Тема классного часа: «Земля отцов – моя земля», посвящена 355-летию г. Иркутска и 95-летию Боханского района.
Цель:
Воспитание любви и уважения к родному краю.
Задачи:
- активизировать познавательную деятельность обучающихся;
- развивать эстетическое восприятие, способность подмечать красоту в привычном, обыденном, простом окружении;
- воспитывать любовь к Родине, Отечеству, своему краю, родному селу, улице;
- формировать чувство патриотизма, ответственности за сохранность неповторимого облика родного края.
Форма проведения: заочная экскурсия. Час общения "Земля отцов – моя земля" проводится в форме заочного экскурса по страницам истории города Иркутска, Боханского района и диалога ведущего и участников.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (презентация «Земля отцов – моя земля», запись песни М.Бернеса «С чего начинается Родина», выставка книг об Иркутске, о Боханской земле.)
Ручки, карандаши, бумага для записей, цветная бумага для оформления поздравлений-пожеланий.
Классный час соответствует возрастным особенностям восьмиклассников. Использовались следующие приемы и формы: в начале классного часа «Ролевая игра», затем «Спрашивайте – отвечаем» (видеовикторина «Славные в Сибири имена!»), «Вопрос в связи с обстоятельствами» (о происхождении названия «Бохан»), «Мозговой штурм» всему классу (назовите 5 наиболее значимых качеств человека, который с вашей точки зрения является гражданином). Технология «Педагогическое общение» использовалась на протяжении всего классного часа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Земля отцов - моя земля»
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное
учреждение
«Ново-Идинская средняя
общеобразовательная школа»
Ибрагимова Оксана Вчеславовна
учитель истории и обществознания
Классный час в 8 классе: «Земля отцов – моя земля!»
(355-летию г. Иркутска и юбилею Боханского района посвящается).
Цель:
Воспитание любви и уважения к родному краю.
Задачи:
- активизировать познавательную деятельность обучающихся;
- развивать эстетическое восприятие, способность подмечать красоту в привычном, обыденном, простом окружении;
- воспитывать любовь к Родине, Отечеству, своему краю, родному селу, улице;
- формировать чувство патриотизма, ответственности за сохранность неповторимого облика родного края.
Час общения "Земля отцов – моя земля" проводится в форме заочного экскурса по страницам истории города Иркутска, Боханского района и диалога ведущего и участников.
Класс оборудован мультимедийным проектором. (Презентация классного часа «Земля отцов – моя земля».) Выставка книг об Иркутске, о Боханской земле.
По кругу в классе располагаются участники. Здесь столы, на которых ручки, карандаши, бумага для записей, цветная бумага для оформления поздравлений-пожеланий.
Ход часа общения:
Звучит песня Марка Бернеса «С чего начинается Родина»
Учитель: Родина. Отчизна. Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью, а пишем их с большой буквы. А задумывались ли вы, ребята, с чего начинается Родина? (ответы учащихся). Для каждого человека она начинается с родного города, села, дома, улицы, на которой он вырос. Потому, что здесь наш дом. Потому, что здесь живут родные нам люди.
Учитель (обращаясь к одной из девочек): Сашенька, ты меня не слушаешь. Ты чем занимаешься?
Саша: Краеведение читаю, в школе задали.
Учитель: А тема какая?
Саша: «История Боханской земли».
Учитель: Интересная тема, о ней мы и хотели сегодня поговорить.
Саша: Да, тема интересная. Вот сколько прочитать надо (показывает на стопу книг). Не знаю, успею ли.
Учитель (после некоторого раздумья): У меня есть идея! А что если нам отправиться в гости?! В гости, наверное, все ходить любят.
Саша: А к кому мы отправимся в гости?
Учитель: Да к нашим предкам и отправимся, прямо в прошлое.
Саша: Давайте попробуем.
Учитель: И так, тема нашего классного часа называется «Земля отцов – моя земля» и посвящена она будет 355-летию города Иркутска и 95-летию Боханского района. Сегодня, в преддверии юбилея, мы с вами проведем заочный экскурс по историческим местам города, района, вспомним имена замечательных земляков.
Ребята, в 2017 году исполняется 95 лет Боханскому району. Много это или мало? О возрасте не спорят. Но юбилей ко многому обязывает. История нашего района неразрывно связана с историей Иркутской области, города Иркутска. И все это наша земля, наша малая Родина, родина наших дедов и отцов.
Я знаю, есть места получше. Где лучше лес, где моря гладь.
Где климат мягче, воздух чище. И где такая благодать!
Но я люблю природу нашу, какая есть, пусть знает свет,
Что лучше места, где родился, для человека в мире нет!
В июне 2016 года наш областной центр город Иркутск отметит свой 355-летний юбилей. В Иркутске появились новые памятники культуры. Вы наверняка об этом много слышали и знаете. Давайте, ребята, вместе с вами вспомним достопримечательности Иркутска. Иркутск не сразу стал таким, каким мы его видим сейчас. Начавшись с крохотного зимовья среди тайги, с маленького острога на берегу Ангары, он постепенно рос и развивался, став центром огромного региона.
А поможет нам в этом видео викторина «Славные в Сибири имена!» (По мере открытия слайдов учащиеся должны отгадать имена).
- Сын боярский. В 1661 году вместе со служивыми людьми поставил острог против Иркута-реки. С этого времени берет свое начало город Иркутск. (Яков Похабов)
( Ответ: Памятник первопроходцам, или памятник Якову Похабову.
Фигура высотой 5,2 метра отражает собирательный образ русского человека, идущего на Восток "проведать новых землиц". Авторами монумента стали скульптор Михаил Переяславец и архитектор Юрий Волчок. Они расположили памятник на берегу реки Ангары, как раз на том месте, где в 1661 году был заложен острог отрядом землепроходцев во главе с боярским сыном Яковом Похабовым).
- Покоритель Сибири. С его именем связан конец Сибирского ханства и начало присоединения Сибири к России. (Ермак, Тимофеевич)
- Генерал-губернатор Восточной Сибири, получил титул графа и приставку к фамилии – Амурский. С ним связано заселение русскими Амура, установление границ с Китаем. (Николай Николаевич Муравьев-Амурский)
- «Колумбом русским» назвал его Державин. Мореплаватель, ученый, первопроходец, открыватель Аляски, русской Америки. В честь его назван город в Иркутской области. (Григорий Иванович Шелихов)
- Иркутский купец, основатель областного художественного музея. Более 80 полотен завещал он городу в 1914 году при отъезде за границу. (Василий Платонович Сукачев)
- Российский император, с ним связано строительство Транссибирской железной дороги (Александр III)
- Адмирал, полярный исследователь, ученый, географ (Колчак Александр Васильевич)
- Драматург, его имя носит иркутский театр юного зрителя (Александр Валентинович Вампилов)
-Дважды герой Советского Союза, его бюст установлен у Вечного огня в Иркутске (Афанасий Павлантьевич Белобородов)
Учитель: «Иркутск – город исторический. Он играет приметную роль в истории России и в сегодняшнем дне страны, он не случайно отнесен к городам-музеям, ибо сохранил много старины…» Такими словами начинает рассказ об Иркутске в книге «Иркутск» известный писатель и поэт Марк Сергеев.
Вы молодцы, свой областной центр город Иркутск знаете прекрасно. Ребята, а знаем ли мы с вами о своем районе? Может быть, мы порой не замечаем то прекрасное, что нас окружает. Часто ли мы интересуемся теми местами, где мы находимся, а может это священное или историческое место.
Настало время приоткрыть некоторые страницы истории Боханского района.
Сегодня мы с вами как жители Боханского района приглашены на день рождения. Будут поздравления и подарки, тёплые слова и хорошее настроение. Но сначала давайте познакомимся с именинником поближе. (Историческая справка – слайд)
Если бы мы сейчас поднялись на воздушном шаре и облетели Боханский район, то увидели бы леса, поля, горы, реки. Площадь нашего района – 3700 квадратных километров. На этой территории могли разместиться такие европейские государства, как Монако, Ватикан, Мальта. Это самые маленькие по территории страны мира. Вот какой большой у нас район. (Слайд)
Учитель: Ребята, а почему Бохан? Откуда название? (ответы детей)
Учитель продолжает:
Бохан - от бур. слов боохан; боо - "шаман", а вторая часть слова: хан - "царь", "владыка", хун - "человек" (боохун - "шаман-человек"), хэн - суффикс, обозн. жен. р. (боо-хэн - "шаманка").
Правильное истолкование второго компонента названия будет хэн, следовательно, боо-хэн будет означать "шаманка". Это предположение подтверждается еще и тем, что гора, находящаяся вблизи с. Бохан, имеет русское название Шаманка, представляющее перевод бурятского Бохан.
Существуют и другие версии, по одному преданию племя бурят произошло от бурята-богатыря, который славился неимоверной силой, равной силе быка-пороза. Это предание — результат обработки известных бурятских легенд о происхождения бурят от Буха нойон-баабая. Легенда утверждает, что этот великан и был родоначальником племени боханских и других бурят.
Учитель: Вся история нашей Родины – это, прежде всего, ее люди. У нашего района богатые традиции, трудолюбивые жители. Успехи и достижения района – это заслуги многих поколений боханцев.
«Бохан, люблю я тебя» - эти строки написала боханская поэтесса Надежда Яковлевна Нефедьева. Около тридцати стихотворений Надежда Яковлевна посвятила малой Родине, двенадцать песен и два гимна о родной Боханской земле. (слайд)
Учитель: Какие замечательные, красивые слова. Сколько любви и уважения к родному краю!
Ребята, перед вами первый выпуск книги о знатных людях нашего района. Обязательно посмотрите и прочитайте ее. Достижения героев этих страниц станут достойным примером для вас, поколения будущего. Все эти люди являются настоящими гражданами и патриотами своей страны. (Слайд)
Русский писатель Николай Алексеевич Некрасов утверждал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». А кто такой гражданин? (Слайд)
Задание: «Мозговой штурм»: Ребята, назовите 5 наиболее значимых качеств человека, который с вашей точки зрения является гражданином. (Дети перечисляют качества).
А теперь, давайте сравним, правы ли вы? (Слайд)
Вернемся к исторической справке (Слайд историческая справка – звание Почетный гражданин)
А сколько в нашем районе почетных граждан? (ответы детей); (Слайд)
Мархаев Вячеслав Михайлович – руководитель Боханско – Осинского землячества в городе Улан-Удэ.
Фетисов Николай Васильевич – пенсионер, основатель музея истории в селе Каменка.
Ильин Михаил Дмитриевич – пенсионер, директор МОУ «Боханская СОШ №1» с 1972 по 1990 гг.
Калмыков Степан Владимирович – ректор Бурятского государственного университета.
В каждом городе, районе, поселке есть свои достопримечательности, памятные места - это соборы, обелиски, театры, музеи...
Давайте на минуту представим, что к нам приехали гости, которым мы хотим показать, как прекрасен Боханский район, как радостно и здорово мы в нем живем, удивить их, пробудить желание посетить наш район еще не раз. Какие места нашего района вы бы показали, куда бы повели и почему? (Ответы детей).
(Учитель отмечает, как хорошо знают ребята район, как тепло к нему относятся).
Учитель:И, так, остановимся в некоторых поселениях нашего района.
Остановка в селе Александровское – архитектурный памятник начала XIX века – Александровский винокуренный завод, названный по имени царя Александра I. В 1873 году завод перестроен в Александровскую центральную каторжную тюрьму (Александровский централ). После Октябрьской революции тюрьма была ликвидирована. В Советское время и по настоящее на ее территории находится лечебница для душевнобольных. (Слайд)
Остановка в селе Олонки – краеведческий музей имени Владимира Федосеевича Раевского, первого декабриста, сосланного в Сибирь. (Слайд)
Остановка в селе Каменка. Когда речь заходит об истории села, его легендах и интересных, необычных фактах, все жители направляют интересующихся только к одному человеку — Николаю Васильевичу Фетисову. Это настоящий кладезь знаний. Николай Васильевич написал книгу о родном селе, где подробно изложил всю его историю, от начала и до сегодняшних дней.
83-летний историк посвятил изучению малой родины всю свою жизнь. У него дома даже хранятся некоторые старинные реликвии. В их числе фрагмент рога древнего оленя, который был найден случайно. (Слайд)
Учитель: Это лишь малая часть того, о чем можно долго и много рассказывать…
Ребята, давайте обратимся еще раз к теме классного часа «Земля отцов – моя земля». (Как вы думаете, почему так называется наш час общения?) Мы с вами должны гордиться не только прошлым, но и настоящим. А будущее зависит от вас, и возможно вашими именами будут гордиться потомки.
Ведущий: Вы все прекрасно знаете, что каждый юбиляр обязательно получает подарки: телеграммы или открытки, поздравительный адрес, юбиляру посвящают стихи, сочиняют для него песни. Давайте и мы с вами тоже поздравим наш район с юбилеем. Зная и любя его, мы, конечно же хотим, чтобы он стал еще краше, чище, благоустроеннее, еще лучше. Что бы вы хотели пожелать, что изменить? Пусть в ваших приветствиях "красной нитью" прозвучит слова: "Каким хочу тебя я видеть!" Перед вами цветная бумага, дерзайте. Эти поздравления мы обязательно передадим мэру нашего района. (Зачитываются приветствия)
Учитель:Рефлексия Ребята, мы сегодня начали очень важный разговор о родном районе и его истории. Скажите, что нового вы узнали, что вам запомнилось? (Ответы детей)
Время нашего общения подошло к концу. Я хочу поблагодарить вас всех за приятное общение. Хочу пожелать вам здоровья, творческих успехов, надеюсь, что этот час пробудил у вас желание лучше, глубже узнать историю своего района, села.