kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок истории. Тема: «Начало Великой Отечественной войны» 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Начало Великой Отечественной войны»

Тема: «Начало Великой Отечественной войны»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории. Тема: «Начало Великой Отечественной войны» 10 класс»

Тема урока: «Начало Великой Отечественной войны»


Тип урока: изучение нового материала

Важнейшие даты:

  • 22 июня 1941 г. – Начало Великой Отечественной войны Советского Союза

  • 30 сентября 1941 г. – генеральное наступление на Москву группы армий «Центр» (операция «Тайфун»)

  • 5-6 декабря 1941 г. – начало контрнаступления Красной Армии под Москвой

  • 7 ноября 1941 г. – военный парад на Красной площади

  • 8 сентября 1941 г. – 18 января 1943 г. - полная блокада Ленинграда


Основные термины и понятия:

  • Госуда́рственный комите́т оборо́ны СССР (ГКО СССР) — созданный на время Великой Отечественной войны чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой военной, политической и хозяйственной власти в СССР. Решения ГКО СССР были обязательными для всех граждан, организаций и органов власти.

  • Ставка Верховного Главнокомандования - чрезвычайный орган высшего военного управления, осуществлявший в годы Великой Отечественной войны стратегическое руководство Советскими Вооружёнными Силами.

  • Мобилизация – призыв военнообязанных на действительную военную службу. Перевод вооруженных сил из мирного состояния в полную боевую готовность

  • Превентивный удар – упреждающий, нанесённый для предотвращения действий противника

Оборудование: проектор, экран, презентация, карта «Великая Отечественная война СССР», отрывки из исторических документов и источников, документальная хроника, фрагменты исторического фильма «Битва за Москву», фрагмент видеоурока «Начало Великой Отечественной войны», МР-3-Левитан - Сводка Главного командования Красной Армии за 22 июня 1941г., МР-3 - Песня «Священная война», МР-3Левитан - Сообщение о прорыве блокады Ленинграда 18.01.1943 г.

Цели:

Цели урока:

1. Образовательная:

- познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны;

- сформировать представление об основных периодах битвы под Москвой;

- раскрыть причины неудач Красной Армии в начале Великой Отечественной войны.

- показать значение победы Красной Армии под Москвой;

2. Воспитательная:

- уяснить, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный характер;

- охарактеризовать героизм советских людей;

- воспитывать патриотизм.

3.Развивающая:

- продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы;

- способствовать развитию логических умений: сравнивать, анализировать, обобщать, оценивать.

Методы обучения

По источнику передачи и восприятию информации:

- словесно-наглядный;

- практический.

По степени самостоятельности мышления:

- проблемный;

- поисковый.

Формы работы

- индивидуальная, парная, фронтальная.


Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Советский Союз накануне Великой Отечественной войны»

  1. Как проходила подготовка к войне в СССР и Германии?

Беседа с классом по вопросам:


• Как изменилась ситуация в мире в конце лета 1939 года?

• Какие планы ведения войны и послевоенного устройства были разработаны фашистами?

• Какую роль сыграли секретные договоренности между СССР и Гер­манией?

•Какие уроки из войны с Финляндией извлекло советское прави­тельство?

•Какие страны были захвачены Германией к лету 1941 года?

Сделайте вывод.

  1. Мотивационно-целевой этап (Слайд 3 )

Константин Симонов

Тот самый длинный день в году...


Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след

И стольких наземь положила,

Что двадцать лет и тридцать лет

Живым не верится, что живы.

А к мертвым, выправив билет,

Все едет кто-нибудь из близких,

И время добавляет в списки

Еще кого-то, кого нет…

И ставит,

ставит

обелиски.


1971


- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

« Начало Великой Отечественной войны».


  1. Главные вопросы урока: (Слайд 4) - Каковы причины неудач Красной Армии в начальный период войны? - Какое значение имела победа под Москвой?

III. Изучение нового материала.


План урока: (Слайд 5)

1. Канун войны.

2. Начало войны.

3. Силы и планы сторон.

4. Неудачи Красной Армии летом-осенью 1941 г.

5. Битва за Москву.

6. Героическая оборона Ленинграда.

  1. Канун войны.

1) Учитель. Весной 1941г. приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка каждый день докладывала Сталину (Слайд 6) о планах Гитлера, но предупреждения о подготовке фашистской Германией нападения на Советский Союз по разведывательным и дипломатическим каналам начали поступать уже с начала 1940 года.


(Слайд 7-8) Документ 1. Из радиограмм Рихарда Зорге:
- 18.11.1940. Первое сообщение о возможном нападении Германии.

- 1.3.1941: из Франции передислоцируется 20 немецких дивизий к советской границе, где уже находятся 80 дивизий;

-5.3.1941: получил микрофильм с телеграммы Риббентропа немецкому послу в Японии Отту с сообщением о том, что Германия начнёт войну с Россией в середине июня 1941-го.

(Позже Зорге назовёт точную дату нападения — 22 июня.)

- 15.05.1941. Девять армий в составе 170 дивизий начнут наступление на широком фронте на рассвете 22 июня 1941 года.

Вопрос: - Почему Сталин не принимал всерьёз эти донесения?

2) Задание: Работа в парах.

- Используя отрывки из исторических документов ( в учебнике и Документ 2.), оцените готовность Красной Армии к нанесению превентивного удара по сосредоточенным на западных границах фашистским армиям.

- Какие меры были приняты Сталиным для подготовки к войне?



Документ 2.

К началу Великой Отечественной войны только 7% командиров наших Вооруженных Сил имели высшее образование, а 37% не прошли полного курса обучения даже в средних военно-учебных заведениях. Около 75% командиров и 70% комиссаров находились в своих должностях менее года.

Только в 1937- 1938гг. репрессиям подверглась пятая часть общей численности командиров и политработников Красной Армии, около половины командиров полков, почти все командиры дивизии и бригад…

Всего в армии было репрессировано 43 тыс. человек из командного и политического состава.



- Ответы учащихся

  1. Начало войны.

1) Учитель. 22 июня вероломно, неожиданно Германия напала на Советский Союз. Оборвалась мирная жизнь советских граждан, началась Великая Отечественная война, которая длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей.

Задание. На основе фрагмента видеоурока «Начало Великой Отечественной войны» (1 минута) и текста учебника оцените мощь немецкого нападения.

2) Чтение по учебнику радиообращения Молотова , 22 июня 1941 г. (Слайд 9)-портрет Молотова

- Ответы на вопросы к документу.

- К чему призывал Молотов, и какие итоги он предвидел?

3) Это обращение 22 июня Ю. Левитан, диктор Всесоюзного радио, повторил несколько раз. МР-3-Левитан — Слушаем Сводку Главного командования Красной Армии за 22 июня 1941г. Песня «Священная война»)

4) Сообщение ученика об истории появления песни

«Свяще́нная война́» — патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества.

Через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года, одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст песни «Священная война» за подписью известного советского поэта и сталинского лауреата В. И. Лебедева-Кумача. Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ней музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию.

26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд.

Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях. 15 октября 1941 года, когда вермахт захватил уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлёвских курантов.

(Слайд 10) В мае 2005 года, в память о первом исполнении песни, на фасаде Белорусского вокзала в Москве была установлена мемориальная доска «Священная война».

Вопросы: - Какое значение имели выступления Молотова и Левитана?

- В истории нашего государства была Отечественная война 1812 года. В заявлении Молотова война называлась Отечественной, по аналогии с Отечественной войной 1812 года. Есть ли сходство в этих двух войнах?

4) Вопрос. Какие меры приняло Советское правительство для организации обороны?

(Слайд 11) – указ о мобилизации

(Слайд 12) – И. В. Сталин

(Слайд 13) – ГКО-фото

(Слайд 14) - словарь

  1. Силы и планы сторон.

  1. Работа в парах. (Слайд 15 )

- Посмотрите на экран. Вы видите таблицу «Соотношение сил СССР и Германии в начале войны».


Германия, её союзники

СССР

Солдаты и

офицеры

190 дивизий

170 дивизий

Танки

4,3 тыс.

9,2 тыс.

Самолеты

5 тыс.

8,5 тыс.

Орудия и

миномёты

48 тыс.

47 тыс.

- Какие можно сделать выводы на основании этой таблицы и данных?



2) Работа с учебником. Охарактеризуйте планы сторон.

План «Барбаросса» (Слайд 16) – документ, (Слайд 17) – основные направления наступления немецких армий, до какой линии планировали дойти, (Слайд 18) – фронты, образованные в Сов. Союзе.

-План «Барбаросса» предполагал «блицкриг», т.е. был рассчитан на «молниеносную войну» в течение нескольких месяцев.



  1. Неудачи Красной Армии летом-осенью 1941 г.

  1. Учитель: Итог внезапного удара был страшен.

Задание: Прочитайте пункт. Ответьте на вопросы.

- Каковы последствия внезапного и мощного удара противника?

Ответ. Внезапность и мощь удара германии были настолько велики, что уже через три недели оказались в оккупации Литва, Латвия, Белоруссия, значительная часть Украины, Молдавии и Эстонии. Враг продвигался вглубь советской земли на 350-600 км

(Работа с анимированной картой) (Слайд 19-20)- показывают продвижение немцев летом-осенью 1941 г.



- Какова цена первых поражений СССР в войне?

- Что вы можете сказать о потерях врага в первые недели войны?

2) Работа в парах. Какие выводы о причине неудач Красной Армии можно сделать на основе этих документов?

Документ 3. Из военного дневника начальника германского генштаба Ф.Гальдера.

22.06.1941. Наступление наших войск, по-видимому, явилось для противника на всем фронте полной тактической внезапностью. Пограничные мосты через Буг и другие реки всюду захвачены без боя и в полной сохранности. О полной неожиданности нашего наступления для противника свидетельствует тот факт, что части были захвачены врасплох в казарменном расположении, самолеты стояли на аэродромах, покрытые брезентом, а передовые части, внезапно атакованные нашими войсками, запрашивали командование о том, что им делать.


Документ 4. Из дневника генерала Гудериана, командующего2-й танковой группой немецких войск

20-21 июня находился в передовых частях моих корпусов, проверяя их готовность к наступлению. Тщательное наблюдение за русскими убеждало меня в том, что они ничего не подозревают о наших намерениях. Во дворе крепости Бреста, который просматривался с наших наблюдательных пунктов, под звуки оркестров они проводили развод караулов. Береговые укрепления вдоль Западного Буга не были заняты русскими войсками. Работы по укреплению берега едва ли хоть сколько-нибудь продвинулись вперед за последние недели. Перспективы сохранения момента внезапности были настолько велики, что возник вопрос, стоит ли при таких обстоятельствах проводить артиллерийскую подготовку, как это предусматривалось приказом…

Внезапность нападения была достигнута на всем фронте танковой группы… однако вскоре противник оправился от первоначальной растерянности и начал оказывать упорное сопротивление.


Ответы уч-ся: войска не были приведены в боевую готовность, произошёл демонтаж старых и отсутствие новых укреплений на границе, просчёты Сталина и его окружения.



  1. Битва за Москву.

  1. Учитель. Захвату Москвы Гитлер придавал решающее значение. В своей директиве от 8 октября 1941 года Гитлер приказал после завершения окружения Москвы стереть ее с лица земли и затопить. На месте Москвы фашисты планировали устроить огромное озеро.

К 8-му октября 1941 года война между нацистской Германией и Советским Союзом продолжалась почти четыре месяца.

(Слайд 23) - Министр пропаганды Геббельс объявил по берлинскому радио, что Москва пала. "Солдаты Гитлера, — заявил он, могут видеть Кремлёвские башни со своих передовых позиций, ещё четыре – пять дней и флаг со свастикой будет развиваться над Кремлём".

Немцы верили этим сообщениям... многие верили, ведь Гитлер завоевал Западную Европу, разбомбил Лондон... но в 30-ти километрах от Кремля кончилась молниеносная война. Здесь, на подступах к Москве, солдаты Красной Армии и сотни тысяч мирных жителей — женщин, детей, стариков, воздвигали оборонительные рубежи, чтобы не пропустить вражеские танки, здесь было изменено течение войны на Восточном фронте...

(Слайд 24) Из письма немецкого солдата.

Ноябрь 1941 г.

«Нам говорят, чтобы мы не рассуждали. Но мне кажется, что происходящее под Москвой не так просто. Нам предстоит многое преодолеть и испытать…

Жду не дождусь, когда нас переведут в резерв…»


Вопрос: Что изменилось в настроениях солдат вермахта? Почему? Чем были опасны эти настроения для германского руководства?



2) Запишите в тетради основные события битвы за Москву

30 сентября 1941 года – генеральное наступление на Москву группы армий «Центр»

  1. сентября 1941 года – 05 декабря 1941 года – оборонительный этап

5 декабря 1941 года – 20 апреля 1942 года – наступательный этап

3) (Слайд 25)- Таблица «Соотношение сил накануне битвы под Москвой»

4) (Слайд 26)-Слова политрука В. Г. Клочкова , которые вошли в историю.

Просмотр фрагментов фильма «Битва за Москву»

Вопрос перед просмотром: Какое значение имела победа под Москвой?

Вопросы к видеофрагментам:

- Почему планы немецкого командования по захвату Москвы не были реализованы?

- Назовите цель красной армии и их действия, итоги битвы.

- Какой ценой удалось остановить фашистов под Москвой?

- Почему во время Московской битвы Сталин не отменил парад в Москве?

5) Слайды 27-28 – рассказывают о подвигах панфиловцев и лётчика Виктора Талалихина

На основе фрагментов фильма и текста учебника ответьте на вопрос: - Какое значение имела победа под Москвой?

(Слайд 29) Плакаты военных лет, которые очень образно показывают, как был реализован немецкий план быстрого захвата столицы.



  1. Героическая оборона Ленинграда.

1) Гитлеровское командование придавало особое значение взятию Ленинграда. Гитлер считал, что взяв Ленинград, у русских падет боевой дух. Планировалось после взятия этого города, сравнять его с землей

Работа с картой (Слайд 30)- что значит «блокада»

2) Работа с учебником. Вопрос. Почему немцам не удалось захватить Ленинград? (Слайды 31-33) - как трудно жилось, что такое «Дорога Жизни» ,

(Слайд 34) Символ страшной блокадной войны - дневник Тани Савичевой. МР-3 — Слушаем Сообщение Левитана о прорыве блокады Ленинграда 18.01.1943)

IV. Закрепление изученного.

1)Учитель. Какие основные события начального периода Великой Отечественной войны мы изучили? Почему начало Великой Отечественной войны было столь трагическим событием для нашего народа? Какую роль сыграла победа советских войск под Москвой?

(Рассказ сопровождается показом на карте)



2) Давайте подытожим нашу работу и вернёмся к проблемному вопросу, называем причины неудач Красной Армии:
1. Крупные просчёты Сталина и его окружения в оценке военной обстановки, в сроках вероятного начала войны.
2. Переоценка значения советско-германского договора о ненападении.
3. Демонтаж старых и отсутствие новых укреплений на границе.
4. Военная доктрина, которая предусматривала военные действия только на чужой территории.
5. Войска не были приведены в боевую готовность.
6. Репрессии в высшем эшелоне военного руководства. Большинство командиров не имели специального военного образования.
7. Значительное превосходство гитлеровцев в живой силе и технике на решающих направлениях.
8. Отсутствие опыта ведения масштабных военных операций в новых условиях (фашисты воевали уже несколько лет).
9. Германия имела значительный экономический и военный перевес; на армию гитлеровцев работала промышленность 14 стран Европы.

10. Советские войска были атакованы внезапно.

11.Многие части не были доукомплектованы до штатов военного времени. 12. Не на должном уровне находились транспортные средства и связь.

13. Сказался урон, понесенный в первые дни войны.



Задание «Кластер» (индивидуальная работа, затем у доски).  Я предлагаю составить Кластер. Напишите «Начало Великой Отечественной войны», запишите коротко то, что вы узнали  (выполняют). 



V. Итог урока.

Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. Это были особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служивые люди, поднимаясь над буднями, по-особому представляли смысл ратной службы, глубже ощущали свою сопричастность к славным деяниям наших предков.

В феврале 1995 года был принят Федеральный закон Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России», где был установлен перечень этих дат. Днями воинской славы России являются дни побед русского оружия, сыгравших решающую роль в истории России.

Среди этих дат – (Слайд 35)

7 ноября — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год)

5 декабря — День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год).

Как показывает исторический опыт, в ратном деле россияне всегда были в числе первых. Но вовсе не из-за любви к завоеваниям. Так уж сложилась история страны, нам все время приходилось отстаивать свою независимость. Поэтому беспримерная стойкость и мужество — в крови у русских воинов.

Будем же помнить их славные победы.

Будем же достойными их славы.

Домашнее задание: параграф 21






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок истории. Тема: «Начало Великой Отечественной войны» 10 класс

Автор: Ильина Ольга Сергеевна

Дата: 24.03.2022

Номер свидетельства: 603162

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Содоклад на тему "Воспитание патриотических чувств учащихся на уроках истории" "
    ["seo_title"] => string(89) "sodoklad-na-tiemu-vospitaniie-patriotichieskikh-chuvstv-uchashchikhsia-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "224003"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438315306"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Разработка урока   "Казахстан в годы Великой Отечественной войны" 9 класс"
    ["seo_title"] => string(76) "razrabotka-uroka-kazakhstan-v-ghody-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "296961"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456126404"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "конспект урока истории в 9 классе «Начало Великой Отечественной войны»"
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekturokaistoriiv9klassienachalovielikoiotiechiestviennoivoiny"
    ["file_id"] => string(6) "280473"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453381454"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "презентация к  уроку истории в 9 классе «Начало Великой Отечественной войны»"
    ["seo_title"] => string(74) "priezientatsiiakurokuistoriiv9klassienachalovielikoiotiechiestviennoivoiny"
    ["file_id"] => string(6) "280477"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453381713"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "презентация к  уроку истории в 9 классе «Начало Великой Отечественной войны»"
    ["seo_title"] => string(75) "priezientatsiiakurokuistoriiv9klassienachalovielikoiotiechiestviennoivoiny1"
    ["file_id"] => string(6) "280478"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453381722"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства