Рабочая программа. Новейшая история. История России.
Рабочая программа. Новейшая история. История России.
Рабочая программа курса «История» (История России. 20 - начало 21 века, Новейшая история зарубежных стран) для 9 класса составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по истории 2004 г.;
- примерной программы основного общего образования по истории 2003 года;
- авторской программы по Истории России для 9 класса составителей А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. (М., Просвещение, 2003 г.).
- авторской программы по Новейшей истории зарубежных стран для 9 класса составителей О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. (М., Просвещение, 2003 г.).
- учебного плана школы на 2014-2015 учебный год.
Программа ориентирована на учебники по истории, которые включены в федеральный перечень:
1. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. 20 - начало 21 века. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., Просвещение. 2007г.
2. О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. Новейшая история зарубежных стран. 20 – начало 21 века. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., Просвещение. 2009г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Протокол №_________________ Приказ №___________________ от_____________________ 2014 г. от____________________2014 г.
Рабочая программа
История.
Новейшая история.
История России.
9 класс
Составитель:
Воробьинский Сергей Валентинович,
учитель истории и обществознания,
высшая квалификационная категория.
с. Клочки.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «История» (История России. 20 - начало 21 века, Новейшая история зарубежных стран) для 9 класса составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по истории 2004 г.;
- примерной программы основного общего образования по истории 2003 года;
- авторской программы по Истории России для 9 класса составителей А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. (М., Просвещение, 2003 г.).
- авторской программы по Новейшей истории зарубежных стран для 9 класса составителей О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. (М., Просвещение, 2003 г.).
- учебного плана школы на 2014-2015 учебный год.
Программа ориентирована на учебники по истории, которые включены в федеральный перечень:
1. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. 20 - начало 21 века. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., Просвещение. 2007г.
2. О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. Новейшая история зарубежных стран. 20 – начало 21 века. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., Просвещение. 2009г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного процесса, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей уч-ся. Программа содействует реализации единой концепции исторического образования и определяет инвариативную (обязательную) часть учебного курса.
Основной целью программы является формирование у уч-ся целостного представления об историческом пути России и мира и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелей отечественной и зарубежной истории. При этом выбор фактологического материала осуществляется таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств уч-ся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины и зарубежных стран.
В программе предусмотрены повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют формированию у уч-ся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении отечественной и зарубежной истории, лучшей организации познавательной деятельности уч-ся.
Согласно годовому календарному учебному плану на 2013-2014 учебный год на изучение «Истории России. 20 – начало 21 века» отводится 68 учебных часа, курса «Новейшая история зарубежных стран. 20 – начало 21 века» в 9 классе отводится 35 учебных часов (итого 103 часа). Данная учебная программа преследует следующие задачи обучения:
1.Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
2.Освоение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и зарубежной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности.
3. Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.
4.Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями.
5.Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии.
Предполагаемые формы и методы контроля:
методы устного контроля: опрос, фронтальный опрос, тестовый опрос, решение проблемных задач; сообщения;
методы письменного контроля: самостоятельные работы, тесты;
методы лабораторного контроля: решение практических задач, использование таблиц, графиков.
Отличия данной программыот авторских программ составителей А.Данилов, Л.Г.Косулина и О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа заключаются в следующем: введены повторительно-обобщающие уроки по отдельным темам за счет резервного времени.
Тематический план.
Всеобщая история.
№ п\п
Тема.
часы.
1.
Новейшая история. Первая половина 20 века.
19
2.
Новейшая история. Вторая половина 20 века.
14
3.
Итоговое повторение.
2
Итого:
35 часов.
История России.
№п\п
Тема
часы
4.
Россия на рубеже 19 – 20 веков.
10
5.
Великая российская революция. Россия в 1917 – 1921 годах.
9
6.
СССР на путях строительства нового общества.
11
7.
Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов.
8
8.
СССР в 1945 – 1953 годах.
5
9.
СССР в 1953 – середине 1960-х годов.
5
10.
СССР в середине 1960-х – середине 1980-х годов.
5
11.
Перестройка в СССР 1985 – 1991 годах.
5
12.
Россия в конце 20 – начале 21 века.
7
13.
Итоговое повторение.
3
Итого:
68 часов
Содержание тематического плана.
Всеобщая история.
Мир в 1900- 1918 годах.
Введение. Мир к началу 20 века (политическая карта мира, индустриальное и традиционное общество в разных регионах и странах, научный и технический прогресс, достижения и проблемы общественного развития).
Страны Европы и США в 1900 – 1914 гг. Экономическое развитие. От подъема конца 19 в. к кризису начала 20 в. Консервативные, либеральные, радикальные партии в начале века. Социально-политические реформы в странах Западной Европы и США. Д.Ллойд Джордж, Д.Джолитти, Т.Рузвельт.
Страны Азии и Латинской Америки в 1900 - 1917 гг.Традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Япония: быстрое экономическое развитие, начало внешнеполитической экспансии. Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции начало 20 века в Азии: Турция, Иран, Китай. Мексиканская революция 1910-1917 гг.
Культура начала 20 века. Духовная культура периода смены эпох: предчувствие потрясений и перемен. Отход от традиций реалистического искусства. Декаданс. Модерн. Авангардизм.
Первая мировая война. Начало борьбы за передел мира. Первая мировая война: причины, участники, театры боевых действий, итоги.
Мир в 1918 – 1939 годах.
События 1918 начала 1920-х гг. Крушение империй и образование новых государств в Европе. Версальский мир. Революция 1918-1919 гг. в Германии. Социальные выступления в европейских странах. Размежевание реформистского и революционного течений в социал-демократии. Установление авторитарных режимов в ряде стран Европы в начале 1920-х гг. приход фашистов к власти в Италии. Б.Муссолини. опыт социального компромисса: первые лейбористские правительства в Великобритании.
Страны Европы и США в 1924-1939 гг. Экономическое развитие. Массовое производство. Массовое общество. Кризис 1929-1933 гг. Обострение социальной борьбы. «Новый курс» Ф.Рузвельта. утверждение авторитарных и тоталитарных режимов в 1930-х гг.в странах Центральной и Восточной Европы. Приход нацистов к власти в Германии. Внутренняя и внешняя политика гитлеровского режима. Народный фронт во Франции. Гражданская война в Испании.
Страны Азии в 1920-1930-е гг.Революция 1920-х гг. в Китае. Япония: милитаризация, вторжение в Манчжурию и Центральный Китай. Движение народов Индии против колониального гнета. М.К.Ганди.
Культура 1920-1930-х гг. Достижения в физике, химии, других отраслях науки. Развитие техники: автомобилестроение, авиация, радиотехника. Общество массового потребления, демократизация моды, быта. Многообразие течений в литературе и искусстве. Архитектура. Тоталитаризм и культура.
Международные отношения в 1920-1930-х гг.Лига наций и ее деятельность в 1920-е гг. Обострение международных отношений в 1930-е гг. Агрессивные действия Японии, Германии, Италии. Политика невмешательства. Мюнхенское соглашение. Переговоры 1939 г. советско-германский договор 23 августа 1939 г.
Вторая мировая война. Причины и начало войны. Этапы, театры боевых действий, основные участники войны. Оккупация Германией европейских стран. Нападение Германии на СССР. Антигитлеровская коалиция. Установление нацистского «нового порядка» на оккупированных территориях. Геноцид. Движение Сопротивления. Главные события войны в Европе, на Тихом океане, в Северной Африке. Итоги и уроки войны.
Мир в 1945 – 1990-е годы.
США. Путь к лидерству. Политическое развитие: демократы и республиканцы у власти. Социальные движения. Внешняя политика.
Страны Западной Европы. Экономическое развитие. Политика консерваторов и социалистов. Социальные выступления. Политическая и экономическая интеграция европейских стран.
Страны Восточной Европы. События второй половины 1940-х гг.: утверждение коммунистических режимов. Развитие по советскому образцу: общее и особенное. Трудности и противоречия: 1953 г. в Восточной Германии; 1956 г. в Польше и Венгрии. Поиски новых путей и моделей развития в 1960-е гг. События 1968 г. в Чехословакии. Кризис начала 1980-х гг. в Польше. Распад «восточного блока» в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Смена политических режимов.
Страны Азии и Африки. Япония во второй половине 20 века: от поражения к лидерству. Научно-технический прогресс и традиции в Японии. Внешняя политика. Освобождение и развитие стран Азии и Африки во второй половине 20 века. Этапы освобождения стран Азии и Африки. Основные движущие силы и лидеры освободительной борьбы. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Традиционные общества и проблемы модернизации. Национализм и фундаментализм. Место стран Азии и Африки в системе современных международных отношений.
Страны Латинской Америки. Экономическое развитие. Политические режимы: демократия и диктатура. Реформизм и революционная борьба как пути решения социальных противоречий.
Культура зарубежных стран во второй половине 20 века. Научно-технический прогресс, его экономические, социальные, экологические последствия. Развитие средств коммуникации и массовой информации. Расширение контактов и взаимовлияний в мировой культуре. Многообразие стилей и течений в мировой культуре второй половины 20 века. Элитарная и массовая культура. Кино и телевидение. Рок-музыка. Молодежная культура.
Международные отношения второй половины 20 века. Расстановка сил в Европе и мире в первые послевоенные годы. «Холодная война». Гонка вооружений. Движение за мир и разоружение. Хельсинский процесс. Новое политическое мышление в международных отношениях. Изменение ситуации в Европе и мире в конце 1980-х – начале 1990-х гг. ООН и ее роль в современном мире.
Заключение. Основное содержание и противоречия современной эпохи. Глобальные проблемы человечества. Мировое сообщество на пороге 21 века.
История России.
Российская империя на рубеже веков. Территориальная структура Российской империи, ее стратегическое положение. Количественное и качественное характеристики населения России. Особенности процесса модернизации.
Политическое развитие России в начале 20 века. Характеристика политической системы России начала 20 века. Роль государства в экономике России. Иностранный капитал. Российский монополистический капитализм. Финансовый капитал. Государственно-монополистический капитализм. Кустарная Россия. Сельское хозяйство. Сельская община. Аграрное перенаселение.
Социальная структура Российской империи начала 20 века. Особенности социальной структуры российского общества. Поместное дворянство, его экономическое положение и политическая роль в государстве. Характеристика русской буржуазии. Крестьянство. Российский пролетариат. Чиновничество. Духовенство. Интеллигенция. Социальная психология.
Внешняя политика Николая 2.Внешнеполитические приоритеты России в начале царствования Николая 2. Миротворческая инициатива императора. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Русско-японская война 1904-1905 гг. Причины поражения России в войне.
Общественно-политические движения начала 20 века. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России. Классификация политических партий. Российская социал-демократия . 2 съезд РСДРП. Большевики и меньшевики. В.И.Ленин. Ю.О.Мартов. Партия социал-революционеров. В.М.Чернов. Деятельность Боевой организации. Е.Азеф. Радикализация либерального движения. Влияние русско-японской войны на внутриполитическую ситуацию.
Россия в годы революции и гражданской войны. Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917г. Падение монархии. Временное правительство и Советы. Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. Разложение армии. Выступление генерала Корнилова. Провозглашение советской власти в октябре 1917г. Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Брестский мир. Установление однопартийной системы управления. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства. Гражданская война: причины, основные этапы. «Военный коммунизм». Создание Красной армии. Белое движение. «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы войны. Война с Польшей.
CCCР в 1920-е годы. Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. 10 съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Итоги и противоречия НЭПа. Борьба за власть в партии большевиков. Свертывание НЭПа. Внешняя политика СССР в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР.
СССР в 1930-е годы. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование командной системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В.Сталина. Массовые репрессии. Итоги развития страны в 1930-е гг. СССР в системе международных отношений. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. Расширение территории СССР. Изменения в духовной жизни общества. Достижения первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов. СССР накануне войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Нападение Германии на СССР. Оборонительные сражения. Провал плана «молниеносной» войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в войне. Освобождение территории страны от захватчиков берлинская операция. Война против Японии. Г.К.Жуков. Советский тыл в годы войны. Создание промышленной базы на востоке. Геноцид. Партизанское движение. Великий подвиг народа в Великой Отечественной войне. СССР в антигитлеровской коалиции. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне.
СССР в послевоенный период. 1945-1953 годы. Послевоенное восстановление хозяйства. Образование «социалистического лагеря». Холодная война. Начало гонки вооружений. СССР в конфликтах начального периода холодной войны.
СССР в 1953-1964 годах. Н.С.Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий. «Оттепель». 20 съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия. Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театр, кино и их роль.
СССР в 1960-е – начале 1980-х годов. Л.И.Брежнев. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Разрядка и причины ее срыва. Развитие советского образования, науки и техники. Культура и спорт.
Советское общество в 1085- 1991 годах. Переход к политике перестройки. М.С.Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Введение поста президента СССР. Начало формирования политических партий и движений. «Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Политика разоружения. Завершение холодной войны.
Российская Федерация на рубеже 20-21 веков. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н.Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в период реформ. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. В.В.Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики РФ на рубеже 20-21 веков. Культурная жизнь современной России.
Тематический поурочный план.
№ п\п.
Тема.
Часы.
Прим.
Тема №1. Новейшая история. Первая половина 20 века.
19
1.
Индустриальное общество и политическое развитие в начале 20 в.
1
2.
Индустриальное общество и политическое развитие в начале 20 в.
1
3.
Политическое развитие в начале 20 века.
1
4.
Новый империализм.
1
5.
Первая мировая война.
1
6.
Послевоенное мирное урегулирование.
1
7.
Версальско-вашингтонская система.
1
8.
Страны Европы и США в 1920-е гг.
1
9.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.
1
10.
Демократические страны Европы в 1930-е гг.
1
11.
Тоталитарные режимы в 1930-е гг.
1
12.
Тоталитарные режимы в 1930-е гг.
1
13.
Восток в первой половине 20 в.
1
14.
Латинская Америка в первой половине 20 в.
1
15.
Культура и искусство первой половины 20 в.
1
16.
Международные отношения 1930-х гг.
1
17.
Вторая мировая война 1939-1945 гг.
1
18.
Вторая мировая война 1939-1945 гг.
1
19.
Повторительно-обобщающий урок.
1
Тема №2. Новейшая история. Вторая половина 20 – начало 21 века.
14
20.
Послевоенное мирное урегулирование.
1
21.
Военно-политические блоки.
1
22.
Холодная война.
1
23.
Завершение эпохи индустриального общества. 1945-1970-е гг.
1
24.
Кризисы 1970-1980-х гг. Становление информационного общества.
1
25.
США.
1
26.
Великобритания.
1
27.
Франция.
1
28.
Германия: раскол и объединение.
1
29.
Латинская Америка во второй половине 20 в.
1
30.
Страны Востока, Азии и Африки в современном мире.
1
31.
Международные отношения во второй половине
20 - начале 21 в.
1
32.
Глобализация в конце 20 - начале 21 в.
1
33.
Повторительно-обобщающий урок.
1
Тема №3. Итоговое повторение.
2
34.
Итоговое повторение. Государства Европы и Америки в первой половине 20 века.
1
35.
Итоговое повторение. Государства Европы и Америки во второй половине 20 века.
1
Тема№4. Россия на рубеже 19-20 веков.
10
36.
Государство и российское общество в конце 19- начале 20 века.
1
37.
Экономическое развитие страны.
38.
Общественно-политическое и экономическое развитие России в 1894-1904 годах.
1
39.
Внешняя политика России. Русско-японская война 1904-1905 годов.
1
40.
Первая русская революция. Реформы политической системы.
1
41.
Экономические реформы.
42.
Политическая жизнь в 1907-1914 годах.
1
43.
Духовная жизнь Серебряного века.
1
44.
Россия в Первой мировой войне.
1
45.
Повторительно-обобщающий урок.
Тема№5. Великая российская революция. Россия в 1917-1921 годах.
9
46.
Свержение монархии.
1
47.
Россия весной – летом 1917 года.
48.
Октябрьская революция. Формирование советской государственности.
1
49.
Формирование советской государственности.
50.
Начало Гражданской войны.
1
51.
На фронтах Гражданской войны.
52.
Экономическая политика белых и красных.
1
53.
Экономический и политический кризис начала 1920-х годов.
1
54.
Повторительно-обобщающий урок.
Тема№6. СССР на путях строительства
нового общества.
11
55.
Переход к НЭПу.
56.
Образование СССР.
1
57.
Внешняя политика СССР в1920-х годах.
1
58.
Политическое развитие СССР в 1920-х г.
1
59.
Духовная жизнь в СССР в 1920-е гг.
60.
Социалистическая индустриализация.
1
61.
Коллективизация сельского хозяйства.
62.
Политическая система СССР в 1930-е гг.
1
63.
Духовная жизнь в СССР в 1930-е гг.
64.
Внешняя политика СССР в 1930-е годы.
1
65.
Повторительно-обобщающий урок.
Тема№7. Великая Отечественная война 1941-1945 годов.
8
66.
СССР накануне Великой Отечественной войны.
1
67.
Начало Великой Отечественной войны.
1
68.
Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома.
1
69.
Советский тыл в годы Великой Отечественной войны.
70.
Коренной перелом в Великой Отечественной войне.
1
71.
Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом.
72.
СССР на завершающем этапе Второй мировой войны.
1
73.
Повторительно-обобщающий урок.
Тема№8. СССР в1945 – 1953 годах.
5
74.
Восстановление экономики.
1
75.
Политическое развитие.
1
76.
Идеология и культура.
1
77.
Внешняя политика.
1
78.
Повторительно-обобщающий урок.
Тема№9. СССР в 1953 - середине
1960-х годов.
5
79.
Изменения политической системы.
1
80.
Экономика СССР в 1953-1964 годах.
1
81.
Оттепель в духовной жизни.
1
82.
Политика мирного сосуществования.
83.
Повторительно-обобщающий урок.
Тема№10. СССР всередине1960-
середине 1980-х годов.
5
84.
Консервация политического режима.
1
85.
Экономика «развитого социализма».
1
86.
Общественная жизнь.
1
87.
Политика разрядки:
надежды и результаты.
1
88.
Повторительно-обобщающий урок.
Тема№11. Перестройка в СССР.
1985 – 1991 годы.
5
89.
Реформы политической системы.
1
90.
Экономические реформы 1985 – 1991 годов.
1
91.
Политика гласности: достижения и издержки.
92.
Диалектика нового мышления.
1
93.
Повторительно-обобщающий урок.
Тема№12. Россия в конце 20 – начале 21 века.
7
94.
Российская экономика на пути к рынку.
1
95.
Политическая жизнь России: к демократическому государству.
1
96.
Духовная жизнь России.
1
97.
Строительство обновленной Федерации.
98.
Внешняя политика России.
1
99.
Россия на пороге 21 века.
1
100.
Повторительно-обобщающий урок.
Тема№13. Итоговое повторение.
5
101.
Итоговое повторение. Россия на рубеже 20-21 веков.
1
102.
Итоговое повторение. Революции 1917 г. И гражданская война в России.
1
103.
Итоговое повторение. Великая Отечественная война.
1
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате освоения обязательного минимума содержания курса истории уч-ся должны научиться следующим видам деятельности и умениям:
знать\понимать:
- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древнейших времен до наших дней;
-выдающихся деятелей отечественной и зарубежной истории;
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
-изученные виды исторических источников;
уметь:
-соотносить даты событий отечественной и зарубежной истории с веком;
-определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и зарубежной истории;
-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;
-сравнивать свидетельства разных источников;
-показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
-рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов;
-давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
-использовать приобретенные знания для написания творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов;
-соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
-выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий;
-группировать исторические явления и события по заданному признаку;
-объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общее и различие сравниваемых исторических событий и явлений;
-объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории России и стран мира, достижениям отечественной и мировой истории;
использовать приобретенные знания и умения для:
-понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
-высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
-использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Литература.
1.Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по истории.
2. Примерная программа основного общего образования по истории 2003 года;
3. Авторская программа по Новейшей истории зарубежных стран для 9 класса составителей О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. (М., Просвещение, 2003 г.).
4. О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. Новейшая история зарубежных стран. 20 – начало 21 века. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2009 г.
5. Авторская программа по Истории России для 9 класса составителей А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. (М., Просвещение, 2003 г.).
6. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт. История России. 20-начало 21 века. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., Просвещение. 2009г.
7. Поурочное и тематическое планирование к учебнику « История России.20-начало 21 века». М., Просвещение. 2009г.
8. О.Шпенглер. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории. М., 1997 г.
9. Я.Г.Шемякин. Латинская Америка: традиции и современность. М., 1998 г.
10. Р.Арон. Демократия и тоталитаризм. М., 1993 г.
11. Лиддел Гард Б. Вторая мировая война. М., 1999 г.
12. В.Е.Рыбалкин. Международные экономические отношения. М.,1997 г.
13. О.С.Сороко-Цюпа. Мир в 21 веке. М., 1996 г.
14. Д.Сорос. Кризис мирового капитализма. М., 1999 г.
15. О.Н.Быков. Международные отношения. Трансформация глобальной структуры. М., 1998 г.
16. Р.Скидельски. Дорога от рабства. Об экономических и политических последствиях краха коммунизма. М., 1997 г.
17. О.Хлевнюк Политбюро: механизмы политической власти. М, 1997г.
18. А.И.Уткин. Россия и Запад: история цивилизаций. М,2000г.
19. Н.С.Симонов. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управления. М,1996г.
20. Р.Г.Пихоя. Советский Союз: история власти 1945-1991гг. М, 1998г.
21. С.А.Павлюченков. Военный коммунизм в России: власть и массы. М, 1997г.
22. Е.Ю.Зубкова. Общество и реформы: 1945-1964 гг. М. 1997г.
23. Н.Б.Лебина. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии. 1920-1930-е годы. СПб, 1999г.
24. Л.А.Гордон, Э.В.Клопов. Что это было: размышления о предпосылках и об итогах того, что случилось с нами в 1930-1940-е годы. М, 1989г.