3. Постановка учебной задачи. | Активирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию Сообщение учителя: Перед вами слайды с ликами святых. На них Кирилл и Мефодий. Составьте устно их портретную характеристику. Сообщения подготовленных заранее учащихся о Кирилле и Мефодии. («Братья Кирилл и Мефодий и славянская азбука», «История письма и деятельность братьев»). - Совпала ли ваша характеристика с той, которую вы услышали от своих одноклассников? - Какие новые черты характеров этих святых вы для себя открыли? - Какой вклад внесли эти люди развитие славянской письменности? | Составляют портретную характеристику. Слушают сообщения одноклассников. Записывают план-конспект. Знакомятся с предложенным материалом, уточняют тему урока и отвечают на проблемный вопрос урока. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели. Логические: формулирование ответа на проблемный вопрос. |
4. Построение проекта - выхода из затруднения | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации: Сообщения учителя: Теперь давайте познакомимся с самой азбукой, которую составили Кирилл и Мефодий. (Учащиеся просматривают видеоролик и записывают в тетрадях названия старославянских букв) Видеоролик «Славянская азбука – послание наших предков». Читаем названия букв в скобках: Аз, Боги, Веди – переводим: Я Бога ведаю,Глаголь, Добро, Есть, Живот - Говорить (творит) добро есть жизнь, Како, Люди, Мыслите, Есть, Наш, Покой – как люди мыслят – таков есть наш мир. Вот какая древняя мудрость зашифрована в славянской азбуке, вот какое важнейшее послание получили мы сегодня от наших предков !!! Ведь вы теперь знаете, ЧТО СЛАЯНСКАЯ АЗБУКА – ЭТО ОБРАЗНАЯ АЗБУКА, а европейские языки – языки символов. Экскурс в лексику. Этимология фразеологизмов, поговорок. Названия древних букв, сохранившихся в русских пословицах и поговорках. Ряд фразеологизмов возник в результате слияния названий древних букв, стоящих рядом: твердое слово, слово твердо. Буквы Р, С, Т, стоящие рядом и читавшиеся при заучивании по их названиям рцы, слово, твердо, давали сочетание “говори слово твердо”. Рцы – форма от глагола “речи”, говорить. А) Прописать ижицу (устар. шутл.) - высечь, выпороть, наказать розгами или ремнем. Выражение по происхождению собственно русское, употребляется с XVIII века. Ижица - старинное название последней буквы церковнославянской азбуки; по форме эта буква отчасти напоминает пучок розог или плетку. Наряду с "фитой" и "ятем" "ижица" была символом трудного письма и обучения грамоте на Руси. Русские пословицы связывают "ижицу" с телесными наказаниями: Фита и ижица, к ленивому плетка движется; ижица - плетка ближится. Возможно, выражение прописать ижицу восходит к прописной ижице (буква, написанная красной краской). При старательной порке на теле действительно возникает что-то вроде прописной "ижицы". Б) Расставить точки над i - дать пояснения, уточнить, внеся полную ясность; довести до конца. Выражение - калька с французского. Проникновение этого образа в русский язык связано с тем, что в старой русской орфографии применялась буква "и десятеричное", сходная по начертанию с французской i. В) Интересно использовал различные признаки древних букв А.С. Пушкин в эпиграмме, посвященной поэту Ф. Глинке: Поэт Фита, не становись Фертом! Народный образ – стоять фертом – означает горделивую позу человека, подперевшего руки в бока. Этимология названия буквы учеными достоверно не выяснена. Читателям с воображением эта палочка с двумя дужками по бокам стала напоминать подбоченившегося человека. Так появилось словосочетание стоять фертом”, а затем новое существительное “ферт” и даже уменьшительное “фертик”, по Далю – франтик, щеголёк. Мало-помалу существительное стало уже неодобрительным, полубранным. У Чехова: “Тут к нам ездит один ферт со скрипкой, пиликает”. Г) “Покой” – старое название буквы П. Сохранилось оно до наших дней едва ли не исключительно в выражении “покоем ставить что-либо, располагать”. Столы “ставят покоем” – так, чтобы они образовали букву П. Д) У названия буквы “добро” тоже непростая история. Так называли жёлтый флаг во флотской флажной сигнализации. Значение этого флага: “Да, согласен, разрешаю”. На флоте и в настоящее время можно услышать выражения “дал добро”, “получил добро”. Это “добро” было в прошлом наименованием одной из букв старославянской азбуки. - Проведите исследование словосочетаний из упр. 350 по предложенному плану и сделайте вывод о роли предлогов при синтаксической связи «управление». Словосочетания 1 группы: Любовь (Отечество) – преданность (Отечество) Вера (удача) – уверенность (удача) Желание (счастье) – потребность (счастье) Доказать (правота) – убедить (правота) -Внимательно ознакомьтесь с парами словосочетаний, поставьте зависимое слово в правильной форме. - Определите, какой частью речи является главное слово в каждом из словосочетаний? - Можно ли назвать главные слова сравниваемых словосочетаний синонимами? - В чём отличие зависимых слов в словосочетаниях? - Какой тип синтаксической связи представлен во всех словосочетаниях? - Сделайте вывод, какие элементы словосочетания особенно важны при управлении? Словосочетания 2 группы: Идти (школу) – прийти (школы) Поехать (Крым) – приехать (Крыма) Пойти (рынок) – прийти (рынка) Войти (автобус) – выйти (автобуса) Иду (концерт, театр) – возвращаюсь (концерта, театра) Еду (Москву)- возвращаюсь (Москвы) - -Внимательно ознакомьтесь с парами словосочетаний. - Определите, какой частью речи является главное слово в каждом из словосочетаний? - Сравните значения главных слов словосочетаний попарно. Чем отличаются значения слов? - Постройте словосочетания, запишите их. - Какое значение передают предлоги в словосочетаниях? - Сделайте общий вывод. - На основании полученных выводов постройте алгоритм действий. (Приём составления алгоритма) Выявление связи понятий «норма» и «предлог»: - Внимательно изучите материал в рамке на стр. 212. - Доводилось ли вам слышать эти словосочетания с неправильным употреблением предлога? - Как можно оценить эти отступления от норм правильной речи? | Проводят исследование по плану, формулируют и записывают выводы. На основании полученных выводов строят алгоритм действий по правильному употреблению предлогов в речи. Пример алгоритма: Определить вид связи в словосочетании. Если согласование или примыкание – нет затруднений. Если управление, то - определяем значение главного слова; - падежную форму зависимого слова; - выбираем предлог, учитывая нормы правильной речи. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5. Первичное закрепление. | Устанавливает осознанность ситуации. - Составьте и запишите словосочетания с данными глаголами, укажите падеж управляемого слова, выберите нужный предлог. Используйте составленный алгоритм. Сообщить – известить Восхищаться – радоваться Упрекать – порицать Упорствовать – настаивать Беспокоиться – тревожиться Увлекать – вовлекать Сожалеть - сочувствовать | Составляют и записывают полученные словосочетания, проговаривая вслух алгоритм. Делают вывод о том, какие предлоги используются для образования падежных форм. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организует деятельность по применению новых знаний. Редактирование текста. Работа с толковым словарём - Прочитайте словосочетания. Что в них не так? - Как вы думаете, чем вызваны эти ошибки? -Запишите правильный вариант словосочетаний. Разочароваться другом; прийти со школы; описывать о происшествии; пренебрегать совет; приехал с Москвы; в разговоре коснуться о музыке; забота к детям; участвовать на соревнованиях; говорить за литературу; описывает о личности своего героя. - Проведите самопроверку. Оцените работу. - Данный тип нормы литературного языка обычно предусматривает только один правильный вариант построения словосочетания. | Применяя знания, полученные на уроке, находят ошибки в употреблении предлогов, записывают исправленные варианты словосочетаний в соответствии нормами правильной речи. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, используя толковый словарь. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |