Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории. ФГОС. 5-9 классы с КТП.»
1. Пояснительная записка.
Необходимость изучения истории в школе обусловливается ее познавательными и мировоззренческими направлениями. Главная задача школьного исторического образования – формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно- ориентированной личности.
Основные цели изучения истории в школе:
формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; выработка в доступной для учащихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории; усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, взаимопонимания и уважения между народами, неприятия шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны; развитие у учащихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем современности;
развитие способностей учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
формирование у учащихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;
развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.
2. Общая характеристика предмета, курса.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этни- ческой, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других на-родов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Вклад основной школы в достижение целей исторического образования состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах, в общем объеме 374 часа, в 5-8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю.
4. Личностные метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты.
1) Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также Представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях
прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё
отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Личностные и метапредметные результаты.
УУД
Содержательные характеристики
Личностные УУД
Основы гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты)
—когнитивный — знание о принадлежности к данной социальной общности;
—ценностный — наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности;
—эмоциональный — принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства как результат действия двух первых;
- поведенческий — участие в общественно-политической жизни страны, реализация гражданской позиции в деятельности и поведении;
Развитие Я-концепции и идентичности личности
- усвоенный и принимаемый образ Я во всём богатстве отношений личности к окружающему миру;
- чувство адекватности и стабильности владения личностью, собственным Я независимо от изменений Я и ситуации;
- способность личности к полноценному решению задач, возникающих на каждой из возрастных стадий развития. В подростковом возрасте формируется социальная идентичность личности — осознание своей принадлежности к социальной группе и соответственно принятие значимых для референтной группы ценностей, норм и правил.
Смыслопорождение и смыслообразование. Развитие мотивов учения.
Содержательные характеристики мотивов:
1. Учебные и познавательные мотивы. Учебный мотив — это направленность на освоение новых знаний и способов действий. Познавательные мотивы отвечают познавательной потребности в деятельности, направленной на получение нового знания. Познавательная потребность «бескорыстна», поэтому она практически ненасыщаема.
Социальные мотивы:
широкий социальный мотив как стремление быть полезным обществу; мотив долга и ответственности перед обществом, направленность на идеалы и социальные ценности
узкий социальный, позиционный мотив — стремление добиться одобрения и признания окружающими; направленность на способы взаимодействия с другими людьми социальную идентификацию как стремление к одобрению родителей, учителей, сверстников
мотивы аффилиации — стремление к сохранению, созданию или восстановлению положительных эмоциональных взаимоотношений с другими людьми;
мотив социального сотрудничества — направленность на способы взаимодействия, кооперации своих усилий с усилиями других людей в ходе учебной деятельности;
мотивы саморазвития и самообразования — направленность на саморазвитие и постоянное усовершенствование способов овладения знаниями и компетентностями.Побудительную и смыслообразующую функцию могут выполнять внешние мотивы:
мотив стремления к безопасности и стабильности (учеба как вынужденное поведение или как привычное функционирование);
престижные и статусные мотивы (учёба ради лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания);
мотив избегания неудачи.
Развитие морального действия. Ориентация в морально-нравственных основах поведения
развитие морального мышления учеников посредством участия в моральных дискуссиях и в решении моральных дилемм;
развитие культуры моральных норм и ценностей через демократический выбор норм и построение групповой солидарности;
3) создание контекста взаимодействия и сотрудничества, где и ученики, и учителя могут действовать в соответствии со своей моральной интуицией и внутренними решениями.
Коммуникативные УУД
Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией — это умение:
слушать и слышать друг друга;
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;
спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия предполагает:
понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.
Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – это:
определение цели и функций участников, способов взаимодействия;
планирование общих способов работы;
обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) — это умение:
устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как задачу через анализ её условий.
Следование морально-этическим и и
психологическим принципам общения и сотрудничества — это:
уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого;
адекватное межличностное восприятие;
готовность адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
- стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии
Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности — это:
использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;
речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так ив форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации — процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий.
Регулятивные УУД
Целеполагание — возникновение, выделение, определение и осознавание целей. Можно говорить о двух типах целеполагания. Первый тип — постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий. В этом случае перед учащимися стоят задачи: понять, запомнить, воспроизвести. Второй тип — принятие и затем самостоятельная постановка новых учебных задач (анализ условий, выбор соответствующего способа действий, контроль и оценка его выполнения).
Контроль.Можно говорить о трёх составляющих контроля поведения и деятельности — это контроль действий, контроль эмоций и когнитивный контроль над ментальными репрезентациями цели, условий и средств её достижения, включая когнитивные стратегии и средства.
Функция контроля действий в учебной деятельности — это обеспечение эффективности учебных действий путём обнаружения отклонений от эталонного образца и внесение соответствующих корректив в действие. Характеристиками контроля выступают мера самостоятельности учащегося, автоматизированность, направленность на результат или способ действия, критерии контроля, время осуществления контроля — констатирующего, сопровождающего действие, опережающего.
Коррекция действий направлена на изменение содержания и последовательности операций в ответ на изменившиеся условия действия и на регуляцию действия во времени.
Действие оценки направлено на определение правильности системы учебных действий. Итоговая оценка санкционирует факт завершения действий (положительная) или побуждает к их продолжению (отрицательная). Предвосхищающая оценка задачи позволяет ученику адекватно оценить свои возможности в отношении решения поставленной задачи.
Оценка выполняет, как минимум, две функции — обратную связь и подкрепление (поощрение). От того, в какой степени оценка выполняет эти функции, зависит эффективность обучения. Осуществляя информационную и регулирующую обратную связь, школьная оценка должна ориентировать учащегося на успех, содействовать развитию его самооценки. Без них обучение становится невозможным.
Оценка и самооценка в учебной деятельности должны выполнять следующие функции:
информировать ученика о выполнении им программы (насколько он продвинулся вперёд, об общем уровне выполнения, своих слабых сторонах) и предоставлять ему обратную связь, с тем чтобы сделать предметом освоения трудные для учащегося вопросы;
стимулировать учение (сосредоточиваться более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают; отмечать малейшее продвижение; ориентировать ученика на успех; содействовать развитию позитивной самооценки).
Саморегуляция эмоциональных состояний тревожности, фрустрации также составляет условие успешной учебной деятельности школьника, которая нередко сопряжена с высокими интеллектуальными и эмоциональными нагрузками. Существуют также плановые стрессогенные события — это экзамены, контрольные работы, устные ответы у доски и пр. Высокий уровень напряжённости учебной деятельности и неправильно организованный режим труда и отдыха приводят отдельных учащихся к снижению работоспособности, хроническому утомлению и на фоне высокой субъективной значимости успеха к эмоциональному истощению.
Сохранение высокого уровня эффективного самоуправления и саморегуляции определяется возможностями учащегося совладания со стрессом
Познавательные УУД
Извлекать информацию.
Ориентироваться в своей системе знаний; делать предварительный отбор источников информации; добывать информацию. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Самостоятельно ставить личностно-необходимые учебные и жизненные задачи. Самостоятельно определять, какие знания необходимо приобрести для решения жизненных (учебных межпредметных) задач. Ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов. Сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников, в том числе СМИ, для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории.
Преобразовывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
давать определения понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом. Осуществлять сравнение, классификацию и типологизацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе деления или отрицания. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели в целях выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Преобразовывать информацию из одного вида в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных ит.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
Владеть приёмами осмысленного чтения.
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Понимая позиции другого, различать в его речи: мнение ( точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушателя.
Формирование ИКТ-компетенции.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность, самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы или выступать в качестве заказчика новых программно-аппаратных средств и сервисов. Уметь реализовывать моно- и мультимедийные проекты в сфере информационных и коммуникационных технологий, проходя стадии от формулирования оригинального замысла через создание последовательности промежуточных представлений к итоговому продукту.
Планируемые результаты учебного предмета.
История Древнего мира
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государствен-ного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
История Средних веков
Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.
История Нового времени
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достовернос-ти источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Новейшая история
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события новейшей эпохи, характеризовать основные этапы отечественной и всеобщей истории ХХ — начала XXI в.; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время;
• использовать историческую карту как источник информации о территории России (СССР) и других государств в ХХ — начале XXI в., значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира в новейшую эпоху, местах крупнейших событий и др.;
• анализировать информацию из исторических источников — текстов, материальных и художественных памятников новейшей эпохи;
• представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения в России и других странах в ХХ — начале XXI в.; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;
• раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития России и других стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры в ХХ — начале XXI в.;
• объяснять причины и следствия наиболее значительных событий новейшей эпохи в России и других странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.);
• сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран в новейшую эпоху (опыт модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории ХХ — начала XXI в.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в ХХ — начале XXI в.;
• применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.;
• проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края в ХХ — начале XXI в.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
№ ур.
п\п
Название разделов, тем уроков
Кол-во часов
Дата
Основные виды
учебной деятельности
план
факт
1
Введение (1 ч)
1
Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник.
Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать историю.
Раздел I. Жизнь первобытных людей (7 ч)
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники(3 ч)
2
Древнейшие люди
1
Показывать на карте места расселения древнейших людей
Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы.
Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда и др.) для развития человеческого общества.
3
Родовые общины охотников и собирателей
1
Показывать на карте места расселения древнейших людей
Рассказывать об условиях жизни, занятиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы.
Объяснять значение открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда и др.) для развития человеческого общества.
4
Возникновение искусства и религиозных верований
1
Показывать на карте места расселения древнейших людей
Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы.
Объяснять значение искусства, религиозных верований для первобытного человека.
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч)
5
Возникновение земледелия и скотоводства
1
Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте.
Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека.
6
Появление неравенства и знати
1
Показывать на карте места расселения древнейших людей
Рассказывать об условиях жизни, занятиях, появления неравенства и знати среди первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы.
Объяснять значение появления неравенства и знати среди древнейших людей для развития человеческого общества.
7
Счет лет в истории
1
Объяснять как ведется счет лет до н.э. и н.э. используя линию времени.
Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о древней истории.
8
Обобщающее повторение по разделу: «Жизнь первобытных людей».
1
Раздел II. Древний Восток (19 ч)
Тема 1. Древний Египет (7 ч)
9
Государство на берегах Нила
1
Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян
10
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
1
Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры
11
Жизнь египетского вельможи
1
Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Требования к сочинению.
12
Военные походы фараонов
1
Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.
13
Религия древних египтян
1
Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.
14
Искусство Древнего Египта
1
Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Подготовить презентации в Роwег Роint по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды. Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.
15
Повторительно – обобщающий урок «Древний Египет»
1
Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Анализировать достижения в земледелии. Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.
Тема 2. Западная Азия в древности (7ч)
16
Древнее Двуречье
1
Использовать презентацию с целью виртуального путешествия по музею. Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.
17
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
1
Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть. Составлять кроссворд по теме урока. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.
18
Финикийские мореплаватели
1
Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей. Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.
19
Библейские сказания
1
Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён. Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объяснять, почему Библия — наиболее читаемая книга с древности и до наших дней.
20
Царство Давида и Соломона
1
Решать развивающие и проблемные задачи с использованием мультимедиа-, видео- и аудиоресурсов. Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное. Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида). Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи.
21
Ассирийская держава
1
Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определять причины падения Ассирийской державы.
22
Персидская держава «Царя царей»
1
Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию). Рассказывать кратко легенды о персидских царях
Тема 3. Индия и Китай в древности (4 ч)
23
Природа и люди Древней Индии
1
Рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата. Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему. Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру
24
Индийские касты
1
Составлять простой план пунктов параграфа по выбору. Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы — хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Подготовить сообщение о жизни Будды. Перечислять достижения древних индийцев
25
Китайский мудрец Конфуций
1
Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом. Определять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости
26
Первый властелин единого Китая
1
Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в её достижениях.
27
Обобщающее повторение по разделу: «Древний Восток». Самостоятельная работа.
1
Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала, изучения мультимедиаресурсов. Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой, объектами на их территории. Перечислять наиболее известные сооружения на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая. Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии.
Раздел III. Древняя Греция (19 ч)
Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч)
28
Анализ самостоятельной работы. Греки и критяне
1
Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные признаки критской культуры. Работать с картой, заданиями рабочей тетради. Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст.
29
Микены и Троя
1
Показывать на карте местоположение Микен. Выделять отличия между микенской и критской культурами. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. На ленте времени обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определить, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими.
30
Поэма Гомера «Илиада»
1
Рассказывать легенду о жизни Гомера. Раскрывать кратко суть поэмы Гомера «Илиада». Характеризовать образы основных героев «Илиады».
31
Поэма Гомера «Одиссея»
1
В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку. Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Читать текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно.
32
Религия древних греков
1
Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнить пантеон богов египтян и греков. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Выполнять задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка».
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч)
33
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
1
Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия её населения. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским.
34
Зарождение демократии в Афинах
1
Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль
в улучшении жизни основной массы народа. Сравнивать законы Драконта и Солона. Уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Давать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам.
35
Древняя Спарта
1
Показывать на карте и рассказывать о местоположении Спарты. Характеризовать основные группы населения и их положение Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев
36
Основание греческих колоний
1
Объяснять причины греческой колонизации, её географию. Выделять общее, что связывало греческие колонии. Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Комментировать наряд грека.
37
Олимпийские игры в древности
1
Составлять развёрнутый план одной части параграфа. Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа. Использовать мультимедиаресурсы для подготовки сообщения на уроке. Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени
38
Победа греков над персами в Марафонской битве
1
Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне. Использовать информацию электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битве.
39
Нашествие персидских войск на Элладу
1
Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу. Инсценировать события одного из сражений. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа:
- о создании военного флота;
- о Фермопильском сражении;
- о Саламинской битве.
Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (4 ч)
40
В гаванях афинского порта Пирей
1
Сравнивать военную и торговую гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях.
41
В городе богини Афины. В театре Диониса.
1
Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин. Объяснять причины особой любви греков к представлениям. Называть отличительные признаки комедии и трагедии. Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона». Оценивать роль современного театра для общества.
42
В афинских школах и гимнасиях
1
Сравнивать типы школ и систему обучения в них. Последовательно рассказывать о каждой из школ. Объяснять назначение каждой из школ. Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли..
43
Афинская демократия при Перикле
1
Самостоятельно подготавливать тематические сообщения по выбору. Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин. Поиск информации в Интернете об единомышленниках, друзьях Перикла. Группировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла.
Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (3 ч)
44
Города Эллады подчиняются Македонии
1
Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии. Характеризовать политические методы Филиппа Македонского. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских. Объяснять причины потери независимости Грецией. Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции.
45
Поход Александра Македонского на Восток
1
Используя карту и её легенду, рассказывать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток. Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам А. Македонского. Оценивать поступки А. Македонского, его противников.
46
В древней Александрии Египетской
1
Называть самое известное в Древней Греции - название храма. Объяснять значение понятий.
47
«Древняя Греция» - Контрольная работа.
1
Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции. Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.
Раздел IV. Древний Рим (17 ч)
Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)
48
Древнейший Рим
1
Сравнивать природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции. Рассказывать легенды, связанные с историей Рима. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Использовать карты, мультимедиаресурсы, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме.
49
Завоевание Римом Италии
1
Исследовать по карте, мультимедиаресурсам территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. Выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром. Сравнивать территориальные приобретения Рима во II и III вв. до н. э.
50
Устройство Римской республики
1
Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом. Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме. Выделять и называть преимущества легиона в отношении фаланги. Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента.
Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)
51
Вторая война Рима с Карфагеном (218 – 201 гг. до н.э.)
1
Работать с картой в процессе изучения событий, обеспечивших господство Рима в Средиземноморье. Охарактеризовать способы подчинения государств власти Рима. Рассказывать о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, для Рима.
52
Установление господства Рима во всем Средиземноморье
1
Работать с картой в процессе изучения событий, обеспечивших господство Рима в Средиземноморье. Охарактеризовать способы подчинения государств власти Рима. Рассказывать о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, для Рима. Составлять простой план параграфа.
53
Рабство в Древнем Риме
1
Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме. Доказывать бесправное положение рабов в Риме. Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян.
Тема 3. Гражданские войны в Риме (4 ч)
54
Земельный закон братьев Гракхов
1
Устанавливать Причины гражданских войн в Риме. Называть Причины, которые заставили Тиберия Гракха выступить в защиту бедняков. Работать в малых группах, систематизируя информацию.
Высчитывать, Сколько лет римляне жили в мире. Оценивать Поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных римлян.
55
Восстание Спартака
1
Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки. Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса.
56
Единовластие Цезаря в Риме
1
Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель. Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря. Объяснять позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Юлия Цезаря.
57
Установление империи в Риме
1
Определять причины поражения сторонников республики. Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объяснять причины завершения гражданских войн в Риме. Характеризовать правление Октавиана Августа. Рассказывать о судьбах знаменитых греков.
Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры. (5 ч)
58
Соседи Римской империи
1
Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи. Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Составлять задания, вопросы, обмениваться ими. Рассказывать о племенах — соседях Римской империи и их взаимоотношениях.
59
В Риме при императоре Нейроне
1
Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в I в. н. э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. Анализировать причины крайнего своеволия Нерона.
60
Первые христиане и их учение
1
Рассказывать об условиях появления христианского учения. Объяснять причины распространения христианства. Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан. Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни.
61
Расцвет империи во 2 –м веке
1
Инсценировать виртуальную экскурсию по Риму (с использованием презентации, интернет-ресурсов, электронных изданий). Аргументированно доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Составить рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора об одном дне в Риме.
Тема 5. Падение Западной Римской империи (2 ч)
62
Римская империя при Константине
1
Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи. Сравнивать положение на границах империи в I в. и при императоре Константине. Обосновывать факт переноса столицы империи. Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией. Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу.
63
Взятие Рима Готами
1
Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических деятелях и их поступках. Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей. Высказывать предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю.
64
Обобщающее повторение по разделу: «Древний Рим»
1
Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности. Решать кроссворды, проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты.
65
Обобщающее повторение по курсу: «История Древнего мира»
1
Показывать на карте этапы расширения границ государств Древнего мира. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Знать хронологию событий, определения и значение слов. Рассказывать и показывать достижения человечества в разных областях жизни, повседневности. Решать кроссворды, проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты.
66
Контрольная работа по курсу: «История Древнего мира»
1
67
Анализ контрольной работы. Итоговое повторение по курсу «Древний мир».
1
Работа над ошибками.
67-70 ч. Резерв
Темы проектов:
1. Изобретения древних людей
2. Семь чудес древнего мира
3. Основатели мировых религий: Будда, Конфуций, Иисус Христос
4. Великие полководцы древности: Александр Македонский, Ганнибал, Гай Юлий Цезарь
5. Поход Спартака в Альпы
6. Красс против Спартака
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
«Примерные программы по учебным предметам». А.А. Кузнецов. История 5-9 классы. Москва: «Просвещение».2010 год.
«История Древнего мира» - А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, М: «Просвещение». 2014 г.
Видеопроектор.
Персональный компьютер.
История Древнего Востока (для дополнительного чтения)
Замаровский В. Путешествие к семи чудесам света.
Керрам К. Боги, гробницы, ученые.
Крамер С. Н. История начинается в Шумере.
Лившиц И.Г. Сказки и повести Древнего Египта.
Лурье С. «Заговорившие таблички». Серия «Ученые России – детям»
Матье М. Э. День египетского мальчика: Историческая повесть.
Матье М. Э. Кари, ученик художника: Историческая повесть.
Матье М.Э. Древнеегипетские мифы.
Моисеева К. М. Дочь Эхнатона.
Мора Ф. Золотой саркофаг.
Нейхардт А. А. и Шишова И. А. Семь чудес света.
Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока
Петровский Н. С., Белов А. М. Страна Большого Хапи. Л.
Рак «Мифы и легенды Древнего Египта»
Рубинштейн Р. И. Глиняный конверт: Историческая повесть.
Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии.
История Древней Греции(для дополнительного чтения)
Аристофан "Лягушки".
Ботвинник, Рабинович, Стратановский "Жизнеописания знаменитых греков и римлян"
Бутромеев «Детский Плутарх»
Говоров А. А. Алкамен – театральный мальчик: Историческая повесть.
Гомер "Илиада", "Одиссея".
Грин П. Александр Македонский
Замаровский В. Путешествие к семи чудесам света.
Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции.
Лурье С. «Письмо греческого мальчика». Серия «Ученые России – детям»
Нейхардт А. А. и Шишова И. А. Семь чудес света.
Немировский А.И. Мифы Древней Эллады.
Озерецкая Е. Олимпийские игры. Знаменитые греки. Жизнеописания выдающихся деятелей древней Греции, составленные по Плутарху.
Рубинштейн Р. И. За что Ксеркс высек море: Рассказы из истории Греко-персидских войн.
Трухина Н.Н. «История древней Греции»
Тудоровская Е. А. Троянская война и ее герои: Приключения Одиссея.
Эсхил "Прикованный Прометей".
История Древнего Рима (для дополнительного чтения)
Ботвинник, Рабинович, Стратановский "Жизнеописания знаменитых греков и римлян"
Кравчук А. Император Август.
Линдсей Дж. Ганнибал.
Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима.
Немировский А.И. Слоны Ганнибала: Исторический роман.
Немировский А.И. Три войны. Книга для чтения в 5 классе.
Остроменцкая Н. Ф. Ветеран Цезаря.
Трухина Н.Н. «История Древнего Рима»
Ян В. Г. Финикийский корабль. Спартак: Исторические повести.
Каталог археологических ресурсов -http://www.archaeology.ru/
Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki
Мифологическая энциклопедия - http://www.myfhology.narod.ru/
Всемирная история - http://historic.ru/
Древний мир - http://err.h18.ru/error500.shtml
http://www.rusedu.ru – презентации по истории Древнего мира
http://school-cjllection.edu.ru/ - презентации и материалы по истории Древнего мира
http://maat.org.ru/ , http://www.kemet.ru - история Древнего Египта
http://www.earth-history.com/ - электронная библиотека исторических источников «Древняя история мира»
http://www.mhk.spb.ru/ - МХК: Древний мир от первобытности до Рима
http://www.myfhology.sgu.ru/ - античная мифология
http://www.verigi.ru/ - античное христианство
ЭОР и DVD:
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (с видеоприложением)
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Электронная библиотека Максима Мошкова
Просвещение, история, 5 класс
1С:Образовательная коллекция. История Древнего мира, 5 класс
История искусства, №1
История искусства, №2
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства
Эрмитаж. Искусство Западной Европы
Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир
НГО: Египет: тайны фараонов. Загадки Великого Нила. Затерянное королевство майя. Святая земля. Мекка. Внутри Ватикана. (ДВД)
ВВС. Крестовые походы. Тайны ордена тамплиеров. Мифы и герои. Чингисхан. Черная борода. Нострадамус. Леонардо да Винчи. Ганнибал. Загадки Иеронима Босха. (ДВД)
ВВС. Номо сапиенс – человек разумный. Одиссея первобытного человека. Через Анды к великой реке. Мечта об Африке. Коралловый рай. Генезис. (ДВД)
Лучшие познавательные фильмы. Ганнибал – легендарный полководец. Александр Македонский. Александр Великий. Древняя Греция. Мифы и герои.
Планируемые результаты изучения учебного курса, предмета.
Планируемые результаты изучения учебного курса за 5 класс, предполагают возможность учащихся научиться следующим знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории Древнего мира;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Древнего мира.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.).
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Показатели освоения курса
Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно-технологическая, коммуникативная
Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей
способность осуществлять поиск нужной темы в учебнике;
способность выделять главное в тексте и второстепенное;
способность анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр. информацию;
способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с сообщением, защитой презентации;
способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде.