kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Двуречье в древности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Древнее Двуречье, природа социально- экономическое развитие, технологии мореплавания

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Двуречье в древности»

ВИ-5 Технологическая карта урока 17

Тема урока

ДВУРЕЧЬЕ В ДРЕВНОСТИ

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель урока

познакомить школьников с географическим положением и природой Древнего Двуречья, с занятиями населения, религиозными верованиями и культурой этой страны

Образовательные ресурсы

Учебник «История Древнего мира», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания http://nsportal.ru/node/1340631

План урока

1) Природа и географическое положение Двуречья

2) Население и хозяйство южного Междуречья

3) Письменность

Личностно значимая проблема

На землях Древнего Двуречья не было ни строительного камня, ни леса, ни полезных ископаемых, а страна была богатой. Почему?

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

шумеры, клинопись, глиняная табличка, «отец школы», «сыновья школы»

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.


Ход УРОКА


Этапы урока



Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности


2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися


Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать


Фронтальная

работа


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения


II.

Актуализация

знаний


7

Беседа

1. Учитель сообщает тему урока, его цель, обращает внимание на форму проведения

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну, расположенную рядом с Египтом, в Древнее Двуречье.

В разное время эту страну называли Междуречьем, Месопотамией или Вавилонией. Древнее Двуречье находится на территории Передней Азии, в долине которой протекают реки Тигр и Евфрат, там издревле существовали очаги земледелия. Примерная дата возникновения государства 7000 лет. О древнейшей истории Двуречья знаем довольно мало, так как на месте многих поселений, городов не сохранилось ни руин, ни гробниц подобных Египетским пирамидам, ни остатков храмов - лишь глиняные холмы.

- На землях Древнего Двуречья не было ни строительного камня, ни леса, ни полезных ископаемых, а страна была богатой. Почему?

1. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, записывают план в тетради

Дети выполняют первое индивидуальное задание.

Используют описания сделанные Геродотом, путешествуя по Древнему Двуречью. Учащиеся работают с источником, отвечают на поставленный вопрос

Фронтальная работа.



Индивидуальная

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

1. Работа

в тетради


Устные ответы





III.

Изучение

нового

материала



17

1. Работа с картой









2. Работа с учебником


3. Работа с терминами






4. Работа с учебником стр.65 чтение мифа о потопе




5. работа с иллюстрациями в учебнике








6. Работа с презентацией и иллюстрацией в учебнике стр.64-65

1. Географическое положение и природа Двуречья

 -Определите по карте, в какой части света находится новая страна?   -Как называются реки, которых мы достигли? -Через какие страны мы добрались до этой реки? Почему река течёт в другую сторону? Покажите на карте территорию Двуречья, и реки, протекающие по её территории. Почему такое название получила эта страна?

2. Занятия жителей Двуречья.

А) Проблема: Почему именно земледелие стало главным занятием жителей Двуречья? -Чем природа Двуречья похожа на природу Древнего Египта? Докажите, что природные условия благоприятны для занятия земледелием? Посмотрите на схему, и скажите, какие приспособления использовали жители Двуречья, чтобы заниматься земледелием? Такое земледелие называется ирригационным.

-Почему в Древнем Двуречье  возник миф о потопе?

Б) Рассказ с использованием видео-презентации о занятиях жителей Двуречья.

-О каких ещё занятиях жителей Двуречья мы узнали? (Обобщающий слайд: земледелие, скотоводство, ремесло, торговля).

 3. Возникновение городов. (Секрет).

 Мы археологи, отыскавшие в разных концах Двуречья крупные поселения, в каждом из которых были сделаны открытия. (Презентация, иллюстрации в учебнике стр. 64-65) -Почему в городах существовали строгие законы в отношении строителей? Как мы озаглавим этот этап урока: «Возникновение городов-государств»

4. Религия Двуречья.

-Как называется религия Двуречья?  -Каких богов мы узнали? -Как религия Двуречья связана с его природой?

5. Культура Двуречья. (рассказ учителя с использованием презентации и иллюстраций в учебнике на страницах 64-66)

1. Робота учащихся по карте


Азия


р. Евфрат, р. Тигр – Двуречье

По ходу описания природных условий Двуречья, на доску выписываются слова-сигналы: солнце,  вода, почва.



С опорой на слова-сигналы учащиеся отвечают на вопросы



3. Запись терминов в тетрадь




4. Чтение мифа о потопе Учащийся по ходу рассказа учителя записывают виды занятий в тетрадь







Вывод: эти поселения – города-государства.


Анализ отрывка из законов Хаммурапи



Анализ слайда презентации и рисунка в учебнике

Язычество - вера во множество богов.

Индивидуальная работа.

Фронтальная

работа.


Личностные: оценивают жизненные ситуации (поступки своих родных, их вклад в историю, развитие нашего государства, влияние истории на судьбы родственников) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе

знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план

Устные

ответы.














Запись в тетради





Устное задание




Устные ответы.








Записи в тетради

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Работа с заданиями в рабочей тетради

1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль.


1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

2. Рассуждают, отвечают на вопросы

1.Индивидуальная работа.

2.Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий в рабочей

тетради

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

– Как называется письменность в Двуречье?          (Клинопись)

-На каком материале писали? Почему?

-На письменность, какой страны похожа письменность Двуречья?

-Какие открытия были сделаны в Двуречьи? (заполнение пробелов в презентации)

-Кто был любимым героем Двуречья?  (Гильгамеш) Почему бык был любимым сюжетом в искусстве Двуречья?

-Что вы узнали о школе Двуречья?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа


Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

§ 13, с.66 опишите рисунки «Поселок шумеров»

Конкретизирует домашнее задание


Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа





















Приложение

Подземные гробницы

В развалинах Ура, глубоко под землею, археологи нашли гробницы древних правителей этого города. Каждая гробница была похожа на дом. Возле покойного находилось все, что могло ему пригодиться в царстве мертвых, -золотой шлем, кинжал, украшения. При жизни он привык не только к своим вещам, но и к свите. Рядом с ним лежали его воины с оружием, возница с повозкой, музыканты с инструментами, слуги. Здесь же стояли и кубки, из которых они выпили яд. После кончины своего владыки они все должны были умереть, чтобы служить, охранять и развлекать его в загробном мире.

- Ребята, вы умеете писать, а я не умею. Да и тетрадок у нас нет, таких, как у вас. Тетради мы себе делаем сами. Попробуйте угадать из чего?

Дети разного возраста обучались вместе, много лет требуется мальчикам, чтобы научиться письму, счету, астрономии, узнать сказания и мифы. Учиться в школе было трудно. Будущих писцов учителя держали строго. На одной табличке, написанной по шумерски, мы читаем такие жалобы:

В доме табличек надсмотрщик сделал мне замечание: "Почему ты опоздал?" Я испугался, сердце мое бешено заколотилось, Подойдя к учителю, я поклонился до земли. Отец дома табличек выспросил мою табличку, Он был ею недоволен и ударил меня. Потом я усердствовал с уроком, мучился с уроком. Когда учитель проверял порядок в доме табличек, человек с тростниковой палкой сделал мне замечание:

"На улице надо быть осторожным: рвать одежду нельзя!" — и ударил меня. Отец дома табличек положил передо иной исписанную табличку; Классный надсмотрщик приказал нам: "Перепишите". Я взял свою табличку в руки, писал на ней, но было на табличке и то, чего я не понимал.

В начале в Двуречье пытались писать рисунками. Но это очень трудно сделать на толстой глиняной табличке, и со временем стали не рисовать, а оттискивать на глине палочками клинописные знаки. Каждый знак обозначал слово или словосочетание. Посмотрите, как изменились знаки рисунки и что они означали.

О многом мы поговорили, но мне пора в поле. Давайте попробуем с вами закрепить, что вы узнали о моей стране.


Тест "Древнее Двуречье"

1. Выберите правильный ответ Двуречьем назывались страна, расположенная между реками;

1. Инд и Ганг

2. Евфратом и Тигром

3. Хуанхэ и Янцзы

2. Когда возникло государство Двуречье?

1. Более 5000 лет назад

2. Более 3000 лет назад

3. Более 2000 лет назад

3. Основным строительным материалом в Двуречье были:

1.Дерево

2. Глина

3. Камень

4. Жители Двуречья писали:

1. Иероглифами

2. Буквами

3. Клинописью



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Двуречье в древности

Автор: Афанасов Алексей Александрович

Дата: 07.12.2020

Номер свидетельства: 565758

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Разработка урока на тему «Западная Азия в древности. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы""
    ["seo_title"] => string(97) "razrabotka-uroka-na-tiemu-zapadnaia-aziia-v-drievnosti-vavilonskii-tsar-khammurapi-i-iegho-zakony"
    ["file_id"] => string(6) "248841"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446796514"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Открытый урок в 6 классе по теме "Древний Восток""
    ["seo_title"] => string(43) "otkrytyiurokv6klassiepotiemiedrievniivostok"
    ["file_id"] => string(6) "290005"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454911458"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Урок-игра «исторический калейдоскоп» 5 класс"
    ["seo_title"] => string(46) "urok-ighra-istorichieskii-kalieidoskop-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "251611"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447258130"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Урок в 5 классе на тему: "Древняя Финикия" "
    ["seo_title"] => string(45) "urok-v-5-klassie-na-tiemu-drievniaia-finikiia"
    ["file_id"] => string(6) "244645"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445967776"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Рабочая программа по истории Древнего мира "
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia-proghramma-po-istorii-drievniegho-mira-1"
    ["file_id"] => string(6) "153338"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420994595"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства