

  • Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.

  • давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов источников, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;

  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;

  • участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • Использовать знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности


Владеть компетенциями:

- информационно-поисковой;

- учебно-познавательной;

- коммуникативной;

- рефлексивной;

- смыслопоисковой.










Календарно-тематическое планирование


Номер

урока

Дата

Тема

Освоение предметных знаний

УУД

Методы контроля

Предполагаемый результат в соответствие со стандартами

Д.з.

По плану

Фактически

Тема 1. Жизнь первобытных людей – 2 ч.


1

1


Первобытные собиратели и охотники.

Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей.




Выявлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии истории.

Формировать принятие ценностей мирового сообщества.

Уметь: объяснять значение понятий: археология, этнография, нумизматика, геральдика

Познавательные: Определять признаки родовой общины, признаки слова «родовая».

Регулятивные: определение понятий родовая община, правила проживания в общине, важнейшие занятия общинников.

Коммуникативные: Показывать на карте места расселения древнейших людей.

Индивидуальная работа с текстом учебника

Вести диалог, грамотно строить монологическую речь.

Давать определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо.

Давать определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо.



2

1


Возникновение искусства и религиозных верований.

Понимать свою самобытность и ценить культурное наследие разных религий. определение понятий религия, искусство, причины возникновения религии.


Познавательные: Давать определение понятиям: религия, искусство.

Регулятивные: Определить необходимый ответ из ряда предложенных.

Коммуникативные: Объяснять исторические термины.

Устный опрос

Высказывать суждение по вопросу о причинах появления религии.


3

1


Возникновение земледелия и скотоводства.


Уметь: давать определение понятий: присваивающее хозяйство, знать, соседская община, племя;

основные виды деятельности человека, условия и причины возникновения земледелия и скотоводства. Значение данных видов деятельности для человека..

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные: самостоятельно работать-библиотека, Интернет.

Групповые формы работы.

Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить исторические термины.


4

1


Появление неравенства и знати. Счет лет в истории.


определение понятия ремесло, знать, причины возникновения неравенства и последствия данного процесса.

анализировать причины появления неравенства;

-сравнивать состав, соци­альное положение, орудия труда членов родовой и соседской общины, племени

Познавательные: объяснять значения понятий: наша эра, до нашей эры; как велся счет лет в истории; определять век и вести подсчет исторического времени

виды счета лет в истории различных народов в Древности, определение понятий н.э. до н.э.

Регулятивные: Чтение учебника.

Индивидуальная работа с текстом учебника.

Коммуникативные: самостоятельно работать-библиотека, Интернет.


Терминологический диктант

Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить исторические термины.


5

1


Повторительно – обобщающий урок:

« Жизнь первобытных людей».

Уметь: определять значение первобытной эпохи в истории человечества; описывать условия перехода от первобытности

к цивилизации: основные занятия, образ жизни, ору­дия


Познавательные: уметь сравнивать исторические явления;


Регулятивные:

Коммуникативные:. Умение работать с исторической картой

Тест, кроссворд.

Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить исторические термины.


Тема 2. Древний Восток – 4 ч.



6

1


Древний Египет. Государство на берегах Нила.


Уметь: показывать на исторической карте местоположение Древнего Египта; характеризовать природные условия Древнего Египта (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат); объяснять причины возникновения древнеегипетского государства

Познавательные:

Регулятивные: Характеризовать природные условия Древнего Египта.


Коммуникативные: Вести диалог, грамотно строить монологическую речь.


Карта Египта Показывать на карте местоположения древнейших государств.

Уметь работать с картой.


7

1


Как жили земледельцы и ремесленники. Жизнь египетского вельможи


Уметь: давать определение понятий: писцы, налоги;

характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп; анализировать фрагмент исторического документа и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников

Познавательные: Давать определение понятий: вельможи, писцы.

Анализировать фрагмент исторического документа и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников.


Регулятивные: Характеризовать:основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положение

Коммуникативные: составление мини-сочинения, зщита

.

Рисунки.

Исторический документ. Индивидуальные задания на карточках.


Анализировать фрагмент исторического документа и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников.


8

1


Военные походы фараона


Уметь: давать определение понятий: вельможи, -характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп; раскрывать причины и последствия военных походов фараонов Древнего Египта;

Познавательные: раскрывать причины и последствия походов фараонов Древнего Египта

Регулятивные: показывать на исторической карте пути и направления военных походов; участвовать в дискуссии по вопросу о последствиях военных походов

Коммуникативные:

Индивидуальная работа .в контурных картах.

Карта «Египетского царства». Применение знаний в процессе анализа документов, доп. литературы, археологических данных.


Уметь работать с картой, с историческими документами.


9

1


Религия древних египтян


-давать определение понятий: миф, религия.

-называть характерные признаки и особенности верований древних египтян; Уметь: извлекать необходимые сведения из фрагмента исторического документа и мифов о жизни древних египтян

Познавательные: Называть характерные признаки и особенности верований древних египтян.


Регулятивные: Объяснять в чём заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.

Коммуникативные:


наблюдение и анализ исторических событий

Самостоятельно работать-библиотека, Интернет.


.

10

1


Искусство Древнего Египта.


Уметь: составлять описание памятников древнеегипетской культуры: архитектуры, скульптуры; характеризовать основные достижения древнеегипетской науки и определять ее значение для мировой культуры; анализировать исторический источник «Розеттский камень», извлекать необходимый материал по данному вопросу; определять значение появления письменности для возникновения научных знаний

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные: Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства.

Сообщения.


Объяснять значение понятий: иероглиф, папирус.

составлять описание памятников древнеегипетской культуры, архитектуры. скульптуры.


11

1


Повторительно – обобщающий урок: «Древний Египет».

Словесные, проблемный

Индивидуальная.


Тест. Кроссворд.



12

1


Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.




Уметь: показывать на исторической карте месторасположение стран Двуречья; сравнивать географическую среду Египта и Двуречья; высказывать суждение о схожих природных условиях и причинах образования государств в Египте Уметь: анализировать фрагмент исторического источника «Законы Хаммурапи»;

-высказывать свое суждение по вопросу о роли законов в жизни вавилонян и в жизни современных людей

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные: Способность общения, умение дискутировать

Высказывать суждение о схожих природных условиях и причинах образования государств.


Показывать на карте страны. Фронтальная беседа по вопросам темы.

Называть и показывать расположение Древневосточных государств на карте.



13

1


Финикийские мореплаватели.


Уметь: показывать на карте расположение Финикии и пути следования финикийских мореплавателей;

-характеризовать важнейшие достижения и открытия финикийцев в области культуры

Познавательные: знать важнейшие достижения и открытия финикийских мореплавателей

Регулятивные:

Коммуникативные: показывать на карте страны.

Уметь работать с картой «финикийские колонии».

Показывать на карте расположение Финикии и пути следования финикийских мореплавателей.


14

1


Библейские сказания. Древнееврейское царство.


Уметь:

-объяснять значение понятий: миф, предание, единобожие, монотеистическая религия;

- высказывать свое суждение о вкладе древних евреев в мировую культуру, основываясь на знания библейских

Познавательные:

Регулятивные: чтение учебника, прослушивание сообщений.

Коммуникативные:


Сообщения.

Объяснять значение понятий: миф, предание, единобожие. самостоятельно работать-библиотека, Интернет.



15

1


Ассирийская держава.


Уметь: определять причины возникновения и гибели Ассирии; характеризовать особенности военного искусства ассирийцев; сравнивать культуру Древнего Египта и Ассирийской державы

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные: Работа с контурной картой.

Карта «Ассирийская держава в 8-7 в. до н.э.

Определять причины возникновения и гибели Ассирии.

Характеризовать особенности военного искусства ассирийцев.


16

1


Индия и Китай в древности. Природа и люди древней Индии. Индийские касты.



Уметь: характеризовать природно-географические условия, занятия, религиозные верования жителей Древней Индии.

Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории

Познавательные: Формирование отношений к мировым цивилизациям.

Регулятивные:

Коммуникативные:.

Уметь работать с картой « Индия в древности». Фронтальная беседа по вопросам темы

Характеризовать природно-географические условия, занятия, религиозные верования жителей.

Объяснять, какую роль играли идеи индуизма и буддизма.



17

1


Чему учил Китайский мудрец Конфуций.


Уметь:

-определять особенности географических и природных условий Китая;

- сравнивать учения Будды и Конфуция;

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные: Фронтальная беседа по вопросам темы.

Поисковая:

Исторический документ.

Сравнивать учения Будды и Конфуция.



.

18

1


Повторительно – обобщающий урок: «Древний Восток»

Уметь: определять значение культурного наследия народов Древнего Востока;

Умеют работать с исторической картой;

Работают с различными источниками информации, в том числе, учебником, документами, художественной литературой

Познавательные: Умение сравнивать исторические явления; выявлять сходства и различия в культуре стран Древнего Востока


Регулятивные:

Коммуникативные: описывать исторические объекты и культурные памятники;

Тест. Кроссворд. Индивидуальные задания.

Повторение основных понятий и фактов по теме


19

1


Древняя Греция. Греки и критяне. Микены и Троя.



Уметь:

-характеризовать природно-географические условия, основные занятия древних греков и критян

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные: Индивидуальные задания,

Работа с контурной картой.

Уметь работать с

Картой «Древнейшая Греция»

Характеризовать природногеографические условия, основные занятия древних греков и критян. Характеризовать основные события и участников Троянской войны на основе анализа документа « Миф о начале Троянской



20

1


Поэма Гомера

« Илиада». Поэма Гомера

« Одиссея».



Уметь: рассказывать основное содержание поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»;

- характеризовать основных героев поэм, сравнивать

их действия и поступки;

-высказывать свою точку зрения о значимости поэм Гомера для современности;

- показывать на конкретных примерах зависимость религиозных верований людей от природы;

Познавательные: называть имена мифических богов;

- объяснять, какие силы природы отражали боги, покровителями каких занятий считались

Регулятивные:

Коммуникативные: чтение статьи и прослушивание.

Поиск знаний по проблеме, сообщения Работа с учебником.

Рассказывать основное содержание поэмы Гомера

« Илиада» Характеризовать основных героев поэмы, сравнивать их действия и поступки.


21

1


Религия Древних Греков.


Определение понятия религия, причины возникновения религии и ее роль в жизни человека, работать с учебником, обобщать и делать выводы.


Познавательные:

Регулятивные: ответы на вопросы.

Коммуникативные: Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Работа с учебником, составление таблицы

Показывать на конкретных примерах зависимость религиозных верований людей от природы.


22

1


Зарождение демократии в Афинах.

Уметь:

-объяснять значение понятий: демос, демократия, реформы, граждане, народное собрание, ареопаг, архонты;


Познавательные: называть характерные черты политического управления полисом, положения основных групп населения полиса;

-раскрывать причины и значение проведения реформ Солона;

Регулятивные: - анализировать фрагмент исторического документа и давать характеристику событиям и их участникам

Коммуникативные: самостоятельное составление таблицы.

Составление таблицы

Вести диалог, грамотно строить монологическую речь

Объяснять значение понятий: народное собрание, демократия.


23

1


Древняя Спарта.


Уметь:

-сравнивать общественное и государственное устройство Спарты и Афинского государства;

-описывать образ жизни спартанцев и илотов;

-высказывать свое суждение по вопросу о воспитании спартанцев

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные: практическая работа.

мини-сочинение, и защита.


Фильм о спартанцах.

Рассказывать о Спарте, характеризовать её государственное устройство.

Компетентность решения проблем.


24

1


Олимпийские игры в древности.



Уметь:

-объяснять значение понятий: атлет, Милон, пятиборье, ипподром,

-раскрывать причины возникновения Олимпийских игр;

-излагать свое мнение по вопросу: об отличиях Олимпийских игр древности от современных

Познавательные:описывать ход проведения Олимпийских игр;


Регулятивные:

Коммуникативные: практическая работа.

самостоятельный поиск информации в интернете.


Устный опрос. Терминологический диктант

Объяснять значение понятий: атлет, Милон, пятиборье.

Раскрывать причины возникновения Олимпийских игр.

.

25

1


Нашествие персидских войск на Элладу.


Знать причины Греко-персидских войны, хронологию Саламинской битвы, итоги войн.

работать с картой, опорной схемой, развивать умение определять историческое значение событий, делать выводы.


Познавательные: причины Греко-персидских войн

Регулятивные:

Коммуникативные: объяснение схемы, её защита.


Схема Фермопильского ущелья.

Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства.


26

1


Возвышение Афин в 5 веке до н.э. в гаванях афинского порта Пирей.


Уметь:

-описывать условия существования и образ жизни жителей Афин: граждан, переселенцев, женщин, рабов;

Познавательные: - раскрывать роль Афин в истории Древней Греции;

Регулятивные:

Коммуникативные: написание мини-сочинение.


План порта Пирей.

Электронная энциклопедия.

Раскрывать роль Афин в истории Древней Греции.

Описывать условия существования и образ жизни жителей Афин.

.

27

1


В афинских школах и гимнасиях.


Уметь:

-объяснять значение понятий: педагог, гимнасия, палестра;

Называть характерные черты образования в Древних Афинах;

-сравнивать воспитание афинских и спартанских мальчиков.

Познавательные:

Регулятивные: уметь грамотно излагать ответ на вопрос

Коммуникативные:, самостоятельно работать-библиотека, Интернет.


Составление конспекта, обсуждение проблемных вопросов


.

28

1


Македонские завоевания в 4 – м веке до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии.


Уметь:

-высказывать суждение и давать оценку деятельности царя Македонии Филиппа и личности Александра Великого

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Работа с контурной картой.

Работа с документом

Показывать на карте направление походов и территорию державы Александра Македонского.



29

1


Повторительно – обобщающий урок: «Древняя Греция»

Уметь:

-описывать и характеризовать

исторические объекты и культурные памятники;

Работают с различными источниками информации, в том числе, учебником, документами, художественной литературой

Познавательные:определение значения культурного наследия Древней Греции;


Регулятивные:

Коммуникативные: Умение сравнивать исторические явления; умение работать с исторической картой;


Тест. Кроссворд.




Древняя Италия - ч.


30

1


Древний Рим.

Древнейший Рим.


Уметь:

-показывать на карте местоположение Древней Италии;

-объяснять влияние природных условий и занятия жителей, значение основных понятий;

-описывать условия жизни древних латинян;


Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Работа с контурной картой.


Работа по Карте Древняя Италия.

Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии.

самостоятельно работать-библиотека, Интернет.



31

1


Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всём Средиземноморье


Уметь:

-характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия;

-объяснять значение основных понятий;

-давать характеристику полководцам: Ганнибалу, Сципиону

-рассказывать о римских завоеваниях в восточной части Средиземноморья;

Познавательные: объяснять значение основных понятий;

-раскрывать последствия, итоги завоеваний Римом восточной части Средиземноморья

Регулятивные:

Коммуникативные: Работа с контурной картой.


Работать с Картой « Война Рима с Карфагеном»

План битва при Каннах

Работа с географической и исторической картой.

Характеризовать причины и итоги войн Рима.

.

32

1


Рабство в Древнем Риме.


Уметь: объяснять основные понятия; описывать положение рабов в Древнем Риме;

Познавательные:

Регулятивные: рассказывать о гладиаторских боях

Коммуникативные: ответы на вопросы.

Терминологический диктант

Уметь объяснять основные понятия.

Описывать положение рабов в Древнем Риме.


33

1


Гражданские войны. Земельный закон братьев Гракхов.


Знать причины проведения земельной реформы в Риме, основное содержание и значение реформы.

Познавательные:

Регулятивные: Уметь определять причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы

Коммуникативные: ответы на вопросы.

Работа с историческим документом

Уметь объяснять основные понятия.

Раскрывать причины и итоги гражданских войн. Суть земельного закона братьев Гракхов.


34

1


« Вечный город» и его жители.


Уметь:

-описывать повседневную жизнь римлян;

-составлять описание памятников древнеримской культуры: архитектуры, скульптуры;

-определять роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки

Коммуникативная: :ответы на вопросы.

Фронтальная, индивидуальная работа.



.

35

1


Римская империя при Константине.


Знать определение понятий колоны, признаки распада рабовладельческого строя и условия зарождения новых общественных отношений, причины распада империи.


Познавательные: Уметь работать с картой, делать выводы

Регулятивные: Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции


План город Рим в период империи. Индивидуальная работа.

Объяснять основные понятия.

Характеризовать деятельность Константина.


36

2


Повторение и обобщение

« Наследие Древнего мира – фундамент»

Обобщение и систематизация знаний

Фронтальная, индивидуальная работа.

Тестирование

Изученные понятия и факты по теме





















Требования к уровню подготовки учащихся в 5-м классе

Знать/Понимать:

  • Основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство);

  • Временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации


Уметь:

  • Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.

  • Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.

  • Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.

  • Оперировать историческими понятиями и датами.

  • Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.

  • Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;

  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;

  • участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.


литература (приложение 1)

Учебная литература

Агафонов С.В. «Схемы по истории Древнего мира.5 класс»

Алексеев С.И. «Задачи по счёту лет истории Древнего мира. 5 класс»

Короткова М.В. «Дидактические материалы по истории Древнего мира»

Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 класс. В 2 вып. Выпуск I. Жизнь первобытных людей. Древний Восток.

Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 класс. В 2 вып. Выпуск II. Древняя Греция. Древний Рим.

Михайловский Ф.А. «История Древнего мира»

Михайловский Ф.А. «История Древнего мира. Книга для учителя.5 класс»

Михайловский Ф.А. «Программа курса «История Древнего мира». 5 класс»

Манданова Е.С. «История Древнего мира. Поурочное планирование»

Манданова Е.С. «Тематический контроль по истории Древнего мира»

Справочники

Гиро П. Частная и общественная жизнь греков / Пер. с фр. СПб., 1996.

Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян / Пер. с фр. СПб., 1996.

Джеймс П., Торп Н. Древние изобретения / Пер. с англ. М., 1997.

Мифы народов мира: Энциклопедия / Под ред. С.А.Токарева. Т. 1-2. М., 1991.


Дополнительная литература

Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1995; 1996.

Грант М. Греческий мир в доклассическую эпоху / Пер. с англ. М., 1998.

Грант М. Классическая Греция / Пер. с англ. М., 1998.

Грант М. Двенадцать цезарей / Пер. с англ. М., 1998.

Грант М. Крушение Римской империи / Пер. с англ. М., 1998.

Джонс А.Х.М. Гибель античного мира / Пер. с англ. Ростов н/Д, 1997.

Керам К. Боги, гробницы, ученые. СПб., 1994.

Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1991.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / Пер. с польск. М., 1992.

Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб., 2000.

Матюшин Г.Н. У колыбели истории. М., 1972.

Маринович Л.П. Александр Македонский. М., 1997.

Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес Древнего мира. М., 1966.

Свенцицкая И.С. Раннее христианство. Страницы истории. М., 1988.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Пер. с англ. М., 1989.

Уколова В.И. Поздний Рим. Пять портретов. М., 1992.

Утченко С.Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. М., 1969.

Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. М., 1979.


Электронные учебные материалы

Всеобщая история. История Древнего мира


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Рабочая программа по истории 5 кл

Автор: Южакова Оксана Сергеевна

Дата: 27.01.2015

Номер свидетельства: 162450

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 6 класс."
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia_programma_istoriia_rossii_vseobshchaia_istoriia_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "569543"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610122495"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа История Казачества"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia_programma_istoriia_kazachestva_1"
    ["file_id"] => string(6) "543264"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1584532070"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа, история, 9 класс "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-istoriia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "153318"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420993421"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "ИСТОРИЯ Рабочая программа 6 класс."
    ["seo_title"] => string(37) "istoriia-rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "255136"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447866695"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа по истории (8 класс) "
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramma-po-istorii-8-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "194341"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427761981"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства