Программа учебной дисциплины разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования для профессии среднего профессионального образования (СПО): 260807.01 Повар, кондитер
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рассмотрена на заседании методического совета ГПОУ с. Тарасово
Протокол № __
от «___» ________________ 2017 года
Рассмотрена на заседании ПЦК
ГПОУ с. Тарасово
Протокол № ____
от «____» __________2017года
Программа учебной дисциплины разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования для профессии среднего профессионального образования (СПО): 260807.01 Повар, кондитер
Катюкова Ольга Владимировна, преподаватель ГПОУ с. Тарасово
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. условия реализации программы учебной дисциплины
10
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
УД. 1 Россия в мире
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии СПО 260807.01 Повар, кондитер разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования и предназначенадля освоения общих компетенций в рамках данной профессии.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: уД.1 - базовая дисциплина общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины предполагается достижение следующей цели:
сформировать у обучающихся представления о России как о самобытном феномене; показать её позитивную роль и место в мировой цивилизации с целью воспитания патриотических чувств. В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен:
знать/понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие тему «Россия в мире»;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общимикомпетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 57 часов, в том числе:
аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 45 часов;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 12 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
57
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
45
в том числе:
практические занятия
22
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа
обучающегося (всего)
12
Промежуточная аттестация в формедифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины УД. 1 Россия в мире
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема 1.
Россия в мире
Содержание учебного материала
2
Место России в мире. Россия как цивилизация, имеющая специфические черты. Особенности цивилизационного анализа страны. Акцент на культурологические особенности развития России. Основные элементы анализа: ресурсное обеспечение российской цивилизации, анализ российской экономики, анализ социокультурного развития России, изучение господствующего менталитета.
1
Практические занятия
2
1.
№ 1 Россия в мире
Тема 2.
Природно-географические характеристики Российской Федерации
Содержание учебного материала
2
Российская цивилизация как природное единство. Пространственная протяженность. Особенности регионов: специфика Центральной России, Сибири, Закавказья и Востока. Природно-климатические зоны. Почвы. Флора и фауна. Природные ресурсы и их размещение. Коммуникации и инфраструктура. Мегаполисы. Районы сельскохозяйственного и промышленного производства. Россия – мировой производитель и экспортер нефти, газа, цветных металлов.
2
Практические занятия
2
1
№ 2 Особенности регионов
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.
Составление и заполнение таблицы «Природные черты России».
Тема 3.
Экономика и хозяйственная деятельность в России
Содержание учебного материала
2
Экономика как сфера созидания материального базиса бытия и благосостояния населения. Отечественные мыслители о православных основах хозяйства и частной собственности.
2
Практические занятия
2
1.
№ 3 Работа с исторической картой по теме «Экономика России».
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.
Написание конспекта «Хозяйство России»
Тема 4.
Этнодемографические ресурсы России
Содержание учебного материала
2
Общие демографические характеристики населения: численность, национальный состав, возраст, образование, пол, вероисповедание, сальдо миграции. Этносы России: количество, территориальная распыленность и локализация. Проблемы совместного проживания. Исторические аспекты освоения территорий. Особенности и взаимовлияние культур. Этнос, нация, государственная политика. Видные ученые о сути и существовании наций.
2
Практические занятия
2
1.
№ 4 Работа с картой по теме «Территория и этнос»
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.
Составление опорного конспекта по теме «Освоение территорий»
Тема 5.
Российская наука и технологии
Содержание учебного материала
2
Достижения российской науки XVIII-XIX вв. Научные открытия XX века в области освоения космоса, строения вещества, математики, химии, медицины и других. Материализация научных достижений в индустриализации отраслей народного хозяйства. Достижения оборонной промышленности. Отставание от мирового уровня развития общественных наук. Роль науки в обеспечении современного уровня технологий, ориентация развития РФ на модернизацию народного хозяйства. Проблема научных кадров и развития науки в вузах страны. Создание специализированных центров (Сколково) по примеру Кремниевой долины в США. Поддержка отечественной фундаментальной науки.
2
Практические занятия
2
1.
№ 5 Составление таблицы «Наука и технологии»
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.
Создание презентации «Научные достижения»
Тема 6.
Художественная культура России в мировом контексте
Содержание учебного материала
2
Достижения российских мастеров в художественном творчестве. Древнерусская иконопись (А. Рублев, Ф. Грек и другие). Каменное и деревянное зодчество. Церковные фрески и мозаика. Санкт-Петербург как культурная столица. Художники-передвижники. Художники-авангардисты XX века. Композиторы мирового уровня: М. Глинка, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, М. Мусоргский и др.; советский период: Д. Шостакович, С. Прокофьев, С. Рахманинов. Русские сезоны в Париже С.П. Дягилева Драматический театр. Именитые режиссеры и актеры. Музыкальный театр: опера, балет. Мировая слава русского балета в советские времена. Высочайшее вокальное искусство. Киноискусство. Престижные международные премии российских режиссеров. Искусство России – национальное достояние и вклад в мировую культуру.
2
Практические занятия
2
1.
№ 6 «Достижения российских мастеров»
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.
Составление опорного конспекта «Художники и композиторы»
Тема 7
Художественная литература России
Содержание учебного материала
2
Своеобразие национального фольклора. Взлет литературного творчества в период XIX-го века. «Золотой век русской поэзии». Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев в судьбе русской и мировой литературы. Поэзия мирового уровня: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов. «Серебряный век поэзии». Писатели социалистического периода: М.А. Шолохов, М.А. Горький, А.Н. Толстой, Е.И. Замятин. Поэты: Б.Л. Пастернак, О.Э. Мандельштам, В.В. Маяковский, С.А. Есенин и др. Писатели-почвенники: В.П. Астафьев, В.Г. Распутин, В.М. Шукшин и др. Эмигрантская литература: серия «белогвардейский роман», И. Шмелёв, Н. Туроверов, И. Бродский и др. Литература народов СССР. Современная литературное творчество. Русская классическая литература в контексте мировой.
2
Практические занятия
2
1.
№ 7 «Литературное творчество»
Самостоятельная работа обучающихся
2
1.
Составление таблицы «Писатель- произведение»
Тема 8
Традиции, обряды, обычаи народов России
Содержание учебного материала
2
Определение понятий «традиция», «обряд», «обычай». Традиционные национальные праздники. Бытовые традиции. Разнообразие обрядов народов, населяющих Россию, связанные с рождением детей, свадьбами, похоронами. Сохранение традиций, обрядов и обычаев – путь культурной идентификации и возрождения национальных культур.
2
Практические занятия
2
1.
№ 8 «Традиции и обряды»
Тема 9.
Толерантность в межэтнических отношениях и способы её формирования
Содержание учебного материала
2
Толерантность как терпимость и уважение к проживающим рядом людям других национальностей и вероисповеданий. Проблема «другого» в работах философов, социологов и культурологов (К. Ясперс, М. Бубер, Г. Гадамер, М. Бахтин и др.), контрагента в сделках в экономике, праве, религиях. Возрастание роли межкультурного диалога в XXI веке.
2
Практические занятия
2
1.
№ 9 «Толерантность»
Тема 10
Россия как мировая держава
Содержание учебного материала
5
Россия глазами иностранцев: история и современность. Влияние на мир: Россия и славянство; Россия и США; Россия и Европа; Россия и Восток. Автостереотипы: представления россиян о себе; гетеростереотипы: представления иностранцев о нас. Внешнеполитическая доктрина. Политические и культурные связи России с мировыми державами. Перспективы России в мире: анализ и оценка новой политической стратегии.
2
Практические занятия
4
1.
№ 10 «Россия - мировая держава»
Всего:
57
условия реализации ПРОГРАММЫ УЧЕБНОй дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места для обучающихся;
- комплект учебно-методических материалов;
- учебно-демонстрационный материал.
Технические средства обучения:
ноутбук;
колонки;
мультимедиапроектор;
DVD проигрыватель;
телевизор;
- комплект презентаций. 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Артемов, В. В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально- экономического профилей. [Текст]: учебник для нач. и сред. проф. образования : в 2 ч. Ч. 1 / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – 2 –е изд., испр. и доп. – Москва: Академия, 2012. – 304 с. , [16] с. цв. ил. : ил. [Рекомендовано ФГУ «ФИРО»]
Артемов, В. В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально- экономического профилей [Текст] : учебник для нач. и сред. проф. образования : в 2 ч. Ч. 2 / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – 2 –е изд., испр. и доп. – Москва : Академия, 2012. – 320 с. , [16] с. цв. ил. : ил. [Рекомендовано ФГУ «ФИРО»]
Дополнительные источники:
Волобуев, О. В. Россия и мир. ХХ век. [Текст] : учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарев, В. А. Рогожкин. – 5 – е изд., стереотип. – Москва : Дрофа; Издательско-образовательный центр «Веди- принт», 2014. – 351, [1] с. : ил. , карт. + 32 л. цв. вкл. – [Рекомендовано Минобрнауки РФ]
История. Россия и мир. 10 кл. Базовый уровень [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарев, В. А. Рогожкин. – 8 – е изд. , пересмотр. – Москва : Дрофа, 2013. – 399, [1] с. : ил. , карт. ,16 с. цв. вкл. – [Рекомендовано Минобрнауки РФ]
Интернет - ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru, свободный. Загл. с экрана. – 11.08.2015
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/, свободный. Загл. с экрана. – 11.08.2015
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru /, абонемент. Загл. с экрана. – 10.08.2015
Электронно-библиотечная система образовательных и просветительских изданий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iqlib.ru, Загл. с экрана. – 11.08.2015
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Основные показатели оценки результата
Знать основные факты, процессы и явления, характеризующие тему «Россия в мире»
Оценка способности обучающихся применять методы решения теоретических и практических задач.
Знать периодизацию всемирной и отечественной истории.
Оценка результатов выполнения практических работ.
Знать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории.
Оценка устного ответа.
Понимать историческую обусловленность современных общественных процессов.
Оценка выполнения отзывов, докладов, сообщений.
Понимать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
Оценка выполнения упражнений.
Уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа.
Анализ защиты презентаций.
Уметь критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания).
Оценка умений учащихся самостоятельно анализировать историческую информацию,
Уметь анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд).
Оценка умений устанавливать причинно-следственные связи в процессе закрепления изученного материала
Уметь различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения.
Анализ деятельности студентов на уроке.
Уметь устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений
Оценка выполнения отзывов, докладов. Анализ защиты презентаций.
Уметь участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Оценка участия в дискуссиях по историческим проблемам.
Уметь представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
Оценка выполнения микротекстов, докладов, рефератов, рецензий.
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.