Творческий отчет учителя математики высшей категории средней школы № 173 имени Алии Молдагуловой
Шайхутдиновой Галии Жагфаровны
УЧИТЕЛЬ Я! И ЗВАНЬЕ ЭТО - ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ СУДЬБЫ,
ВЕЛИКИЙ ДАР, СИЯНЬЕ СВЕТА, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕЧТЫ!
Чем дольше учительствую, тем все чаще задаю себе вопрос: «Что ты, учитель хочешь, когда каждый день подходишь к порогу школы?»... Хочу быть понятой моими учениками, хочу понимать каждого из них в нашей совместной работе, хочу спаянности и успеха в деле. Успеха хочу на каждом уроке, в занятии кружка, факультатива, работе НОУ, репетиции вечера. Хочу доброго взгляда, смеха, ребячьего юмора, открытости их и своей, хочу ощущения взаимообогащения и в то же время хочу отдать все, что для сегодняшнего дня накоплено, приготовлено, задумано.
На сегодняшний день мне близки идеи технологий управления процессом формирования и развития личности. Я создала свою систему работы по этой технологии.
Моя цель - организовать ниши и с помощью средообразовательных действий создать в них среду, которая позволяет учить детей активным способам жизнедеятельности: Сообщению, Сопоставлению, Соизмерению, Сомнению, Совершенствованию в области созидания и творчества, Сочувствию, Сопереживанию, Сотрудничеству, ....
a3z4На мой взгляд, воспитательные цели становятся достижимыми, если окружающая ребенка среда:
- Обогащает интеллект;
- Развивает чувства и эмоции;
- Формирует поведение;
- Оздоравливает.
Но среда не может существовать сама по себе. Она существует в ограниченном во времени и пространстве поле возможностей, то есть в нишах. В таких как, уроки, внеурочная деятельность...
Хорошая школа начинается с урока. Я разработала и успешно апробировала целую серию приемов и методов, способствующих созданию среды для совместной познавательной и творческой деятельности учителя и учащихся, которые использую на уроках.
Одна из основных и первоначальных задач при обучении математики является выработка у ребят навыка хорошего счета. Вместо однообразных примеров на вычисление предлагаю примеры, оформленные в виде блок - схем, алгоритмов, большие примеры, содержащие много действий, которые решаются с помощью эстафеты.
Нравится ребятам, когда даю задание на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, на восстановление частично стертых записей. Недописанная фраза, недорешенная задача, недосказанное условие в задаче стимулируют работу учащихся. Любят ребята всех возрастов, когда уроки оживлены задачами - шутками, заданиями на внимание. А сочинительство задач, сказок, составление кроссвордов и ребусов - это целый раздел в моей методике работы с детьми.
Всевозможные формы кодирования ответов привлекают внимание ребят меньше, чем интересная задача. Это и программированный опрос; и ответы, закодированные буквами так, что по окончании у ребят появляется слово.
Создавая среду для поисковой совместной деятельности, составили с учениками блок задач по темам «Смежные и вертикальные углы», «Сумма углов треугольника», «Равнобедренный треугольник», «Признак равенства треугольников» (7 класс). При работе с задачами - рисунками легко определяется степень усвоения учащимися материала, выявляются пробелы в знаниях.
В своей работе применяю различные виды тестов (с пробелами; альтернативный (да или нет); с выбором ответов из предложенных; тесты математические и итоговые.) В выпускных классах использую электронные пособия с тестами по темам, разделам, итоговые.
Разработала для 7-го класса по новым учебникам тесты по геометрии, содержащие теоретическую и практическую часть, а мои ученики 9-х классов помогают мне сделать их в электронном виде, где тестируемый мог бы сразу получить оценку за работу и если она неудовлетворительная, то повторить изучаемый материал по данной теме в виде определений, аксиом, формулировок теорем. Апробирую их на 7 «Е» классе и хочу залицензировать эту работу.
Среди различных способов активизации познавательной деятельности определенное место занимают дидактические игры, развивающие у учащихся аналитическое мышление, умение излагать мысли и свою точку зрения, ставить проблему, организовывать работу по ее решению.
В своей работе я использую различные виды игр: тренировочные, познавательно - контрольные, сюжетно - ролевые и творческие.
На многих уроках провожу тренировочные игры «Домино», «Лото», составление и решение кроссвордов, мини - конкурсы «Кто лучше?», «Кто быстрее?», «Цепочка», «Карусель», «Робот». Использую их при отработке вычислительных навыков, как в младших, так и в старших классах.
Интересны для учащихся познавательно-контрольные игры «Полет на планету «Миф»», «Звездный час», «Урок одного уравнения», «Урок одной задачи». Особое место занимают творческие игры «Соревнование художников», «Изобретение игрушек из геометрических тел». В таких играх ребята приобретают дополнительные знания, развивают свои творческие способности.
Сюжетно - ролевые игры провожу один - два раза в год, так как они требуют длительной подготовки. На таких уроках разыгрываем различные ситуации. Дети очень любят уроки-сказки, уроки-путешествия.
Доказательством того, что я выбрала правильный путь является мониторинг качества знаний моих учеников.
Деятельность любого учителя не ограничивается рамками урока. Любовь к своему предмету и интерес к нему я стараюсь прививать ребятам и во внеурочной деятельности. Проводим с ними различные вечера, КВНы, интеллектуальные марафоны, математические игры и ставим спектакли.
У меня существует целая система совместной деятельности с одаренными детьми. В рамках этой совместной деятельности я веду подготовку к олимпиадам и к соревнованиям научных проектов школьников. Имеем некоторые результаты.
Наше образовательное пространство не замкнутое.
Все эти формы приемы и методы позволяют привносить во все ниши стихии Творчества, Поиска, Заинтересованности, Познания, Взаимоуважения, Доброжелательности, Признания.
Я радуюсь повышению математической культуры своих учеников и своей профессиональной компетентности. Приятно видеть, что мои ученики довольно успешно сдают экзамены, поступают в колледжи и вузы Казахстана и России, получая гранты, кредиты и, поступая на бюджет, и легко осваивают программ высшей школы.
Мне приятно осознавать, что мои ученики развили во мне способность, желание и умение решать трудные задачи и руководить их работой с радостью.