Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить. Каждому школьнику необходимо знать историю своей малой Родины – города, села, деревни где он родился и где проходит его детство.
Прививать школьникам уважение к собственной истории и ее героям можно только при помощи их знакомства с разными историческими событиями, знакомства неформального.
Необходимо объяснять реальные понятия добра и зла, обращать сознание школьников к высоким идеалам отечественной истории и создавать у них тем самым самостоятельные представления о достойном общемировом значении и самоценности России.
История России всегда была богата явлениями и личностями, которые могли бы послужить детям примером для подражания, вызвать гордость за свой народ и Родину.
История помогает выбрать правильную высоконравственную жизненную позицию, стать преемниками великих свершений нашей страны, значительно повлиявших на весь ход мировой истории. Именно с высоты этого опыта молодежь и должна осмысливать сегодняшнюю жизнь.
Под краеведением понимают всестороннее изучение ограниченной территории местными силами.
Краеведческая работа в школе ставит целью углубление знаний, полученных школьниками на уроках, помогает сделать процесс познания интересным и увлекательным. В ходе работы ребята приобретают и совершенствуют умения работы с книгой и справочной литературой, умения реферировать и рецензировать. Готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией. Открываются возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их исследовательских изысканий в архивах, музеях, библиотеках. Все вышеперечисленные умения и навыки, получаемые в ходе краеведческой работы, способствуют развитию познавательных способностей и выявлению наклонностей учеников.
Направленность и актуальность
Направленность творческого объединения «Краеведческий» - туристско-краеведческая, программа модифицированная, базовая.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09. 2014г. № 1726-р).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации» (вместе с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
6.Устав Хохловской средней школы
Актуальность программы обусловлена тем, что Смоленская земля – наша Родина. Нам дорога ее история, ее культура. Мы должны осознать, что без прошлого нет будущего. Без знаний своих корней невозможно развитие личности, ее духовное становление. Основной источник впечатлений детей - их ближайшее окружение, та среда, в которой они живут. Знание доступного им краеведческого материала будет основой понимания своеобразия других далеких краев. Каждый уголок Смоленщины имеет свою историю, замечательных людей, прославивших свой край. Учитывая, что дети восприимчивы к содержательной выразительности национальной культуры, задача педагога - пробудить у них интерес к своему родному краю, помочь осознать, что Смоленская земля - наша Родина, формировать целостное представление о культуре своего народа.
Данная программа позволит всесторонне изучить свою малую Родину-Смоленщину, территорию Хохловского сельского поселения. Программа будет давать дополнительные знания в области краеведения, способствовать внедрению проблемного обучения в образование детей.
Программа разработана по заявкам родителей и обучающихся.
Программа в равной степени доступна и создает благоприятные условия для организации обучения детей с ОВЗ, детей - инвалидов (с частичными нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения), детей из многодетных семей, малообеспеченных семей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также для одаренных детей и детей, проявляющих выдающиеся способности.
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Количество часов в неделю -2.
Общее количество обучающихся -8-15.
Цель программы: формирование у учащихся любви к своей Родине, чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого;
познать историю своей малой Родины – города, села, деревни, где родился и где проходит детство учащегося
Задачи:
Образовательные (предметные)
углубление и расширение знаний обучающихся по истории родного края;
обучение детей самостоятельной поисковой деятельности
получение первичных знаний по музейному делу
получение новых знаний краеведческого характера;
«оживление» исторического материала путем ознакомления с историей родного края:
а) изучение истории города Смоленска;
б) изучение истории деревни Хохлово
Развивающие (метапредметные)
развитие универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных
Воспитательные (личностные)
воспитание потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, аккуратности в работе;
воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства; верности духовным традициям России;
формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его защите;
развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям;
формирование ЗОЖ.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Выпускник научиться:
- понимать сущность и значение краеведения;
- получит дополнительные сведения по истории и символике Смоленска, Смоленского района и деревни Хохлово;
Выпускник получит возможность научиться:
- приобретать самостоятельно, путем исследовательской деятельности знания
- знаниям правил оформления творческих и исследовательских работ;
- анализировать исторические события, происходившие на территории города и района, понимать их связь и последовательность;
-исследовать памятники истории и культуры, памятные места, литературные памятники края, заботиться об их сохранности;
- умению составлять свою родословную;
- понимать историю, направления деятельности и традиции школы
-проводить краеведческие исследования своей местности;
-работать со справочной литературой, историческими источниками и находить справочные материалы в Интернете;
-грамотно оформлять творческие и исследовательские работы;
-используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
-на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве;
- строить сообщения в устной и письменной форме по собранной информации;
- устанавливать причинно-следственные связи прошлого с настоящим;
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- составлять план работы в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль деятельности;
- адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, товарищей, родителей и других людей;
Личностные:
Обучающемуся объединения должны быть
-привиты следующие базовые национальные ценности:
уважения к товарищам, педагогам, объединению, учреждению, землякам, чувство гордости за свою малую Родину;
следовать правилам безопасного образа жизни
Формы аттестации/ контроля
Аттестация:
промежуточная аттестация
цель: диагностика качества личностных, метапредметных, предметных результатов за год;
формы аттестации: итоговые тестовые задания, выставки исследовательских работ).
итоговая аттестация
цель: диагностика качества личностных, метапредметных, предметных результатов по всей программе.
формы аттестации: зачет, выставки исследовательских работ.
Контроль:
• входной контроль (проводится в начале учебного года)
цель: диагностика имеющихся знаний;
формы оценки: анкетирование, устный и письменный опрос, собеседование и др.;
• текущий контроль (проводится периодически)
цель: оценки качества усвоенного материала на занятии;
формы оценки: тестовые, творческие задания, собеседования, наблюдение, опрос, карточки-задания, самостоятельная работа и др.;
• тематический контроль (проводится по окончании темы или модуля программы)
цель: оценка качества усвоения материала и выявление трудностей по темам изучаемого материала;
формы оценки: тестовые, творческие задания, собеседования, устный и письменный опрос и др.
Программа работы творческого объединения
Раздел I. Я и мир вокруг
Я и моя семья
Изучение истории своей семьи. Родословная семьи. Ее виды и содержание. Значимость исследования родословной. У меня есть своя история. Как события прошлого отразились в истории моей семьи. О чём могут рассказать семейные реликвии.
Виды документов и методика поиска информации для составления родословной. Методика изображения родословной. Практическое занятие «Создание родословной».
Я и моя школа
Знакомство с историей родной школы и освещением ее жизни в периодической печати.
История Хохловской средней школы: «От истоков до наших дней». Составление хронологического описания за прошлый учебный год. Оформление Книги почета учителей, альбома «Наши выпускники».
Я и мое село
Изучение истории родного края, основных вех его развития. Освещение в периодической печати истории деревни Хохлово.
Оформление материала о ветеранах Великой Отечественной войны, проживающих на территории Хохловского сельского поселения. Воспоминания ветеранов и старожилов села. Сбор материала по тематике «Хохлово в послевоенные годы и до наших дней».
Обновление стендов школьного музея, встречи с ветеранами труда и тружениками тыла, интересными людьми.
Я и мой город
История города Смоленска. Период Великой Отечественной войны. Названия улиц. Личность в истории: смоляне – герои: Владимир Куриленко, Юрий Гагарин, Михаил Егоров, Колдунов А.И., Лавриненков В.Д. и д.р.
Экскурсионная работа
Экскурсия в город Смоленск. «Места, связанные с Великой Отечественной войной : Реадовка, памятник В.Теркину, памятник В. Куриленко, Вечный огонь, музей Великой Отечественной войны»
Экскурсия в Успенский собор.
Экскурсия в п. Фленово- историко-архитектурный комплекс «Теремок»
Экскурсия на мемориальный комплекс «Катынь»
Экскурсия в музей «Громовая башня»
Подготовка экскурсоводов для работы в школьном музее «Русская изба».
Шефская помощь
Помощь ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам, одиноким престарелым людям. Уборка территорий памятников.
Культурно – массовая работа
Митинги, краеведческая олимпиада, интеллектуальные игры, праздничные концерты, Всероссийские уроки памяти, тесты, онлайн игры и тесты.
Раздел 2. Музейное дело.
Фонды музея Музейный предмет. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный предмет. Музейная коллекция. Основной, вспомогательный, интерактивный фонды. Обменный фонд и фонд временного хранения. Коллекция, фонд, единица хранения. Комплектование фондов, их учёт и хранение. Акт поступления и его оформление. Учетная документация. Главная инвентарная книга. Шифрование предметов. Система хранения музейных фондов. Основная документация музея. Порядок передачи музейных предметов в государственный музей. Музейная экспозиция Экспонат. Знакомство с классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных исторических источников. Работа с инвентарной книгой основного фонда школьного историко-краеведческого музея.
Музейная экспозиция. Выставки и их виды. Методы построения экспозиций. Панорама, диорама. Интерактивные выставки. Этапы создания экспозиции. Экспозиционный материал. Копии, репродукции, муляжи, новодел, макет, модель, голограмма. Научно-вспомогательный материал. Тексты. Указатели. Фотокомментарии.
Просветительская работа Музейная экскурсия. Знакомство с видами экскурсий: обзорные и тематические экскурсии. Как подготовить музейную экскурсию. Основные требования к музейной экскурсии. Этапы подготовки экскурсии. План экскурсии. Музейный праздник. Лекции. Викторины, олимпиады, встречи с интересными людьми
Методика исследовательской работы
Знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы. Возможные направления собирательской работы. Анкетирование. Интервьюирование. Программные вопросы интервью. Оформление паспортички. Требования к записям опроса, интервью, анкетирования. Систематизация и хранение материалов.
Практика: составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ; проведение тематических классных часов. Этапы работы. Поиск необходимых документов. Создание вспомогательных информационно-поисковых средств. Защита проектов по истории села, творческий отчет «Что ещё, быть может краше, чем в краю родимом жить», проведение экскурсий, поездки. Оформление папок, презентаций, творческих отчетов, родословных семьи, походы по историческим местам
Учебный план
№
Наименование раздела
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
всего
теория
практика
1
Введение
1
1
Входная диагностика
2
Музейное дело.
Я и моя семья. Мой дом. Родословная семьи
21
6
15
Создание родословной
4
Музейное дело.
Я и моя школа. Ее история и традиции
14
7
7
Проект «Моя школа в будущем»
5
Музейное дело.
Я и мое село. История деревни Хохлово
12
5
7
Написание эссе «Нет сторонки краше…»
6
Музейное дело.
Я и мой город
24
7
17
Защита проектов
ИТОГО
72
25
47
План работы творческого объединения «Краеведческий»
2022-2023 учебный год
№
Тема
Дата
1-2
Запись в кружок. Знакомство с планом работы. Инструктаж по технике безопасности. Входная диагностика
Музейное дело.
Я и моя семья. Мой дом. Родословная семьи
3
Урок памяти, посвященный памяти погибшим детям и взрослым, во время террористического акта в городе Беслан республики Северная Осетия
Уборка территории памятника. Поздравление ветеранов войны и труда, приглашение на митинг
8
Участие в гражданско-патриотической акции «Скажем «Спасибо» нашим ветеранам»
9-10
Митинг, посвященный 79-годовщине Освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков.
Концерт, посвященный 79-годовщине Освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков
11-12
Основные критерии ценности музейного предмета.
Уникальный и типичный предмет. Музейная коллекция.
Какие события прошлого отразились в истории моей семьи
13-14
Экскурсия в город Смоленск. Музей Великой Отечественной войны
15-16
Основной, вспомогательный, интерактивный фонды. Обменный фонд и фонд временного хранения.
О чем могут рассказать семейные реликвии
17-18
Комплектование фондов, их учет и хранение.
Практикум. Создание родословной
19-20
Акт поступления и его оформление. Учетная документация. Главная инвентарная книга.
Практикум. Создание родословной
21-22
Шифрование предметов. Система хранения музейных фондов. Основная документация музея.
Практикум. Создание родословной
Музейное дело.
Я и моя школа. Ее история и традиции
23-24
Порядок передачи музейных предметов в государственный музей.
Знакомство с историей родной школы
25-26
Музейная экспозиция. Экспонат. Знакомство с классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных исторических источников.
Ветераны педагогического труда. Встреча
27-28
Работа с инвентарной книгой основного фонда школьного историко-краеведческого музея.