Данная рабочая программа составлена по курсу " Россия и мир с древнейших времен до конца 19 века" для 10класса. Учебник Волобуева О.В. Программа разработана на 70 часов. Программа состоит из пояснительной записки, содержания краткого курса, тематического и календарного планирования, списка литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 10 класс. »
«Россия и мир. История с древнейших времён до конца XIX века».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Календарно-тематическое планирование уроков истории в 10 классе составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Автор: Волобуев О.В. «Россия и мир с древнейших времён до конца XIX века» М., «Дрофа», 2004г. и «Оценки качества подготовки выпускников средней школы по истории» М., «Дрофа», 2001г.
Планирование составлено на 2 часа в неделю, 70 часов в год.
В основном планирование реализуется в форме комбинированных уроков,
уроков изучения нового материала, практических занятий по
учебнику, уроков обобщения.
Главными задачами курса «Россия и мир. История с древнейших времён до конца ХIХ века» являются:
• систематизация и закрепление исторических знаний, получаемых учащимися;
• обобщение знаний на теоретическом уровне, позволяющем создать осмысленную картину истории человечества, включая представления о периодизации, цивилизациях, прогрессе, доминирующих тенденциях общеисторического развития в разные эпохи;
• правильное представление мирового исторического процесса в его единстве и многообразии;
• формирование у старшеклассников исторического мышления, понимания причинно-следственных связей, умения оперировать основными научными понятиями;
• осознание учащимися места России в истории человечества и в современном мировом сообществе, верное восприятие ими ее цивилизационных характеристик; анализ взаимосвязи истории страны с мировой историей, понимание вклада России в мировую культуру;
• воспитание у школьников гуманистического видения мира, неприятие всех проявлений дискриминации (расовой, конфессиональной, социально-групповой), уважение к другим, далёким по времени и современным культурам.
• формирование у старшеклассников гражданских идеалов и патриотических чувств, активной позиции - неприятия нарушений прав человека, нигилистического отношения к истории и культуре своей Родины, националистического извращения прошлого русского народа и других народов страны;
• воспитание учащихся в духе признания неизбежности плюрализма взглядов, социального компромисса и толерантности, предотвращения социальных конфликтов путём поиска их мирного решения.
Тематическое планирование
№ п/п
Раздел, тема
Кол-во
часов
1
Тема 1. Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья
7
2
Тема 2. Древняя Русь
9
3
Тема 3. Западная Европа в XI—XV веках
3
4
Тема 4. Российское государство в XIV—XVII веках
10
5
Тема 5. Запад в Новое время
7
6
Тема 6. Российская империя в XVIII веке
7
7
Тема 7. Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации
8
8
Тема 8. Россия на пути модернизации
11
9
Тема 9. Культура XIX века
6
10
Резерв:
2
11
Итого:
70
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
· основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
· периодизацию всемирной и отечественной истории;
· современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
· историческую обусловленность современных общественных процессов;
· особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
· изученные виды исторических источников;
уметь
· проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
· критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
· соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
· показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
· анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
· различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
· устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
· участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
· представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
· объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
· использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
· соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
· понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
· высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
· объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
· использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Содержание учебного курса
Россия и мир с древнейшихвремен до конца XIX века
Введение
Задачи и особенности учебного курса. Основные тенденции мирового общественного развития. Россия и мировой исторический процесс.
ТЕМА 1Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья
Древний Восток и античный мир. Начало преобразования человеком природы. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Появление ремесла и торговли. Ранние цивилизации и их особенности. Государство на Востоке. Деспотия. Возникновение античной цивилизации. Аристократия и демократия в античных полисах. Эллинизм: государство и общество. Римский мир Средиземноморья.
Рождение европейской средневековой цивилизации. Кризис поздней Римской империи. Великое переселение народов и его последствия для мира Средиземноморья. Падение Западной Римской империи. Начало эпохи Средневековья. Влияние античной традиции на политическую жизнь, право, градостроительство и архитектуру в эпоху Средневековья. Латинский язык и литература в духовной жизни Средневековья. Этническая карта Европы. Общественный строй варварских народов Европы. Роль христианства в жизни средневекового общества.
Страны Западной Европы в раннее Средневековье. Природные условия и хозяйственная деятельность. Образование варварских королевств. Франкское государство и его завоевания. Образование государств во Франции, Германии и Италии. Формирование раннефеодального общества. Феодальная собственность и феодальное поместье. Феодальная лестница: сеньоры и вассалы. Дальнейшее политическое дробление. Образование Священной Римской империи. Сословия средневекового общества. Христианство и христианская церковь в жизни человека Средневековья. Духовная и светская власть.
Византийская империя и восточнохристианский мир. Природа и население. Особенности развития Византии. Античная и христианская традиции в жизни византийцев. Государственная власть и церковь в Византийской империи. Раскол христианской церкви. Византия — крупнейшее христианское государство раннего Средневековья. Внешняя политика византийских императоров. Влияние Византии на славянский мир.
Исламский мир. Аравия — родина ислама. Проповедь Мухаммеда и возникновение новой религии. Вероучение ислама. Начало арабских завоеваний. Образование халифата. Раскол в исламе: шииты и сунниты. Арабский халифат во второй половине VII—X в. Мусульманская культура.
ТЕМА 2Древняя Русь
Народы Восточной Европы. Природно-географические условия и хозяйственно-культурные типы. Великое переселение народов и новая этническая карта Восточной Европы. Расселение славян.
Финно-угорские, балтские племена. Тюркский каганат. Хазария и Волжская Булгария.
Восточные славяне в древности. Влияние природной среды на занятия и образ жизни восточных славян. Хозяйство. Особенности земледельческой культуры. Родоплеменная организация восточных славян и ее эволюция. Племенные союзы. Языческие верования. Устройство мира в представлении восточных славян. Славянские боги.
Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. Предпосылки формирования Древнерусского государства. Русь и варяги. Первые князья. Военные походы. Русь и Византия. Княжение Владимира I. Христианизация Руси и ее значение.
Государство и общество. Организация управления государством. Полюдье. Начало княжеских усобиц. Правление Ярослава Мудрого. Центробежные тенденции в Древнерусском государстве. Владимир Мономах. Община и вотчина. Социальная структура древнерусского общества. Русская Правда.
Церковь и культура. Русская православная церковь. Влияние христианства на культуру. Развитие каменного зодчества. Древнерусская живопись. Образование. Литература. Летописание. Бытовая культура.
Раздробленность Руси. Экономические и политические причины раздробленности. Натуральный характер сельского хозяйства. Расширение боярского землевладения. Рост городов. Окончательный распад Древнерусского государства. Борьба за великокняжеский стол. Владимиро-Суздальское княжество и рост его политического влияния. Новгородская земля. Система государственного управления. Культура Руси в XII — начале XIII в. Архитектура. Живопись. Литература.
Русь между Востоком и Западом. Держава Чингисхана. Первые завоевательные походы монголов.
Нашествие на Волжскую Булгарию и на Русь. Батый. Борьба русских княжеств с монгольским нашествием и его последствия. Образование Золотой Орды. Система государственного управления. Русские земли в составе Золотой Орды. Александр Невский. Борьба со шведами и немцами. Отношения с Ордой.
ТЕМА 3Западная Европа в XI—XV веках
Экономическое и политическое развитие. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Развитие ремесла и техники. Средневековый город и горожане. Торговля и банковское дело. Укрепление королевской власти во Франции и в Англии. Создание централизованных государств. Ослабление Священной Римской империи. Изменение роли церкви в жизни западноевропейского общества. Еретические движения.
Взаимодействие средневековых цивилизаций. Католический, православный и мусульманский миры в раннее Средневековье. Крестовые походы. Судьба Византии и южнославянских государств. Реконкиста. Германская экспансия в Восточной Европе. Культура средневекового Запада. Картина мира в представлениях средневековых европейцев. Христианство и культура. «Рыцарская» культура. «Крестьянская» культура. «Городская» культура. Средневековые университеты.
ТЕМА 4Российское государство в XIV—XVII веках
Москва во главе объединения русских земель.
Начало возвышения Москвы. Первые московские князья, рост их владений. Русские земли в составе Великого княжества Литовского и Русского. Правление в Московском княжестве Дмитрия Донского. Куликовская битва и ее значение. Василий I.
Василий П. Междоусобица в Московском княжестве. Рост территории Московского княжества. Русь и государства-наследники Золотой Орды.
Россия: третье православное царство. Политика Ивана III. Конец ордынского владычества. Завершение процесса объединения русских земель. Система органов государственной власти. Боярская дума. Судебник 1497 г. Концепция «Москва— третий Рим». Централизация государственного управления. Формирование сословно-представительной монархии. Экономическое развитие в XIV—XVI вв. Изменения в социальной структуре общества. Дворянство. Формирование сословий. Начало оформления крепостного права.
Кризис государства и общества. Смутное время. Иван IV. Ливонская война. Опричнина. Самодержавие Ивана Грозного. Правление Бориса Годунова. Причины и начало Смуты. Лжедмитрий I. Основные этапы Смуты. Интервенция Польши и Швеции. Первое и Второе ополчения. К. М. Минин, Д. М. Пожарский. Роль церкви в усилении национально-освободительного движения. Земский собор 1613 г.
Становление самодержавия Романовых. Воцарение династии Романовых. Ликвидация последствий Смуты. Начало формирования самодержавия Романовых. Политика Алексея Михайловича. Патриарх Никон. Церковная реформа и раскол православной церкви. Старообрядчество. Изменения в экономике и социальном строе. Соборное уложение 1649 г. Народные волнения. Новые явления в духовной жизни общества.
Начало формирования многонационального государства. Политическая карта Восточной Европы в XVI в. Завоевание Среднего и Нижнего Поволжья. Освоение Дикого поля. Казачество. Освоение севера европейской части России. Присоединение к России Восточной Сибири, Прибайкалья и Забайкалья. Присоединение Левобережной Украины.
Русская культура. Общая характеристика развития культуры. Книжное дело. Литература. Архитектура. Живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Последний век русской средневековой культуры. Светские тенденции в культуре.
ТЕМА 5Запад в Новое время
Европа в начале Нового времени. Изменения в хозяйстве в начале Нового времени. Великие географические открытия XV—XVI вв. Начало колониальных захватов и создания колониальных империй. Социальная структура западноевропейского общества. Реформация в Европе. Лютеранство и кальвинизм. Контрреформация и религиозные войны. Протестантизм как элемент западноевропейской цивилизации.
Государство и общество стран Западной Европы в XVII в. Социально-экономическое развитие Европы в XVII в. «Революция цен» и кризис традиционной европейской экономики. Развитие товарно-денежных отношений. Процесс формирования и общие черты европейского абсолютизма. Абсолютизм во Франции. Экономическая политика эпохи абсолютизма. Английский абсолютизм. Английская революция XVII в. Начало формирования гражданского общества и правового государства.
Эпоха Просвещения. Научные открытия и появление механистической картины мира. И. Ньютон. Рационализм. Распространение материализма и атеизма. Общественная мысль эпохи Просвещения. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо. Идеи правового государства, разделения властей. Ш. Монтескье. Воздействие идей Просвещения на политические и духовные процессы Нового времени. Просвещенный абсолютизм в странах Европы.
Революции XVIII столетия. Переход к новому обществу. Английские колонии в Северной Америке. Идеи Просвещения в Северной Америке. Начало войны за независимость. Дж. Вашингтон. Принятие Декларации независимости США. Основные принципы американской государственности.
Кризис французского абсолютизма. Начало Великой французской революции. Ее основные этапы. Декларация прав человека и гражданина. Развитие идей гражданского общества и правового государства. Диктатура якобинцев. Значение Великой французской революции.
Тенденции развития европейской культуры XVI—XVIII вв. Идеи гуманизма. Культура эпохи Возрождения. Итальянское Возрождение и его творцы. Искусство барокко. Его особенности в различных странах. Превращение Франции в центр европейской художественной культуры. «Большой стиль».
ТЕМА 6Российская империя в XVIII веке
Власть и общество. Предпосылки петровских реформ. «Великое посольство». Борьба за выход к Балтике. Северная война. Создание регулярной армии и флота. «Регулярное» государство Петра I. Государственные преобразования. Утверждение абсолютизма. Провозглашение империи. Церковная реформа. Борьба за наследие Петра. Просвещенный абсолютизм в России. Правление Екатерины П. Расширение дворянских привилегий. «Жалованная грамота дворянству».
Социально-экономическое развитие страны. Деревня и город на рубеже XVII—XVIII вв. Развитие мануфактурной промышленности. Сельское хозяйство. Торговля и финансы. Сословный строй России. «Золотой век» российского дворянства.
Расширение территории государства. Северная война и территориальные приобретения России. Внешняя политика Екатерины П. Расширение западных границ России во второй половине XVIIIв. Россия и Польша. Борьба за выход к Черному морю. Продвижение на Юг. Территориальное расширение России на Восток. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
Образование, наука и культура. Новая эпоха в отечественной культуре. Реформы Петра I в области культуры и быта. Образование и наука. Создание Академии наук. Открытие Московского университета. Утверждение светских тенденций в культуре. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство.
ТЕМА 7Запад в XIX веке.Становление индустриальной цивилизации
Эпоха наполеоновских войн. Термидорианский режим. Директория. Переворот 18 брюмера. Провозглашение Франции империей. От войн республики к войнам империи. Антинаполеоновские коалиции. Изменения политической карты Европы. Российско-французские отношения. Тильзитский мир. Наполеоновские войны и социально-политические перемены в Европе. Поход Наполеона в Россию и гибель «Великой армии». Заграничные походы русской армии. Крах наполеоновской империи.
Промышленный переворот и становление индустриального Запада. Предпосылки перехода к промышленному производству. Изменения в сельском хозяйстве Англии. Начало промышленного переворота в Англии и его значение. Промышленный переворот во второй половине XIX в. Изменения в структуре общества.
Революции и реформы. Венский конгресс и его решения. Образование Священного союза. Революции 1830 г. и 1848 г. во Франции. Империя Наполеона III. Революции 1848—1849 гг. в Германии, Австрии и Италии. Утверждение основ конституционализма. Парламентские реформы в Великобритании. Борьба против рабства в США. Гражданская война. Формирование гражданского общества и правового государства.
Идейные течения и политические партии. Либерализм. Консерватизм. Социализм. Французский социализм. Марксизм. Идеи национализма.
Колониальные империи. Ослабление «старых» колониальных империй — Испании и Португалии. Колониальные империи Голландии, Франции и Великобритании. Последствия европейской колонизации для стран Востока. Возникновение независимых государств в Латинской Америке.
Особенности развития стран Запада во второй половине XIX в. Возникновение национальных государств в Европе. Выдвижение Германии и США в лидеры мировой экономики. Новые явления в экономике стран Запада. Возникновение монополистического капитализма. Колониальные захваты и создание новых колониальных империй. Колониальный раздел мира. Общественные отношения и политические партии во второй половине XIX в.
ТЕМА 8Россия на пути модернизации
Российское государство в первой половине XIX в. Россия на рубеже столетий: Павел I. Преобразовательные проекты Александра I. Противоречивость внутренней политики. Царствование Николая I. Внутренняя политика. Государство и крестьянский вопрос в России в первой половине XIX в. Крепостничество как сдерживающий фактор экономического развития страны.
Общественная жизнь в первой половине XIX в. Общественные настроения в начале XIX в. Появление общественно-политических организаций. Декабристы. Консерватизм: в поисках государственной идеологии. Западники и славянофилы. Зарождение идей русского социализма.
Реформы 1860—1870-х гг. Кризис крепостничества и необходимость модернизации страны в середине XIX в. Отмена крепостного права. Реформы 1860—1870-х гг., их судьба и историческое значение. Экономическая политика государства в эпоху реформ. Сельское хозяйство и промышленность в пореформенный период. Развитие капиталистических отношений в городе и деревне. Поиски нового курса во внутренней политике на рубеже 70—80-х гг.: борьба либеральной и консервативной тенденций. Незавершенность реформ. Консервативная политика Александра III.
Общественное движение в России во второй половине XIX в. Влияние реформ на общественно-политическую жизнь. Русский либерализм. Народничество. Основные направления в народничестве и их идеологи. Революционные организации 60— 70-х гг. Терроризм. Возникновение рабочего движения. Первые рабочие союзы. Зарождение социал-демократии. Консерватизм.
Россия — многонациональная империя. Расширение территории в первой трети XIX в. Кавказская война и ее итоги. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Завершение формирования территории империи. Заселение Сибири и Дальнего Востока. Население Российской империи: этносы и конфессии. Пути создания империи.
ТЕМА 9Культура XIX века
Научно-технический прогресс и общество. Научные представления о строении природы. Эволюционная картина мира. Развитие образования. Средства массовой информации. Научно-технический прогресс и общество. Мировая литература и художественная культура. Литература и жизнь. Национальные литературы и мировой литературный процесс. Основные направления художественной культуры. Театральное искусство. Изобразительное искусство. Музыка.
Культура России в XIX в. Просвещение. Литература в жизни общества. Театр. Изобразительное искусство. Музыка, опера, балет.
Учебные пособия:
О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарёв, В.А.Рогожкин «Россия и мир с древнейших времён до конца XIX века. Учебник для 10 класса» М., «Дрофа», 2004г.
Методические пособия:
А.В.Игнатов «Методическое пособие к учебнику О.В. Волобуева, В.А.Клокова, М.В.Пономарёва, В.А.Рогожкина «Россия и мир с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс» М., Издательский дом «Новый учебник», 2005г.
А.Ф. Кузьменко «Тематические схемы по истории России X-XVIII вв. 10 класс» М., «ВЛАДОС», 2004г.
А.Т.Степанищев «Опорные конспекты по истории России. 6-11 класс», М., «ВЛАДОС», 2003г.
КИМ:
Ю.Т. Степанов Тесты по истории России с древнейших времён до XVIII в.10 класс», Саратов, издательство «Лицей», 2004г.
Тесты – История России 20 в. 9-11 класс. М., «Дрофа» 1999 год
3000 тестов и проверочных работ по истории. М., «Дрофа» 1999 год
Internet:
http://fcior.edu.ru/ (164 модуля, использование модулей может меняться в зависимости работы компьютерного класса).
CD:
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории. Уроки Всемирной истории.
Энциклопедия истории России. 862-1917гг. (Cominfo)
Библиотека мировой художественной культуры.
История России и её соседей «Аванта +»
Большая электронная детская энциклопедия «Искусство», «Архитектура».
История искусств. Классические труды.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«Россия и мир. История с древнейших времён до конца XIX века».
№ п/п
Раздел, тема и тип урока
Элементы
содержания
Требования к уровню
подготовки учащихся
(результат)
Вид
контроля
Кол-во часов
Дата
план
факт
1.
Вводный урок
Многообразие понятия и
современные подходы к его пониманию.
Сущность исторического пространства,
его эволюции, взаимосвязи общества и
природы в истории человечества.
Рассмотреть проблемы философии
истории, вопросы о сущности,
направлениях и формах исторического
процесса
Основные тенденции мирового общественного развития.
Устный опрос
1
4.09
Тема 1. Цивилизации Древнего мира и раннего средневековья (6 часов)
7
2-3
Древний Восток и античный мир.
Изучение нового материала
Рассмотреть с учащимися особенности развития Древнего Востока и античного мира.
Ранние цивилизации и их особенности.
Понятия: присваивающее хозяйство, цивилизация, деспотия, полис, аристократическая и демократическая формы правления.
Личн.: Солон, Перикл, Александр Македонский.
Устный опрос, тестовые задания.
2
6.09
11.09
4
Рождение европейской средневековой цивилизации.
Комбинирован-ный
Познакомить учащихся с особенностями появления и развития европейской средневековой цивилизации
Проанализировать с учащимися особенности развития стран Западной Европы в ранее Средневековье
Великое переселение народов и его последствия для мира Средиземноморья. Влияние античной традиции на политическую жизнь, право, градостроительство и архитектуру в эпоху средневековья. Роль христианства в жизни средневекового общества.
Понятия: «рабы с хижиной», племена варваров, романизация, христианство.
Личн.: Феодосий Великий
Образование варварских королевств, особенности развития стран. Причины феодальной раздробленности, их проявление; черты феодального общества.
Понятия: империя, феодальная раздробленность, феодальная лестница, католическая церковь.
Личн.: Хлодвиг, Карл Мартелл, Карл Великий.
Устный опрос, письм. зад. (проследите логическую цепочку, продолжите исторические высказывания, соотнесите понятия и определения)
1
13.09
5
Византийская империя и восточно-христианский мир
Изучение нового материала
Рассмотреть особенности развития Византии после крушения Западной Римской империи, развитие взаимоотношений Византии с Древней Русью.
Особенности развития Византии. Влияние Византии на славянский мир.
Понятия: раскол христианства, восточная и западная ветви христианства.
Личн.: Юстиниан I, Святой Августин, хан Аспарух, братья Святые Кирилл и Мефодий.
Устный опрос,
презентации учащихся «Культура Византии».
1
18.09
6
Исламский мир
Комбинир.
Познакомить учащихся с причинами возникновения и особенностями ислама
Причины возникновения ислама, основные положения мусульманского вероучения. Характерные черты исламской цивилизации, её влияние на другие страны.
Систематизировать знания учащихся по данному материалу.
Компьютерное тестирование, вопросы и задания к главе I.
1
25.09
Тема 2. Древняя Русь ( 9 часов)
8
Народы Восточной Европы
Изучение нового материала
Изучить особенности жизни древнего населения Северной Европы.
Предки славян, основные восточнославянские племена. Особенности первых государств на территории восточной Европы. Показывать на карте территорию расселения славян.
Понятия: природно-географическая среда и хозяйственно- культурные типы, индоевропейская языковая общность.
Устный опрос.
1
27.09
9
Восточные славяне в древности.
Комбинир.
Проследить с учащимися корни славянства, процесс его расселения. Причины и историческое значение принятия христианства.
Главные особенности занятий, общественного строя, быта и верований восточных славян. Причины и значение принятия христианства.
Понятия: община, племенные союзы.
Устный опрос
1
2.10
10
Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси.
Комбинир.
Рассмотреть с учащимися особенности формирования Древнерусского государства.
Предпосылки формирования древнерусского государства. Норманнская теория и её роль в истории. Причины принятия христианства и его значение.
Понятия: путь «из варяг в греки», норманнская теория, крещение Руси.
Личн.: Игорь, Ольга, Владимир Святославич, Борис и Глеб, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Мстислав Великий.
Устный опрос.
1
9.10
12
Церковь и культура
Комбинир.
Рассмотреть с учащимися особенности влияния христианской церкви на развитие культуры Древнерусского государства.
Влияние христианства на культуру.
Понятия: десятина, летопись, ересь.
Личн.: Ярослав Мудрый, Илларион, Феодосий Печерский, Владимир Мономах.
Исторический диктант по основным понятиям и датам.
1
11.10
13
Раздробленность Руси
Сообщения
Раскрыть причины и последствия княжеских усобиц для Руси.
Экономические и политические причины раздробленности. Общее и различное между раздробленностью на Руси и в средневековой Европе.
Понятия: половцы, «Повесть временных лет», феодальная раздробленность, «Слово о полку Игореве», аристократическая республика.
Тестовые задания.
1
16.10
14-15
Русь между Востоком и Западом
Комбинирован.
Изучить с учащимися монгольские завоевания в Азии и Европе, русские земли и монгольские нашествие, выяснить причины поражения русских дружин в битвах с монголо-татарскими захватчиками и побед в борьбе с натиском севера-запада.
Причины монгольских завоеваний, основные события, причины поражения русских дружин. Политическая и экономическая зависимость Руси от Золотой Орды.
Понятия: Чингисхан, хан, нойоны, татары, Бату - хан, иго, баскаки, дань, ям, корм, численники, Золотая Орда, крестоносцы.
Систематизировать знания учащихся по данному материалу.
Компьютерное тестирование. Кроссворд (Excel), вопросы и задания к главе 2.
1
25.10
Тема 3. Западная Европа в XI – XV веках. ( 3 часа)
17
Экономическое и политическое развитие.
Изучение нового материала
Познакомить учащихся с особенностями экономического и политического развития в Западной Европе и процессом образования централизованных государств
Особенности экономического и политического развития стран Западной Европы. Рост городов и сословный строй в Европе.
Понятия: династические войны, Столетняя война.
Личн.: Филипп II Август, Людовик IX святой, Генрих II Плантагенет, Людовик XI,, Генрих VII Тюдор, Карл IV, Филипп IV Красивый, Ян Гус.
Устный опрос.
1
30.10
18
Взаимодействие средневековых цивилизаций.
Культура средневекового Запада
Лекция
Рассмотреть с учащимися особенности взаимодействия средневековых цивилизаций
Познакомить учащихся с культурой средневекового Запада
Формы и особенности взаимодействия между цивилизациями Востока и Запада в Средние века. Причины крестовых походов, достигнутые цели.
Понятия: католический, православный и мусульманский миры, крестовые походы, реконкиста.
Личн.: Осман-бей, Мехмед II, Константин XI Палеолог, Александр Н Влияние церкви на развитие средневековой христианской культуры. Картина мира в представлениях средневековых европейцев.
Понятия: аскетизм, христианская мораль, рыцарская, крестьянская и городская культуры.евский.
Устный опрос
Сообщения учащихся, презентации
1
13.11
19
Повторительно- обобщающий урок
по теме: «Западная Европа в 11-15 вв.»
Систематизировать знания учащихся по данному материалу
Компьютерное тестирование, вопросы и задания к главе 3.
1
15.11
Тема 4. Российское государство в XIV-XVII вв.
( 10 часов)
20
21
Москва во главе объединения русских земель.
Правление Дмитрия Донского. Куликовская битва и ее значение
Комбинир.
Показать учащимся причины возвышения Москвы, роль её географического положения и деятельность московских князей.
Особенности процесса государственного объединения русских земель, причины возвышения Москвы. Черты сходства и различия в целях князей, методы их достижения.
Понятия: ясак, национальное самосознание.
Личн.: Иван Калита, Дмитрий донской, хан Мамай.
Устный опрос, тестовые задания.
2
20.11
22.11
22
Россия: третье православное царство.
Комбинир.
Сообщения
Показать учащимся особенности образования Российского государства и рассмотреть роль Москвы в этом процессе.
Характеристика системы органов Российского централизованного государства, изменения в социальной структуре общества.
Понятия: «Москва- третий Рим», Юрьев день, боярская дума, «Князь всея Руси».
Личн.: Иван III, Василий III, хан Ахмат, Казимир IV, Софья Палеолог, Иван IV, Сергий Радонежский, Нил Сорский.
1
27.11
23-24
Смутное время.
Кризис государства и общества. Иван 4. Опричнина
Комбинир.
Сообщение
Рассмотреть особенности развития России в период правления Ивана Грозного, его влияние на дальнейшее развитие государства.
Особенности развития России в период правления Ивана IV, связь между деятельностью Ивана грозного и событиями смутного времени.
Понятия: царь, Избранная рада, Земский собор, губная реформа, опричнина, Ливонская война, смутное время, интервенция.
Личн.: Иван IV Грозный, Адашев, Сильвестр, Федор Иванович, Б.Годунов, Лжедмитрий I, В.Шуйский, Д.Пожарский, К.Минин, Филарет.
Устный опрос
2
29.11
4.12
25
26
Становление самодержавия Романовых.
Комбинирован.
Церковный раскол
Комбиниров.
Рассмотреть особенности развития России в первые десятилетия правления Романовых, показать причины конфликта между светской и духовной властью и результаты этого столкновения.
Внутренняя политика первых Романовых, реформы государственного управления. Основные причины утверждения в России самодержавного политического строя.
Личн.: Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич, В.Голицын, Софья, Ордин-Нащокин.Никон, Аввакум.
Тестовые и познават. задания.
2
6.12
11.12
27
Начало формирования многонационального государства.
Лекция
Рассмотреть этапы присоединения земель к России и политику к народам, заселяющих эти территории.
Основные направления и дальнейшие тенденции внешней политики России в XVII в., успехи и неудачи, этапы присоединения земель. Значение присоединения Украины к России.
Понятия: казачество, Строгановы, Ермак, Переяславская рада.
Устный опрос
1
13.12
28
Русская культура.
Сообщения
Показать учащимся особенности развития культуры в период образования единого российского государства.
Основные факты истории культуры России XVII в., общие тенденции её развития.
Понятия: нестяжатели, иосифляне, «Домострой».
Презентации учащихся.
1
18.12
29
Повторение темы: «Российское государство в 14-17 вв.»
Систематизировать знания учащихся по данному материалу.
Вопросы и задания к главе 4.
1
20.12
Тема 5. Запад и Новое время. (7 часов)
30
Европа в начале нового времени.
Изучение нового материала
Рассмотреть с учащимися причины географических открытий и их направленность.
Изменения в экономике и социальной структуре Европы в раннее Новое время. Причины и последствия Великих географических открытий. Причины и итоги Реформации.
Понятия: великие путешественники, колонии, религиозные войны.
1
25.12
31
Государство и общество стран Западной Европы в XVII веке.
Комбинир.
Рассмотреть с учащимися политическое развитие стран в XVI веке и формирование абсолютизма, ситуацию, приведшую к кризису сословного строя в Европе и буржуазной революции в Англии.
Социально-экономические изменения жизни Европы в XVII в. Характерные черты европейского абсолютизма
Понятия: абсолютизм, причины английской революции, религиозный фактор в гражданской войне в Англии, режим Кромвеля, реставрация.
Устный опрос.
1
27.12
32
Эпоха Просвещения.
Лекция
Познакомить учащихся с эпохой Просвещения, идеями просвещённого абсолютизма в Европе и проведением реформ «сверху».
Открытия учёных, изменившие представление людей об окружающем мире. Взгляды основных представителей Просвещения. Воплощение идей Просвещения в жизнь.
Понятия: Просвещённый абсолютизм в Австрии и Пруссии: опыт реформ «сверху».
Модуль «Век Просвещения».
Устный опрос, тестовые задания.
1
33-34
Революции XVIII столетия.
Сообщения
Рассмотреть с учащимися особенности развития североамериканских колоний Англии, причины войны за независимость в Северной Америки и образование США, причины революции во Франции, её ход и итоги.
Особенности развития североамериканских колоний, причины войны за независимость. Причины революции во Франции, её ход, итоги.
Понятия: освободительная война в Северной Америке, якобинская диктатура, термидорианский переворот.
Устный опрос
2
35
Тенденции и направления развития европейской культуры XVI-XVIII веков.
Комбинир.
Показать учащимся особенности развития европейской культуры XVI-XVIII веков.
Предпосылки возникновения культуры Возрождения. Идеи великих писателей и художников. Характерные черты барокко, рококо, классицизма.
Понятия: гуманизм, барокко, классицизм.
Презентация «Художники Возрождения».
1
36
Повторительно-обобщающий урок «Запад в Новое время»
Систематизировать знания учащихся по данному материалу.
Компьютерное тестирование, вопросы
1
Тема 6. Российская империя в XVIII веке. (7 часов)
37
38
Власть и общество
Изучение нового материала
Борьба за наследие Петра 1. Просвещенный абсолютизм при Екатерине 2
Комбинир.
Рассмотреть с учащимися особенности укрепления основ российской государственности.
Предпосылки петровских преобразований. Основные направления внутренней и внешней политики Петра I и Екатерины II. Особенности российского варианта политики «просвещённого абсолютизма».
Понятия: «окно в Европу», Сенат, фискалы, коллегии, губерния, провинция, «табель о рангах», ассамблея, календарь, Ништадский мир, империя, «жалованная грамота дворянству».
Личн.: Петр I, царевич Алексей, Екатерина II, Пётр III, Пугачёв, Павел I.
2
39
Социально-экономическое развитие страны.
Лекция
Показать учащимся особенности социально-экономического развития страны.
Основные направления экономической политики правительства России в XVIII в.
Изменения, произошедшие в положении сословных групп российского общества.
Понятия: протекционистская политика, посессионные и приписные крестьяне, гильдия.
Личн.: Пётр I, Н.Демидов, А.Гончаров, Екатерина II, Елизавета Петровна, Анна Ивановна.
Устный опрос, тестовые задания
1
40
41
Расширение территории государства.
Борьба за выход к Черному морю. Освоение Сибири и Дальнего Востока
Комбинир.
Рассмотреть внешнюю политику России в XVIII веке и выявить её основные направления.
Основные направления внешней политики России в XVIII в. Показывать на карте присоединённые территории.
Личн.: Мазепа, Румянцев, Суворов, Ушаков, Беринг.
Устный опрос
2
42
Образование, наука и культура.
Сообщения
Показать учащимся развитие культуры России в данный исторический период.
Роль государства в развитии русской культуры XVIII в. Реформы Петра в области культуры и быта, утверждение светских тенденций в культуре.
Понятия: просвещение, Ломоносов, «Путешествие из Петербурга в Москву», классицизм, живопись, театр.
Сообщения учащихся.
1
43
Повторительно – обобщающий урок.
Тема: «Российская империя в 18 веке»
Систематизировать знания учащихся по данному материалу.
Устный опрос
1
Тема 7. Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации.( 8 часов)
44
Эпоха наполеоновских войн.
Изложение нового материала
Изучить с учащимися особенности переворота во Франции и создание империи Наполеона I, войны Франции в континентальной Европе, кризис экономической политики империи освободительная борьба народов. Рассмотреть причины вторжения Наполеона в Россию и крушения империи во Франции.
Особенности переворота во Франции и создание империи Наполеона I, войны Франции в континентальной Европе. Рассмотреть причины вторжения Наполеона в Россию и крушения империи во Франции.
Понятия: Аустерлиц, континентальная блокада, Тильзитский мир, партизанская война, Бородинское сражение, «сто дней» Наполеона.
1
45
Промышленный переворот и становление индустриального общества в странах Запада.
Комбинир.
Познакомить учащихся с особенностями промышленного переворота в странах Западной и Центральной Европы и подъёма рабочего движения.
Особенности промышленного переворота в странах Западной и Центральной Европы, его последствия. Основные черты индустриального общества.
Показать учащимся особенности развития и упадка колониальных империй.
Причины ослабления испанской и португальской колониальных империй. Последствия европейской колонизации для стран и народов Африки, Азии и Америки.
Понятия: «владычица морей», колонисты.
Устный опрос
1
50
Особенности развития стран Запада во второй половине XIX века.
Комбиниров.
Рассмотреть с учащимися особенности развития стран Запада во второй половине XIX века.
Возникновение национальных государств в Европе. Концентрация производства и монополизация в промышленности.
Понятия: Нация, империализм.
Устный опрос.
1
51
Повторительно – обобщающий урок.
Тема: «Запад в 19 веке. Становление индустриальной цивилизации»
Систематизировать знания учащихся по данному материалу.
Компьютерное тестирование, вопросы и задания к главе 7
1
Тема 8. Россия на пути модернизации. (11 часов)
52
53
54
Российское государство в первой половине XIX века.
Изучение новой темы
Преобразовательные проекты Александра 1
Царствование Николая 1
Комбинир.
Рассмотреть с учащимися причины кризиса политики «просвещённого абсолютизма» в России, политику Николая II.
Причины кризиса «просвещённого абсолютизма», преобразовательные проекты Александра, противоречивость внутренней политики. Крестьянский вопрос в первой половине XIX в.
Понятия: военные поселения, Конституционный проект, заговорщики, декабристы, Третье отделение, жандармский корпус, теория официальной народности.
Устный опрос
3
55
Общественная жизнь в первой половине XIX века.
Комбинир.
Рассмотреть с учащимися особенности развития общественной мысли в данный период.
Общественные настроения в начале XIX в. Появление общественно-политических организаций, суть «теории официальной народности». Сходство и различия во взглядах западников и славянофилов. Зарождение русского социализма.
Понятия: славянофилы, западники, петрашевцы.
Устный опрос.
1
55
56
Реформы 1860-1870-х годов.
Экономическая политика в эпоху реформ.
Комбинир.
Рассмотреть с учащимися причины проведения и особенности реформ.
Кризис крепостничества и необходимость реформирования. Основные этапы реформирования крепостного права в России. Либеральные реформы.
Понятия: либеральные реформы: крестьянская, земская, городская, судебная, военная, финансовая, образования.
Устный опрос, тестовые задания
Модули «Великие реформы», «Практика. Эпоха великих реформ»
2
57
Общественное движение в России во второй половине XIX века.
Сообщение
Раскрыть причины подъёма общественного движения в данный период и его течения.
Влияние реформ на общественно-политическую жизнь. Основные направления народничества и их идеологии.
Понятия: народничество, либералы, радикалы, «хождение в народ», «Земля и воля», «Народная воля», «Чёрный передел», «диктатура сердца», социал-демократия.
Устный опрос.
1
58
59
Россия - многонациональная империя.
Комбинир.
Познакомить учащихся с процессами превращения России в многонациональную империю.
Расширение территории в XIX в. Пути присоединения к России новых территорий. Пути создания империи.
Понятия: кавказская война, Казахстан, Средняя Азия.
Устный опрос, тестовые задания
2
60
Повторительно – обобщающий урок
По теме: «Россия на пути модернизации»
Систематизировать знания учащихся по данному материалу.
Модули «Контроль Внутренняя политика Николая I», «Практика. Внутренняя политика Александра I», «Внешняя политика I половины XIX в.»
1
61
Семинарское занятие «Проблемы капиталистичес
кой индустриализа
ции и политического развития».
Рассмотреть с учащимися основные проблемы капиталистической индустриализации и политического развития.
1
Тема 9. Культура XIX века. ( 6 часов)
62
63
Научно-технический прогресс и общество.
Сообщение.
Научно-технический прогресс и общество в России
Сообщение
Познакомить учащихся с основными достижениями в области науки в XIX веке.
Научные представления о строении природы. Эволюционная картина мира. Влияние научно-технического и экономического прогресса на различные сферы жизни общества.