Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
муниципального образования город Горячий Ключ
Всекубанский урок
«Земля отцов – моя земля»
Подготовила и провела
классный руководитель
учащихся 8 класса
МБОУ СОШ №10
Марченко Т.Г
Урок «Земля отцов – моя земля»
для учащихся 8 класса МОУ СОШ №10
Марченко Татьяна Григорьевна
Цель:
привить чувство гордости за свой край и его жителей;
раскрыть образцы нравственного и ратного служения Кубани;
способствовать формированию активной позиции, направленной на участие молодежи в экономической и социально-политической жизни своего региона, населенного пункта.
Задачи:
воспитательная: привитие бережного отношения к культурному и духовному наследию своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;
обучающая: создание условий для осмысления учащимися роли и места своих предков в становлении и процветании современной Кубани;
Развивающая: формирование условий для реализации потребности транслировать своё мировосприятие исторического и духовного прошлого Кубани посредством диалога и выполнения творческих работ.
Оборудование:
герб и флаг Кубани; мультимедийная установка, презентация «Земля отцов - моя земля!»(Слайд1)
Герб Краснодарского края
Ход классного часа.
Организационный момент.
(Звучит гимн Кубани, учащиеся встают.)
II. Слово классного руководителя.
- Наш классный час посвящен дню рождения края. 13 сентября 2011 года исполняется 74 года со дня образования Краснодарского края.
В его состав входят 38 районов, на его территории проживают более 5 миллионов человек. Это наша с вами Родина, земля, на которой жили наши деды и прадеды.
У каждого на свете есть, наверно,
Любимый уголок земли, такой,
Где листья по-особому на вербе
Склонились над задумчивой водой.
Где небо выше и просторы шире
И так привольно и легко дышать,
Где ко всему в прекрасном этом мире
По-детски чисто тянется душа…
Любимый уголок земли, о котором написал поэт В.П.Неподоба, называют малой родиной. Наша с вами малая родина – Кубань, чудесный, благодатный край. Край рек, озер и морей, золотых хлебных полей, бескрайних степей и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы и виноградари, рабочие заводов и фабрик, космонавты, врачи и учителя, учёные и спортсмены, художники и поэты… Все они стремятся сделать нашу малую Родину ещё лучше, богаче, красивее.
Наша Кубань имеет свой герб, гимн и флаг. Какие цвета присутствуют во флаге нашего края? (ответы учащихся)
Ещё в далёком 1919 году Кубанской Радой был утверждён трёхполосный сине-малиново - зелёный государственный флаг. Он обозначает единение народов, живущих на Кубани: иногородцев (синий), казаков (малиновый) и народов Кавказа (зеленый). Он символизирует дружбу и единение всех народов, живущих на Кубани.
Прошли столетия и на этой благодатной земле уже давно живут потомки этих казаков – мы с вами.
- Как вы думаете? Что означает выражение « Земля отцов – моя земля», почему мы так говорим? «Почему земля отцов, со всем ее величием, историческим наследием и современными достижениями, является и моей землей – землей современного школьника»? (слушается мнение 3-4 учащихся)
(земля, на которой буду жить я, растить детей, работать)
Все группы населения принесли на Кубань свой фольклор. Существует так называемая «кубанская балачка», на которой говорят местные жители Кубани. Предлагаю вам выяснить насколько хорошо вы знаете диалекты Кубани.
Задание 1. Подобрать к диалектным словам из левого столбика литературные соответствия:
Диалектное | Литературное |
черевички | |
зозуля | |
жменя | |
млын | |
подборы | |
тын | |
кордон | |
Слова для вставки: горсть, плетень, туфли, пост, каблуки, кукушка, мельница.
Неотъемлемой частью народного творчества являются пословицы и поговорки. Любили и любят их на Кубани. В них отразились быт, труд, обычаи наших земляков. Знать пословицы и поговорки жителей Кубани, принесенные в наш край и казаками-запорожцами, и казаками-линейцами, и крестьянами-переселенцами из центральных губерний России. Все группы населения принесли на Кубань свой фольклор. Появились своеобразные пары пословиц и поговорок, одинаковых по смыслу, но разных по звучанию. Например, собака гавка, витэр носэ. – Собака лает, ветер носит. А знаете ли вы пословицы и поговорки?
Задание №2 «Собери пословицу»
Вы должны «собрать» пословицу из частей и прочитать ее.
1 | работы - | а | не цепом махать. |
2 | нэ считай друга в гульбе, | б | що снип бэз перевьязи |
3 | языком брехать - | в | як отзымки |
4 | нэ так сташна зима, | г | непочатый край |
5 | чоловик бэз Розуму, | д | а считай в беде |
А чем же мы гордимся, что такого необыкновенного есть в нашем крае? Что является богатством нашего края? (Ответы учащихся)
(история, природа, люди)
Кубань — жемчужина, любимая дочь нашей великой России. Нет края милее, чем наша Кубань, вечно молодая дочь степного раздолья. Наше южное небо — как синий девичий взгляд. В изголовье Кубани лежат Кавказские горы, у ее ног плещет морская волна. Качаются под ветром колосья пшеницы. Прямо в небо свечки-тополя и тихо шепчут свою песню. На диво хороша наша цветущая земля!
Предлагаю вам выполнить следующее задание.
Задание №3
Собери ягоды. Из предложенных слов собрать выбрать те, которые обозначают названия ягод, и объяснить их.
Бодяк, глед, жердела, гамай, ожина, шепшина, обрий, тютина.
Благополучие и процветание Краснодарского края является результатом стараний его жителей, радетелей земли кубанской, ее защитников и устроителей.
7. Итог урока.
- На какой вопрос мы отвечали на уроке? (Возвращаемся к проблемному вопросу.)
- Чьи предположения подтвердились? Как теперь вы ответите на вопрос: Почему мы так говорим: «Земля отцов – моя земля»?
Диалог с учащимися.
Вывод: деятельность человечества складывается из маленьких ручейков, которые перерастают в большой поток реки, наши родственники представители наших семей жили и живут, трудились и трудятся в разные времена, но все оставляют огромный опыт и вносят вклад в историю России и Кубани. Мы по праву можем утверждать, что земля отцов – моя земля. Мы живем на прекрасной кубанской земле, которая названа жемчужиной России, именно нам наследникам земли отцов беречь и приумножать богатства родного края, его традиции, совершать открытия, хорошо учиться.
Шумят, шумят желтеющие нивы,
Красою сердце веселя.
Родимый край мой
Край судьбы счастливой,
Земля отцов - моя земля
Иван Варавва
Рефлексия.Саморефлексия.
- Ребята, что на уроке вам запомнилось больше всего?
- На какой вопрос вы затруднялись ответить?
О чем бы вы хотели поговорить на следующем уроке?
Выскажите свое мнение о уроке, заполнив таблицу в рабочем листе.
САМОРЕФЛЕКСИЯ.
Заполнить таблицу, поставив «+» в соответствующем столбце
Понравилось | Не понравилось | Было интересно, хотелось бы ещё больше узнать |
| | |
Литература: дидактические материалы с сайта: www.idppo.kubannet.ru в разделе «Методические рекомендации».
Использованы материалы учителей:
Шевченко Галина Валерьевна
Беловол Галина Федоровна
Морозова Ольга Юлиевна
Кулик Инна Араратовна