Данная программа по учебному предмету «История» в 7 классе составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами. Цель учебного предмета:
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности, приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории. »
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «История» в 7 классе составлена на основании:
- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089;
- федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённого приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312;
- Положения о рабочей программе учебных предметов (курсов) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сусловская средняя общеобразовательная школа», утверждённого приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 30.08.2013 г. № 160;
- учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сусловская средняя общеобразовательная школа», утверждённого приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 23.06.2014 г. № 115.
Цель учебного предмета:
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности, приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.
Задачи учебного предмета:
- сформировать у учащихся целостное представление об истории Нового времени как закономерном и исторически и необходимом периоде всемирной истории;
- сформировать у учащихся целостное представление об историческом пути России и судьбах населяющих её народов основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории;
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
- охарактеризовать наиболее яркие личности, их роль в истории и культуре;
- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали);
- воспитать гражданские и патриотические качества у учащихся;
- сформировать личностное отношение у учащихся к истории своей страны;
- способствовать приобретению устойчивого интереса и уважения к истории человечества и культуре.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ «Сусловская СОШ» предмет «История» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на уровне основного общего образования. Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов (2 учебных часа в неделю). На изучение Всеобщей истории отводится 32 часа, на изучение Истории России - 36 часов.
Требования к уровню подготовки учащихся в 7 классе
В результате изучения учебного предмета «История» учащиеся должны знать/понимать:
- взаимосвязь учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету;
- исторические этапы, периоды и ключевые события в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
- изученные виды исторических источников;
- особенности развития общества, его менталитета, культуры;
- выдающиеся исторические личности;
- крупнейшие города, культурные и религиозные центры;
- даты основных исторических событий;
- термины и понятия основных исторических процессов и событий.
уметь:
- рассказывать об исторических событиях и их участниках;
- показывать знание необходимых исторических дат, терминов;
- анализировать исторические события;
- соотносить дату события с веком, общие исторические процессы и отдельные факты;
- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий;
- выявлять общее и особенное в развитии государств, социальных групп;
- определять причины и последствия исторических событий;
- сравнивать исторические события;
- объяснять значение исторических понятий и терминов;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы;
- анализировать исторические источники;
- самостоятельно давать оценку историческим событиям и явлениям;
- классифицировать исторические события и явления по требуемому признаку;
- читать историческую карту;
- пользоваться справочной литературой и словарями.
Формы контроля уровня достижений учащихся
Текущий контроль успеваемости по учебному предмету «История» в 7 классе осуществляется в следующих формах:
- устная (устный ответ на поставленный вопрос, развёрнутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме);
- письменная (письменное выполнение тренировочных упражнений, практических работ, выполнение самостоятельных работ, письменных проверочных работ, контрольных работ, тестов);
- выполнение заданий с использованием ИКТ (компьютерное тестирование, on-line тестирование с использованием Интернет-ресурсов или электронных учебников, выполнение интерактивных заданий).
Плановых контрольных уроков – 3.
Содержание учебного предмета
Всеобщая история
7 класс (32 ч)
Введение (1 ч)
Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.
Часть I. Европа и мир в начале Нового времени (17 ч)
Тема 1. Эпоха Великих географических открытий (2 ч)
Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии.
Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.
Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка - встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете.
Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие.
Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.
Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.
Тема 2: Европа: От Средневековья к Новому времени (4 ч)
Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх - помазанник Божий». Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наёмный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура - капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.
Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих.
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды - эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, Что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи - менялись мода. Костюм - «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Тема 3. Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения (3 ч)
От Средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и её характерные черты. Рождение гуманизма.
Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Франсуа Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса - гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры.
Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения.
Развитие новой науки в XVI-XVII вв. и её влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» - ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт - основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.
Тема 4. Реформация и контрреформация в Европе (4 ч)
Реформация - борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и её распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер - вождь народной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.
Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.
Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII - религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I - верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.
Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трёх Генрихов. Генрих IV Бурбон - «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте.
Тема 5. Ранние буржуазные революции. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) (4 ч)
Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды - «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика - самая экономически развитая страна в Европе.
Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии - создание условий для развития индустриального общества.
Международные отношения. Причины международных конфликтов в XVI-XVIII вв. Тридцатилетняя война - первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная система. Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф - крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и её итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения.
Война за испанское наследство - война за династические интересы и за владение колониями.
Семилетняя война, её участники и значение.
Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.
Часть II. Эпоха Просвещения. Время преобразований (8 ч)
Тема 1. Западноевропейская культура XVIII в. (2 ч)
Просветители XVIII в. - наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.
Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж.-Б. Шарден.
Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление Разума, утверждение торжества и победы светлых сил.
Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.
Тема 2. Промышленный переворот в Англии (1 ч)
Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети - дешёвая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.
Тема 3. Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки (2 ч)
Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Франклин - великий наставник «юного» капитализма.
Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения.
Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России.
Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.
Тема 4. Великая французская революция XVIII в. (3 ч)
Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо - выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г. - начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.
Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор.
Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.
Часть III. Традиционные общества в раннее Новое время (5 ч)
Тема 1. Колониальный период в Латинской Америке (1 ч)
Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Чёрные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити.
Тема 2. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (4 ч)
Основные черты традиционного общества: государство - верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.
Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.
Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние.
Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сёгунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.
Повторение «Мир в эпоху раннего Нового времени» (1 ч)
История России
7 класс (36 ч)
Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв. (3 ч)
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Фёдор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601-1603гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.
Смута. Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.
Тема 2. Россия в ХVII в. (8 ч)
Политический строй. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А.Л. Ордина-Нащокина и В.В. Голицына, царя Фёдора Алексеевича.
Экономическое и социальное развитие. Экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов.
Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.
Народы России в ХVII в. Освоение Сибири.
Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина.
Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666-1667 гг.
Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653-1667гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676-1681 гг. Крымские походы.
Образование и культура в XVII в. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С.И. Дежнёв. В.Д. Поярков. М.В. Стадухин. Е.П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические повести «Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б.Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков.
Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян.
Родной край в XVII в. (1 ч)
Итоговое повторение и обобщение (1 ч)
Россия и мир на рубеже XVII-XVIII вв.
Тема 3. Россия в первой четверти ХVIII в. (9 ч)
Преобразования Петра I. Предпосылки петровских преобразований. Личность Петра. Великое посольство 1697-1698 гг.
Реорганизация армии. Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления.
Утверждение абсолютизма. Провозглашение России империей.
Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Начало строительства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донского каналов.
Цена и последствия реформ Петра I.
Внешняя политика Петра 1. Северная война 1700-1721 гг. «Нарвская конфузия». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир.
Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский поход.
Итоги внешней политики Петра I.
Народные движения. Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К.А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.
Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Я.В. Брюс. Л.Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки.
Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В.В. Растрелли. И.К. Коробов.
Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.
Контрольная работа по теме «Россия в первой четверти XVIII в.» (1 ч)
Внутренняя политика. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.
Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1735-1739гг. Русско-шведская война 1741-1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1757-1762гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков.
Контрольная работа по теме «Россия в 1725-1762 гг.» (1 ч)
Тема 5. Россия в 1762-1800 гг. (9 ч)
Екатерина II. Внутренняя политика Екатерины II. Особенности внутренней политики. Политика просвещенного абсолютизма. Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 70-90-е гг. ХVIII в.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостничества.
Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва. Причины войны. Пугачёв и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.
Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.
Развитие общественной мысли. Проникновение либеральных идей в Россию. Н.И. Новиков. А.Н. Радищев. Борьба самодержавия с вольнодумством.
Павел I. Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика.
Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А.В. Суворов. Ф.Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г.А. Потёмкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787-1791гг. и её значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Внешняя политика Павла I.
Культура и быт во второй половине XVIII в. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета (1745 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М.В. Ломоносов. М.И. Шеин. Г.В. Рихман. В.Н. Татищев. Академические экспедиции. В. Беринг. С.П. Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. И.Ф. и М.И. Моторины. И.И. Ползунов. К.Д. Фролов. И.П. Кулибин.
Литература. Новое стихосложение. В.К. Тредиаковский. Драматургия. А.П. Сумароков. Русские просветители. Д.И. Фонвизин. Г.Р. Державин. А.Н. Радищев. Н.И. Новиков. Русский сентиментализм. Н.М. Карамзин.
Музыка. Д.С. Бортнянский. В.А. Пашкевич. Е.И. Фомин. Русская народная музыка.
Изобразительное искусство. Историческая живопись. А.П. Лосенко. Г.И. Угрюмов. Портрет. А.П. Антропов. И.П. и Н.И. Аргуновы. Ф.С. Рокотов. В.Л. Боровиковский. Крестьянский быт в картинах М. Шибанова. Зарождение русской скульптуры. Ф.И. Шубин.
Архитектура. Барокко. В.В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Больщой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В.И. Баженов (Дом Пащкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Павловский дворцы). М.Ф. Казаков (здание Сената в Московском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И.Е. Старов (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов.
Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.
Родной край в ХVIII в. (1 ч)
Итоговое повторение и обобщение (1 ч)
Россия и мир на рубеже XVIII-XIX вв.
Тематическое планирование
История 7 класс
№
п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов
Всего
Теоретические
Практические
Контрольные
Всеобщая история
1
Введение
1
1
-
-
2
Европа и мир в начале Нового времени
Эпоха великих географических открытий.
Европа: от Средневековья к Новому времени.
Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения.
Реформация и контрреформация в Европе.
Ранние буржуазные революции. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях)
17
15
2
-
3
Эпоха Просвещения. Время преобразований
Западноевропейская культура XVIII в.
Промышленный переворот в Англии.
Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование США.
Великая Французская революция XVIII в.
8
7
1
-
4
Традиционные общества в Раннее Новое время
Колониальный период в Латинской Америке.
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.
5
5
-
-
5
Повторение «Мир в эпоху раннего Нового времени»
1
-
-
1
Всего часов
32
28
3
1
История России
1
Россия на рубеже XVI-XVII вв.
3
3
-
-
2
Россия в XVII в.
8
7
1
-
Родной край в XVII в.
1
1
-
3
Итоговое повторение и обобщение
1
-
-
1
4
Россия в первой четверти XVIII в.
9
8
1
-
5
Россия в 1725-1762 гг.
3
3
-
-
6
Россия в 1762-1800 гг.
9
8
1
-
7
Родной край в XVIII в.
1
1
-
-
8
Итоговое повторение и обобщение
1
-
-
1
Всего часов
36
31
3
2
Итого часов
68
59
6
3
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование раздела, темы
Кол-во часов
Календарные
сроки
Примечания
1
Всеобщая история.
Введение. Что изучает Новая история.
1
Часть I. Европа и мир в начале Нового времени.
17
Тема 1. Эпоха великих географических открытий.
2
2
Новые изобретения и усовершенствования
1
3
Открытие нового материка – встреча миров. Значение ВГО.
1
Тема 2. Европа: от Средневековья к Новому времени.
4
4
Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм».
1
5
Дух предпринимательства преобразует экономику
1
6
Социальные слои европейского общества, их отличительные черты
1
7
Европейское население и основные черты повседневной жизни
1
Тема 3. Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения.
3
8
От Средневековья к Возрождению
1
9
Эпоха Возрождения и её характерные черты
1
10
Развитие новой науки в XVI-XVII вв.
1
Тема 4. Реформация и контрреформация в Европе.
4
11
Реформация – борьба за переустройство церкви
1
12
Учение и церковь Жана Кальвина
1
13
Королевская власть и Реформация в Англии
1
14
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
1
Тема 5. Ранние буржуазные революции. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях).
4
15
Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии
1
16
Революция в Англии
1
17
Установление парламентской монархии
1
18
Международные отношения
1
Часть II. Эпоха Просвещения. Время преобразований.
8
Тема 1. Западноевропейская культура XVIII в.
2
19
Просветители XVIII в.
1
20
Художественная культура Европы
1
Тема 2. Промышленный переворот в Англии.
1
21
Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности
1
Тема 3. Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование США.
2
22
Первые колонии в Северной Америке
1
23
Война за независимость. Создание США.
1
Тема 4. Великая Французская революция XVIII в.
3
24
Франция в середине XVIII в.
1
25
Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинская диктатура.
Часть III. Традиционные общества в Раннее Новое время.
5
Тема 1. Колониальный период в Латинской Америке.
1
27
Создание колониальной системы управления.
1
Тема 2. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.
4
28
Основные черты традиционного общества
1
29
Кризис и распад империи Великих моголов в Индии
1
30
Манчжурское завоевание Китая
1
31
Япония в эпоху правления династии Токугавы
1
32
Итоговое повторение по Истории Нового времени (1500-1800). Контроль знаний.
1
История России.
Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв.
3
33
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова
1
34
Смута
1
35
Начало династии Романовых
1
Тема 2. Россия в XVII в.
8
36
Политический строй
1
37
Экономическое и социальное развитие
1
38
Народные движения
1
39
Власть и церковь
1
40
Внешняя политика
1
41
Образование и культура в XVII в.
1
42
Сословный быт
1
43
Обычаи и нравы
1
44
Родной край в XVII в.
1
45
Повторение и обобщение по Истории России XVII в. Контроль знаний.
1
Тема 3. Россия в первой четверти XVIII в.
9
46
Преобразования Петра I
1
47
Церковная реформа
1
48
Реформы в экономике
1
49
Внешняя политика Петра I
1
50
Народные движения
1
51
Изменения в культуре
1
52
Архитектура
1
53
Изобразительное искусство
1
54
Изменения в быту
1
Тема 4. Россия в 1725-1762 гг.
3
55
Дворцовые перевороты
1
56
Внутренняя политика
1
57
Внешняя политика
1
Тема 5. Россия в 1762-1800 гг.
9
58
Екатерина II. Внутренняя политика Екатерины II
1
59
Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева
1
60
Экономическое развитие
1
61
Развитие общественной мысли
1
62
Павел I. Внутренняя политика Павла I.
1
63
Внешняя политика
1
64
Культура и быт во второй половине XVIII в.
1
65
Литература. Театр. Музыка.
1
66
Изобразительное искусство. Архитектура. Перемены в жизни крестьян и горожан.
1
67
Родной край в XVIII в.
1
68
Итоговое повторение и обобщение по Истории России (Конец XVI-XVIII в.). Контроль знаний.
1
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
При работе по учебному предмету «История» в 7 классе главную роль играют средства обучения, включая:
- телевизор;
- DVD-проигрыватель;
- персональный компьютер;
- комплект исторических карт по периодам;
- комплект исторических иллюстраций по периодам.
Перечень учебно-методического обеспечения
Рабочая программа учебного предмета «История» в 7 классе ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
История. Обществознание. 5-11 классы [текст]: программы общеобразовательных учреждений / Новая история, 7-8 классы (А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина) – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История. 6-11 классы. [текст]: программы общеобразовательных учреждений / История России. 6-9 классы. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
Данилов А.А. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс [текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 240 с.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI-XVIII век. Рабочая тетрадь. 7 класс [текст]: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 80 с.
Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс [текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 304 с.
Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. Рабочая тетрадь, 7 класс [текст]: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, в 2 частях – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 80 с.
Список литературы для учителя
История России. 7 класс [текст]: контрольно-измерительные материалы / сост. К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2012. – 208 с.
Соловьёв К.А., Серов Б.Н. Универсальные поурочные разработки по истории России: конец XVI-XVIII век. 7 класс [текст]: учебно-методическое пособие – М.: ВАКО, 2011. – 208 с.
Соловьёв К.А. Универсальные поурочные разработки по всеобщей истории. История Нового времени. 1500-1800 гг.: 7 класс [текст]: учебно-методическое пособие – М.: ВАКО, 2012. – 208 с.
Список литературы для учащихся
История в таблицах. 5-11 классы [текст]: справочное пособие / авт.-сост. А.Т. Степанищев, Н.М. Белозеров. – 11-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2011. – 80 с.