Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Уваровщинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждена»
Приказ МОУ Уваровщинская СОШ
от №
Рабочая программа
по учебному предмету «История»
для групп ЗМ-11, М-11, АМ -11,Э-11,Т-11, В-11
на 2012- 2015 учебные года
Составитель: Гончарова Л.Ю. учитель
истории
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению
методическим советом
МОУ Уваровщинской СОШ
Протокол от №___________
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению
МО учителей
_____________________ цикла
МОУ Уваровщинской СОШ
Протокол от №_____________
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории составлена на основе примерной программы учебной дисциплины история Министерства образования и науки РФ. Примерная программа учебной дисциплины история / состав. Гладышев А.В., Чудинов А.В., одобрена ФГУ «ФИРО» Минобразования науки.,2008
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения истории:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Реализация целей обучения на основе компетентностного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов определяет следующие задачи обучения:
Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Программа рассчитана на 117 учебных часов, в том числе 1 час на итоговое повторение.(зачет)
Содержание учебного материала для учреждений СПО структурировано по проблемно-хронологическому или проблемному принципу. Так, учебный материал по истории России подается в контексте всемирной истории. Отказ от «изоляционизма» в изучении истории России позволяет формировать у обучающегося целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом. Кроме того, предлагается интегрированное изложение отечественной и зарубежной истории, преемственность и сочетаемость учебного материала «по горизонтали». Объектом изучения являются основные ступени историко - цивилизационного развития России и мира в целом.
Проводится сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории, таких, как социально-экономические и политические отношения в странах Европы и на Руси. Раскрываются не только внутренние, но и внешние факторы, влиявшие на развитие страны. Сравнительный анализ позволяет сопоставить социальные, экономические и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран. Особое значение придается роли нашей страны в контексте мировой истории ХХ—XXI вв.
Важное значение придается освещению «диалога» цивилизаций, который представлен как одна из наиболее характерных черт всемирно-исторического процесса XIX—XXI вв. Подобный подход позволяет избежать дискретности и в изучении новейшей истории России.
Рабочая программа по «Истории» реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологии дифференцированного обучения, технологии организации самостоятельной работы, дидактических материалов, коллективной системы обучения. Дифференцированная технология - решает задачу индивидуального подхода, снижает конфликтные ситуации, позволяет обучающимся работать в соответствии со своим ритмом. Технология организации самостоятельной работы - решает задачу вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность
Применяемые виды и формы контроля уровня подготовки обучающихся соответствуют Уставу и Положению о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся образовательного учреждения.
Рабочая программа предполагает использование учебников:
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества с древнейших времен до наших дней.: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений.- 8 –е изд., стер. М: Издательский центр «Академия» — М., 2006.
- Уколова В.И., Ревякин А.В. Всеобщая история с древнейших времен до конца 19 века. М,2007.
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленным федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения прописан в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП по истории »
Тамбовская область Кирсановский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Уваровщинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждена»
Приказ МОУ Уваровщинская СОШ
от №
Рабочая программа
по учебному предмету «История»
для групп ЗМ-11, М-11, АМ -11,Э-11,Т-11, В-11
на 2012- 2015 учебные года
Составитель: Гончарова Л.Ю. учитель
истории
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению
методическим советом
МОУ Уваровщинской СОШ
Протокол от №___________
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению
МО учителей
_____________________ цикла
МОУ Уваровщинской СОШ
Протокол от №_____________
2012
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории составлена на основе примерной программы учебной дисциплины история Министерства образования и науки РФ. Примерная программа учебной дисциплины история / состав. Гладышев А.В., Чудинов А.В., одобрена ФГУ «ФИРО» Минобразования науки.,2008
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения истории:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Реализация целей обучения на основе компетентностного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов определяет следующие задачи обучения:
Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Программа рассчитана на 117 учебных часов, в том числе 1 час на итоговое повторение.(зачет)
Содержание учебного материала для учреждений СПО структурировано по проблемно-хронологическому или проблемному принципу. Так, учебный материал по истории России подается в контексте всемирной истории. Отказ от «изоляционизма» в изучении истории России позволяет формировать у обучающегося целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом. Кроме того, предлагается интегрированное изложение отечественной и зарубежной истории, преемственность и сочетаемость учебного материала «по горизонтали». Объектом изучения являются основные ступени историко - цивилизационного развития России и мира в целом.
Проводится сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории, таких, как социально-экономические и политические отношения в странах Европы и на Руси. Раскрываются не только внутренние, но и внешние факторы, влиявшие на развитие страны. Сравнительный анализ позволяет сопоставить социальные, экономические и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран. Особое значение придается роли нашей страны в контексте мировой истории ХХ—XXI вв.
Важное значение придается освещению «диалога» цивилизаций, который представлен как одна из наиболее характерных черт всемирно-исторического процесса XIX—XXI вв. Подобный подход позволяет избежать дискретности и в изучении новейшей истории России.
Рабочая программа по «Истории» реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологии дифференцированного обучения, технологии организации самостоятельной работы, дидактических материалов, коллективной системы обучения. Дифференцированная технология - решает задачу индивидуального подхода, снижает конфликтные ситуации, позволяет обучающимся работать в соответствии со своим ритмом. Технология организации самостоятельной работы - решает задачу вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность
Применяемые виды и формы контроля уровня подготовки обучающихся соответствуют Уставу и Положению о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся образовательного учреждения.
Рабочая программа предполагает использование учебников:
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества с древнейших времен до наших дней.: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений.- 8 –е изд., стер. М: Издательский центр «Академия» — М., 2006.
- Уколова В.И., Ревякин А.В. Всеобщая история с древнейших времен до конца 19 века. М,2007.
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленным федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения прописан в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников».
Содержание
Введение. Древнейшая стадия истории человечества (2 часа)
Введение. Древнейшая стадия истории человечества.
Знать и понимать:
периодизацию древнейшей истории
Уметь:
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема)
Цивилизации древнего мира. (4 часа)
Ранние цивилизации, их отличительные черты. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока.
Античная цивилизация. Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций
Знать и понимать:
отличительные черты цивилизаций древнего мира
основные исторические термины и даты.
Уметь:
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений.
Цивилизации Запада и Востока в средние века. (8 часов)
Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века. Китайско-конфуцианская цивилизация.
Буддизм на Востоке в Средние века. Арабо-мусульманская цивилизация
Становление западноевропейской средневековой цивилизации. Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации.
Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации. Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: особенности развития и контактов
Знать и понимать:
- существенные черты политического устройства средневековых обществ на Западе и Востоке
-религиозные воззрения, ценности, господствующие в средневековых обществах
- основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации.
Уметь:
- излагать суждения об особенностях развития цивилизаций Востока в Средние века
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа
История России с древнейших времен до конца XVII века. (22 часа)
Восточная Европа: природная среда и человек Племена и народы Восточной Европы в древности. Восточные славяне в VII—VIII вв. Формирование основ государственности восточных славян. Рождение Киевской Руси Крещение Руси. Русь и ее соседи в XI–начале XII вв.Древняя Русь в эпоху политической раздробленности. Борьба Руси с иноземными завоевателями. Русь на пути к возрождению. От Руси к России.
Россия в царствование Ивана Грозного. Смута в России начала XVII в. Россия в середине и второй половине XVII в. Русская культура в ХIII–ХVII вв.
Знать и понимать:
-о восточных славянах, расселение восточнославянских племен и их соседей в древности, о религии восточных славян, об устройстве восточнославянского общества, походах Олега и Святослава,
- внешнюю и внутреннюю политику Владимира, деяния Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха,
-причины раздробленности русских княжеств,
- причины и последствия завоевания Руси монголами- татарами.
- политическую ситуации на Руси в первой половине XIV века, ход сражения Куликовской битвы.
-основные направления внешней политики Ивана III и его сына Василия III
особенности царствования Ивана Грозного, основные направления его внешней политики,
-сущность, цели, причины опричнины.
-основные тенденции развития русской культуры XIII – XVI веков.
-причины Смутного времени, внутреннюю и внешнюю политику Лжедмитрия I, причины восстания Ивана Болотникова.
Уметь:
-показывать на карте места расселения восточнославянских племен их соседей, освещать вопрос о происхождении названия «Русь».
-анализировать изменения связанные с образованием единого государства, объяснять взаимосвязь социального и экономического устройства.
-сравнивать христианство с язычеством, объяснять огромную роль и принципиальность этого шага в истории русского государства, анализировать деятельность Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.
-объяснять причины феодальной раздробленности на Руси и причины возвышения Москвы, показывать на карте ход Куликовской битвы,
- анализировать деятельность Ивана III по собиранию русских земель,оценивать его заслугу в падении ордынского ига.
-анализировать состояние России после смерти Ивана Грозного и политику Бориса Годунова,
-оценивать главные достижения русской культурыXIII – XVI веков.
Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI–XVIII в. (11 часов)
Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации. Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время Научная революция и изменения в образе жизни в раннее Новое время. Европа XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизни социальных нормах Век Просвещения. Технический прогресс и Великий промышленный переворот Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества
Знать и понимать:
- основные исторические термины и даты эпохи индустриальной цивилизации;
- современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
Уметь:
-характеризовать деятелей эпохи Просвещения. устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- определять историческое значение явлений и событий прошлого;
-устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы.
Россия в ХVIII веке. (7 часов)
Россия в период реформ Петра I. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725–1762 гг.). Россия во второй половине XVIII в. Культура России в середине и во второй половине XVIII в.
Знать и понимать:
- причину внутренних и внешних преобразования Петра I.
-экономическое и социальное положение России в годы правления Петра I.
- причины эпохи дворцовых переворотов.
-внутреннюю политику и вешнюю политику Екатерины I
Уметь:
-характеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу 18 века
-характеризовать Петра I, а так же оценивать его преобразования.
-сравнивать характер правления Петра I и его преемников.
-характеризовать основные направления внутренней и внешней политики в эпоху дворцовых переворотов,
-описывать основные достижения и направления духовной жизни русского народавXVIII веке.
Становление индустриальной цивилизации (6 часов)
Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу. Становление гражданского общества
Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Особенности духовной жизни нового времени
Знать и понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие процесс становления индустриальной цивилизации.
-современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории;
Уметь:
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения
Процесс модернизации в традиционных обществах Востока. (3 часа)
Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии Попытки модернизации в странах Востока
Знать и понимать:
- процессы и явления, происходящие в традиционных обществах Востока
Уметь:
- анализировать и давать оценку попыткам модернизации в странах Востока.
Россия в ХIХ веке. (13 часов)
Россия в первой половине XIX столетия. Власть и реформы в первой половине XIX в. Внешняя политика Александра I и Николая I. Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIX в. Россия в эпоху великих реформ Александра II. Пореформенная Россия. Россия в системе международных отношений второй половины XIX в. Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России Повседневная жизнь населения России в XIX в.
Знать и понимать:
- причины восшествия на престол Александра I
-внутреннюю политику Александра I, причины и последствия восстания декабристов
-реформы Николая I.
-предпосылки, ход, причины поражения России в Крымской войне,
- значительные достижения и наиболее видных деятелей русской культуры в период XIX в.
Уметь:
-характеризовать социально- экономическое положение России в начале XIX века,
-анализировать программы Южного и Северного обществ, доказывать необходимость восстания декабристов,
-характеризовать реформы Николая I.
-выявлять причины поражения России в Крымской войне,
- описывать основные достижения и направления духовной жизни русского народав первой половине XIXв.
От новой истории к новейшей (10 часов)
Международные отношения в начале XX в. «Прекрасная эпоха»: западное общество в начале ХХ в. Научно-технический прогресс на рубеже XIX–XX вв. Россия в начале XX в.Первая мировая война Россия в Первой мировой войне Февральская революция в России Приход большевиков к власти в России
Знать и понимать:
-основные политические события и процессы 1917 г,
-политическое положение России с февраля – октябрь 1917 г.
-социально- экономическую политику большевиков,
-внутреннее и международное положение советской России в в 20-е гг.
Уметь:
-анализировать обстоятельства прехода власти большевиков
-ориентироваться в исторической хронологии, связанной с революциями
-оценивать социально- экономическую политику большевиков
-высказывать свою точку зрения по поводу противоречий и итогов «новой экономической политики.
Между мировыми войнами (8 часов)
Страны Европы в 20-е годы ХХ в. Запад в 30-е годы ХХ в. Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX в. Международные отношения в 20—30-е годы ХХ в. Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма
Знать и понимать:
-основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
-современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
Уметь:
-различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений
Вторая мировая война (5 часов)
Вторая мировая война: причины, ход, значение. СССР в годы Великой Отечественной войны. Значение и цена победы.
Знать и понимать:
-стратегическое положение и основные черты внутренней и внешней политики СССР накануне Второй мировой войны
-основные события начального периода Великой Отечественной Войны,
- ход и результаты военных действий 1942-1943гг.
-заключительный этап Великой Отечественной войны
Уметь:
-характеризовать внутреннюю и внешнюю политику СССР накануне Второй мировой войны,
-осознавать историческое значение подвига советского народа,
-самостоятельно работать с учебным текстом, анализировать мемуарные источники
Мир во второй половине XX века. (5 часов)
«Холодная война». Научно-технический прогресс. Страны Азии, Африки и Латинской Америки
Знать и понимать:
- основные события, связанные с «холодной войной»
- процессы и явления, связанные с научно- техническим прогрессом.
Уметь:
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений
СССР в 1945–1991 годы (8 часов)
СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе. Советский Союз в период частичной либерализации режима. СССР в конце 1960-х — начале 1980-х годов. СССР в период перестройки
Знать и понимать:
-основные тенденции и противоречия развития СССР в 1945-1953гг,
-политическое и экономическое развитие нашей страны после смерти Сталина,
-специфику внутриполитического курса Л.И. Брежнева
-причину, предпосылки политики перестройки советского общества,
-ключевые проблемы и тенденции социально- политического развития России в 90-е годы.
Уметь:
-оценивать международное положение и внешнюю политику СССР в 1945-1953гг.
-анализировать достижения и противоречия в развитии СССР в годы «оттепели»
-характеризовать основные тенденции развития социально- экономической жизни СССР периода «застоя».
-оценивать результаты экономических реформ и политического раскола периода правления М.С.Горбачева,
-характеризовать основные результаты развития России в 90-е годы.
Россия и мир на рубеже ХХ–XХI веков (4 часа)
Российская Федерация на современном этапе. Мир в ХХI в.
Знать и понимать:
- процессы и явления, связанные, происходящие в РФ.
Уметь:
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений.
Итоговое повторение (1 час)
Учебно-тематический план.
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на:
Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся
уроки
Тестовые
работы
Контрольные
работы
1.
Введение. Древнейшая стадия истории человечества.
2
2
1
2.
Цивилизации Древнего мира
4
4
2
3.
Цивилизации Запада и Востока в Средние века
8
8
4
4.
История России с древнейших времен до конца XVII века
22
22
11
5.
Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI—XVIII вв
11
11
5,5
6.
Россия в XVIII веке
7
7
3,5
7.
Становление индустриальной цивилизации
6
6
3
8
Процесс модернизации в традиционных обществах Востока
3
3
1,5
9
Россия в ХIХ веке
13
13
6,5
10
От Новой истории к Новейшей
10
10
5
11
Между мировыми войнами
8
8
4
12
Вторая мировая война
5
5
2,5
13
Мир во второй половине XX века
5
5
2,5
14
СССР в 1945-1991 гг.
8
8
4
15
Россия и мир на рубеже ХХ–—XXI веков
4
4
2
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ
1
1
0,5
В нижней части таблицы часы суммируются
Итого:
117
117
59
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ (технический, естественно-научный, социально-экономический профили)
В результате изучения учебной дисциплины «История» обучающийся должен
знать/понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
основные исторические термины и даты;
уметь:
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень используемой литературы.
Для обучающихся
Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2006.
Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. — М., 2006.
Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2004.
История. 11 класс. Тематический контроль. — М., 2004.
Кишенкова. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. 10—11 кл. — М., 2006.
История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9. — М., 1996—2001.
Для учителя
Анисимов Е. В. Юный град. Петербург времен Петра Великого. — СПб., 2003.
Анисимов Е. В. Анна Иоанновна. — М., 2002.
Анисимов Е. В. Елизавета Петровна. — М., 2001.
Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. — М., 2005.
Война в Корее. — СПб., 2000.
Волковский Н.Л. История информационных войн. — М., 2003.
Галактионов М. Париж 1914. — М., 2001.
Генифе П. Политика революционного террора 1789—1794. — М., 2003.
Герцог Х. Арабо-израильские войны. — М., 2004.
Губер П. Мазарини. — М., 2000.
Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. — М., 2002.
Делюмо Ж. Грех и страх: формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII—XVIII вв.). — Екатеринбург, 2003.
Дроз Ж. История Германии. — М., 2005.
Дуршмид Э. Победы, которых могло не быть. — М., 2000.
Зайончковский А.М. Первая мировая война. — М., 2000.
Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах в 3 ч.: учеб. пособие. — М., 2006.
Ивашко М.И. История России. Ч. 1. Вторая половина IX—XVI вв. Плакаты. — М., 2007.
Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. — М., 2006.
Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVII век. — М., 2006.
Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVIII век. — М., 2006.
Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени, 1500—1789. — М., 2006.
Лавренев С., Попов В. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. — М., 2002.
Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях. — М., 2003.
Марчук М.М., Ларин Е.А., Мамонтов С.П. История и культура Латинской Америки (от доколумбовых цивилизаций до 1918 года). — М., 2005.
Мезин С. А. История русской культуры X — XVIII вв. — М., 2003.
Мелин Я., Юханссон А.В., Хеденборг С. История Швеции. — М., 2002.
Метивье Ю. Франция в XVI—XVIII вв. от Франциска I до Людовика XV. — М., 2005.
Мир Просвещения. Исторический словарь. — М., 2003.
Мыльников А. С. Петр III: Повествование в документах и версиях. — М., 2002.
Национальная идея в Западной Европе в Новое время. — М., 2005.
Озуф М. Революционный праздник: 1789—1799. — М., 2003.
Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т. 1—3. — М., 1994—2000.
Павленко Н. И. Екатерина I. — М., 2004.
Павленко Н. И. Екатерина Великая. — М., 2003.
Посконина О.И. История Латинской Америки (до ХХ века). — М., 2005.
Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола, 1555—1648. — СПб., 2002.
Смирнов А. Арабо-израильские войны. — М., 2002.
Сьюк У. Корейская война. — М., 2003.
Типельскирх К. Вторая мировая война (любое издание).
Тольятти П. Лекции о фашизме. Ч. 1—3. — М., 1991.
Хеншелл Н. Миф абсолютизма. — СПб., 2003.
Черников И. Гибель империи. — М., 2002.
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Она включает дидактические материалы, сборники тестов и т.д. Эти печатные материалы могут значительно облегчить работу преподавателя истории, их можно использовать для опроса на уроке и в качестве заданий на дом.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
CD «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»
CD «Энциклопедия истории России».
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:
Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/ ; http://www.edu.ru/
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/
Введение. Древнейшая стадия истории человечества (2 часа)
1
Введение. Древнейшая стадия истории человечества.
2
тестирование
Цивилизации Древнего мира. (4 часа)
2.
Ранние цивилизации, их отличительные черты. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока.
2
тестирование
3
Античная цивилизация. Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций
2
тестирование
Цивилизации Запада и Востока в Средние века (8 часов)
4
Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века. Китайско-конфуцианская цивилизация.
2
тестирование
5
Буддизм на Востоке в Средние века. Арабо-мусульманская цивилизация
2
тестирование
6
Становление западноевропейской средневековой цивилизации. Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации
2
тестирование
7
Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации. Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: особенности развития и контактов
2
тестирование
История России с древнейших времен до конца XVII века. (22 часа)
8
Восточная Европа: природная среда и человек Племена и народы Восточной Европы в древности
2
тестирование
9
Восточные славяне в VII—VIII вв. Формирование основ государственности восточных славян
2
тестирование
10
Рождение Киевской Руси Крещение Руси
2
тестирование
11
Русь и ее соседи в XI–начале XII вв.
2
тестирование
12
Древняя Русь в эпоху политической раздробленности
2
тестирование
13
Борьба Руси с иноземными завоевателями
2
тестирование
14
Русь на пути к возрождению
2
тестирование
15
От Руси к России
2
тестирование
16
Россия в царствование Ивана Грозного
2
тестирование
17
Смута в России начала XVII в.
2
тестирование
18
Россия в середине и второй половине XVII в. Русская культура в ХIII–ХVII вв.
2
Тестирование
Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI–XVIII в. (11 часов)
19
Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации
2
тестирование
20
Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации
2
тестирование
21
Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время Научная революция и изменения в образе жизни в раннее Новое время
2
тестирование
22
Европа XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизни социальных нормах Век Просвещения
2
Тестирование
23
Технический прогресс и Великий промышленный переворот
2
тестирование
24
Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества
1
тестирование
Россия в ХVIII веке. (7 часов)
Россия в период реформ Петра I
1
25
Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725–1762 гг.)
2
тестирование
26
Россия во второй половине XVIII в.
2
тестирование
27
Культура России в середине и во второй половине XVIII в..
2
тестирование
Становление индустриальной цивилизации (6 часов)
28
Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу. Становление гражданского общества
2
тестирование
29
Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в.
2
тестирование
30
Особенности духовной жизни нового времени
2
тестирование
Процесс модернизации в традиционных обществах Востока (3 часа)
31
Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии Попытки модернизации в странах Востока
2
тестирование
32
Попытки модернизации в странах Востока
1
тестирование
Россия в ХIХ веке (13 часов)
Россия в первой половине XIX столетия. Власть и реформы в первой половине XIX в
1
33
Внешняя политика Александра I и Николая I
2
тестирование
34
Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIX в.
2
тестирование
35
Россия в эпоху великих реформ Александра II
2
тестирование
36
Пореформенная Россия
2
тестирование
37
Россия в системе международных отношений второй половины XIX в.
2
тестирование
38
Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России Повседневная жизнь населения России в XIX в.
2
тестирование
От Новой истории к новейшей (10 часов)
39
Международные отношения в начале XX в.
2
тестирование
40
«Прекрасная эпоха»: западное общество в начале ХХ в. Научно-технический прогресс на рубеже XIX–XX вв.
2
тестирование
41
Россия в начале XX в.
2
тестирование
42
Первая мировая война Россия в Первой мировой войне
2
тестирование
43
Февральская революция в России Приход большевиков к власти в России
2
тестирование
Между мировыми войнами (8 часов)
44
Страны Европы в 20-е годы ХХ в.
2
тестирование
45
Запад в 30-е годы ХХ в. Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX в.
2
тестирование
46
Международные отношения в 20—30-е годы ХХ в.
2
тестирование
47
Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма
2
тестирование
Вторая Мировая война (5 часов)
48
Вторая мировая война: причины, ход, значение
2
тестирование
49
СССР в годы Великой Отечественной войны
2
тестирование
50
СССР в годы Великой Отечественной войны. Значение и цена победы
1
тестирование
Мир во второй половине XX века (5 часов)
«Холодная война»
1
тестирование
51
Научно-технический прогресс
2
тестирование
52
Страны Азии, Африки и Латинской Америки
2
тестирование
СССР в 1945-1991 гг. (8 часов)
53
СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе
2
тестирование
54
Советский Союз в период частичной либерализации режима