Урок по географии на тему: "Круговорот воды" (6 класс)
Урок по географии на тему: "Круговорот воды" (6 класс)
Разработка урока на тему «Круговорот воды в природе. Части Мирового океана» для 6 класса отражает основные этапы урока, помогает учителю организовать повторение изученного материала, ввести новые понятия, построить работу с текстом, картами атласа, провести практическую работу.
Цель урока:
Сформировать представление о гидросфере. Ввести понятия: залив, пролив, полуостров, остров, архипелаг, море.
Оборудование:
Демонстрационная таблица «Круговорот воды в природе», физическая карта полушарий, картины с изображением океана; фотографии с: изображением озера, реки, ледника, болота, родника, береговой линии.
Просмотр содержимого документа
«Урок по географии на тему: "Круговорот воды" (6 класс)»
Урок. Круговорот воды в природе. Части Мирового океана
Цель урока:
Сформировать представление о гидросфере. Ввести понятия: залив, пролив, полуостров, остров, архипелаг, море.
Оборудование:
Демонстрационная таблица «Круговорот воды в природе», физическая карта полушарий, картины с изображением океана; фотографии с: изображением озера, реки, ледника, болота, родника, береговой линии.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
- Какие оболочки Земли мы уже изучили?
После того, как ученики вспоминают пройденные оболочки, зритель вывешивает картину и включает звукозапись шума волн.
- Что мы будем изучать? (Гидросферу.)
Состав гидросферы:
внутренние воды
океан
- Докажите, что гидросфера - единая оболочка. (Между составными частями есть тесная связь. Мировой круговорот воды.)
- Внутренние воды мы начнем изучать на следующих уроках, а сегодня мы приступим к исследованию океана.
- Откройте атласы и найдите, где находится Мировой океан. (Дети говорят, что на карте его нет.)
- На самом деле Мировой океан это совокупность всех океанов. Запишите все океаны по мере уменьшения их площади. (Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский.)
- Составьте схему «Составные части океана» (J вариант по атласу; 2 вариант по учебнику).
- Сравним работы 1 варианта и 2 варианта у доски. Подчеркните синей пастой печатными буквами участки воды, простым карандашом участки суши. (Залив, пролив, море.)
- Обратите внимание на этот момент, в контурных картах заливы, пролив подписывать синей пастой, а участки суши - простым карандашом.
- У нас есть возможность составить словарь гидролога. (Ученики называют новые термины.) Но мы можем закреплять эти слова только после того, как будем знать определения. Этот словарь мы будем составлять все то время, пока будем изучать Гидросферу.
Остров - небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой.
Приведите примеры.
Архипелаг - группы островов.
Приведите пример.
Полуостров - участок суши, окружен с трех сторон водой. Приведите пример.
Обозначьте в контурной карте.
Залив - часть океана, моря, вдающаяся в сушу (участок воды, окруженный с трех сторон сушей).
Приведите пример. Обозначьте в контурной карте.
Пролив - относительно узкое водное пространство, соединяющее разные водные бассейны и разделяющее участки суши. Или: участок воды, окруженный с двух противоположных сторон сушей.
Море - часть океана более или менее обособленная сушей, остро вами или возвышенностями подводного рельефа, отличающаяся от остальной части океана соленостью, температурой вод, течениями и т. д.
Ученики могут не понять разницу между заливами и морями.
- Чем отличается море от залива? {Море отличается от океанских вод соленостью, температурой, рельефом, а воды залива идентичны водам океана.)
- Сравните Средиземное море с Карским. Одно из них окраинное а другое внутреннее. (Средиземное - внутреннее, Карское - окраинное.)
- Скажите, как объяснить, какое море внутреннее, а какое окраинное? (Внутреннее море глубоко вдается в сушу, сообщается с океаном одним или несколькими проливами. Окраинное море примыкает к материку и слабо обособлено от океана островами и полуостровами?)
- Приведите примеры и обозначьте в контурных картах.
Используя контурные карты, выберите море, ближайшее к вашему населенному пункту, соедините с побережьем прямой линией. Определите направление и измерьте расстояние с помощью масштаба, расстояние и направление надпишите на контурной карте.
Домашнее задание.
Сравнение морей, стр. 138
Работа в контурных картах, знание основных морей, заливов, проливов, островов и полуостровов.