В работе рассказывается о том, как развивалось образование в послевоенные годы. Как приходилось по бездорожью добираться в школу, как нелегко было всем и детями взрослым. Несмотря на трудности у детей было большое желание учиться, у взрослых учить. Было много препятствий: голод, холод, бездорожье. Не было специально оборудованных помещений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "История образования моей школы"»
« История развития образования
в посёлке Советский »
Содержание
1. Краткая аннотация
2. Аннотация
3. План исследования
4. Научная статья
5. Приложения
6. Используемые материалы
Краткая аннотация.
Работа посвящена «Году учителя».
2010 год признан годом учителя, и мы кружковцы направили свою работу на исследование и сбор материала о тех, кто стоял у истоков развития образования
в п. Советский и тем, кто по сей день называется гордо, Учитель. В моей работе
рассказывается о том, как развивалось образование в послевоенные годы. Как приходилось по бездорожью добираться в школу, как нелегко было всем и детям
и взрослым. Несмотря на трудности у детей было большое желание учиться,
у взрослых учить. Было много препятствий: голод, холод, бездорожье. Не было специально оборудованных помещений.
Аннотация.
В школе №7 п. Советский, Ейского района, Краснодарского края есть музей «Боевой и трудовой Славы» имени Александра Даниловича Беслика. В нем находится экспозиция «История образования школы». Со слов старожилов поселка и из архивных документов известно следующее. Наш поселок образован казаками-переселенцами, бежавшими из центральной России, середняками из г. Ейска и близлежащих станиц: Щербиновской, Камышеватской, Ясенской и других.
К хуторам единоличников пристраивались хатки работников и постепенно создалось поселение из 30- 50 дворов. В тридцатые годы прошлого столетия на базе этих восьми поселков был создан зерносовхоз «Ейский», состоящий из центральной усадьбой и семи отделений. На котором сразу же стали создаваться школы. Поначалу в приспособленных помещениях , а потом и в специально построенных учили детей грамоте. В нашем поселке (отделении №6) в довоенные годы было 4 барака, где жило около 30 семей, и до 2х десятков землянок. Примерно такими же были и остальные поселки. В отдельно построенной хате создали школу. Учителя были «приходящими - уходящими», долго не задерживались: и жить негде, и от города далеко (30 км.), да и детей немного, за общим столом с1 до 4 класса. Потом детей переводили в интернат на центральную усадьбу за 15 км. , в семилетку. Дорог никаких не было, возили в телегах запряженными быками, в лучшем случае на лошадях в бричках. Большинство ребят после начальной школы и не учились, шли работать. Но народ прибавлялся очень быстро, в семьях было по трое – шестеро детей, начальные школы были уже по всем отделениям, иногда с одним преподавателем. Но война остановила мирную жизнь.
План исследований.
В 2009 году мы начали создавать экспозицию «История развития образования ».
Совместно с советом ветеранов педагогического коллектива проводилась исследовательская работа.
Во-первых, это восстановление фактов. Мы определили работу директоров по годам. Оформили стенд.
Во-вторых, провели исследовательскую работу по восстановлению работы первых
учителей.
В третьих, постарались найти фотоматериал с первыми учениками, учителями директорами. Оформили стенд. В музее хранятся собранные нами папки с фотографиями отличников, медалистов. Общие фотографии по выпускам. Школьная форма .
К 90-летию комсомола, оформили экспозицию.
Научная статья.
После войны энтузиазм выживших и победивших нагляднейшим образом проявился именно в образовании. В наш поселок возвращались мужчины, на центральной усадьбе в сороковых годах построили кирпичный завод и везде в первую очередь стали строить здания для школ. В нашем поселке жил самородок-строитель Баловнев Павел Иванович, много сооружений было построено под его руководством: круглые водокачки, приземистые свинарники, здания школ с красивыми орнаментами из кирпича , магазинов, клубов, стоят до сих пор. Было построено большое здание, где разместили клуб, магазин и начальную школу. В ней была уже и учительская и два класса, где учились 1и3 класс, 2-4 класс. Учителя были и молодые, и вернувшиеся с войны. Это были великие патриоты, с детьми проводили время до самого вечера, готовили различные выступления для работавших от зари до зари родителей.
1946г. На фото учитель Шульга Анна Васильевна с классом.
Шульга Анна Васильевна, Михайленко Анна Владимировна. Два преподавателя и одна уборщица – это весь педколлектив для начальных школ. Важно, что уборщицы, чаще добрые пожилые женщины на фотографиях тех лет сидят в одном ряду с учителями и их дети вспоминают в первую очередь. Они топили печи в школах, мыли, убирали, стерегли одежду, помогали одеваться малышам…
1948год. На фото преподаватели Шульга Анна Васильевна, Михайленко Анна
Владимировна и уборщица Христенко Анна Евдокимовна (баба Нюра)
Население в зерносовхозе росло быстрыми темпами, и в 1947 году, на центральной усадьбе стала работать средняя школа, десятилетка.
1951год. Первый выпуск .
1952 год. Второй выпуск.
Очень много жилья строили в те годы, учителям давали квартиры в первую очередь, никто из них не снимал жилье, текучесть кадров прекратилась. В нашем районе были учителя, учившие детей, их родителей и даже дедов. Более 40 лет отдали школе Манько Лариса Васильевна, Юшко Серафима Викторовна, Божевальный Иосиф Моисеевич, Чуприн Иван Ильич, Душейко Светлана Николаевна, Шамкий Николай Григорьевич, Басецкая Евгения Александровна и другие.
В нашем поселке (отделении №6) начальная школа в 1950году тоже переросла в семилетку! Для двух близлежащих отделений, 3-го и 2-го, после своей начальной школы можно было учиться рядом за 3 и 7 км, а не за 15 км, как раньше. Приехали по распределению училищ и институтов молодые учителя-предметники. Им выделяли комнаты в общежитии. Школу расширили за счет клуба, добавились классные комнаты и даже появилась пионерская. Директором школы стал Чуприн Иван Ильич, физик по образованию, фронтовик, очень спортивный человек. Он организовал для учащихся и работающей молодежи спортивные секции. Где-то достал невиданные в наших местах спортивные маты. На всех праздниках гвоздем программы стали спортивные пирамиды, выступления гимнастов. Жилой дом рядом со школой отдали под интернат и дети жили в нем по неделям, не выезжая домой по бездорожью. К этому времени сложился достаточно большой пед.коллектив.
1954-1955г.г. Директор Чуприн Иван Ильич и педколлетив,
рядом с директором уборщица Лопухова Ирина Гавриловна.
Семилетка у нас просуществовала всего пять лет, и опять ее перевели на центральную усадьбу ( документ см. в приложении) .
С 1956 года более 50 детей с 5го по 10й класс, с трех отделений, теперь уже трактором на телегах возили в школу. Зимой накидывали в телегу соломы, чтобы теплее было сидеть, гусеничный трактор тянулся более 2х часов. На ходу ребята соскакивали, бежали следом, чтобы согреться, и всю дорогу пели. Песни согревали и были чем-то традиционным из поколения в поколение. Но в 1961 году произошла реорганизация, разукрупнение Ейского зерносовхоза. На его базе создали новый свиносовхоз «Советский». В связи с этим построенный двухэтажный жилой дом на 8 квартир отдали под школу-восьмилетку.
1965 году был уже первый выпуск восьмиклассников.
Первым директором этой школы № 56 был Гусев Михаил Александрович, приехавший с женой, Гусевой Варварой Петровной учителем русского языка, и детьми в наши края со Смоленщины. Инвалид войны, математик Михаил Александрович создал хороший педколлектив, был очень требователен к работе. Под его руководством заработала и вечерняя школа. В ней с 6 по8 класс учились 25 человек. Кроме работающих молодых людей, были и сорокалетние, в основном это были специалисты среднего звена руководителей. Учителей не хватало. Молодые учителя после институтов редко задерживались в селе, была большая текучесть кадров. Михаил Александрович заставлял учителей начальных классов после педучилищ поступать заочно в институты по специальностям для старших классов. Свои кадры были надежнее. Так Чаунная Любовь Арсентьевна из учителя начальных классов ( начала работать с 1956 года) выросла до учителя истории и проработала в школе 40 лет.
Чаунная Любовь Арсентьевна ( верхний ряд справа)
Начальная школа № 13 отд. № 6 Ейского зерносовхоза
Баловнева Вера Леонтьевна после начальной школы, получила специальность учителя русского языка и литературы и проработала в нашей школе 38 лет. В каждой семье нашего поселка есть ее ученики. 36 лет учителем начальных классов в нашей школе проработала Кутилина Нина Андреевна.
В марте 1967 года приказом восьмилетняя школа №56 стала средней школой №7. Ее первым директором стала Маханек Таисия Романовна, работавшая ранее учителем немецкого языка. В 1979 ушла на заслуженный отдых.
Ребят становилось все больше, только в интернате жили 60 детей, с ними работали два воспитателя и ночная няня. Детей кормили в рабочей столовой три раза в день за счет бюджета. Одного здания уже не хватало. Под школу отдали рядом стоящий учительский дом, такой же двухэтажный как и школа. И то и другое здание были не типовыми школами, а приспособленными помещениями. В них не было спортзала, и в непогоду уроки физкультуры проводились в коридоре. Классных комнат тоже было мало, приходилось учиться в две смены. Стоял вопрос о строительстве школы, настоящего школьного здания. Бывший директор совхоза «Советский», Беслик А.Д. «размахнулся» на типовой проект на 1176 мест. По количеству жителей такая школа была с большой перспективой. Проект не утверждали. В 1975 году заложили фундамент и по инициативе уже нового директора хозяйства Човган В.И., при активной поддержке и контроле районных властей к 1979 году школа была сдана в эксплуатацию (документ прилагается).
Вот такую школу-красавицу получил поселок «Советский».
Это был всенародный праздник, открытие новой школы. Директором школы стала Закурдаева Раиса Александровна, учитель русского языка и литературы этой же школы.Она более двадцати лет была рачительной хозяйкой этого царства. Просторные светлые кабинеты, огромный спортзал, еще большая территория школьного двора – все надо было обжить, обставить, засадить деревьями. Ее активность и инициатива были просто безграничны. Она организовывала и направляла весь коллектив на созидательную учебную, воспитательную и хозяйственную работу. Школа поистине стала культурным центров поселка. Спортзал для всех, школьные вечера для всех; дети активнейшие помощники хозяйству в осенне-весенних полевых работах. На заработанные деньги организовывались поездки-экскурсии по всей стране: Москва, Ленинград, Ульяновск, Пятигорск, Кижи, Киев, Ереван и многие другие города.
Школьный двор с каждым годом становился все краше, хозяйство не жалело зеленых насаждений: сосны, ели, клены, туи сегодня украшают школьный двор. Есть сиреневая аллея, ряд форзеций, клумбы и розарии. Баскетбольная и волейбольная площадки с твердым покрытием, огромная площадь перед входом в школу выложена плиткой для торжественных линеек. Весь двор огорожен металлическим забором, футбольное поле, огород, малинник.
В 2002 году Закурдаева Раиса Александровна ушла на заслуженный отдых. И все это «беспокойное хозяйство», школа №7 перешло в надежные руки Заслуженного учителя России Низола Нины Ивановны. Сегодня в школе работает 20 учителей.
Из них имеют звания:
«Заслуженный учитель РФ» - 2 человека;
«Отличник народного просвещения» - 2 человека
Высшую квалификационную категорию имеют - 11 человек
Первую квалификационную категорию имеют - 5 человек.
Используемые материалы :
Фотоматериалы из фонда школьного музея.
Свидетельство. Документ из фонда школьного музея.
Протокол. Документ из фонда школьного музея
Приложения.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
До образования совхоза «Советский», на отделении № 6
С 1950- 1960 г.г. - школа –семилетка
Директор - Чуприн Иван Ильич
Школа-интернат:
Залозняя Дарья Ивановна - воспитатель;
Князев Иван Тимофеевич - учитель физик;
Никифорова С.Н. - учитель литературы;
Шульга Анна Васильевна - учитель начальных классов;
Михайленко Анна Васильевна – учитель начальных классов;
Гарафанова - учитель математики;
Гарафанов - учитель русского языка
Отделение №1 - Кутилина Нина Андреевна
№2 - Чаунная Любовь Арсентьевна
Гормаш Раиса Андреевна
№3 - Баловнева Вера Леонтьевна
Калинина Тамара Ивановна
Беляева Любовь Ивановна.
1960 г. – малокомплектная школа №13 пос. Советский.
Директор - Михайленко Анна Васильевна., учитель начальных классов
Чаунная Любовь Арсентьевна – учитель начальных классов.
1963 г. - восьмилетняя школа № 56
Директор школы – Гусев Михаил Петрович
1970 г. - СШ № 7
Директор школы - Гусев Михаил Петрович.
Степура Анна Дмитриевна - завуч;
Гусева Варвара Петровна – учитель русского языка и литературы;
Николаев Анатолий Анатольевич – учитель географии;
Стекольщикова - учитель биологии;
Камнев Николай Федорович – учитель физкультуры, черчения, НВП.