Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность учащихся на уроках истории.»
Проектная деятельность учащихся на уроках истории.
В современном мире требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.
Такого человека должна подготовить школа, значит, перед ней в очередной раз встает новая образовательная проблема.
Кроме этого каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но, к сожалению, мы очень часто сталкиваемся с тем, что дети не хотят учиться. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Лучшим способом активизации познавательной деятельности учащихся, а значит и повышения мотивации к обучению, является проектный метод в образовании.
Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Это принципиально новыйметод в педагогических технологиях XXI века, предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.
Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности.
Так как при использовании данной технологии могут быть достигнуты следующие цели:
1) Повышение личной уверенности каждого ученика, его самореализация, что достигается через:
Проживание «ситуации успеха» на уроке
Осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания
2) Развитие умений совместной деятельности, коллективной работы.
3) Развитие исследовательских умений: анализировать проблемную ситуацию, осуществлять отбор необходимого материала, проводить наблюдение.
4) Повышение интереса к предмету.
В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность, направленная на обучение детей элементарным приемам совместной работы в ходе разработки проекта.
Основными условиями применения метода проектов являются:
существование значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;
значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная;
применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;
структурирование этапов выполнения проекта;
самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.
Урок проектной деятельности содержат примерно одинаковые этапы:
организационный;
формулирование темы и целей;
подготовительный;
собственно проектной деятельности;
практического применения;
самоанализ;
подведение итогов;
Обязательно должны присутствовать три момента: выбор, планирование и критика проекта.
Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе дети знакомятся со спецификой проектной деятельности вообще (первый урок) и конкретной деятельности (все остальные уроки).
. Второй этап направлен на формулирование темы и целей деятельности. Он строился по-разному в зависимости от содержания урока.
Третий этап является подготовительным. В ходе его на первом уроке подготавливаются общий план деятельности по разработке проекта. На дальнейших уроках этот план лишь корректируется при необходимости. Третий этап также необходим для определения основных разделов проекта. Здесь следует уточнить, что в нашем случае проект рассматривается как разработка определенной темы, результатом которой является определенный продукт.
Четвёртый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. В ходе этого этапа осуществляется разработка основных разделов проекта.
Пятый этап – это этап практического применения разработанного проекта.
Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. Это в основном обучающий этап, в ходе которого дети приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности.
Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом.
Точками соприкосновения нового метода и классно – урочной системы, на наш взгляд, являются:
· проблемный и деятельностный подходы к обучению;
· личностно-ориентированное обучение;
· педагогика сотрудничества.
Ожидаемый (отсроченный) результат при внедрении метода учебного проекта нам видится следующим: это личность, положительно мотивирующая и проживающая ситуации своего учения; вовлеченная в активный, сознательно спланированный ею познавательный процесс; это личность, вовлеченная в поисковую и исследовательскую деятельность по добыванию знаний, умеющая работать с информацией, трансформировать её в необходимые знания и применять их, умеющая осмысливать, оценивать и предъявлять себя, свою деятельность и её результаты, то есть личность со сформированными в той или иной степени информационной, учебной, исследовательской, коммуникативной, личностной компетентностями, с выявленными доминирующими интересами, со сформированными мировоззрением и личностной позицией, что в конечном итоге и будет способствовать её успешной самореализации.
Под учебным проектом принято понимать совместную или индивидуальную учебно-познавательную (исследовательскую или творческую) деятельность учащихся, в нашем случае на уроках истории, имеющую общую цель – проблему; согласованные способы деятельности, направленные на достижение и презентацию общего, реально нового и заранее неизвестного результата, сообразуясь с личными интересами и возможностями учеников на основе ранее приобретенных знаний и над учебных умений при не жестко сформулированной познавательной проблеме.
Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическое значение. Проекты могут быть исследовательскими, как у настоящего ученого; творческими, результатом которых может быть сценарий праздника, фильма; информационными, которые обязательно требуют презентации и защиты. Результатом проекта может быть модель, составленная с применением компьютерных средств или моделирование исторических эпох, инсценирование реальных ситуаций, изготовление наглядных пособий.
В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад, переживает второе рождение. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата. Накоплен большой опыт организации проектной деятельности при изучении всех школьных предметов. В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов:
· исследовательские (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования);
· творческие (нацелены на результат в жанрах художественного творчества),
· приключенческие (игровые) (имитируют социальные или деловые отношения),
· информационные (направлены на изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации),
· практико-ориентированные (предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря, анкеты для социологического опроса и т.д.).
На протяжении последних лет технология проектного обучения стала активно осваиваться учителями нашей школы. Анализируя опыт использования метода проектов на уроках истории, выделяем ряд особенностей, характерных для этого предмета. Основное предпочтение отдается истории России, краеведению, истории своей семьи.
В своей педагогической практике на уроках истории и обществознания я чаще всего использую такие типы проектов, как прикладные, информационные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы.
В 5-6-х классах, на мой взгляд, наиболее приемлемы следующие типы проектов: - прикладной – «Наскальная живопись-первая картинная галерея» - ролево-игровой – «Я – ученик спартанской школы» -информационный – «Семь чудес света», «Великая Отечественная война в судьбе семьи», «Моя родословная», «Семейная реликвия», «Биография моего предка» и др. На уроках истории средних веков возможны небольшие по объему исследовательские творческие работы, например: «Научные открытия и изобретения средневековья». По продолжительности это в основном мини-проекты и краткосрочные проекты. Они повышают мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают исследовательские и творческие способности. Результатами данной работы стали: красочно оформленные презентации, доклады, выставка рисунков и портретов. Особенно популярен данный метод на среднем этапе обучения, поскольку именно в подростковом возрасте развивается абстрактное мышление и логическая память. Особое внимание я обращаю на придание процессу обучения проблемного характера, развиваю навыки учеников самим находить и формулировать проблемы, делать теоретические обобщения. Например, на уроках обществознания в 7-х классах особый интерес вызвала работа над проектом «Я в этом мире». Учащиеся проводили анкетирование, представили доклады, защищали свою точку зрения.
Хочу отметить, что проекты в 7 – 8-х классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, что не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.
Для оформления презентаций по проектам «Конституция РФ – путь к правовому государству», «Молодежь. Молодежные субкультуры», «Избирательная кампания «Школьной страны» были подготовлены диаграммы, отобраны фотографии, видеоклипы, музыкальное оформление. Представление проектов было очень красочным и эмоциональным. На старшем этапе обучения проектная деятельность учащихся приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования.
За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.
В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по организации проектной деятельности учащихся я обратила внимание на то, что в проектном методе обучения заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Конечно, этот метод не является универсальным, но он имеет большие преимущества: развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;
• развивает творческие способности и самостоятельность;
• он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования; • он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;
• позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.
Итогом исследовательской и проектной деятельности учащихся в 5 – 11 классах является защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на школьный уровень и завершается представлением и защитой докладов и рефератов на общешкольной научно-практической конференции «Старт в науку», который проходит в конце апреля. Таким образом, исследовательский проект - первый научный труд выпускника школы. Навыки, полученные в работе над ним, помогают, по мнению выпускников, успешно справляться с курсовыми и дипломными работами, уверенно чувствовать себя на семинарах и научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию. Работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе.
Хочется сказать, что научно-исследовательская работа в школе - это одна из самых позитивных форм работы с учащимися, которая стала неотъемлемой частью содержания образования и является устойчивой формой образовательного процесса.
Научно – исследовательская и проектная деятельность начинается в начальной школе и не прерывается в среднем и старшем звеньях. Мои учащиеся участвуют в республиканских и всероссийских научно-практических конференциях, где занимают призовые места и становятся призерами и лауреатами.
Стало традицией в нашей школе проводить в конце апреля научно-практическую конференции «Почемучка» и «Старт в науку»
Исследовательские работы, с которыми мои ученики выступали на школьной научной конференции;
- «Мои земляки во время ВОВ» - 6, 8 класс.
2015 год – «Малокарачаевский район» - 5 класс.
2016 год - «Семь чудес Карачаево - Черкессии», 6 класс.
Так же ученики принимают участие в республиканских мероприятиях таких, как республиканская конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» - призер Алботова Альбина, с работой «Моя малая Родина - Малокарачаевский район». На XIV Карачаево - Черкесской республиканской открытой научно-краеведческой конференции научного объединения учащихся «ДАР» - 2 место.
Учащиеся участвуют и во всероссийских научно-практических конференциях, где занимают призовые места и становятся призерами и лауреатами. На конкурсе «Гордость России» - 2 место). За время моей работы в школе дети принимают активное участие в школьных, районных, Всероссийских олимпиадах, конкурсах, конференциях. Есть победители и призеры:
2013 – 2014 учебный год - II место на 2 научно-практической конференции «Старт в науку» (Каппушев Мухаммат, 5 «Б» класс);
2014 - 2015 учебный год – 2 место на Всероссийском конкурсе «Гордость России» - 3 место, с проектом «Моя малая Родина».
2015 – 2016 учебный год На Всероссийском конкурсе «Твори, участвуй, побеждай!» Каппушев Мухаммад занял первое место в номинации «Детские исследовательские работы».
2015 – 2016 учебный год На Всероссийском конкурсе «Гордость России» Алботова Альбина заняла первое место в номинации «Краеведениеы» с работой «Мое родное село».
2015 – 2016 учебный год На Международном творческом конкурсе «Победилкин» - 2 первых и второе место.
Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.
Немало этот метод дает и мне как учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.