Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности История Родного края»
Пояснительная записка
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности «История Родного края» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Программа внеурочной деятельности «История родного края» направлена воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные направления в деятельности кружка - изучение истории родного края, создание Книги Памяти.
Программа внеурочной деятельностипредусматривает теоретические и практические занятия: 1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа). 2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Цели программы: • сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала; • расширить и углубить знания учащихся о родном крае; • формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ; • воспитывать патриотизм.
Задачи программы:
· Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры народа. · Знакомство с историческими памятниками и достопримечательностями родного уголка.
· Приобретение знаний основ культуры и искусства многонационального населения. · Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности. · Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения. · Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций. · Воспитание любви к родному краю, её природе и бережное отношение к ней. · Воспитание у учащихся патриотических чувств, гордость и уважение за свой народ. · Формирование интереса к изучению родного края.
Предполагаемые результаты обучения.
• Изучение истории Среднего Поволжья. • Сбор богатого материала об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны. • Овладение начальными навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений. • Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, Кемеровской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
предвосхищать результат.
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия.
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
установление причинно-следственных связей;
Содержание программы.
Тема1: Введение в программу кружка «Мой родной край».(1ч)
1. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.
2. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
Тема 2: “Наш край в древности (2 ч) 1. Население края в эпоху палеолита и мезолита. Неолитические стоянки людей на территории нашего края. Племена и племенные союзы на территории Среднего Поволжья в эпоху меди и бронзы.
2. Творческая работа «Открытия каменного века» 3. Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная работа учащихся.
Тема 3: «Наш край в составе Волжской Булгарии». (2ч.)
1.Закрепление и углубление исторических знаний учащихся по курсу «История России».
2. Развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы в команде; развитие исторического мышления.
4. Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная работа.
Тема 4: Наш край во время монголо-татарского нашествия. (1ч.)
Вторжение монголов в Булгарию.
Резиденция Батыя в низовьях Волги.
Формирование чувства патриотизма.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная работа учащихся.
Тема 5: Наш край в составе Золотой Орды. (1ч.).
1. Положение булгарской знати под властью Золотой Орды.
2. Расцвет Волжской Булгарии.
3. Воспитывать любовь к родному городу и его историческому прошлому.
4. Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная работа.
Тема 6: Симбирская земля в составе Казанского ханства (2ч.).
1.Управление Казанским ханством. Культура и хозяйство Казанского ханства. Падение Казанского ханства.
2. Развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы в команде; развитие исторического мышления.
3. Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Тема 7: Симбирск – средневековый город. (2ч.).
1. Основание Симбирска. Устройство и назначение Симбирского кремля.
2. Воспитывать любовь к родному городу и его историческому прошлому.
3. Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; коллективная, групповая, индивидуальная формы работы.
Тема 8: Симбирск во время восстания С. Разина. (1ч.)
Повстанции идут на Симбирск. Подготовка города к осаде. Разинцы идут на приступ. Взятие Симбирского пасада. Поражение С. Разина под Симбирском.
Выступление учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная формы работы.
Тема 9: Событие Пугачевского бунта. Е.Пугачев в Симбирске. (1ч.).
1. Познакомить учащихся с объектом культуры и истории города.
2. Воспитание бережного отношения к истории родного края, историческим памятникам.
3.Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Тема 10: Социально-экономическое развитие края в XVIIIв. (1ч.).
1. Освоение территории нашего края в XVIII веке. Жизнь и быт симбирян XVIII веке.
2. Познакомить детей с традициями народов нашего края.
3. Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Тема11: Деятельность знаменитых симбирян в XVIIIв. (1ч.).
Деятельность Тургеневых, Киндяковых, Н.М. Карамзина.
Погрузить детей в поисково-исследовательскую работу, развивать умения работать самостоятельно.
Методы и формы: частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы.
Тема 12: Участие симбирян в Отечественной войне 1812 года. Симбирские дворяне- декабристы. (2ч.).
1. Боевой путь ополчения. Наши земляки, принимавшие в общественно- политических движениях.
2. Стимулировать школьников к изучению краеведения.
3. Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Тема 13: Культура и быт дворянства в 19 веке. (1ч.)
1. След в отечественной истории симбирских дворян. Дворянский досуг. В. Н. Поливанов.
2.. Приобретение знаний основ культуры и искусства многонационального населения.
3. Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Тема 14: Отмена крепостного права в Симбирской губернии.(1ч.)
1. Крестьянство в губернии. Симбирская губерния житница Поволжья в 19 веке.
2. Воспитывать любовь к родному городу и его историческому прошлому.
3. Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Тема 15: Торговля и купечество Симбирска во второй половине XIXв. (2ч.)
Симбирск – торговый центр Среднего Поволжья. Ярмарочная торговля. Симбирское купечество. Купеческая благотворительность.
Формирование чувства патриотизма, гражданственности.
Методы и формы: коллективная, индивидуальная формы работы.
Тема 16: Симбирск в конце XIXв.(2ч.).
История Симбирска в конце 19 века.
Знакомство с краеведческими историческими фактами и материалами.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Тема 17: Семья Ульяновых – Симбирский период. (4ч.)
Роль И.Н. ульянова в развитии народного образования Симбирской губернии. Семья Ульяновых. Памятные места и музеи связанные с семьей Ульяновых.
Сформировать потребность в посещении музея как форме интеллектуального досуга. Посещение музея «Дом семьи Ульяновых».
Воспитание бережного отношения к истории родного края, историческим памятникам.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Тема 18. Симбирская губерния в период русских революций. (2ч.).
Влияние революционного движения на наш край. Особенности экономического развития губернии в начале 20 века.
Воспитание любви к родному краю.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
Тема 19: Влияние первой мировой войны на жизнь губернии.(2.).
1. Проблемы, с которыми столкнулась губерния в связи с начавшейся первой мировой войной.
2. Формирование чувства патриотизма, гражданственности.
3. Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Тема 20: Российская социал-демократическая партия в Симбирске. (2ч.).
Посещение музея «Конспиративная квартира симбирских большевиков.»
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная форма работы.
Тема 21: Повторение и обобщение. (1ч.).
Календарно-тематическое планирование по курсу «История родного края».
№ урока
Наименование темы урока
Кол-во часов
Основные факты, понятия, проблемы
Формы контроля
Характеристика основных видов деятельности ученика
Формирование УУД
1
Введение
1
Историческое краеведение. Исторические источники, археология. Этнография. Фольклористика, лингвистика, топонимика
Участие в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю родного края.
Умение выдвигать и обосновывать свою точку зрения, свою позицию, осуществление собственного выбора.
Исследование археологической карты Ульяновской области. Описание изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека.
Умение извлекать из текста основные факты, относящиеся к теме неолитической революции.
3
Наш край в составе Волжской Булгарии
2
Булгары, их быт и культура. Буртасы и свидетельства о них арабских историков. Своеобразие племен. Государства, образованные булгарами. Великий Булгар.
Устный, групповой.
Просмотр презентации «Волжская Булгария». Работа по группам . «Географы», «экономисты», «Политики», «Религиоведы»
Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала
4
Наш край во время монголо-татарского нашествия.
1
Монголо-татарское нашествие. Вторжение в Волжскую Булгарию. Организация сопротивления. Наш край в составе Золотой Орды. История образования Казанского ханства. Наш край в составе ханства. Феодальные отношения в ханстве. Культурное развитие и формирование татарской народности. Отношения с Москвой.
Устный, индивидуальный.
Анализировать причины завоевания Батыем Руси, называть маршрут завоеваний Батыя
Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала
5
Наш край в составе Золотой Орды
1
Наш край в составе Золотой Орды.
Устный, индивидуальный.
самостоятельно делать вывод о последствиях этой зависимости, извлекать полезную информацию из исторических источников
Умение составления характеристики положения нашего края под властью Золотой Орды.
6
Симбирская земля в составе Казанского ханства
2
История образования Казанского ханства. Наш край в составе ханства. Феодальные отношения в ханстве. Воцарение Крымской династии. Покорение Иваном IV Грозным Казанского ханства. Участие местного населения в борьбе с ханством.
Устный, индивидуальный.
Познакомиться с историческими терминами и понятиями Казанское ханство. Шариат. Почему встала задача присоединения Казанского ханства к Москве.
Решать развивающие и проблемные задачи; выделять в дополнительном тексте главное и второстепенное; обобщать информацию и делать выводы; описывать наиболее значимые события, сравнивать исторические факты и явления
7
Симбирск – средневековый город.
2
Причины освоения края. Строительство сторожевых линий. Симбирско-Карсунская линия. Воевода Богдан Хитрово. Возникновение Симбирска. Симбирский Кремль. Острог. Посад и слободы.
Устный, групповой.
Научаться описывать устройство и назначение Симбирского кремля. Богдан Хитрово, Алексей Михайлович.
Происхождение названия Симбирска
проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
8
Симбирск во время восстания С. Разина.
1
Население Симбирска в XVII веке. Штурм Симбирска разинцами. Борятинский. Атаман Ф. Шелудяк и его поход на Симбирск
Устный, индивидуальный.
Узнают почему С. Разин придавал большое значение взятию Симбирска.1670. , Степан Разин, Борятинский, Милославский
аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
9
Событие Пугачевского бунта. Е.Пугачев в Симбирске
1
Разгром Пугачева. Пугачев в Симбирске. Пребывание в Симбирске А.В. Суворова. Пушкин о Пугачеве.
Устный, индивидуальный.
Выяснят какие причины помешали Пугачёву взять Симбирск.1774.
Проявляют устойчивый учебнопознавательный интерес к новым общим способам решения задач
10
Социально-экономическое развитие края в XVIIIв
1
Многонациональное население нашего края. Основные занятия жителей и народные промыслы. Особенности жилища, домашняя утварь и национальная кухня. Национальная одежда и семейные обряды народов нашего края. Народные праздники: масленица, сабантуй, аканчуй.
Устный, индивидуальный.
Познакомятся с процессом взаимопроникновения различных культур и народов XVII-XVIII вв.
Народы Поволжья: русские, татары, чуваши, мордва.
Умение работать с исторической литературой, поиск дополнительной информации, обработка исследовательских навыков.
11
Деятельность знаменитых симбирян в XVIIIв.
1
Имена замечательных людей нашего края, их вклад в его культурное развитие (Н.М. Карамзин, Н.М. и А.П. Языковы, С.Т. Аксаков.
Устный, индивидуальный.
Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. Познакомятся с биографией и деятельностью Н.М. Карамзина Н.М. и А.П. Языковых, С.Т. Аксакова.. Узнают какой вклад внес в историю края Н.М. Карамзин
Решать развивающие и проблемные задачи; выделять в дополнительном тексте главное и второстепенное; обобщать информацию и делать выводы; описывать наиболее значимые события, сравнивать исторические факты и явления
12
Участие симбирян в Отечественной войне 1812 года. Симбирские дворяне- декабристы.
2
Отечественная война 1812 года и участие в ней симбирян. Симбирское ополчение. Действия ополчения на Украине. Включение симбирян в корпус Дохтурова. Освобождение Дрездена, Гамбурга. Роспуск ополчения. Декабристы-симбиряне (Н.И.Тургенев, В.П.Ивашев, Ф.М.Башмаков).
Устный, индивидуальный.
Приводить оценки характера и значения Реформы 1861 г., высказывать и обосновывать свою оценку. Формирование уважения прав и свобод человека. Познакомятся с участием наших земляков в общественно-политической жизни России 19 века.
Умение составлять сообщения и презентации в Power Point. Умение работать с исторической литературой, поиск дополнительной информации, обработка исследовательских навыков.
13
Культура и быт дворянства в 19 веке.
1
Дворянство Симбирской губернии: хозяйство, быт, культура. Дворянские проекты отмены крепостного права.
Устный, индивидуальный.
Познакомятся с достижениями художественной культуры Симбирского края в первой половине 19 веке. Вклад симбирских дворян в отечественной истории.
Умение работать с исторической литературой, поиск дополнительной информации, обработка исследовательских навыков. Умение составлять сообщения и презентации в Power Point.
14
Отмена крепостного права в Симбирской губернии
1
Реформа 1861 года в губернии. Реакция крестьян. Волнения в Сенгилеевском уезде. Наделение крестьян землей. Выкупные платежи.
Устный, индивидуальный.
Приводить оценки характера и значения Реформы 1861 г., высказывать и обосновывать свою оценку. Формирование уважения прав и свобод человека. Узнают как отразилась отмена крепостного права на Симбирской губернии.
Решать развивающие и проблемные задачи; выделять в дополнительном тексте главное и второстепенное; обобщать информацию и делать выводы; описывать наиболее значимые события, сравнивать исторические факты и явления
15
Торговля и купечество Симбирска во второй половине XIXв
2
Временнообязанное состояние. Симбирск в пореформенный период. Пожар 1864 года. Расцвет Сборной ярмарки.
Устный, индивидуальный.
Узнают почему Симбирская губерния потеряла позиции житницы Поволжья.
Умение работать с исторической литературой, поиск дополнительной информации, обработка исследовательских навыков.
16
Симбирск в конце XIXв
2
Облик Симбирска к концу XIX века. Начало планомерного строительства в городе. Центр города и окраины. Деревянный городской дом-усадьба. Классическая архитектура Симбирска. Здание присутственных мест и здание Дворянского собрания. Мемориальные зоны Н.М. Карамзина и И.А. Гончарова. Творчество симбирских архитекторов А.А. Шоде и Ф.О. Ливчака. Изобразительное искусство дворянской усадьбы. Усадьбы Ивашевых, Поливановых и их роль в истории художественной культуры края. Творчество крепостного художника Н.Козлова. Д.И.Архангельский, его жизнь и творчество. Из истории музыкального искусства в крае. Музыкальные вечера в Дворянском собрании. Духовые оркестры на Венце. Симбирский провинциальный театр в XIX веке. В.Н.Андреев-Бурлак - гордость русского театра.
Устный, индивидуальный.
Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. Познакомятся с развитием Симбирской губернии в конце ХIX века.
Решать развивающие и проблемные задачи; выделять в дополнительном тексте главное и второстепенное; обобщать информацию и делать выводы; описывать наиболее значимые события, сравнивать исторические факты и явления
17
Семья Ульяновых – Симбирский период.
4
Приезд в Симбирск. Деятельность И.Н. Ульянова на посту инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии. Уклад жизни семьи. Увековечение памяти В.И. Ульянова (Ленина) в нашем городе и области. Ленинские места Ульяновска.
Устный, индивидуальный.
Формирование
коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе.
Умение составлять сообщения и презентации в Power Point. Умение работать с исторической литературой, поиск дополнительной информации, обработка исследовательских навыков.
18
Симбирская губерния в период русских революций
2
Общественные движения в Симбирске на рубеже XIX-XX веков. Губерния в годы первой русской революции (1905-1907 гг.). Политические партии и их деятельность на территории губернии (социал-демократы, эсеры, кадеты, черносотенцы и др.). Столыпинская реформа в губернии. П.А.Столыпин, его связь с Симбирским краем.
Устный, индивидуальный.
1. Рассмотреть предпосылки первой русской революции по России в целом; 2. Сделать анализ хода событий первой русской революции в Симбирске и Симбирской губернии; 3. Рассмотреть революционное движение среди солдат в частях и гарнизонах Среднего Поволжья; 4. Выявить особенности деятельности губернской власти и политических организаций в ходе 1 русской революции.
Умение составлять сообщения и презентации в Power Point. Умение работать с исторической литературой, поиск дополнительной информации, обработка исследовательских навыков.
19
Влияние первой мировой войны на жизнь губернии.
2
Влияние Первой мировой войны на жизнь в губернии (1914-1917 гг.).
Устный, индивидуальный.
1) выявить демографический и социальный состав городского населения Симбирской губернии, как фактора оказывавшего влияние на мировоззрение, настроения населения;
2) проанализировать влияние «чрезвычайных мер», введенных в годы войны, на настроение жителей;
3) изучить значение «продовольственного вопроса» в жизни горожан в условиях военного времени, его влияние на мировоззрение, общественные настроения и поведенческие практики;
Умение составлять сообщения и презентации в Power Point. Умение работать с исторической литературой, поиск дополнительной информации, обработка исследовательских навыков.
20
Российская социал-демократическая партия в Симбирске.
2
События февраля 1917 года. Создание Советов, их объединение. "Дом свободы". Двоевластие в Симбирске.
Устный, индивидуальный.
Формирование
коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе.
Умение составлять сообщения и презентации в Power Point. Умение работать с исторической литературой, поиск дополнительной информации, обработка исследовательских навыков.
21
Повторение и обобщение
1
Экскурсии в музеи Ульяновска.
Устный, индивидуальный.
самостоятельно делать вывод о последствиях этой зависимости, извлекать полезную информацию из исторических источников
Список литературы:
Историческое краеведение. Учебное пособие для 7-9 классов.:Корпорация технологий продвижения., 2012.- 239с.