3. Обучающая – познакомить с народными казачьими играми.
Ход урока.
Оргмомент
Слайд 1
Учитель: Здравствуйте, ребята. Закончились каникулы, началась пора уроков и домашних заданий.
Вся детвора нашего края собралась на свой первый урок, он особенный, он посвящён Дню рождения Краснодарского края.
Дети читают отрывки стихов о малой Родине:
У каждого на свете есть, наверно,
Любимый уголок земли, такой,
Где листья по – особому на вербе
Склонились над задумчивой водой.
Где небо выше и просторы шире
И так привольно и легко дышать,
Где ко всему в прекрасном этом мире
По – детски чисто тянется душа…»
Вадим Неподоба
Шумят, шумят желтеющие нивы,
красою сердце веселя.
Родимый край мой,
Край судьбы счастливой,
Земля отцов - моя земля.
Иван Варавва
Родимый край, простор полей безбрежный,
Хлеба стеной кругом, куда ни глянь,
Мы землю эту преданно и нежно
Зовем певучим именем Кубань!
Ведущий.Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о нашем любимом крае, о нашей Кубани, а тема урока звучит так «Земля отцов – моя земля».Слайд 2.
Как вы понимаете фразу «Земля отцов»? (Это земля, на которой родились наши отцы и деды, наши предки).
- Как можно это сказать по-другому? (Отчизна, Родина).
- А для вас какое место является Родиной? (ответы детей).
- Если обобщить ваши ответы, то получится «Россия, Краснодарский край (или Кубань), Краснодар.
Звучит 1-ый куплет гимна Краснодарского края. Слайд 3.
-Как называется произведение, отрывок из которого вы сейчас прослушали? (Это Гимн Краснодарского края).
Автор этого произведения полковой священник казачьего войска Константин Образцов. Написана песня в 1914 году, она помогала казакам поднять боевой дух, вспомнить вольную любимую Кубань. Не для всех казаков Кубань была родиной, большинство из них переселилось на эти земли по величайшему велению императрицы Екатерины. Но как мила, как люба им стала эта раздольная земля и поэтому с гордостью каждый из них произносил: «Ты, Кубань, ты наша Родина!».
Слайд 4.
Сегодня на уроке мы будем говорить о любимом уголке земли.
13 сентября исполняется 74 года нашему Краснодарскому краю, это наш общий праздник, общий день рождения. А как же всё начиналось?
Просмотр фильма « Кубань. Краснодарский край» из цикла «Гора самоцветов». Слайд 5.
Учитель: Страна Россия и наша малая родина Кубань. Вы видите как празднично сегодня в нашем классе, как на настоящем Дне рождения: праздничный стол, шары, подарки. А шары, посмотрите какие необычные, здесь письма, телеграммы и посылка. С чего начнём? Конечно с телеграмм и писем.
2. Информационный калейдоскоп о богатствах края.
Учитель: Давайте прочитаем. (Дети берут письма и по очереди зачитывают информацию, каждое письмо содержит эмблему, которая является частью эмблемы края.)
Письмо 1(зачитывает ученик)
Ученик: Шлёт свои поздравления казачья станица - музей под открытым небом. А вот названия нет.
Учитель: Но зато есть кроссворд, решаем. Кто быстрее?
Слайд 6.
( открытие по щелчку) Разгадывание кроссворда.
1.Самое тёплое и мелкое море в России? (Азовское)
2.Как называется главный город района, в котором мы живём? (Темрюк)
3.Столица Краснодарского края. (Краснодар)
4.Река в Темрюкском районе.
Учитель: Добавьте букву, какое слово получилось?
Учитель: На карте нет этой станицы, потому что это уникальный музей и находится он рядом со станицей Тамань,
Слайд 7,8,9,10.11
Учитель: Станица Атамань раскинулась на 20 гектаров, а в ее строительстве принимал участие каждый из районов Краснодарского края. Экспонаты для подворий собирались по всей Кубани, а подворий немало: есть подворья ткача, пожарного, винодела, пекаря, сапожника, цирюльника, гончара, хаты простых сельчан и пример всем - подворье атамана.
Идея создания станицы Атамань принадлежит губернатору нашего края Александру Николаевичу Ткачёву. Это шаг к возрождению казачьих традиций, укреплению православия на Кубани.
Учитель: Мы посылаем привет Атамани казачьей песней « Варенички»
Учитель: Итак, краснодарский край – это казачий край (учитель прикрепляет заготовку к эмблеме края)
5) Письмо 2.
Ученик: А это письмо с Малой земли. Шлют свои поздравления ветераны.
Слайд .12,13,14,15.,16
Они приглашают нас в город-герой Новороссийск, города воинской славы Анапу и Туапсе.
Учитель: В лихие годы войны каждый кубанец встал на защиту Родины. Фашистам очень хотелось завладеть плодородными кубанскими землями. Отсюда открывался путь к морю, на Кавказ. Родина высоко оценила подвиг защитников города Анапы, который в этом году был удостоен звания «Города воинской славы». Жесточайшие бои шли на Голубой линии, Черноморском побережье нашего края. В отдельные дни в небе Кубани происходило до 50 боестолкновений с участием нескольких десятков самолётов с каждой стороны. Часто воздушные бои длились непрерывно в течение нескольких часов. Огромную помощь взрослым оказывали школьники. Они вместе с учителями участвовали в уборке урожая, а так же в сборе лекарственных трав. Во время войны ими было заготовлено 112 тонн этого ценного сырья. В каждом городе, станице, хуторе есть памятники и обелиски, памятники давно ушедшей войны. Наша Родина помнит кубанских героев, многие из которых были вашими прадедами.
Итак, краснодарский край – это край славы и подвигов (учитель прикрепляет заготовку к эмблеме края)
7) Письмо 3
Ученик: Шлёт свои поздравления солнечная Анапа.
Слайд 17
Учитель: Ребята, расскажите, что вы знаете об Анапе.
Дети высказываются
Анапа – есть город такой на планете.
И самые главные в городе – дети!
И всё для детей
Учитель: Каждый кубанский школьник имел возможность отдохнуть, поправить своё здоровье в местном или иногороднем лагере. ,
Учитель: Какие курорты Краснодарского края вы знаете? ,
Слайд 18
Учитель: Краснодарский край, можно назвать краем счастливого детства. Только в Краснодарском крае действует «Детский закон», который создан для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений. За время действия "детского" закона преступность в крае среди несовершеннолетних снизилась на 43%.
Итак, краснодарский край – это край счастливого детства (учитель прикрепляет заготовку к эмблеме края)
12) Телеграмма .
Учитель: Ребята, среди писем есть и телеграмма. Она из города Сочи.
«Поздравляем и приглашаем в олимпийскую столицу, Сочи 2014».
Слайд 19,
Большими темпами идёт строительство спортивных объектов Сочи. А ещё в Краснодарском крае построится новый стадион к чемпионату мира по футболу в 2018 году. И в Сочи построят трассу «Формула 1». У вас есть ребята время подготовиться к этим знаменательным событиям.
Слайд 20 (музыка автоматически)
Учитель: Итак, краснодарский край – это Сочи 2014 (учитель прикрепляет заготовку к эмблеме края)
13) Посылка.
Учитель: У нас осталась нераскрыта только посылка. А она с секретом.
Игра «Докажи словечко»
Мы в кабине самолёта,
А внизу кипит работа;
Краснодарский хлебный край
Собирает урожай.
В поле трудится станица,
Будет добрая пшеница –
Золотистое зерно,
Зрело в колосе оно,
Станем пышны караваем.
С ним гостей мы принимаем!
Учитель: Как вы думаете, ребята, что находится в этой посылке? Наш кубанский хлеб, пышный вкусный ароматный каравай.
Слайд 21,22
Кубань давно стали называть «житницей России». Называют вполне заслуженно: бескрайние кубанские поля, колосящаяся золотая пшеница, каравай тёплого душистого хлеба и, конечно же, упорный, не знающий перерывов труд земледельца – вот что включает в себя понятие «житница». Такой Кубань остаётся и сегодня. Каждая страда – своего рода экзамен на зрелость для земледельцев Кубани. И эту тяжелейшую битву за хлеб наш насущный они вновь, несмотря на капризы природы, выдержали с честью: урожай нынешнего года оказался рекордным. В закромах – почти 9 миллионов тонн зерна. Это почти на 600 тысяч тонн превышает прошлогодний урожай. ,
Краснодарский край – это «Край хлеба». (Учитель прикрепляет заготовку к эмблеме края)
Учитель: Богат наш край
Моря и горы на Кубани есть
Но самый главный капитал Кубани Простой и скромный труженик – народ.
Слайд 23
Не зря на Кубани существует традиция встречать гостей добрым пышным караваем. В кубанский урожай вложен труд людей разных национальностей. Ведь Кубань наша многонациональная и все мы живём в мире и дружбе. Отчего зависит благополучие, будущее нашего края? Наверно от того какими будете вы?
Краснодарский край – это «Край дружбы народов». (Учитель прикрепляет заготовку к эмблеме края)
Вот так выглядит эмблема современного, развивающегося Краснодарского края
Слайд 24,25
Учитель обращает внимание на эмблему, которая получилась со словами:
Посмотрите вокруг: зачарует краса,
Нету края прекраснее нашего.
Золотятся хлеба, зеленеют леса,
Даль морская лазурью окрашена.
А какие сады на Кубани у нас!
А какие девчата – красавицы!
Кубань – это житница нашей страны,
Стихами и песнями славится!
С днём рождения! - Сколько интересных событий произошло, и будет происходить в нашем крае, каких успехов достигли наши земляки и в сельском хозяйстве, и в спорте и в культуре, и в образовании. Сколько возможностей открывается перед вами, и все это благодаря нашим прадедам и отцам, которые сберегли наш край, его богатства.
Давайте в преддверии юбилея нашего края пожелаем ему процветания, благополучия и добра.
Шумят , шумят желтеющие нивы ,
Красою сердце веселя.
Родимый край мой,
Край судьбы счастливой,
Земля отцов – моя земля.
Иван Варавва
Слайд 26 и дальше
14) Исполнение песни «Краснодарский мой край!» автор Н.Тананко.
3. Рефлексия.
Символом нашего урока будет цветок подсолнуха, который символизирует величие, достаток, прочность и тёплое южное солнце Краснодарского края. Он будет подарком краю на день рождения. На его лепестках мы напишем то. Что мы сможем сделать для процветания нашей земли, земли наших отцов.
4. Итог.
Учитель: Давайте, поздравим наш край с днём рождения. Не забывайте о том в каком удивительном месте вы живёте, если есть на земле рай, то это Краснодарский край. ( все вместе)
Литература
Кубановедение. Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям. Краснодар 2006.
Куликов А.Н. Скажи мне, почему? М. Багира, 1995.
Хамцова О. Кубанская азбука для детей и их родителей. ОИПЦ Перспективы образования. Краснодар 2007.