Славянская культура и современный мир. Обобщение опыта работы
Славянская культура и современный мир. Обобщение опыта работы
«Народ, который не знает своей культуры
и истории, - презрен и легкомысленен»
Н.М.Карамзин
Сегодня ни у кого не вызывает сомнение огромная значимость народной культуры в духовном, нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании подрастающего поколения, в приобщении детей и молодёжи к родной истории, вековым культурным традициям России.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают детей, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. На занятиях эстрадного пения стараюсь зажечь искорку любви и интереса к жизни народа, к его истории и культуре, к природе России, чтобы дети хорошо знали и уважали своё прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
Применяю активные педагогические методы, которые стимулируют интерес моих воспитанников к народному творчеству:
- слушание, разучивание и исполнение произведений русского фольклора;
- чтение и слушание книг и сказок о музыке, просмотр видеоматериала, как путь накопления знаний о народном творчестве;
- пение различных упражнений, песенок – попевок, скороговорок, прибауток, что способствует созданию активной творческой атмосферы на уроке;
- разучивание ритмических движений, что является прекрасным дополнением к созданию яркого народного образа изучаемого произведения, способствует его углубленному, эмоциональному восприятию;
- проведение забытых детских игр - игровые и театрализованные моменты, как эмоционально – увлекательный приём. Знакомство с разными видами жеребьёвки, считалками, разучивание игр, изготовление простейшего реквизита к игровым программам (блины, помазки, кушаки, бублики);
- проведение внеклассных мероприятий, приуроченных к народным календарным праздникам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Славянская культура и современный мир. Обобщение опыта работы »
«Народ, который не знает своей культуры
и истории, - презрен и легкомысленен»
Н.М.Карамзин
Сегодня ни у кого не вызывает сомнение огромная значимость народной культуры в духовном, нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании подрастающего поколения, в приобщении детей и молодёжи к родной истории, вековым культурным традициям России.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают детей, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. На занятиях эстрадного пения стараюсь зажечь искорку любви и интереса к жизни народа, к его истории и культуре, к природе России, чтобы дети хорошо знали и уважали своё прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
Применяю активные педагогические методы, которые стимулируют интерес моих воспитанников к народному творчеству:
- слушание, разучивание и исполнение произведений русского фольклора;
- чтение и слушание книг и сказок о музыке, просмотр видеоматериала, как путь накопления знаний о народном творчестве;
- пение различных упражнений, песенок – попевок, скороговорок, прибауток, что способствует созданию активной творческой атмосферы на уроке;
- разучивание ритмических движений, что является прекрасным дополнением к созданию яркого народного образа изучаемого произведения, способствует его углубленному, эмоциональному восприятию;
- проведение забытых детских игр - игровые и театрализованные моменты, как эмоционально – увлекательный приём. Знакомство с разными видами жеребьёвки, считалками, разучивание игр, изготовление простейшего реквизита к игровым программам (блины, помазки, кушаки, бублики);
- проведение внеклассных мероприятий, приуроченных к народным календарным праздникам.
При изучении песенного фольклора в средней группе я провожу актуализацию опорных знаний, для этого, после первого прослушивания песни Леля из оперы «Снегурочка» Римского – Корсакова и песни «Деревня, деревня, четыре двора», детям даётся задание по подготовке информации. Какое время и какие события отражены в песне? По каким признакам вы определили время? Какие инструменты услышали? Дети подбирают репродукции картин, иллюстрации для создания яркого художественного образа, помогающего глубоко прочувствовать одну из страниц истории нашей страны и на уроке, доказывают верность выбранного ими материала.
Важный этап в понимании и усвоении народной культуры – музыкально – пластический язык. Учу детей «играть» песню, осваивая основные элементы пластического языка, танцевальный шаг, основные движения рук, головы.
Для развития творческих способностей и задатков ребёнка, для создания яркого образа музыкального произведения, для изучения ритма произведения, мною используются народные музыкальные инструменты: трещётки, ложки, свистульки, бубен. При изучении работы на музыкальных инструментах предлагается детям зрительный ряд репродукций картин, музыкальных инструментов, викторины о былинных и сказочных музыкантах, гуслярах, скоморохах, прослушиваются аудиозаписи исполнения на музыкальных инструментах: наигрыши на рожке, дудках, свистульках, гармони.
Готовясь к занятиям и народным праздникам, уделяю внимание не только подбору информации, но и продумываю, в какой форме, с какой «изюминкой» она будет преподнесена детям. Дети младших групп очень любят, когда к нам на занятия приходят герои сказок. У нас в гостях побывал домовёнок Кузя, рассказал детям, как раньше он жил в деревне, какими предметами быта пользовались люди, как провёл лето в деревне, расспросил детей, где и как они отдыхали. Дети спели ему песенку «Как у наших у ворот». Домовенок достал корзинку с овощами и попросил показать, как они помогают родителям, провёл игры: «Собери овощи», «Осенний урожай». Дети с удовольствием участвовали в играх, рассказывали пословицы, поговорки о труде, о временах года, разгадывали загадки, им было интересно с Кузей, а это значит, что сказочные образы положительно влияют на эмоциональную атмосферу занятий, укрепляют взаимоотношения в процессе коллективной трудовой деятельности.
При подготовке к исполнению народных песен, частушек, мы знакомимся с русским народным костюмом, с его элементами, проводим экскурсию в костюмерную комнату. Рассматриваем детали народного костюма: сарафан, рубаху, пояс, головные уборы, украшения, учимся носить костюм, надевать корону, правильно держать платочек, делать с ним поклон.
Одна из важных целей в работе – познакомить детей с русским обрядовым творчеством, поговорить о значимых событиях в календарном круговороте дел, воспитать интерес к обрядовому фольклору, как части музыкального фольклорного наследия. Например, при проведении праздника «Ждём весну, готовимся к Масленице», рассказываю детям о Масленице, разучиваю заклички, беседую о традиции выпекать блины, читали русскую народную сказку «Как весна зиму поборола», провожу игры «Катание на тройках», «Блинчики румяные»
Для отслеживания результативности развития интереса детей к народному творчеству использую следующие направления диагностики:
- свободное высказывание детей о музыкальном фольклоре, проявление любознательности и желания коллекционировать предметы, относящиеся к фольклорным жанрам, в этом большую роль играют экскурсии в музеи Центра, школы №16, в городской краеведческий музей;
- оценка детьми произведения по трём категориям «очень нравится», «не очень нравится», «совсем не нравится», используя различные цветовые жетоны;
- диагностические карты, включающие критерии: дети знают, любят и умеют играть в русские народные игры; используют в активной речи русский фольклор; принимают осмысленное и активное участие в проведении народных праздников; знают сказочных героев, узнают их в произведениях изобразительного искусства; знают народные инструменты; знают историю народного костюма, его элементы.
Осваивая весь предлагаемый мною материал, дети учатся понимать многообразие народной культуры. Мы изучаем песни, народный костюм, музыкальные инструменты, играем в народные игры – всё это, несомненно, способствует творческому развитию детей, вырабатывает у них интерес к познанию фольклорного наследия, повышает уровень культуры и воспитанности.