kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Славянская азбука и её создатели"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

 - расширить кругозор: о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской азбуке и её создателях, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры;
- развивать личностные качества: толерантность, нравственность; психические процессы: память, восприятие, мышление и познавательные процессы;
- воспитывать чувство любви и уважения к культуре русского народа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку "Славянская азбука и её создатели"»

Тема: День славянской письменности и культуры.

Цель:

- расширить кругозор: о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской азбуке и её создателях, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры;
- развивать личностные качества: толерантность, нравственность; психические процессы: память, восприятие, мышление и познавательные процессы;
- воспитывать чувство любви и уважения к культуре русского народа.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1. Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Включение в деловой ритм.

Устное сообщение учителя.

Запись числа, темы.

Вопрос: «Ребята, кто знает, какой праздник мы отмечаем 24 мая?»

Подготовка класса к работе.

Ответ на вопрос: какой праздник мы отмечаем 24 мая?

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний.

Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков.

Сообщение учителя: Каждый народ вправе гордиться своим языком. Русский язык – богатейший, красивейший язык среди существующих на земле и им должны гордиться, защищать его как уникальное культурное и духовное явление. 
24 мая отмечается День славянской письменности и культуры, совершается память преподобных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.

Вопросы к классу:

1.Что вы знаете об этих святых из уроков истории, искусства, православия?

Дают ответы на поставленные вопросы.

Вспоминают материал по данной теме, ранее изученный на других уроках.

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи.

Активирует знания учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию

Сообщение учителя: Перед вами слайды с ликами святых. На них Кирилл и Мефодий. Составьте устно их портретную характеристику.

Сообщения подготовленных заранее учащихся о Кирилле и Мефодии.

(«Братья Кирилл и Мефодий и славянская азбука», «История письма и деятельность братьев»).

- Совпала ли ваша характеристика с той, которую вы услышали от своих одноклассников?

- Какие новые черты характеров этих святых вы для себя открыли?

- Какой вклад внесли эти люди развитие славянской письменности?

Составляют портретную характеристику.

Слушают сообщения одноклассников. Записывают план-конспект.


Знакомятся с предложенным материалом, уточняют тему урока и отвечают на проблемный вопрос урока.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели.

Логические: формулирование ответа на проблемный вопрос.

4. Построение проекта - выхода из затруднения

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации:

Сообщения учителя: Теперь давайте познакомимся с самой азбукой, которую составили Кирилл и Мефодий.

(Учащиеся просматривают видеоролик и записывают в тетрадях названия старославянских букв)

Видеоролик «Славянская азбука – послание наших предков». Читаем названия букв в скобках: Аз, Боги, Веди – переводим: Я Бога ведаю,Глаголь, Добро, Есть, Живот - Говорить (творит) добро есть жизнь, Како, Люди, Мыслите, Есть, Наш, Покой – как люди мыслят – таков есть наш мир.

Вот какая древняя мудрость зашифрована в славянской азбуке, вот какое важнейшее послание получили мы сегодня от наших предков !!!

Ведь вы теперь знаете, ЧТО СЛАЯНСКАЯ АЗБУКА – ЭТО ОБРАЗНАЯ АЗБУКА, а европейские языки – языки символов.

  1. Экскурс в лексику. Этимология фразеологизмов, поговорок.

Названия древних букв, сохранившихся в русских пословицах и поговорках.

Ряд фразеологизмов возник в результате слияния названий древних букв, стоящих рядом: твердое словослово твердо. Буквы Р, С, Т, стоящие рядом и читавшиеся при заучивании по их названиям рцы, слово, твердо, давали сочетание “говори слово твердо”. Рцы – форма от глагола “речи”, говорить.

А) Прописать ижицу (устар. шутл.) - высечь, выпороть, наказать розгами или ремнем. Выражение по происхождению собственно русское, употребляется с XVIII века. Ижица - старинное название последней буквы церковнославянской азбуки; по форме эта буква отчасти напоминает пучок розог или плетку. Наряду с "фитой" и "ятем" "ижица" была символом трудного письма и обучения грамоте на Руси. Русские пословицы связывают "ижицу" с телесными наказаниями: Фита и ижица, к ленивому плетка движется; ижица - плетка ближится. Возможно, выражение прописать ижицу восходит к прописной ижице (буква, написанная красной краской). При старательной порке на теле действительно возникает что-то вроде прописной "ижицы".

Б) Расставить точки над i - дать пояснения, уточнить, внеся полную ясность; довести до конца. Выражение - калька с французского. Проникновение этого образа в русский язык связано с тем, что в старой русской орфографии применялась буква "и десятеричное", сходная по начертанию с французской i.

В) Интересно использовал различные признаки древних букв А.С. Пушкин в эпиграмме, посвященной поэту Ф. Глинке:

Поэт Фита, не становись Фертом!

Народный образ – стоять фертом – означает горделивую позу человека, подперевшего руки в бока. Этимология названия буквы учеными достоверно не выяснена. Читателям с воображением эта палочка с двумя дужками по бокам стала напоминать подбоченившегося человека. Так появилось словосочетание стоять фертом”, а затем новое существительное “ферт” и даже уменьшительное “фертик”, по Далю – франтик, щеголёк. Мало-помалу существительное стало уже неодобрительным, полубранным. У Чехова: “Тут к нам ездит один ферт со скрипкой, пиликает”.

Г) “Покой” – старое название буквы П. Сохранилось оно до наших дней едва ли не исключительно в выражении “покоем ставить что-либо, располагать”. Столы “ставят покоем” – так, чтобы они образовали букву П.

Д) У названия буквы “добро” тоже непростая история. Так называли жёлтый флаг во флотской флажной сигнализации. Значение этого флага: “Да, согласен, разрешаю”. На флоте и в настоящее время можно услышать выражения “дал добро”, “получил добро”. Это “добро” было в прошлом наименованием одной из букв старославянской азбуки.


- Проведите исследование словосочетаний из упр. 350 по предложенному плану и сделайте вывод о роли предлогов при синтаксической связи «управление».

Словосочетания 1 группы:

Любовь (Отечество) – преданность (Отечество)

Вера (удача) – уверенность (удача)

Желание (счастье) – потребность (счастье)

Доказать (правота) – убедить (правота)

-Внимательно ознакомьтесь с парами словосочетаний, поставьте зависимое слово в правильной форме.

- Определите, какой частью речи является главное слово в каждом из словосочетаний?

- Можно ли назвать главные слова сравниваемых словосочетаний синонимами?

- В чём отличие зависимых слов в словосочетаниях?

- Какой тип синтаксической связи представлен во всех словосочетаниях?

- Сделайте вывод, какие элементы словосочетания особенно важны при управлении?

Словосочетания 2 группы:

Идти (школу) – прийти (школы)

Поехать (Крым) – приехать (Крыма)

Пойти (рынок) – прийти (рынка)

Войти (автобус) – выйти (автобуса)

Иду (концерт, театр) – возвращаюсь (концерта, театра)

Еду (Москву)- возвращаюсь (Москвы)

- -Внимательно ознакомьтесь с парами словосочетаний.

- Определите, какой частью речи является главное слово в каждом из словосочетаний?

- Сравните значения главных слов словосочетаний попарно. Чем отличаются значения слов?

- Постройте словосочетания, запишите их.

- Какое значение передают предлоги в словосочетаниях?

- Сделайте общий вывод.

- На основании полученных выводов постройте алгоритм действий. (Приём составления алгоритма)

Выявление связи понятий «норма» и «предлог»:

- Внимательно изучите материал в рамке на стр. 212.

- Доводилось ли вам слышать эти словосочетания с неправильным употреблением предлога?

- Как можно оценить эти отступления от норм правильной речи?

Проводят исследование по плану, формулируют и записывают выводы.

На основании полученных выводов строят алгоритм действий по правильному употреблению предлогов в речи.

Пример алгоритма:

  1. Определить вид связи в словосочетании.

  2. Если согласование или примыкание – нет затруднений.

  3. Если управление, то

- определяем значение главного слова;

- падежную форму зависимого слова;

- выбираем предлог, учитывая нормы правильной речи.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5. Первичное закрепление.

Устанавливает осознанность ситуации.

- Составьте и запишите словосочетания с данными глаголами, укажите падеж управляемого слова, выберите нужный предлог. Используйте составленный алгоритм.

Сообщить – известить

Восхищаться – радоваться

Упрекать – порицать

Упорствовать – настаивать

Беспокоиться – тревожиться

Увлекать – вовлекать

Сожалеть - сочувствовать

Составляют и записывают полученные словосочетания, проговаривая вслух алгоритм. Делают вывод о том, какие предлоги используются для образования падежных форм.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Редактирование текста. Работа с толковым словарём

- Прочитайте словосочетания. Что в них не так?

- Как вы думаете, чем вызваны эти ошибки?

-Запишите правильный вариант словосочетаний.

Разочароваться другом; прийти со школы; описывать о происшествии; пренебрегать совет; приехал с Москвы; в разговоре коснуться о музыке; забота к детям; участвовать на соревнованиях; говорить за литературу; описывает о личности своего героя.

- Проведите самопроверку. Оцените работу.

- Данный тип нормы литературного языка обычно предусматривает только один правильный вариант построения словосочетания.

Применяя знания, полученные на уроке, находят ошибки в употреблении предлогов, записывают исправленные варианты словосочетаний в соответствии нормами правильной речи.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, используя толковый словарь.



Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.


7. Рефлексия деятельности. (итог урока)

Организует рефлексию.

- Запишите ключевые слова темы урока.

- При каком типе синтаксической связи особенно важно обращать внимание на правильный выбор предлога?

- От чего зависит правильный выбор предлога или управления?

- Почему при согласовании и примыкании не возникает проблемы правильного употребления предлога?

- Д.з. с использованием приёма «педагогическая ситуация»: 1) Упр. 354 устно. Подготовить связное высказывание с опорой на материал таблицы.

2) Повторить стили речи русского языка.

вопрос

Ответ(+;-)

1

Комфортно ли вам было на уроке?


2

Поняли ли вы тему урока?


3

Теперь я имею прочные знания по данной теме


4

Требовалась ли вам помощь на уроке:

а) учителя;

б) соседа по парте?


5

Оцените работу на уроке по пятибалльной системе






Оцени себя сам

Оценка товарища

Оценка учителя


Записывают ключевые слова темы, отвечают на вопросы.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Славянская азбука и её создатели"

Автор: Публичко Валентина Алексеевна

Дата: 22.06.2021

Номер свидетельства: 583926

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Внеклассное мероприятие "День славянской письменности" "
    ["seo_title"] => string(59) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-dien-slavianskoi-pis-miennosti"
    ["file_id"] => string(6) "192699"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427489749"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства