I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | – О событиях какого века пойдёт речь сегодня? Используйте подсказку ленты времени на странице вашего учебника. – Число 13 какие ассоциации вызывает? – У многих народов это число считается несчастливым – в гостиницах нет тринадцатых этажей и тринадцатых номеров. Люди просто отказываются там селиться. Для нашей цивилизации XIII век стал веком серьёзных испытаний. – С каким серьёзным врагом пришлось встретиться нашим предкам? – Прочитайте русскую летопись XIII века, рассказ о Батыевом нашествии (с. 139) и ответьте на вопрос к нему. – Вспомните исторический факт. Что мы знаем о монгольском нашествии? 1 2 3 4 2 3 4 | Ученики должны указать, что речь пойдёт о XIII веке. Могут сказать, что это «несчастливое число». – На востоке появились племена монголов. – Русские князья готовы были защищать свою землю. Ученики должны указать, что монголы смогли подчинить себе Русь. | Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. 6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). Коммуникативные УУД 1. Умение работать в парах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Личностные УУД 1. Оценивать свои и чужие поступки. |
III. Актуализация знаний. | (РТ, с. 42, задание 1) – Вспомните, что мы знаем о монгольской армии из курса всемирной истории? 2 4 – Кто такой Чингисхан и какую роль он сыграл в истории монгольских племён? Какими были его планы? 3 2 3 4 | – Монгольское войско было сильным и хорошо организованным. Монголы завоевали Китай и использовали его технические изобретения для завоевания народов. – Предводитель монголов объединил разрозненные племена в одно государство, которое путём завоеваний превратилось в огромную державу. Её границы должны были дойти до «последнего моря на западе». |
IV. Планирование деятельности. | Слайд 6 – Мы изучаем один из переломных моментов нашей истории. Что нам необходимо узнать, чтобы решить проблему урока? 2 3 2 3 4 | Ученики должны указать, что необходимо ознакомиться с событиями XIII века. |
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | 1. «Покоритель вселенной» и Русь (РТ, с. 43, задание 2) – Вспомните, когда произошло первое столкновение между русскими и монголами? Каков был результат сражения? Подсказкой вам может стать рисунок со с. 140. 1 2 4 2 3 4 – Сколько лет было у русских князей до вторжения Батыя после Калки? Как это время было использовано русскими князьями? 3 4 2. «Батыево нашествие» – Давайте обратимся к карте. Пожалуйста, опишите нашествие Батыя на Восточную Европу в 1236–1243 гг., составьте хронику событий. 1 2 3 4 – Что происходило на пути армий Бату-хана? Используйте подсказки иллюстраций учебника, с. 142–143. 1 2 4 2 3 4 – Как вы думаете, почему, несмотря на отчаянное сопротивление, русские княжества терпели поражение? 2 4 2 3 4 3. После Батыя – Что происходило на территориях, по которым прошли завоеватели? Каковы итоги нашествия Батыя? 1 2 4 5 2 3 4 | Ученики должны назвать дату 1223 год и указать место – р. Калка. Ученики должны ответить, что до вторжения было около 15 лет. В течение этого времени князья по-прежнему ссорились друг с другом, продолжались усобицы. Ученики должны назвать основные события периода 1237–1243 годов. Ученики должны рассказать о сопротивлении городов, массовой гибели людей. Ученики при помощи текста параграфа должны сформулировать основные причины поражения русских княжеств, прежде всего раздробленность. Последствия нашествия Батыя: 1. Разрушенные города (возродилось всего 20 городов). 2. Жизнь на Руси замерла на столетие. 3. Гибель и угон в рабство сотен тысяч русских людей. 4. Разрушены храмы, сожжены книги, иконы. 5. Забыты многие ремёсла. 6. Земледельцы бегут в леса. 7. Гибель бояр и дружинников. Сложно набрать новое войско. |
| На данном этапе урока можно организовать групповую работу, разделив класс на 3 группы. Первая даёт характеристику процессу завоевания, работая с картой. Вторая выясняет причины поражения русских княжеств, и третья определяет последствия нашествия Батыя. Следует помнить, что время, которое предоставляется группам, ограничено. | |
VI. Выражение решения проблемы. | – И теперь давайте попробуем ответить на основной вопрос нашего урока: Почему не удалось защитить Русь от нашествия монголов? 4 2 3 4 | – В результате монгольских завоеваний подверглись разрушению многие центры цивилизации Руси и всей Восточной Европы, сложилось новое государство – Золотая Орда. | |