Рабочая программа по истории создана на основе «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования», одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. №21\12 и утвержденный приказом Минобразования России(приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного общего и среднего полного общего образования» от 05.03.2004 года №1089) ,) авторская программа под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2006 г. ,(Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03. 2014 г. №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных ( допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015 учебный год», Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2006 г.
Цели курса:
• осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;
• показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
• охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);
• раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.
Формировать у ученика терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Задачи курса:
Формировать историческое мышление:
• дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ;
• чем отличается Древний мир от мира современного.
Умения:
• пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллюстрации;
• сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия;
• умение спорить и отстаивать свои взгляды;
• умение оперировать историческими датами;
• умение читать карту;
• умение анализировать исторические источники.
В программу были внесены изменения:
интегрировано добавлена история российского Приморья-4 часа, уроки № 10-11, 12, 31, 52.
Учебно-методический комплект:
-Учебник « История Древнего мира». А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая, -«Просвещение».2012 г. – М.: Просвещеение, 2012. – 287 с.
-Рабочая тетрадь. Годер Г. И. 2010 г.
-Рабочие программы по истории.5-11 кл. А.А. Вигасина, Г.И. Годера, «Просвещение»2009 г.
-Поурочные разработки . О.В. Арасланов к учебнику А.А. Вигасина, Г. И. Годера.. 2009 г.
-История российского Приморья: Учебное пособие для 8-9 –х классов общеобразовательных учреждений всех типов. Владивосток: Дальнаука,.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МОКУ ООШ с. Уальное на изучении истории в 5 классе 2 часа в неделю Всего 68 часов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по истории »
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Увальное Кировского района»
Принята Согласовано Утверждаю
на заседании ЗД по УВР Директор МОКУ ООШ
методического совета «……»……2014 г. с. Увальное
Протокол № 5 Макаренко А.С. Сунтуфий А.Н.
от 18.06. 2014 г. ………………… …………………
Приказ №
от «….»……….. 2014 г.
Рабочая программа
по истории
для 5 класса
на 2014 - 2015 учебный год
Учитель: Супрун Оксана Анатольевна
с. Увальное
2014 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по истории создана на основе «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования», одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. №21\12 и утвержденный приказом Минобразования России(приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного общего и среднего полного общего образования» от 05.03.2004 года №1089) ,) авторская программа под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2006 г. ,(Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03. 2014 г. №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных ( допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015 учебный год», Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом.
Рабочая программа составлена наоснове авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2006 г.
Цели курса:
осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;
показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);
раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.
Формировать у ученика терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Задачи курса:
Формировать историческое мышление:
дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ;
чем отличается Древний мир от мира современного.
Умения:
пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллюстрации;
сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия;
умение спорить и отстаивать свои взгляды;
умение оперировать историческими датами;
умение читать карту;
умение анализировать исторические источники.
В программу были внесены изменения:
интегрированодобавлена история российского Приморья-4 часа, уроки № 10-11, 12, 31, 52.
Учебно-методический комплект:
-Учебник « История Древнего мира». А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая, -«Просвещение».2012 г. – М.: Просвещеение, 2012. – 287 с.
-Рабочая тетрадь. Годер Г. И. 2010 г.
-Рабочие программы по истории.5-11 кл. А.А. Вигасина, Г.И. Годера, «Просвещение»2009 г.
-Поурочные разработки . О.В. Арасланов к учебнику А.А. Вигасина, Г. И. Годера.. 2009 г.
-История российского Приморья: Учебное пособие для 8-9 –х классов общеобразовательных учреждений всех типов. Владивосток: Дальнаука,.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МОКУ ООШ с. Уальное на изучении истории в 5 классе 2 часа в неделю Всего 68 часов.
Содержание курса.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (59 ч) по примерной программе не менее 45 ч.
Раздел 1. Что изучает история(9ч).
Тема 1. Что изучает история.(9ч) Историческая карта. Источники исторических знаний. Как работают историки. История Отечества-часть всемирной истрии.(ФКГОС.) Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.
РАЗДЕЛ 2. Жизнь первобытных людей 4 часа
Первобытное общество. Расселение древнейшего человечества. Орудия труда, занятия первобытного человека. Родоплеменные отношения. Первобытные верования. Зарождение искусства.
Тема 2. Первобытные собиратели и охотники(2 ч.)
Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.
Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».
Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых». Приморье в древности.
Тема 3. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч.)
Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству. Приморье в эпоху камня.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва». Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».
Повторение
Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).
РАЗДЕЛ III. Древний Восток(20 часов)
Занятия жителей. Возникновение государства. Возникновение государств. Мир человека древности в зеркале мифов и легенд. Зарождение древних религий. Конфуций. Будда. Культурное наследие Древнего Востока. (ФКГОС)
Тема 4. Древний Египет(7 часов)
Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).
Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы.
Держава Тутмоса III.
Города — Мемфис, Фивы.
Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.
Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг». Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».
Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».
Повторение
Тема 5. Западная Азия в древности (7 часов)
Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.
Города шумеров — Ур и Урук.
Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».
Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иш-тар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.
Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководст-во. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.
Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.
Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.
Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.
Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.
Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные» полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.
Тема 6. Индия и Китай в древности (5 часов)
Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы. Приморье в эпоху металла.
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников ЦиньШихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Повторение
РАЗДЕЛ IV. Древняя Греция(18 час)
Легенды о людях и богах. Полис-город-государство. Свободные и рабы. Афины. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Империя Александра Македонского. Эллинистический мир. Культурное наследие Древней Греции.(ФКГОС).
Тема 7. Древнейшая Греция (5 часов)
Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города — Микены, Тиринф, Пилос, Афины.
Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).
Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием(7 ч.)
Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».
Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.
Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».
Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».
Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.
Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. РольФемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до и. э. и расцвет демократии(4 ч.)
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.
Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.
Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.
Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.
Тема10. Македонские завоевания в IV в. до н. э.(4 ч.)
Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.
Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.
Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Псократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.
Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария IIIуИсса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.
Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Повторение
РАЗДЕЛ V. Древний Рим(17 часов)
Легенды и верования римлян. Патриции и плебеи. Республика. Войны Рима. Г.Ю.Цезарь. Римская империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Раздел Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима. (ФКГОС).
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией(3 ч.)
Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».Приморье в эпоху бронзы
Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».
Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».
Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья( 3 ч.)
Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».
Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».
Тема 13. Гражданские войны в Риме (3ч.)
Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».
Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».
Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры(5 ч.)
Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».
Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.
Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».
Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.
Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея н Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».
Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.
Тема 15. Разгром Рима германцами падение Западной Римской империи (3 ч.)
Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».
Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.
Итоговое повторение
Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народоправстве. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.
Требования к уровню подготовки учащихся в 5-м классе
Знать/Понимать:
Основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство);
Временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации
Уметь:
Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.
Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.
Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.
Оперировать историческими понятиями и датами.
Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.
Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Ресурсное обеспечение рабочей программы:
Список дополнительной литературы для учителя:
1. Агбунов М. В. Античные мифы и легенды: мифологический словарь / М. В. Агбунов. — М., 1994.
2. Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / М. Бойс. — СПб., 1994.
3. Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуляев. — М, 2005.
4. Ботвинник М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, К А. Стра-тановский. — М, 2008.
5. История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. — М., 2002.
6. Немировский Л. И. История Древнего мира: Античность /А. И. Немировский. — М., 2000. — Ч. 1—2.
7. Мерри X. Наследие Сириуса. Разгадка тайн Древнего Египта / Пер. с англ. /X. Мерри. — М., 1998.
8. Целар К. Архитектура страны фараонов / К. Целар; пер.с венг. — М., 1990.
9. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция / М. Л. Гаспаров. — М., 1998.
10. Геродот. История / Геродот. — М., 1993.
11. Древняя Греция: кн. для чтения / под ред. С. Л. Утченко. — М., 1974.
12. Знаменитые греки и римляне. — СПб., 1993.
13. История женщин на Западе. В 5 т. Т. 1. От древних богинь до христианских святых / Под общ. ред. Ж. Дюби, М. Перро. — СПб., 2005.
14. Карсавин Л. П. История европейской культуры: Римская империя, христианство и варвары/Л. П. Карсавин. — СПб., 2003.
15. Колобова К. М. Как жили древние греки / К. М. Колобова, Е. Л. Озерецкая. — М., 1959.
16. Микель П. Древняя Греция / П. Микель. — М., 1999.
17. Мифы Древней Греции. — М., 2001.
18. НизолмД. Древняя Греция: энциклопедия для детей / Д. Низолм. — М., 2001.
19. Пич С. Греки / С. Пич, Э. Миллард. — М., 1994.
20. Свенцицкая И. С. Первые христиане и Римская империя / И. С. Свенцицкая. — М., 2003.
21. Сергеенко М. Е. Жизнь в Древнем Риме / М. Е. Сер-геенко. - СПб., 2000.
22. Сидорина Н. К. Древняя Греция и Рим / Н. К. Сидо-рина. - М., 2001.
23. Уколова В. И. Книга для чтения по истории Древнего мира / В. И. Уколова, Л. П. Маринович. — М., 2004.
24. Циркин Ю. Б. Гражданские войны в Риме: Побеждённые / Ю. Б. Циркин. - СПб., 2006.
25. Чеканова Н. В. Римская диктатура последнего века республики / Н. В. Чеканова. — СПб., 2005.
26. ШайдДж. Религия римлян/Дж. Шайд. — М., 2006.
27. Элиаде М. История веры и религиозных идей / М. Элиа-де. - М., 2002.
28. Ярхо В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса / В. Н.Ярхо. - М., 2004.
Список дополнительной литературы для учащихся:
-Антонов, А. Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца XVIII в.: пособие для учащихся / А. Ф. Антонов. - М.: Просвещение, 2012;
-Бабич, И. В. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVII в.: в 4 т. / И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. - М.: МИРОС - межд. отнош., 2013
Электронные ресурсы:
Атлас Древнего мира. — М.: Новый ДИСК.
Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история мира»:
Интернет-ресурсы:
bse-www.slovar.com.ua - Большая Советская Энциклопедия
www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей
http://www.openclass.ru/ - Открытый класс
http://gramota.ru/ - Грамота
http://his.1september.ru - Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"
http://www.historic.ru - Всемирная история
www.rusedu.ru
www.uchportal.ru
http://scool-collection
www.prosckolu.ru
http://power-p.ru
http://narod.ru
http://pedsvet.su
критерии оценки знаний учащихся
Критерии оценки знаний учащихся таковы:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2».
Критерии оценивания учащихся 5-9 классов
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Критерии
5 (отл.)
4 (хор.)
3 (уд.)
2 (неуд.)
1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)
Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)
Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов
Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя
Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы
2. Умение анализировать и делать выводы
Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями
Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются
Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются
Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий
3. Иллюстрация своих мыслей
Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами
Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами
Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу
Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)
Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений
Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений
Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними
Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы
5.Работа с ключевыми понятиями
Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание
Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание
Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно
Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания
Календарно-тематическое планирование по истории для 5 класса
№ урока
Тема урока
Тип урока
Элементы содержания
Объект контроля(знать и уметь)
Формы контроля
Дата план.
Дата фактически
Введение. Общие сведения об истории развития человечества. Счёт лет в истории (2 ч.).
Цели: образовательная: сформировать представление о науке история; продолжить формирование умений счёта лет в истории,ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.
воспитательная: способствовать формированию интереса к изучению исторического прошлого человечества, развивающая: развивать интерес и любознательность к изучению истории.
1.
Что и как изучает история?
Урок изучения нового материала.
Что изучает история. Историческая хронология (счёт лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Объяснить смысл терминов урока. Почему изучают историю. Работа с картой.
Текущий (беседа по вопросам) .Составить рассказ об источниках древности.
2
Лента времени
Урок изучения нового материала.
Древний мир: понятие и хронология Карта Древнего мира.
Историческое время. Наша эра, до нашей эры. Летоисчисление.
Уметь определять век, соотносить годы – века, анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий.
Решение исторических задач на счет исторического времени. Составление исторических задач, используя ленту времени.
3
Моя родословная. Я и моё имя.
Урок изучения нового материала.
Родословная - история семьи. Имена, отчества, фамилии, прозвища
Уметь объяснить смысл терминов урока. Составлять родословную семьи.
Объяснять возникновения имен, отчеств и фамилий. Знать понятия: Родословная, генеалогическое древо, род, поколения, предки, семья, именины, отчество, прозвище, фамилия
Задание на составление родословной семьи.
Исследовать как появились прозвища некоторых исторических личностей
4
История на карте
Урок изучения нового материала.
Историческая карта и ее значение при изучении истории
Уметь оориентироваться на карте.
Показывать необходимые объекты на карте. Объяснять карту, используя условные знаки.
Объяснять значение условных знаков. Знать понятия: Историческая карта, стороны света, условные знаки
Задание на различие исторической карты от географической.
Задание на определение первоначальных сведений о стране, рассматривая ее карту
5
История в архитектурных памятниках
Урок изучения нового материала.
Архитектурные памятники. История возникновения различных архитектурных памятников:
а) Пирамида;
б) Афинский Акрополь;
в) Римский амфитеатр.
Город - архитектурный памятник. История дома
Уметь объяснить предназначение:
а) пирамиды;
б) саркофага;
в)акрополя;
г) амфитеатра. Доказать, что город - архитектурный памятник. Описать жилище: его предназначение
Перечислить архитектурные памятники вашего города. Составить рассказ об истории построения вашего села, города или дома.
6
История вещей и одежда в разные времена
Урок изучения нового материала.
Трапеза в разные
времена.
Дом для одежды.
Одежда в разные
времена
Описывать, что стояло на столе:
а) в замке;
б) в греческом доме;
в) в королевском дворце;
г) в русской избе и объяснить различия.
Описать и объяснить предназначение, изменение шкафа, стула. Определить назначение различных видов одежды, кому принадлежала, почему?
Нарисовать одежду разных народов, используя дополнительную литературу. Задание на нахождение общего и различного в предметах, используемых во время трапезы. Рассмотреть изменения, происходящие в одежде из века в век
7
История письменности
Урок изучения нового материала.
Загадочные письмена:
а) иероглифы;
б) клинопись. Рождение алфавита.
Материал для
письма.
Палеография
Определять различие и общее между разными видами письменности.
Рассказывать о появлении алфавита. Объяснять значение терминов.
Объяснять назначение науки палеографии
Сочинить рассказ с использованием терминов урока
8
Гербы, флаги, гимны государств
Урок изучения нового материала.
Гербы, флаги, гимны государств. Российская государственная символика
Давать определения государственным символам. Знать составляющие элементы государственных символов
Составить герб своей семьи. Задание на объяснение терминов и составление мини- рассказов. Рассказывать о значении государственной символики
9
Россия- многонациональное государство
Урок изучения нового материала.
Россия - многонациональное государство
Знать отличие государства и страны. Уметь использовать данные понятия на практике
Работа с картой
Раздел 2. Жизнь первобытных людей.4 часов
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники 2 ч.Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы 2 ч.
10-11
Древнейшие люди. Приморье в древности.
Урок изучения нового материала.
Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны.
Предки человека. Современные орудия труда. Покорение огня. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Неандертальцы и кроманьонцы. Родовые общины. Возникновение искусства и религиозных верований. Условия жизни и занятия первобытных людей. Появление родовых общин.
Рассказывать о расселении древнего человека. Описать портрет древнего человека. Объяснять чем занимался, какими орудиями труда пользовался. Описывать портрет человека разумного. Объяснять причину появления верований, религии. Рассказывать о возникновении первобытного искусства. Знать понятия: человек разумный, родовая община, сородичи, колдовской обряд, верования, душа, религия.
Устный опрос.
Задание на объяснение смысла терминов. Задание на описание жизни первобытного человека, на описание орудий труда
12.
Первобытные земледельцы, скотоводы. Приморье в эпоху камня
Урок изучения нового материала.
Переход от собирательства к земледелию и от охоты к скотоводству. Соседская община. Переход от собирательства на земледелие и скотоводство. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Появление ремёсел и торговли. Зарождение неравенства и знаний.
Описывать условия и образ жизни земледельцев и скотоводов. Объяснять смысл исторических понятий: оседлый образ, ремесло, гончарный круг, ткацкий станок. Описывать условия и образ земледельцев и скотоводов.
Объяснить смысл исторических понятий урока. Устанавливать последовательность развития орудий труда и занятий древнего человека. Сравнивать родовую и соседскую общину
Устный опрос. Задание на описание предметов быта и орудий труда. Задание на описание предметов быта и орудий труда первобытных земледельцев и скотоводов. Описать их жизнь.
Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе первобытности к цивилизации.
Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить исторические термины.
Тестирование
Раздел 2. Древний Восток.20 часов
Тема 4. Древний Египет 8 часов
14.
Государство на берегах Нила.
Урок изучения нового материала.
Древний Египет: географическое положение и природные условия, население. Труд, быт и жилище ремесленников и земледельцев. Рабы и их роль в хозяйственной жизни.
Знать географическое положение Египта. Умение пересказывать содержание текста параграфа, анализировать документ.
Работа с картой.
15.
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.
Урок изучения нового материала.
Условия жизни и занятия населения. Рассмотреть с учащимися жизнь и деятельность жителей Египта . Ремесла и обмен. Труд земледельцев.
Уметь рассказать о быте, ремеслах египтян. Умение связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного. Описывать условия жизни, основные занятия, образ жизни древних египтян.
Понятия.: вельможа, писцы, налоги, каналы, амулет
Текущий (индивидуальный и фронтальный опросы). Проверка Р/т.
16.
Жизнь египетского вельможи.
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом
Управление государством (фараон, чиновники). Гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Вельможа во дворце фараона.
Знать функции вельмож в государстве. Анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.
Понятия.: каменная гробница
Устный опрос, инд. письм. работа (тест)
17
Военные походы фараонов.
Урок изучения нового материала.
Рассмотреть с учащимися причины военных походов и состояние египетского войска. Боевые колесницы. Рядовые войны.
Уметь рассказывать о войске фараона, завоеваниях и их результатах, умение работать с настенной картой. Показывать на карте исторические объекты, распознавать интересы различных общественных групп, использовать документы как источник знаний.
Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» Разметь карту «Древний Египет»
18.
Религия древних египтян.
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом
Боги и жрецы. Что рассказывали египтяне о своих богах. Миф об Осирисе и Исиде. Что рассказывали египтяне о «царстве мёртвых». Познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян.
Рассказать о пантеоне богов, мифах о них, уметь преобразовывать материал с помощью таблицы. Называть характерные, существенные признаки религиозных верований древних египтян.
Пон.: храм, статуи, жрецы, саркофаг, мумия.
«Найди ошибки в тексте», инд. письм. работа «Заполни пропуски», тест.
Выполни задание: помоги художнику.
19.
Искусство Древнего Египта.
Урок изучения нового материала.
Культура Древнего Египта. Показать учащимся достижения искусства Древнего Египта.
Составлять описания и объяснять значение памятников древней культуры – пирамиды, храмы.
Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Персидская держава при Дарии Первом.
Показывать на карте территорию государства, называть характерные черты политического строя государства, правителей.
Пон.: персы, держава «царя царей»
Текущий (индивидуальный и фронтальный опросы). Тестирование.
Тема 6. Индия и Китай в древности. 5 часов
29.
Природа и люди Древней Индии.
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом
Страна между Гималаями и океаном. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Животные и боги. Вера в переселение душ.
Показывать на карте местоположение государства, описывать условия жизни, занятия индийцев.
Текущий опрос.
30.
Индийские касты.
Урок изучения нового материала.
Миф о происхождении четырех каст. Как брахманы приносили жертвы. Периоды жизни брахмана. Легенда о Будде. Касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые».
Называть касты, кто в них входил, чем занимались, права.
Пон.: каста, буддизм.
Текущий опрос. . Инд. Карточки.
31.
Китайский мудрец Конфуций.. Приморье в эпоху металла
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом
Страна, где жили китайцы. Высшая добродетель-уважение к старшим. Мудрость- в знании старинных книг. Как должны вести себя учтивые китайцы.
Показывать на карте положение государства, основные положения учения Конфуция.
Пон.: Конфуций, дракон, бамбук.
Текущий опрос. Инд. карточки.
32.
Первый властелин единого Китая.
Урок изучения нового материала
Объединение Китая. Завоевательные войны. Великая Китайская стена. Возмущение народа. Рассмотреть с учащимися процессы объединения Китая в одно государство
Знать правителей Древнего Китая, показывать на карте главные реки, Великую стену, Великий шёлковый путь.
Повторительно-обобщающий урок по разделам «Западная Азия, Индия и Китай в древности». Полугодовая контрольная работа.
Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу
Индивидуальные карточки-тесты
Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить исторические термины.
Тестирование
Раздел 3. Древняя Греция. 18 час
Тема 7. Древнейшая Греция.4 часов
34.
Греки и Критяне
. Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом
Познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, с древнейшим периодом греческой истории. Миф о Тесее и Минотавре. На дренем Крите. Гибель Критского царства.
Показывать на карте местоположение государства, моря, острова; сравнивать географическую среду Египта и Греции.
Пон.: Минотавр, лабиринт, световые колодца.
Текущий (индивидуальный и фронтальный опросы).
35.
Микены и Троя.
Урок изучения нового материала.
Показать учащимся взаимоотношения греческих городов между собой и причины троянской войны. В крепко стенных Микенах. Миф о начале Троянской войны.
Показывать на карте местоположение государства, моря, острова; сравнивать географическую среду Египта и Греции.
Пон.: Минотавр, лабиринт, световые колодца.
Текущий (индивидуальный и фронтальный опросы).
36.
Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея».
Урок изучения нового материала.
Познакомить учащихся с содержанием поэмы Гомера, памятником мировой культуры и важным историческим источником. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Познакомить учащихся с содержанием поэмы Гомера, памятником мировой культуры и важным историческим источником. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Между Сциллой и Харибдой. Возвращение на Итаку.
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом
Боги Греции. Миф о Деметре и её дочери Персефоне.Миф о Прометее. Миф о Геракле. Миф о Дионисе и морских разбойниках.
Называть характерные черты греческой религии.
Пон.: Олимп, Зевс, Аид, Посейдон, Прометей.
Составить таблицу. Тест.
Тема 8. Полиса Греции и их борьба с персидским нашествием .6 часов
38.
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом
Древняя Аттика и её население. Разведение оливок и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Миф о споре Афины с Посейдоном.
Причины возникновения греческих полисов.
Пон.: Аттика, архонт, ареопаг, долговой камень.
Текущий опрос. Анализ текста.
39.
Зарождение демократии в Афинах.
Урок изучения нового материала.
Демос восстает против знати. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Законы Солона. Солон вынужден покинуть Афины.
Причины проведения реформ Солоном, их значение.
Текущий опрос. Инд.карточки.
40.
Древняя Спарта.
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом
Спартанцы и илоты. Спарта- военный лагерь. Легенда о поэте Тиртее. Детский способ голосования в Спарте. Спартанское воспитание.
Называть характерные, существенные черты политического строя, положение основных групп населения.
Пон.: спартанец, илот, Совет старейшин, лаконическая речь.
Задание на определение общего и особенного в воспитании в Афинах и Спарте.
41.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.
Урок изучения нового материала.
Почему греки покидали родину. В каких местах греки основывали колонии. Греки и скифы на северных берегах Черного моря. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дон.
Причины возникновений колоний, основные направления греческой колонизации.
Текущий опрос.
42.
Олимпийские игры в древности.
Урок изучения нового материала.
Праздник, объединявший эллинов. Подготовка к играм. Миф об основании Олимпийских игр. Пять незабываемых дней. Легендарные рассказы о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город.
Роль олимпийских игр в жизни древних греков.
Пон.: Олимпия, атлеты, стадион, состязания.
Текущий опрос. Сообщения.
43.
Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом
Над греками нависла угроза порабощения. Марафонская битва. Предсказания бога Аполлона. Подготовка эллинов к новой войне. Вторжение персов в Элладу. Бой в Фермопольском ущелье. Саламинское сражение. Перстень Поликрата.Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы
Показывать на карте места сражений. Причины вторжения персов в Грецию, результаты Марафонской битвы.
Пон.: Марафон, фаланга.
Текущий опрос. Составить таблицу. Тестирование
Тема 9. Возвышение Афин в 5-м веке до н.э. и расцвет демократии .4 часов
44.
В гаванях афинского порта Пирей.
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом
В военных гаванях. В торговой гавани. Продажа рабов.
Там, где дымили печи для обжига посуды. Миф о рождении богини Афины. Агора- главная площадь Афин. На вершине Акрополя. Из жизни древних гречанок.
Составлять описание и объяснять назначение памятников древней культуры.
Пон.: керамика, портик, Совет пятисот, Агора, Акрополь.
Текущий опрос. Тест.
46.
В афинских школах и гимнасиях. В театре Диониса.
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом
Рабы-педагоги. Занятия в школе. Посещение палестры. Разные взгляды греческих ученых на природу человека. В афинских гимнасиях. Театр возник в Древней Греции. Здание театра. Актеры и хор. На представлении трагедии. В афинском театре играют комедию Аристофана «Птицы».
Особенности обучения детей, виды учебных заведений. Описывать внешний вид древнегреческого театра, отличии греческого театра от современного.
Пон.: педагог, стиль, палестра, гимнасия.
Текущий (индивидуальный и фронтальный опросы).
47.
Афинская демократия при Перикле.
Урок изучения нового материала.
Чем занималось Народное собрание. Речь Перикла. За государственную службу платили деньги из казны. Перикл, его друзья и враги. Афинский мудрец Сократ.
Называть характерные, существенные черты политического строя, положение основных групп населения.
Пон.: оратор, тайное голосование, стратег.
Устный опрос, «Реши задачи»
. Разгадай кроссворд «Эллинистический период древнегреческой цивилизации».
Тема 10. Македонское завоевание в 4-м веке до н.э.4 часа
48.
Города Эллады подчиняются Македонии.
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом
Македонский царь Филипп стремится покорить соседей. Потеря Грецией независимости. Приход к власти Александра. Древний писатель Плутарх о Демосфене
Причины подчинения греческих государств Македонии.
Пон.: междоусобная война, Македонское царство.
Текущий опрос.
49.
Поход Александра Македонского на Восток.
Урок изучения нового материала.
Первые победы. От битвы при Иссе до основания Александрии Египетской. Гибель Персидского царства. Цель Александра- завоевать весь мир. Гибель дворца в городе Персеполе.
Причины похода, его результаты. Показывать на карте направления походов, завоёванные страны.
Пон.: держава Александра Македонского.
Игра «Продолжи рассказ».
Разметь карту «Образование и распад державы Александра Македонского»
50.
В Александрии Египетской.
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом
Распад державы Александра Македонского. На улицах о площадях. В александрийском Музее. Из истории Древних библиотек.
Составлять описание и объяснять назначение памятников Александрии Египетской. Пон.: Фаросский маяк, музей, библиотека.
Текущий опрос.
51.
Повторительно-обобщающий урок «Путешествие по Древней Греции»
Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу
Индивидуальные карточки-тесты
Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить исторические термины.
Тестирование
Раздел 4. Древний Рим.17 часов
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией .3 часа
52.
Древнейший Рим. Приморье в эпоху бронзы.
. Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом
Легенда об основании Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Какое управление было в древнейшем Риме. Почитание Весты и Марса. Легенда о подвиге Муция. Какое управление было в древнейшем Риме.
Показывать на карте Рим, Италию. Сравнивать географическую среду Италии и Греции.
Возникновение республики. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Как погиб Пирр.
Показывать на карте завоёванные территории.
Пон.: республика, народный трибун, консул, право вето, галльские племена, сенатор, пиррова победа.
Текущий опрос. Инд. карточки.
54.
Устройство Римской республики.
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом
Выборы консулов и принятие законов. Сенат и его роль в Риме. Одежда римлян. Римское войско. Гадания в Риме.
Называть характерные, существенные черты политического строя, положение основных групп населения.
Пон.: Марсово поле, Форум, легион.
Устный опрос, тест
. Разгадай кроссворд «Становление Римской цивилизации».
Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья .3 часа
55.
Вторая война Рима с Карфагеном (218 – 201 гг. до н.э.)
Урок изучения нового материала.
Войска Ганнибала вторгаются в Италию. Битва при Каннах-216 год до н.э. Первая морская победа римлян. Окончание войны.
Причины, характер, итоги войны.
Пон.: Карфаген, Ганнибал.
Текущий опрос. Устный опрос, дифференцированная работа по карточкам
56.
Установление господства Рима во всём Средиземноморье.
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом
Поражение Македонии. Разгром Сирии и конец Македонского царства. Разрушение Коринфа и Карфагена. Трехдневный триумф после победы над Македонией.
Причины разгрома Македонского царства.
Пон: триумф, император.
Текущий опрос.
57.
Рабство в Древнем Риме. Приморье в древности.
Урок изучения нового материала.
Завоевания-главный источник рабства. Рабы в имении землевладельца. Рабы в богатом доме. Гладиаторы на арене амфитеатра. Римские ученные о рабах.
Источники рабства, положение рабов, гладиаторов. Пон.: имение, гладиатор, амфитеатр.
«Путешествие» по станциям «Рассказкино», «Картово», «Задачкино», «Терминово», «Отгадайкино»
Тема13. Гражданские воины в Риме .3 часа
58.
Земельный закон братьев Гракхов.
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом
Заморские походы разоряли воинов-земледельцев. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона. Гибель Тиберия. Гай Гракх продолжает дело брата.
Причины проведения законов, их результаты.
Пон.: югер.
Текущий опрос.
59.
Восстание Спартака.
Урок изучения нового материала.
Первая победа над римскими войсками. Армия Спартака становится грозной силой. Походы восставших. Рабы в ловушке. Последняя битва.
Причины восстания, его результаты.
Пон.: Спартак, восстание рабов.
Устный опрос.
Расшифруй послание «Начало самого крупного восстания рабов в древнем мире.
60.
Единовластие Цезаря. Установление империи в Риме
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом
Римская армия стала наемной. Возвышение Цезаря. Цезарь завоевывает огромную страну. Захват Цезарем власти-49 год до н.э. Гибель Цезаря. Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Единовластие Октавиана Августа. Поэма Вергилия «Энеида».
Называть характерные, существенные черты политического строя, положение основных групп населения.
Пон.: наёмная армия, диктатор, гражданская война. Знать причины падения республиканского строя в Риме. Называть имена правителей и характерные черты политического строя.
Пон.: преторианцы, император.
Текущий опрос. Инд. карточки.Тест
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры .5 часов
61.
Соседи Римской империи в первые века нашей эры.
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом
Установление мира с Парфией. Как жили германцы. Что известно о предках славян.
Особенности правления Октавиана Августа, деятельность первого императора.
Пон.: германцы, славяне.
Текущий (индивидуальный и фронтальный опросы).
62.
В Риме при императоре Нероне.
Урок изучения нового материала.
Императоры объявляют себя богами. Актёр на императорском троне. Казнь сотен рабов. Пожар в Риме. Вольноотпущенники императора. Нерон и Сенека.
Называть характерные, существенные черты политического строя, положение основных групп населения.
Пон.: Нерон, христиане.
Работа в группах. Устный опрос.
63.
Первые христиане и их учение.
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом
Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса. «Сыны света» из Кумрана. Поучения Иисуса в Нагорной проповеди. Кем были первые христиане. Вера в различные судьбы людей после смерти. Рассказы христиан об апостоле Павле.
Причины появления первых христиан и их учение.
Тест
64.
Расцвет империи во втором веке
Урок изучения нового материала..
Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве. Правление Траяна. Римляне строили на века. Разрушение Иерусалима.
Изменения в положении рабов, причины перехода Рима к обороне своих границ.
Пон.: колоны, «рабы с хижинами», водопровод, арка, бетон, баня.
Текущий (индивидуальный и фронтальный опросы). Инд. карточки
65.
«Вечный город» и его жители.
Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом
Все дороги ведут в Рим. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Посещение бань. Беднота требует «хлеба и зрелищ».Помпеи.
Достижения древних римлян.
Пон.: Колизей, Пантеон, термы, цирк.
Текущий (индивидуальный и фронтальный опросы).
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи .3 часа.
66.
Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами.
Урок изучения нового материала.
Вторжения варваров. Император Константин. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Перенесение столицы. Разделение империи на два государства.
Готы идут на Италию. Гибель Стилихона. «Покорён город, которому покорялась земля!». Падение Западной Римской империи.
Называть характерные, существенные черты политического строя, положение основных групп населения. Причины падения Римской империи.
Пон.: варвар, христианские обряды, папа.
Работа в группах. Текущий (индивидуальный и фронтальный опросы).
67.
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Древний Рим».
Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу
Индивидуальные карточки-тесты
Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить исторические термины.
Тематический (индивидуальный) тест
68.
Итоговая контрольная работа.
Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу
Индивидуальные карточки-тесты
Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить исторические термины.