Данная рабочая программа составлена для изучения курса «Всеобщая история» по учебнику Н.В. Загладин, Н.А. Симония (М.: Русское слово, 2009) – 24 часа; изучение курса А.Н. Сахаров «История России с древнейших времен до конца XVI века, М. «Русское слово», часть I, 2010 г. История России XVII-XIX века» по учебнику А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов (М.: Русское слово, часть II, 2008г.) – 46 часа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории (10 класс)»
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории ориентирована на учащихся 10класса, разработана на основе следующих документов:
Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон Брянской области от 08.08.2013 г. №62-З «Об образовании в Брянской области»;
Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования»;
Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебных предметам федерального базисного учебного плана».
Программы общеобразовательных учреждений . Программа курса к учебнику Н.В.Загладина, Н.А. Симония «Всеобщая история.10класс».
Программа курса к учебнику А.Н.Сахаров «История России с древнейших времен до к.16в.- М.: «Русское слово».ч.1. 2010, к учебнику А.Н. Сахарова , А.Н. Бохонова «История России 17-19вв».-М.: «Русское слово». Ч.2 .2008
Учебный план МБОУ «Житнянская сош» на 2015-2016 учебный год и годового календарного графика работы школы на 2015-2016 уч.год.
УМК: История России с древнейших времен до к.16в. Под редакцией А.Н.Сахарова .- М.: «Русское слово», ч.1.2010
История России 17-19вв. Под редакцией А.Н.Сахарова, А.Н.Бохонова.
М.: «Русское слово».2008
«Всеобщая история.10класс». Под редакцией Н.В.Загладина, Х.Т.Загладина.
-М.: «Русское слово»,2009
Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Брянской области на 2015 -2016 учебный год и годовому календарному графику на изучение предмета «История» в 10классе отводится 70часов, поэтому данная рабочая программа рассчитана на 70часов.
Срок реализации программы 1 учебный год
Изучение истории в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и купных деятелях отечественной истории;
ознакомление учащихся с событиями новейшей истории, фактами, биографиями исторических деятелей, основными процессами развития человеческого общества;
развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий прошлого и настоящего, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, использованию знаний, полученных в ходе изучения курса истории, при анализе и оценке современного состояния общества;
воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся, формирование личностного отношения к истории своей страны, стимулировало желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
Данная рабочая программа составлена для изучения курса «Всеобщая история» по учебнику Н.В. Загладин, Н.А. Симония (М.: Русское слово, 2009) – 24 часа; изучение курса А.Н. Сахаров «История России с древнейших времен до конца XVI века, М. «Русское слово», часть I, 2010 г. История России XVII-XIX века» по учебнику А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов (М.: Русское слово, часть II, 2008г.) – 46 часа.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование в 10 классе способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.
Особенностью курса истории, изучаемого в 10 классе на базовом уровне, является его общеобязательный статус организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.
Основные содержательные линии программы базового уровня исторического образования в 10кл реализуются в рамках двух курсов — «История России» , «Всеобщая история» .Предполагается их параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.
Место предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Брянской области на 2015 -2016 учебный год и годовому календарному графику на изучение предмета «История» в 10классе отводится 70часов, поэтому данная рабочая программа рассчитана на 70часов. Авторская программа Н.В.Загладин, Х.Т.Загладина «Всеобщая история.10 класс» рассчитана на 24ч.,данная рабочая программа изучает 24ч.,авторская программа курса А.Н. Сахаров «История России с древнейших времен до конца XVI века, М. «Русское слово», часть I, 2010 г. История России XVII-XIX века» по учебнику А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов (М.: Русское слово, часть II, 2008г.) рассчитана на 46 часа,данная рабочая программа
изучает 46ч.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем, адекватных познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
С учетом специфики целей и содержания педвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании у учащихся умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.
СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЯ
индивидуальные-5
групповые-6
фронтальные-3
практикум-2
беседа-6
фронтальный опрос-12
опрос в пара-6
самостоятельная работа-10
тестирование-19
контрольная работа-2
Результаты обучения
Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки десятиклассников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования и психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни основного общего образования (в том числе: рассказывать, показывать, выявлять, сравнивать, определять, объяснять).
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками обучающихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности).
Требования к уровню подготовки десятиклассников:
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать:
факты, процессы и явления, характеризующие целостность и основные системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Учебно-тематическое планирование
Раздел курса
Время на изучение материала
Всеобщая история
Раздел I
История как наука
2
Раздел 2 Человечество на зоре своей истории.
2
Раздел III
Цивилизация Древнего мира.
4
Раздел4 Средневековье.
6
Раздел 5. Новое время : эпоха модернизации.
9
Итоговое обобщение. Контрольная работа.
1
Россия с древнейших времен до конца XVI века
Введение
1
Раздел I
Русь изначальная
4
Раздел II
Расцвет Руси XI-XII вв.
2
Раздел III
Политическая раздробленность. Борьба Руси за независимость XIII века
6
Раздел IV В борьбе за единство и независимость
2
Раздел V
Россия в XVI веке
3
Россия в XVIII-XIX веках
Раздел I
Россия в XVII веке
7
Раздел II
Россия в XVIII веке
8
Раздел III
Россия в XIX веке
10
Контрольная работа
1
Повторение.Решение заданий ЕГЭ
2
Содержание
Курс « Всеобщая история.10класс
Раздел 1. История как наука.
В разделе рассматриваются этапы развития исторического знания и основные проблемы изучения истории, освещаются различные подходы к ее изучению ,подчеркивается важность познания прошлого для осмысления человеком своего бытия и познания общества, в котором он живет.
Тема1. Возникновение и развитие исторической науки.
Тема2. Основные философии методологии истории.
Раздел 2. Человечество на заре своей истории.
Раздел знакомит уч-ся с современными взглядами на происхождение человека, основными этапами развития общества.
Раздел включает темы: У истоков рода человеческого.
Первобытное общество. Неолитическая революция.
Раздел 3.Цивилизация древнего мира.
Материал раздела освещает историю зарождения и развития первых государств-
Деспотий Востока, Древней Греции, Древнего Рима, знакомит с достижениями древней античности, культурой, которая легла в основу традиций современной европейской духовной и общественной жизни. Рассматриваются глобальные перемены климата, Великое переселение народов, крушение государств Древне
го Востока.
Раздел включает темы: Введение в историю древнего мира, Первые цивилизации Азии и Африки, Эпоха античности, Кризис античной цивилизации.
Раздел 4. Средневековье.
Знакомит с эпохой Феодализма, как специфичекой формой общественного уклада, раннефеодальными государствами, особенностями развития средневекового Востока и Византии, периодом расцвета средневековой цивилизации, а также кризисом средневековья. Византия. Западная Европа в средние века. Азия в средние века.Международные отношения в Средние века. Духовная жизнь в средневековье.
Раздел 5. Новое время: Эпоха модернизации
Раздел знакомит с Великими географическими открытиями, особенностями нового этапа развития стран Западной Европы, абсолютизмом в Европе ,буржуазными Революциями. Становлением индустриального общества, международными отношениями, с этапами колониальной экспансии стран Запада, особенностями стран Востока. В раздел включены темы: Понятие « Новое время», Великие географические открытия, Изменения духовного облика Европы , Просвещенный абсолютизм, Буржуазные революции, Просвещение, Индустриальное общество, Духовная жизнь Новое время, Азия в Новое время, Международные отношения, Основы теории модернизации.
Перечень учебно-_методического обеспечения
Учебная литература
А.Н. Сахаров История России с древнейших времен до конца XVI века, М.: Русское слово, 2010г.
А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов История России XVIII-XIX века, М.: Русское слово, 2008г.
Е.А. Гевуркова, Я.В. Яковлёв История. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ, М.: Экзамен, 2013г.
Е.А.Разин История войн и военного искусства. СПб.,М.1983
Карты
Политическая карта мира
Древние гос-ва мира
Великие географические открытия
Политическая раздробленность Руси
Образование централизованного Московского гос-ва
Россия в ХVII
Россия в первой половине 19в
Россия во второй половине 19в.
Россия в пореформенный период.
Календарно-тематическое планирование
по Всеобщей истории 10 класс
Составлено на основе программы Н.В. Загладин, Х.Т. Загладин Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века, программа к учебнику Н.В. Загладин, Н.А. Симония Всеобщая история 10 класс, М.: Русское слово, 2013г.
По учебнику Н.В. Загладин, Н.А. Симония Всеобщая история 10 класс, М.: Русское слово, 2009г.
(2 часа в неделю, 24 часа, контрольных работ 1)
Автор: учитель истории
МБОУ « Житнянская СОШ»
Медведева Валентина Ивановна
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Дата
Наименование раздела, темы урока
Кол-во часов
Вид учебного занятия
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам,
содержание и формы контроля
по плану
фактически
Раздел I. Меняющийся облик мира: опыт осмысления. Человечество в эпоху древнего мира (7 часов)
1
История в системе гуманитарных наук
1
Вводная лекция
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества. Периодизация исторического процесса. Назвать в хронологической последовательности этапы развития человечества, их хронологические рамки. Объяснить особенности познания прошлого, характеризовать теории исторического развития
2
У истоков рода человеческого. Неолитическая революция
1
Проблемное изложение материала.
Природное и социальное в человеческом сообществе первобытной эпохи. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Знать развитие человечества, показать на карте регионы, являющиеся прародиной человечества. Характеризовать гипотезы происхождения человечества, выявлять их слабые стороны. Понятие: «Неолитическая революция»
3
Древневосточные цивилизации
1
Лекция
Показать на карте регионы возникновение первых государственных образований, характеризовать социальную структуру, особенности политической власти, духовную жизнь. Понятия: связи, экономическая жизнь, политические отношения. Античные цивилизации общества, Мифологическая карта мира.
4-6
Города -государства Греции и Италии. Борьба за господство над Средиземноморьем. Закат Античной цивилизации
3
Комбинированный урок
Излагать исключительные события эпохи Античности. Характеризовать варианты развития древнегреческого полиса, особенности хозяйственной деятельности Греции. Античные цивилизации Средиземноморья.
7
Духовное наследие древних обществ
1
Лекция
Характеризовать древнейшие системы правовых норм, характеризовать религии. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.
Раздел II. Европа и Азия в средние века (4 часа)
8-9
Раннее Средневековье. Расцвет и кризис европейского средневекового общества
1
Урок-конференция
Излагать события эпохи Средневековья. Поделить процесс формирования системы крупного землевладения, положение зависимого населения, повинности населения. Христианская средневековая цивилизация в Европе, православие и католизм.
10
Экспансия ислама
1
Проблемная лекция
Излагать в хронологическом порядке события связанные с возникновением ислама, выявить причины возникновение ислама. Особенности устройства Арабского халифата. Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль эпохи.
11
Меняющейся облик мира. Повторение
1
Комбинированный урок
Повторение пройденных тем. Тесты. Беседа с учащимися.
Раздел III. Новое время: эпоха Европейского господства (12 часов)
12
Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки.
1
Семинар
Знать и показать на карте регионы, открытые в эпоху Великих географических открытий, Выявить причины пробудившие европейцев искать новые морские пути в Индию. Выявить особенности колонизации Северной Америки. Формирование нового пространственного восприятия мира.
13
Абсолютизм в Западной Европе и России
1
Комбинированный урок
Дать определение понятию «абсолютизм», определить его новые черты, выявить предпосылку усиления центральной власти в странах Западной Европы. Изменение в правовых идеологических основах государственности
14
Буржуазная революция в Англии
1
Проблемная лекция
Излагать в хронологическом последовательности события английской буржуазной революции, определить значение в революционных событиях религиозных разногласий. Буржуазные революции ХУН-Х1Хвв. Тесты.
15
Эпохи просвещения и просвещенный абсолютизм
1
Комбинированный урок
знать мыслителей эпохи просвещения, характеризовать теории «естественного права» и «общественного договора», характеризовать взгляды Вольтера, Руссо, Дидро. Составление таблиц
16
Война за независимость в Северной Америке
1
Лекция
Указать причины массовой миграции в Америку и ее последствия для реализации английских колоний, объяснить почему в колониях быстро развивалось ремесленное и мануфактурное производство. Возникновение общественно политических течений. Тесты. Составление таблиц
17
Великая французская революция
1
Проблемная лекция
Характеризовать исторические условия во Франции к концу XVIII в. Выделить основные этапы Великой французской революции, дать им характеристику. Становление гражданского общества. Тесты, мозговой штурм.
18
Наполеоновские войны
1
Актуализация изученного материала в ходе беседы
Дать определение понятию «континентальная блокада», проследить процесс укрепления власти Наполеона, дать оценку решениям Венского конгресса, определить интересы каких государств они выражали. Тесты
19
Реакция и революции в Европе в 1820-1840-х г.
1
Семинар
Определить цели Священного союза, объяснить почему Англия заняла особую позицию по отношению к Св.союзу, выявить его сильны и слабые стороны. Возникновение общественно- политических движений. Становление гражданского общества. Тесты. Таблицы.
20
Промышленный переворот в Англии и его последствия
1
Комбинированный урок
Дать определение понятию «промышленный переворот», назвать его признаки, указать пром.развитие отдельных регионов Европы. Технический прогресс в XVIII-середине Х1Хв. Развитие капиталистических отношений. Составление таблиц. Тесты.
21
Индустриальные общества Европы и Америки во второй половине XIX в.
1
Проблемная лекция
Выявить обстоятельства препятствующие объединению Италии и Германии. Либерализм и демократизм в США. Противоречия между промышленниками Севере. Гражданская война в США. Тесты, дискуссии.
22-23
Восток в XV- XVIII вв.: от экспансии к зависимости. Колониальный раздел мира в XIX в. И его последствия
2
Комбинированный урок
Выделить этапы британского завоевания Индии, особенности развития Китая, направление модернизационной политики Японии. Традиционное общество востока в условиях традиционной экспансии.
24
Итоговое повторение. Контрольная работа1. На тему « Мир во 2-й половине 19в.»
1
Контрольный урок
Повторение пройденного материала с проведением беседы, тестов и дискуссий среди учащихся.
Календарно-тематическое планирование
по Истории России с древнейших времен до конца XIX века 10 класс
Составлено на основе программы А.А. Данилов, Л.Д. Косулина Программа по истории России с древнейших времен до конца XIX века 10 класс, М.: Просвещение, 2008г.
По учебнику А.Н. Сахаров «История России с древнейших времен до конца XVI века, М. «Русское слово», часть I, 2010 г. История России XVII-XIX века» по учебнику А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов (М.: Русское слово, часть II, 2008г.) – 46 часа. М.: Просвещение, 2008г.
(2 часа в неделю, 46 часов, контрольных работ - 1)
Автор: учитель истории
МБОУ « Житнянская СОШ»
Медведева Валентина Ивановна
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Дата
Наименование раздела, темы урока
Кол-во часов
Вид учебного занятия
Элементы содержания
и формы контроля
по плану
фактически
Русь изначальная (5 часов)
1
Введение в курс «История России». Особенности российской цивилизации
1
Вводная лекция
Характеризовать этапы российской истории. Назвать особенности русской цивилизации, объяснить сущность взглядов на российскую цивилизацию. Понятия: история цивилизаций, эшелонная модель
Ф.к.беседа
2
Индоевропейцы. Исторические корни славян
1
Лекция
Назвать потомков индоевропейцев, определить их места расселения на карте. Определить место предков славян среди индоевропейцев. Понятия: славяне, индоевропейцы.
Ф.к. работа в группах
3
Восточные славяне в VIII-IX века
1
Лекция
Перечислить предпосылки образования государства, назвать имена языческих богов, показать по карте расселение славянских племен, путь «от варяг к грекам». Мозговой штурм.
Ф.к.Тестирование
4
Формирование Древнерусского государства. Первые русские князья
1
Комбинированный урок
Предпосылки образования Древнерусского государства Признаки Древнерусского государства
Ф.к.групповая
5
Древнерусское государства при Владимире
1
Семинар
Причины , значения и последствия принятия христианства. Влияние Византии на политическую сферу и культуру Киевской Руси. Понятие: христианство, православие. Работа с карточками, карта.
Ф.к. работа в парвх
Расцвет Руси. XI-первая треть XII в. (2 часа)
6
Правление Ярослава Мудрого
1
Комбинированный урок
Дать понятия междоусобных войн, династическому браку. Русская правда. Причины междоусобных войн. Понятия: Ярославль Мудрый.
Ф.к. фронтальный опрос
7
Развитие федеральных отношений. Русь при потомках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах
1
Комбинированный урок
Нашествие половцев, крестовый поход, восстание 1113 г. Понятия: домен, вотчина, закуп, дружина. Ф.к. Дискуссия на тему «Система управления страной в XI в.» Работа с картой
Политическая раздробленность. Борьба Руси за независимость XIII века (6 часов)
8
Политическая раздробленность Руси
1
Комбинированный урок. Дискуссия
Причины, последствия политической раздробленности. Излагать направления политики князей. Характеризовать крупные княжества. Составление таблиц. Работа с картой
9
Культура Руси X - начала XIII в. Зарождение русской цивилизации
1
Семинар
Назвать деятелей культуры, героев произведений. Знать достижения культуры Руси данного периода.
Ф.к. индивидуальная.Составление таблиц
10
Монгольское нашествие на Русь
1
Комбинированный урок
Охарактеризовать основные этапы нашествия монголов на Русь. Выявит предпосылки завоевания монголов. Понятия: Золотая Орда, ордынское иго, ярлык. Работа с картой
Ф.к. фронтальный опрос
11
Вторжение крестоносцев. Александр Невский
1
Лекция
Причины и последствия вторжения крестоносцев на Русь. Понятия: Невская битва, ледовое побоище, крестоносцы.
Ф.к. Работа с картой. Тесты.
12
Русь и золотая Орда при Александре Невском. Предпосылки возрождения Руси
1
Семинар
Излагать политику Александра Невского в отношении Золотой Орды и ее последствия. Понятия: поместье. Работа с картой. Тестирование
13
Москва - центр объединения русских земель. Дмитрий Донской
1
Комбинированный урок
Этапы объединения земель вокруг Москвы, причины возвышения Москвы. Понятия: Роль городов в объединительном процессе. Работа с картой. Тестирование.
В борьбе за единство и независимость (2 часа)
14
Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского
1
Лекция с элементами практических работ
Излагать события Куликовской и Грюнвальдской битв. Понятия: национальное самосознание, Дмитрий Донской.
Ф.к. Работа с картой, карточками. Тестирование
15
Феодальная война. Иван III -государь всея Руси
1
Комбинированный урок
Выявит причины складывания самодержавной формы государственности. Понятия: многонациональное государство. Работа с картой.. Составление таблиц
Россия в XVI веке (3 часа)
16
Иван IV. Внутренняя политика
1
Комбинированный урок
Рассказать содержание реформ Избранной Рады. Определить суть опричнины. Дискуссия( беседа)
17
Внешняя политика Ивана Грозного
1
Комбинированный урок
Знать основные направления внешней политики Ивана Грозного. События Ливонской войны. Основные задачи внешней политики.
Ф.к, фронтальный опрос,
18
Культура и быт XIV -XV веков
1
Лекция
Назвать достижения русской культуры XIV- XVI веков, дать им краткую характеристику.
Ф.к, индивидуальный
Россия в XVII веке (7 часов)
19
Смутное время
1
Комбинированный урок
Причины, ход, результаты Смуты. Понятия : Смута, интервенция, «тушинские перелеты», семибоярщина. Работа с историческими документами
Ф.к,фронтальный опрс
20
Россия после Смуты
1
Комбинированный урок
Анализировать положение России после Смуты. Дать характеристику личности М. Романова. Понятия: боярская дума, Земские сборы, приказы. Дискуссии, Тестирование
21
Новые черты в жизни России
1
Лекция
Выявит основные направления развития страны в начале XVII века. Характеризовать новые направления в развитии экономики, политики и социальном состоянии. Составление таблиц. Тестирование
22
XVII «бунтарный век»
1
Комбинированный урок
Характеризовать народные движения (этапы, причины, последствия). Понятия: Соляной бунт, С. Разин
Ф.к. самостоят,работа
23
Внутренняя и внешняя политика царя Алексея Михайловича
1
Лекция
Рассмотреть политику Алексея Михайловича. Определить основные задачи, направления, итоги внешней политики. Понятия: церковный раскол. Работа с картой, дополнительной литературой. Работа в группах,
24
Россия накануне преобразований
1
Урок-беседа
Перечислить внешнеполитические задачи. Характеризовать правление Федора. Понятия: местничество, стрельцы. Составление таблиц. Работа с текстовым учебником. индивидуально
25
Российская культура XVII века
1
Комбинированный урок
Назвать достижения русской культуры XVII в., дать им краткую характеристику. Составление таблиц. Работа с текстовым и наглядным материалом. Ф.к, работа в парах
Россия в XVIII веке (8 часов)
26
Внутренняя политика Петра I
1
Комбинированный урок
Рассмотреть внутреннюю политику Петра I , ее задачи, цели, последствия этой политики. Понятия: рекрутская повинность, коллегия, регулярная армия. Составление таблиц. Тестирование
27
Внешняя политика Петра I
1
Комбинированный урок
Рассмотреть внешнюю политику Петра I , ее задачи, цели, последствия этой политики. Понятия: Каспийский поход, Азовские походы, великое посольство. Составление таблиц. Работа с картой, карточкиами.
Определить задачи и сущность политики Екатерины II, ход крестьянской войны Е. Пугачева. Понятия: реформы Екатерины II. Работа с текстовыми документами. Тестирование
30
Внешняя политика Екатерины II
1
Лекция
Цели, направления , итоги внешней политики Екатерины II. Понятия: русско-военная школа.
Ф,к, фронтальный опрос
31
Экономическое развитие и население России во второй половине XVIII в.
1
Комбинированный урок
Рассмотреть экономическое развитие и население России во второй половине XVIII в. Понятия: барщина, вольнонаемный труд, ярмарки.
Ф,к, Составление таблиц(самостоят,)
32
Культура России XVIII в.
1
Лекция
Назвать достижения русской культуры в XVIII в., дать им краткую характеристику. Составление таблиц. Работа с энциклопедиями
Ф.к. работа в группах
33
Тревожное окончание века. Повторение по разделу
1
Контрольный урок
Знать внешнее и внутренние направление политики Павла I. Определить цель его правления. Тестирование
Россия в XIX веке (10 часов)
34
Внутренняя политика Александра I
1
Лекция
Рассмотреть внутреннюю политику Александра I , ее задачи, цели, последствия этой политики. Понятия: самодержавно-бюрократический строй. Работа со схемами. Тесты.
35
Внешняя политика России в первой четверти XIX в.
1
Лекция
Определить основные направления внешней политики России в первой четверти XIX в. Понятия: Отечественная война, народная война.
36
Движение декабристов
1
Комбинированный урок
Причины движения декабристов, их цели и последствия. Их влияние на социально- политическое развитие России. Составление схем и таблиц. Ф.к. фронтальный опрос
37
Внутренняя политика Николая I
1
Лекция
Рассмотреть внутреннюю политику Николая I, ее задачи, цели, последствия этой политики. Понятия: теория официальной народности. Составление таблиц. Тестирование
38
Внешняя политика Николая I. Крымская война
1
Лекция
Рассмотреть внешнюю политику Николая I , ее задачи, цели, последствия этой политики. Понятия: Крымская война ее причины и последствия, принцип легимитивности. Работа с картой, составление таблиц. Рассмотреть схемы.(самост, работа).
39
Общественная и духовная жизнь в России
1
Комбинированный урок
Знать взгляды общественных и духовных деятелей России. Характеризовать взгляды западников и славянофилов. Понятия: утопический социализм. Составление таблиц, работа со схемами-работа в группах
40
Александр II Реформирование российского общества во , второй половине XIX в.
1
Комбинированный урок
Определить политику Александра II, причину его реформ, их последствия и значения. Понятия: Манифест 19 февраля 1861 г., земская, городская, судебная, военная реформы. Составление таблиц, работа со схемами. Тестирование
41
Россия после отмены крепостного права
1
Лекция
Назвать существенные изменения России после отмены крепостного права. Понятия: народники, террор, «хождение в народ». Составление таблиц. Работа с текстовыми документами. Ф.к. фронтальный опрос
42
Александр III. Контрреформы конца XIX в.
1
Семинар
Проследить ход либеральных реформ в Царицыне. Выявить экономические и социально-политические изменения в Царицыно. Понятия: контрреформы. Составление таблиц. Тестирование
43
Россия в конце XIX в. Культура России в XIX в.
1
Лекция
Определить положение России в конце XX века. Политическое, экономико-социальное положение в стране. Понятие: завершение пром. переворота, ж/д бум. Составление таблиц, работа с картой и схемами. Тесты, Итоговые Тесты. Назвать достижения русской культуры в ХIХв., дать им краткую характеристику. Составление таблиц.
44
Контрольная работа 2 Тема «Россия в 19 веке»
1
Контрольный урок
Закрепление знаний учащихся с помощью итоговых тестов, практических работ.