Пояснительная записка.
I.Планируемые учебные результаты
В результате изучения курса учащиеся должны: называть даты важнейших событий (войн, социальных конфликтов и т.д.), знать и называть имена исторических личностей, уметь описывать положение и жизнь различных социальных групп Адыгеи, разбираться в причинах феодальной раздробленности и обособленности адыгских субэтносов, называть основные черты экономического, политического, социально-духовного развития адыгов, объяснять главные термины и понятия.
Знать и понимать:
факты, явления, процессы, понятия, гипотезы, характеризующие системность истории Адыгеи, обусловленные целостностью исторического процесса (семья, населенный пункт, город, республика, страна, мир);
принципы и способы периодизации всемирной истории;
основные вехи развития Адыгеи;
современные версии и трактовки исторического процесса в Адыгее;
особенности современного исторического анализа событий в Адыгее, процессов и явлений прошлого;
историческую обусловленность современных общественных процессов, происходящих в Республике, формирования общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
особенности пути развития Адыгеи, России и мира, национальной и региональной, конфессиональной, этнонациональной и локальной истории.
Уметь:
проводить поиск исторической информации по истории Адыгеи в источниках разного типа;
критически анализировать источники информации (автор, время, обстоятельства и цели создания, степень достоверности и т.п.);
классифицировать исторические источники по типу информации;
использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных звуковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи в истории Адыгеи в контексте российской и мировой истории;
систематизировать разнообразную историческую информацию о Республике ;
Участвовать в исследовательских групповых работах, представлять результаты в форме конспекта, реферата, рецензии;
Определять ключевые моменты дискуссий, формулировать собственную позицию, интегрировать идеи.
Применять полученные умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни для:
-понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
-определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
-формулирования своих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически сложившимися; толерантного отношения к иным точкам зрения;
-учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
-познания себя как представителя этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства гражданина Адыгеи и России.
II. Формы организации учебной деятельности
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
продолжение текста;
сочинения-рассуждения,
сравнение текстов;
коммуникативные и игровые ситуации.
различные виды исторических диктантов;
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.д.;
работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленными в электронном виде)
При реализации программы наиболее предпочтительны следующие формы уроков:
урок - коммуникация,
урок - исследование,
урок - практикум,
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:
Активные методы обучения
Игровые технологии
Исследовательская технология обучения
Технология развития критического мышления
Метод проектов
Технология мастерских
Технологии уровневой дифференциации
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии.
Освоение рабочей программы по учебному предмету «История России» сопровождается текущим контролем успеваемости в форме контрольных работ, в конце учебного года в форме годовой контрольной работы.
III.Основное содержание курса:
8 класс.
Территория и численность адыгов в XVIII- первой половине XIX века. Основные субэтнические группы адыгов и их расселение. Вопрос о численности адыгов. Этнические процессы в Черкесии.
Развитие земледелия и его особенности. Вопрос о соотношении земледелия и животноводства. Возделываемые культуры. Масштабы земледелия. Характер и направленность животноводства. Пчеловодство. Охота.
Домашняя промышленность и ремесла.
Торговые связи Черкесии. Импорт и экспорт товаров. Характер и значение торговли. Торговые связи с Турцией и другими странами Востока. Развитие русско-адыгских торговых связей.
Общественно-политический строй Черкесии в XVIII- первой половине XIX века. Особенности землевладения у адыгских субэтносов.
Организация классов феодалов и крестьян. Экономические и политические права различных социальных групп класса феодалов.
Основные категории крестьян. Формы феодальной зависимости.
Особенности политического устройства Черкесии. Народное собрание - хасэ. Политическая раздробленность Черкесии и попытки объединения.
Общественно-политический переворот у адыгов в конце XVIII века. Социальная борьба в первой половине XIX века. Крестьянские выступления (Бзиюкская битва и Пши-орк-зао). Причины, ход, результаты. Развитие государственно-политического строя Черкесии в 20-40-х годах XIX века. Адаты и шариат.
СЗК в русско-турецких войнах и международные отношения в XVIII- первой половине XIX века. Усиление агрессии Османской империи и Крыма. Черкесский вопрос в русско-турецких отношениях. Западные страны и их политика в отношении Черкесии.
Ермолов на СЗК и активизация военных действий со стороны Российской империи.
Черкесия в годы Кавказской войны. Адрианопольский договор. Военные действия царизма на Кавказе. Начало освободительного движения и его руководители.
Военно-политические события 1830-1864 гг. Сочинский меджлис. Окончание войны. Итоги и результаты.
Культура и быт адыгов в XVIII- первой половине XIX века.
Материальная и духовная культура. Общественно-политическая мысль, общественный и семейный быт, культура и быт русского и украинского населения на СЗК.
9 класс
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АДЫГЕИ В ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ
а) Общая характеристика административного и социально-экономического положения Адыгеи. Территория, численность и состав населения Адыгеи в конце XIX — началеXX в.в., ее положение в составе Кубанской области и Черноморской губернии. Классы и сословия.
б)Вступление России в стадию монополистического развития. Массовая крестьянская колонизация и экономическое развитие Кубани и Адыгеи. Рост товарного земледелия. Укрепление капиталистических отношений в системе землевладения и землепользования. Особенности землепользования казаков, горцев и иногородних.
в)Развитие промышленности. Численность, состав и положение рабочих. Мелкотоварное промысловое хозяйство и промышленные предприятия Майкопа. Строительство железных и шоссейных дорог. Майкопские нефтепромыслы.
Развитие торговли и банковско-кредитных учреждений. Втягивание экономики Адыгеи в Кубанский и всероссийский экономические рынки.
г) Антиправительственное движение в России в начале XX в. и его влияние на развитие политических процессов в Адыгее. Первые выступления пролетариата и крестьянства Адыгеи в начале XX в. Политическая борьба и революционное движение в Адыгее.
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ТРУДЯЩИХСЯ
АДЫГЕИ В ПЕРИОД ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
1905—1907 гг.
а)Расстановка социально-политических сил. Забастовки и демонстрации, маевки и сходки. Влияние всероссийской октябрьской политической стачки на события в Майкопе. Подъем крестьянского движения летом — осенью 1905 г. в Майкопском и Екатеринодарском отделах.
б)Восстание 2-го Урупского полка и 14-го Кубанского пластунского батальона. Совместная борьба трудящихся разных национальностей Кубанской области против царизма. Отношение горцев, казаков и крестьян к революционным событиям 1905—1907 г.г.
в) Значение революционных выступлений трудящихся для формирования политического самосознания трудящихся.
АДЫГЕЯ МЕЖДУ ДВУМЯ РЕВОЛЮЦИЯМИ (1907—1916 гг.)
а)Ухудшение положения трудящихся Адыгеи после третьеиюньского государственного переворота. Репрессии власти против участников революции.
б)Аграрный вопрос на Кубани и в Адыгее. Волнения горских крестьян в аулах Кошехабль, Хатукай. Восстание в крестьян в ауле Хакуринохабль. Забастовочное движение. Политические партии и их лидеры.
в) Адыгея в годы первой мировой войны. Отношение к войне различных слоев населения: рабочих, горцев, казачества и крестьянства. Участие казаков и горцев в первой мировой войне. Влияние войны на экономическое состояние Адыгеи. Сокращение сельскохозяйственного и промышленного производства. Рост антивоенных настроений среди населения. Голодные бунты.
КУЛЬТУРА АДЫГЕИ НА РУБЕЖЕ XIX—XX вв.
Основные направления культурного развития Адыгеи в конце XIX —начале XX вв. Просвещение. Развитие сети учебных заведений в Майкопе, станицах и аулах Адыгеи. Культурно-просветительные учреждения. Периодическая печать. Развитие научных знаний.
Развитие народной культуры адыгов. Взаимовлияние и взаимообогащение культур. Адыгские просветители С. Сиюхов, И. Цей и другие.
1917 ГОД В АДЫГЕЕ
а)Февральская буржуазно-демократическая революция в России и особенности ее на Кубани. Февральские события в Майкопском и Екатеринодарском отделах. Отношение к революции горцев, казачества, крестьянства и буржуазии
Адыгеи. Активизация феодально-мусульманской верхушки. Политические партии и их деятельность. Двоевластие и троевластие в Адыгее. Советы рабочих, солдатских депутатов. Гражданские комитеты. Войсковое правительство. Июльский кризис власти в центре и развитие событий на Кубани.
б)Конец двоевластия. Съезд горцев в ауле Хакуринохабль (август 1917г.). Корниловский мятеж и отношение к нему населения Кубани и Адыгеи. События на Кубани летом и осенью 1917г. Аграрное движение. Упущенные возможности. Большевизация Советов на Кубани и в Адыгее. в) Октябрь 1917г. Приход большевиков к власти.
Повторение
РАЗДЕЛ II
ИСТОРИЯ СОВЕТСКОЙ АДЫГЕИ (1917—1991 гг.)
Отношение различных социально-классовых групп (горцев, казаков и иногородних) к Октябрьской революции
1917 г. и первым декретам новой власти.
Вооруженная борьба трудящихся Кубани и Адыгеи за
установление Советской власти. Создание красногвардейских отрядов. Мирная конференция представителей горских аулов и революционной армии Майкопского отдела (март1918 г.).
Образование Кубанской и Черноморской советских республик. Создание комиссариата по горским делам. Формирование органов местного самоуправления.
Экономическая политика новой власти. «Декрет о Земле» и попытки местных органов власти в Адыгее провести его в жизнь. Противодействие кулацких элементов, зажиточных казаков и феодальной верхушки горцев мероприятиям Советской власти.
III Чрезвычайный съезд Советов Кубани и Черноморья и образование Кубано-Черноморской советской республики. Полная поддержка и одобрение Брестского мира. Формирование отрядов Красной Армии. Создание Северо-Кавказской Советской республики как составной части РСФСР.
Деятельность М. X. Шовгенова.
АДЫГЕЯ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И ИНОСТРАННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ (1918—1920 гг.)
Сопротивление большевикам. Первый Кубанский «Ледяной» поход Корнилова. Расстановка классовых сил на Кубани к лету 1918 г. Своеобразие социальных, классовых, национальных интересов и противоречий различных слоев населения и их учет в деятельности Советов на Кубани.
Создание военно-политического союза интервентов и «демократической контрреволюции» и его борьба против Советской власти. Второй Кубанский поход белых. Причины временного поражения и отступления Красной Армии на Кубани. Белый террор на временно оккупированной территории. Борьба большевиков в тылу врага. Борьба между белыми и красными. Красно-зелёные и бело-зелёные отряды. Партизанское движение. Разгром Деникина. Первая Конная Армия в Майкопе. Освобождение Красной Армией территории Кубани. Восстановление Советской власти, создание ревкомов в Адыгее.
Причины победы Красной Армии над армиями интервентов и белогвардейцев.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕПОЛОЖЕНИЕ АДЫГЕИ ПОСЛЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
а)Экономический и политический кризис начала 20-хгодов. Сокращение посевных площадей, снижение урожайности сельхозкультур, уменьшение поголовья скота. Продразверстка и ее осуществление в Адыгее. Рост недовольства горского крестьянства.I съезд горцев Кубано-Черноморской области.
б)Переход к НЭПу и начало восстановления промышленности и сельского хозяйства. Отношение трудовых масс горцев, казачества и иногородних к новому экономическому курсу. Изменения в земельной политике в связи с переходом к НЭПу. Земельный кодекс РСФСР. Трудности и успехи в восстановлении народного хозяйства. Завершение восстановления крестьянских хозяйств. Рост сельскохозяйственного рынка и меры государственного регулирования его развития. Развитие потребительской кооперации.
ОБРАЗОВАНИЕ АДЫГЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
а) Дальнейшие шаги Советской власти по национально-государственному строительству на Кавказе. Решение вопроса о самоопределении адыгейского народа.
II областной съезд трудящихся горцев Кубани и Черноморья (март 1921 г.). Преодоление националистических настроений. Создание горского исполкома. III областной съезд Советов горских депутатов Кубани и Черноморья (декабрь 1921 г.)
б) Постановление Президиума ВЦИК об образовании Черкесской (Адыгейской) автономной области. Административно-территориальное деление области. I областной съезд Советов Адыгеи (декабрь 1922 г.). Образование Шапсугского района. Общественно-политическая жизнь. Создание партийных, профсоюзных и комсомольских организаций. Деятельность Н. Лакобы, Д. Гутекулова, Ш. Хакурате.
АДЫГЕЯ В КОНЦЕ 20—30-х гг.
а) Индустриализация Адыгеи. Развитие местной промышленности. Формирование промышленно-индустриальной и энергетической базы в области. Первые пятилетки. Создание обрабатывающей промышленности. Строительство Адыгейского консервного комбината. Профессионально-техническая подготовка молодежи. Рост национальных отрядов промышленных рабочих. Вовлечение в производственную и общественную жизнь женщин. Расширение промышленной базы в связи с перенесением областного центра Адыгеи в г. Майкоп (10 апреля 1936 г.). Творческий энтузиазм и трудовая активность рабочего класса Адыгеи. Стахановское движение. Успехи и трудности индустриализации в области.
б) Коллективизация сельского хозяйства. Кооперативное движение в области. Осуществление сплошной коллективизации и ликвидация кулачества как класса. Рост недовольства крестьян формами и методами коллективизации сельского хозяйства. Трудности и ошибки в колхозном строительстве, их объективные и субъективные причины. Контрактация. Организация МТС. Голод 1932—1933 гг.
Организаторы колхозного строительства и передовики сельскохозяйственного производства в Адыгее. Движение женщин за овладение механизаторскими профессиями. Дальнейшее организационно-хозяйственное развитие колхозов и складывание производственных коллективов колхозников. Объективные и субъективные факторы, сдерживающие экономическое развитие колхозов и совхозов.
Строительство Тшикского водохранилища и начало работ по строительству Шапсугского водохранилища. Итоги развития сельского хозяйства Адыгеи к началу 40-х годов. Историческое значение коллективизации сельского хозяйства.
в) Культурное строительство в Адыгее. Идеологическое
наступление на культуру. Ликвидация массовой неграмотности населения и переход к всеобщему обязательному начальному образованию. Первый и второй «культпоходы». Введение в школах обучения на родном языке. Перевод адыгейского алфавита с арабской графической основы на латинский, а затем на кириллический (русский) алфавит. Подготовка кадров национальной интеллигенции. Открытие Адыгейского педагогического техникума (1925г.), научно-исследовательского института (1929 г.), учительского института (1940 г.). Создание областного историко-краеведческого музея. Культпросветработа в Адыгее: расширение сети библиотек, кинопередвижек, изб-читален, клубов и домов культуры. Издание газет, книг. Развитие художественной культуры. Создание областного отделения Союза писателей СССР. Творчество писателей Т. Керашева, А. Хаткова, Ю. Тлюстена, М. Паранука, Ц. Теучежа, И. Цея и др. Трудности культурного строительства.
Оборонно-массовая работа и военно-патриотическое воспитание в Адыгее в предвоенные годы.
г)Основные итоги развития Адыгеи к началу 40-х гг. Глубокие изменения в классовой структуре, политической, экономической и культурной жизни области. Повышение жизненного уровня трудящихся. Социальное и политическое раскрепощение женщин, привлечение их к активной общественно-политической жизни. Трудовая активность масс.
Принятие Конституции СССР. Превращение Адыгеи в аграрно-индустриальную область. Рост удельного веса Адыгейской автономной области в экономическом потенциале Краснодарского края.
Деятельность партийно-государственных и общественных органов Адыгеи по социально-экономическому и культурному преобразованию области. Советская власть и религия.
Бюрократизация общества. Политические процессы и их отрицательное влияние на морально-политическую атмосферу в обществе.
АДЫГЕЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941—1945 гг.)
а) Северный Кавказ в планах фашистской Германии.
Начало войны. Мобилизация всех сил и средств на отпор врагу. Перестройка народного хозяйства на военный лад.Битва за урожай 1941г. Труд и кадры в народном хозяйстве области в первый период войны. Майкопский городской комитет обороны и его деятельность.
б) Участие трудящихся области во всенародном движении помощи фронту. Формирование добровольческих соединений на территории области и их боевой путь.
в) Адыгея в период временной фашистской оккупации(август 1942 — февраль 1943 гг.). Оккупационный режим на временно занятой фашистами территории. Партизанское движение в Адыгее. Борьба в тылу врага. Десант ВВС Черноморского флота на Майкопский аэродром (октябрь 1942 г.)
г) Ликвидация последствий фашистской оккупации. Восстановление народного хозяйства. Начало строительства Майкопской ГЭС. Транспорт, торговля, снабжение населения, образование, здравоохранение и культура в годы войны.
д )Сыны и дочери Адыгеи на фронтах Великой Отечественной войны. Наши земляки — герои Советского Союза, кавалеры трех орденов Славы. Общие итоги вклада тружеников Адыгеи в победу над врагом. Источники Победы. Цена Победы. Книга Памяти Адыгеи.
В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1945—1953 гг)
Состояние экономики Адыгеи в послевоенный период. IV пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства. Трудности восстановительного периода и борьба трудящихся за их преодоление. Братская помощь народов СССР трудящимся Адыгеи в годы восстановления народного хозяйства.
Общественно-политическая и культурная жизнь. Рост самосознания трудящихся области. Деформирующее воздействие административно-командной системы, нарушения социалистической законности в середине 40-х — начале 50-х годов. Сложность социально-политической обстановки в области.
Репрессии против трудящихся области, бывших в плену и на оккупированной территории.
Отрицательные последствия культа личности Сталина на развитие науки, культуры и искусства.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АДЫГЕИ С СЕРЕДИНЫ 50-х ДО СЕРЕДИНЫ 60-х ГОДОВ
Основные направления развития промышленности, освоение новых отраслей. Развитие строительной базы. Курс на ускорение научно-технического прогресса, причины его медленного развития. Поиск новых методов управления. Движение за коммунистическое отношение к труду. Развитие транспорта, связи и сферы услуг.
Положение в сельском хозяйстве к середине 50-х годов и меры по ликвидации его отставания. Новые формы социалистического соревнования.
Кооперативная, индивидуальная трудовая деятельность. Борьба с пьянством и алкоголизмом, нетрудовыми доходами. Трудности и ошибки в процессе проведения экономической реформы.
Активизация всей общественно-политической жизни трудовых, научных, педагогических коллективов, переход к широкой гласности и демократии. Издержки гласности. Осуществление политической реформы в Адыгее и трудности на ее пути.
Проблемы межнациональных отношений. Повышение статуса автономной области. Выход из состава Краснодарского края. События 19—21 августа 1991 г. в Майкопе. Распад СССР.
Политика ограничения личных подсобных хозяйств и ее негативные последствия.
Повышение благосостояния трудящихся. Жилищное строительство. Повышение пенсий. Замедление темпов социально-экономического развития области и их причины.
Состояние науки, культуры, народного образования и здравоохранения.
Научно-педагогическая деятельность Ю. К. Намитокова, М. Г. Аутлева, 3. И. Керашевой. Заслуженные учителя школ РСФСР Ф. Н. Чамокова, М. И. Кляцкая, А. Я. Шовгенова, И. Е. Белая, И. П. Серафимов.
Дальнейшее развитие адыгейской литературы.
СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ АДЫГЕИ В СЕРЕДИНЕ 60-х —
НАЧАЛЕ 80-х ГОДОВ
Хозяйственные реформы 1965—1966г.г. и причины их неудачи. Рост промышленного производства и строительства. Развитие транспорта, связи, торговли.
Состояние сельскохозяйственного производства. Трудности в реализации продовольственной программы.
Общественно-политическая и культурная жизнь,
Застойные явления в общественно-политической жизни, серьезные упущения в организации политико-воспитательной и идеологической работы. Деформация социальной справедливости. Расхождение между словом и делом.
Деятельность Н. А. Берзегова — первого секретаря обкома партии.
АДЫГЕЯ НА ЭТАПЕ ПЕРЕСТРОЙКИ
Новые явления в экономической, социальной и духовной сферах общественной жизни Адыгеи. Внедрение новых форм организации труда, управления производством, самоуправления, хозрасчета, самофинансирования, подрядов.
РАЗДЕЛ III
АДЫГЕЯ — ПОЛНОПРАВНЫЙ СУБЪЕКТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Состояние экономики Адыгеи в условиях перехода России к демократическому правовому государству.
Декларация о государственном суверенитете Республики Адыгея. Первые выборы в Верховный Совет (Хасэ) Республики Адыгея.
А. А. Джаримов — первый президент Республики Адыгея. Формирование первого правительства РА.
Обсуждение и принятие Конституции Республики Адыгея.
Международные связи Республики Адыгея. Сотрудничество в области экономики, культуры и образования между субъектами Южного федерального округа РФ.
На рубеже веков. Празднование 10-летия Республики Адыгея. Основные итоги развития. X. М. Совмен — новый президент РА.
IV. Календарно-тематическое планирование по истории Адыгеи. 8 класс -35 часов (1час в неделю)
КТП составлено на основе УМК:
Программы Министерства образования и науки Республики Адыгея «История Адыгеи» 8 класс (составили: А.Ю. Чирг и Р.Х.Емтыль, Майкоп, 2002г.)-
Чирг А.Ю., Емтыль Р.Х. История Адыгеи (XVIII- 60-е годы XIXв.). Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Майкоп., 2002.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Основные понятия | Виды контроля | Оборудование | Домашнее задание | Дата проведения урока |
| РАЗДЕЛ 1.Экономическое развитие Черкесии в XVIII-первой половине XIX века-8ч. | | | | | |
1. | Территория и численность адыгов в 18-первой половине 19 века | 1 | Лекция с элемент. беседы | Субэтнос, СЗК | тест | Карта, учебник | §1, работа с картой | |
2. | Развитие земледелия у адыгов | 1 | Комбин. | Земледелие горное, равнинное | тест | Учебник, допол. лит. | §2 | |
3. | Характер и направления животноводства | 1 | Комбин. | Породы лошадей | Устн.опрос | Уч-к, худ.лит. | §3, тесты | |
4. | Пчеловодство и охота | 1 | Комбин. | Борть, колода, буза | Сост.консп. | Уч-к, доп. м-л | §4 | |
5. | Домашняя промышленность и ремесла | 1 | Комбин. Экскурсия в музей | Промыслы, ремесло | Развернутый план | учебник | §5, сообщения | |
6. | Русско-адыгские связи в 1-й четверти XIX века | 1 | Комбин. | Меновая торговля | беседа | Учебник,дополн. м-л | §6 | |
7. | Торговые связи Черкесии со странами Востока | 1 | Комбин. | Живой товар, контрабанда, монополия | тест | Учебник, дополн. материал | §7 | |
8. | Развитие русско-адыгских торговых связей в период Кавказской войны | 1 | Комбин. | Русско-адыгская торговля | тест | Учебник, доп. материал | §8, таблица | |
| РАЗДЕЛ 2. Общественно-политический строй Черкесии – 6 ч. | | | | | |
9. | Земельные отношения в Черкесии | 1 | УФНЗ | Княжеско-дворянское землевладение | Сост. Вопросы к тексту | Учебник | §9 | |
10. | Организация класса феодалов | 1 | УФНЗ | Пщи, уорки, беслен-уорки,тлекотлеши, деженуго | Сост. Схему структ. класса феодалов | Учебник, доп. Материал, с иллюстр. | §10, схема | |
11. | Основные категории зависимого населения в XVIII веке | 1 | УФНЗ | Тфокотли, пщитли, унауты, азаты,оги | схема | Учебник, иллюстр. | §11 | |
12. | Особенности политического устройства Черкесии | 1 | Комбин. | Хасэ, демократ. и аристокр. субэтносы | Схемы Полит. Устр. | Учебник, дополн. материал | §12, схема | |
13. | Общественно-политический переворот у адыгов в XVIII веке. Социальная борьба | 1 | Экскурсия | Бзиюкская битва, Пщи-уорк-зао | беседа | Дополн. материал | §13, сообщения | |
14. | Развитие государственно-политического строя Черкесии в 19 веке. | 1 | Комбинир. | Дефтер, наибы, адат, шариат | тест | Учебник, Дополн. материал | §14 | |
15. | Обобщение по р.1-2 Социально-экономическое и политическое развитие Черкесии». | 1 | Контроль знаний | | тесты | | Повт. термины | |
| РАЗДЕЛ 3. Черкесия в системе международных отношений в XVIII –первой трети XIX века- 4 ч. | | | | | |
16. | Борьба мировых держав за господство на СЗК в XVIII веке | 1 | Комбинир. | Агрессия, экспансия, Русско-турецкие войны | Сост. Табл.хронол. | Учебник, карты, дополнит. материал | §15, п.1 письменно | |
17. | Русско-турецкие войны 2-й половины XVIII века | 1 | Комбинир. | Мансур, антиколон. движение | картосхема | Учебник, карты, дополнит. материал | §16 | |
18. | Черкесский вопрос в русско-турецких отношениях в начале XIX века | 1 | Комбинир. | Бухарестский мир | тест | Учебник, карты, дополнит. материал | §17 | |
19. | Активизация военных действий русского царизма на СЗК | 1 | Комбинир. | Ермолов, Хаджи-Хасан, паша | Решение пробл.задач | Учебник, карты, доп. материал | §18,19 | |
| РАЗДЕЛ 4. Борьба адыгов за независимость в 30-60-е гг XIX века -5ч. | | | | | |
20. | Адрианопольский договор и его последствия | 1 | УФНЗ | Народно-осв. движение | конспект | Учебник, карта | §19,20, в.и.з | |
21. | Военные действия России в 40-е гг. на СЗК | 1 | УФНЗ | Методы колонизации | Хрон.таблица | Учебник, карты | §19,20, карта | |
22. | Военно-политические события в Черкесии в 50-е гг. | 1 | Комбинир. | Мухаммед Амин | Сообщ. | Учебник, д.м. | §21 | |
23-24 | Завершающий этап борьбы адыгов за независимость. Итоги и последствия Кавказской войны. | 2 | Комбинир. | Меджлис, мохаджиры | дискуссия | Дополн. материал | §22, сообщения, презентации | |
| РАЗДЕЛ 5. Культура и быт адыгов в XVIII-первой половине XIX века -10 ч. | | | | | |
25. | Материальная культура адыгов в XVIII-1й пол. XIX века | 1 | Комбинир. | Материальная культура | Сообщ. | Учебник, Доп. материал | §23,24 | |
26. | Декоративно-прикладное искусство | 1 | Комбиниршк.музей | Циновка, тамга, сакля | Сообщ. | Дополн. материал | §25,сообщения | |
27. | Музыкальная культура | 1 | Комбинир. | Шичепщин,къамыл | Сообщ. | Дополн. материал | §26 | |
28. | Духовная культура | 1 | Комбинир. | Нартский эпос, нарты | Сообщ. | Дополн. материал | §27 | |
29. | Общественно-политическая мысль в XVIII-первой половине XIX века | 1 | Комбинир. | Просвещение и его идеалы | Беседа | Учебник | §28, таблица | |
30. | Роль адыгских просветителей в развитии культуры адыгов | 1 | УФНЗ | Просветители | Сообщ. | Учебник, д.м. | §29 | |
31. | Семья и семейные обряды | 1 | Комбинир. | Община | Сообщ. | Учебник, д.м. | §30 | |
32. | Традиции и обычаи адыгов | 1 | Комбинир.Киноурок | Обычное право | Сообщ. | Учебник, дополнит. материал | §31 | |
33. | Материальная культура русских и украинцев на СЗК | 1 | Комбинир. | Казаки, линейцы | Сообщ. | Учебник, дополнит. материал | §32, сообщения | |
34. | Духовная культура русских и украинцев. Декабристы на Кавказе. | 1 | Комбинир. | декабристы | Сообщ. | Учебник, дополнит. материал | §32, Подг. к обобщ. | |
35. | Итоговое обобщение «История Адыгеи в XVIII-60-е годы XIX века» | 1 | Контроль знаний | | | | | |