Алия Бактыгалиевна на своих уроках применяет разноуровневую дифференциацию в обучении истории, реализует сбалансированное сочетания традиционных и новых методов обучения. Она постоянно проводит открытые уроки, воспитательные внеклассные мероприятия с учетом психологических особенностей учащихся подросткового и юношеского возраста. На ее уроках бодрая рабочая атмосфера, доброжелательные отношения между детьми и учителям. Большое внимание уделяет работе по логического мышления. Она одним из первых освоила и использовала мультимедийные уроки, интерактивную доску и остальные технические средства высокой технологии
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Индостан" 6-класс»
Государственное коммунальное учреждение
Общеобразовательная школа № 4 г. Аксай
Тема: «Древний Индостан».
Учитель: Уртаева А.Б.
Аксай, 2016г
Пояснительная записка
Тема урока: "Древний Индостан".
Тип урока: урок изучения нового материала c элементами эвристической беседы
Цель урока: Дать знания учащимся о Древней Индии, о ее хозяйственном развитии и общественных отношениях, делении населения на касты. Путем различных заданий способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся.
Задачи урока
1) Образовательная:
а)Усвоение основных понятий: брахма, шудры, кшатрии, вайшии, варны, касты;
б)усвоение образной картины местоположения, природы, занятий и образа индийских жителей (фотографии современных индийцев);
2) Развивающая:
а) Развитие наглядно-образного (описание местоположения, природы Индии, занятий. Образа жизни индийских жителей);
б)развитие умения работать с историческим документом, картой, учебником, умения анализировать исторический материал, самостоятельно делать выводы, готовить сообщения;
3) Воспитательная:
а)Формирование ценностных ориентаций. Ценности – Законы Ману, (основные принципы);
б)воспитание интереса к истории, мотивации к учению
Задействованные педагогические технологии:
традиционная,
компьютерная технология,
технология межпредметных связей,
проблемные технологии,
технология развития критического мышления
Межпредметные связи: естествознание, география
Форма организации деятельности:
фронтальная,
групповая
индивидуальная
Методы
• словесные,
• наглядные,
• практические.
Предполагаемый результат:
Учащиеся должны уметь назвать основные географические объекты полуострова Индостан, уметь рассказать о местоположении, природных условиях Древней Индии, основных занятиях жителей, усвоить новые исторические понятия, развивать навыки работы в группе (коммуникативные навыки), с историческими источниками, картой.
План урока:
I. Организационный этап.
II. Подготовка к активному усвоению новых знаний.
Сообщение темы, плана, постановка цели
III. Изучение и освоение нового материала (восприятие, осмысление, закрепление)
* Природные условия;
* Древнейшие города;
* Образование Индийского государства
* Хозяйство;
* Социальные отношения.
IV. Обобщение и систематизация изучаемого материала
V. Подведение итогов. Рефлексия
VI.Объяснение домашнего задания
Оборудование:
учебник: ТулебаевТ. "История Древнего мира". Атамұра, 2015 г.,
схемы "Индия" для каждого ученика (формат А4) (Приложение 2)
Вырезанные из бумаги фигурки слонов (Приложение 3)
Ход урока:
I.Организационный этап:Приветствие учителя. Внутренняя и внешняя организация учеников.
II. Подготовка к активному усвоению новых знаний . Сообщение темы, плана, постановка цели:
Учитель: Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с древней историей страны, которая называется... Впрочем, что это за страна - вы попробуете угадать сами после подсказки. (Слайд №1, 2 )
Учитель: Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем
знакомиться на этом уроке? (Дети отвечают: "Индия").
Учитель: А что вам известно об этой стране? (Ответы детей)
Учитель: Тема нашего урока "Древний Индостан"..
Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?
(Дети сами высказывают предположения: "Где находится Индия, какие главные
реки протекают по территории Индии, чем занимались жители Древней Индии").
Учитель: Сегодня нам предстоит разобрать такие вопросы: ( Слайд № 3)
* Природные условия.
* Древнейшие города.
* Образование Индийского государства.
* Хозяйство.
* Социальные отношения.
Логическое задание: А также нам предстоит ответить на вопрос: - Почему греки
считали Индию «волшебной страной»? (Слайд №4)
Разбирая все эти вопросы, мы будем работать с картой, с историческим
документом, выполнять задания в рабочей тетради. (приложение 1). По ходу изучения темы вам предстоит заполнить схему. (Слайд №5) (Приложение № 2)
Эта схема у каждого из вас лежит на парте. Потом вы свернете её пополам и вклеите в тетрадь. В этой схеме вместо точек необходимо будет вставить пропущенные слова.
За работу на уроке, за устные ответы вы сможете получить один из символов Индии.
III. Изучение новой темы:
Природные условия.
а) Местоположение Индии (слайд №6).
Для работы нам необходима карта. Она находится в учебнике на стр.95
Учитель: - Что такое остров и полуостров?
- Чем они отличаются друг от друга?
Учитель:( полуостров – это часть суши, имеющая с одной стороны границу с материком (сушей), а с других сторон омывается водой (морями и океанами).
Теперь давайте посмотрим на карту и найдем остров (ученики называют о. Шри-Ланка), теперь полуостров (п-ов. Индостан).
- Покажите их на карте у доски:
(Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан.)
- Какие моря и океаны омывают этот полуостров? (слайд 6)
(Определяют название морей и океанов, омывающих полуостров. Рассматривают окраску карты, знакомятся с условными обозначениями):
б)Природные условия Индостана.
Учитель: - Где чаще всего селились люди в древности?
(предположения детей – по берегам рек)
- Скажите, а в Индии есть реки? Покажите их на карте? (слайд 6)
Ученики рассматривают карту отвечают, показывают у доски.
В Индии протекают две больших реки: Инд и Ганг. (слайд № 7).
Свое название страна получила от названия реки Инд.
Воды Ганга жители Индии считают священными.(слайд №7)
Сообщение ученика о реках Инд и Ганг
В южных областях Индии большую часть года стоит сильная жара. В стране есть безводные раскалённые пустыни и могучие полноводные реки – Инд и Ганг, которые берут своё начало в Гималаях и впадают в Индийский океан. Ежегодно реки разливаются и несут вместе с водой плодоносный ил. Но в природных условиях долин Инда и Ганга существуют различия: в первой – редко выпадают дожди, во второй – с июня по сентябрь идут ливни. В древности долину Ганга покрывали топкие болота и джунгли.
Учитель: А сейчас мы с вами поработаем с документом. Это отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека".( у каждого на парте лежит текст документа) (Приложение № 1).
Чтение первого отрывка: "Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями :"
Учитель: Что мы узнали из этого отрывка? (Дети отвечают: "в Индии есть горы")
Посмотрите на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский? (Дети отвечают: Гималаи). (слайд №8)
Сообщение ученика о Гималаях: (слайд 9)
На северо-востоке Индии расположены горы Гималаи. Слово «Гималаи» в переводе означает «жилище снега». Эти горы защищают страну, от холодных ветров, а в древности Гималаи служили хорошей защитой от вражеских нашествий. В Гималаях находится самая высокая вершина на земле – Джомолунгма, чья высота около девяти тысяч метров. В переводе данное название означает «поднебесное жилище богов». Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги.
Чтение второго отрывка: "Индия никогда, говорят, не знала голода. .. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний :, другой - летний:"
Учитель: Что мы узнали о климате Индии? (Дети отвечают: "там идут дожди").
Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта джунглями.
Работа с текстом учебника. Жизнь в индийских джунглях.(слайд №10, 11).
Учитель: Прочитайте п. 1 стр. 94
- Что такое джунгли?
- Как вы думаете, ребята, что джунгли давали древним жителям Индии?
- Какая опасность подстерегала человека в джунглях? (Слайд 10, 11)
Климат – жаркий и влажный, часть территории была прокрыта джунглями – непроходимыми лесами .
Первые государства в Индии появились в джунглях, а не в горах. Почему?
2. Древнейшие города.(слайд №13, 14, 15).
а) «В результате археологических раскопок было обнаружено множество городов, в том числе Мохенджо-Даро и Хараппа. (Слайд 13, 14, 15)
Города были окружены мощными стенами. Жители умели строить города с широкими (до 10 метров) и прямыми улицами. Дома, двух- и трёхэтажные, строились из кирпича. В домах уже был водопровод. В центре города находилась крепость, чтобы в случае опасности индийцы могли защититься». С середины 3 тыс. до н. э. до сер. 2 тыс. до н. э. в долине Инда существовала высокоразвитая культура.
б) Арии: «На рубеже 1-го и 2-го тыс. на севере Индии появились племена Ариев. Языком Ариев был санскрит – древнейшая сохранившаяся до наших дней формам некогда единого языка индоевропейцев. Священными книгами Ариев были Веды (в переводе «знание»). Веды считались хранилищем древнейших знаний человечества. Слайд № 16.
в)Жители Индии в наше время.Индийцы смуглые, невысокого роста, с
черными курчавыми волосами…
Образование Индийского государства
а) Работа с флипчартами: Соотнесите имена и события. Слайд 17
А. Чандрагупта
1. Расцвет Индийского государства
Б.Магадха
2.Династия
В. Маурия
3. Государство
Г. Ашок
4.Служащий дворца
Ключи: А-4, Б-3, В-2, Г-1
3. Хозяйство. Ученики делают записи в тетрадь по слайдам.
Основа хозяйственной жизни – земледелие; Слайд 18
Сельскохозяйственные культуры: пшеница, ячмень;
рис, хлоччатник;
Чайная плантация, сахарный тростник, пряности;
4. Социальные отношения.
В Древней Индии начинается разделение общества на разряды – варны».
Далее ученики делают записи в тетрадь по слайду № 19
Варно-кастовая система:
Брахманы – жрецы;
Кшатрии – цари, князья, знатные воины и их семьи;
Вайшия – земледельцы, ремесленники, торговцы;
Шудры – слуги.
Учитель: (Слайд №20) «Согласно преданию деление общества на разряды произошло из частей тела бога Брахмы. Из уст Брахмы возникли жрецы – брахманы, из его рук – кшатрии – цари, князья, знатные воины и их семьи, из бедер – вайший – земледельцы, ремесленники, торговцы, из ступней – шудры – слуги. Представители брахманов, кшатриев и вайшиев именовались «дважды рожденными». Только по отношению к ним исполнялся обряд второго рождения, то есть посвящения во взрослые, полноправные члены общества».
Принадлежность к варне определялась рождением; Слайд № 21
Браки между представителями различных варн запрещались;
Каждая варна: свои обычаи, права, занятия, символический цвет;
Постепенное оформление более мелких разрядов –каст.
Внеклассное чтение: Законы Ману. (Слайд 22, 23, 24, 25)
IV. Обобщение и систематизация изучаемого материала
Учитель: Ребята, в начале урока вы получили задание ( слайд №26)
- Почему, как вы думаете, греки так говорили о Индии?
Учитель обобщает ответы детей (слайд №27)
Ребята, у вас 3 минуты для того, чтобы вы успели завершить работу со схемой. (Работа со схемой). Слайд 28
Сейчас вы поменяетесь листочками и проверите работу своего соседа. Каждый правильный ответ - 1 балл, если ваш сосед неправильно написал - исправьте. После этого вы посчитаете полученные баллы и поставите оценку вашему однокласснику за работу на уроке.
На экране появляется заполненная схема. Дети в роли учителя поэтапно проверяют работу, сверяясь с доской. (слайд №29)
V. Подведение итогов. Рефлексия
Учитель: А теперь посчитаем баллы (слайд 30) и поставим оценки друг другу. Поднимите руку, кто получил "5", кто "4"? А есть "3"? Молодцы, все сегодня поработали хорошо.
Ребята, многие из вас сегодня получили бумажных слонят. Вы знаете, что слон тоже священное животное в Индии. Сильное и выносливое. Но не только за эти качества уважали слонов. Индийцы верили, что они приносят человеку удачу, мудрость, счастье, здоровье, успех. Посмотрите на обратную сторону своих слонят. Вот этого я желаю и вам. А ещё я открою вам один секрет.
В 50-е - 60-е годы у многих людей в домах на сервантах и комодах стояли фигурки белых слонов. Узнайте у своих, родителей бабушек и дедушек об этом?
На слайде незаконченные предложения, ученикам предлагается выбрать понравившуюся фразу и закончить ее. Слайд 31
Заслушиваются несколько ответов, по фразам учителю станет понятно, что заполнилось больше всего, что было интересным и какие знания и умения ученики приобрели за данный урок.
VI. Домашнее задание: Слайд 32
1.Параграф 18, подготовиться к перессказу стр 101-108
2.Провести мини-исследование : «Почему в середине прошлого века