kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие на Русь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТИП УРОКА:  изучение нового материала

ВИД УРОКА: традиционный с элементами самостоятельной работы, работы с документами, картой, учебником, с использованием ИКТ.

ЦЕЛЬ УРОКА:  познакомить учащихся с образованием монгольского государства, устройством монгольского войска,   ходом монгольского нашествия на Русь, с причинами первых поражений.

ЗАДАЧИ УРОКА:

I Образовательные:

1) научиться оценивать влияние феодальной раздробленности на состояние обороноспособности  Руси;

2) познакомиться с направлением ударов монголов и битвой на р. Калка 1223 г.

3) определить  и чётко зафиксировать причины поражения  русских княжеств  в столкновении монгольскими завоевателями и историческое значение  этого события для дальнейшего развития русского государства.

II. Развивающие:

1) Развивать навыки работы с текстом учебника, историческими документами, исторической картой с опорой на легенду ;

2) учиться  анализировать проблемную ситуацию;

3) развивать умения определять и  объяснять термины: курултай, нойоны, ханы, нукеры,  монголо-татары, Золотая Орда.

4) развить навыки умения составлять хронологическую  таблицу.

III. Воспитательные:

1)     Воспитание чувства патриотизма и любви к родине на примере героизма  русского народа в борьбе с монгольскими завоевателями;

2)   подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа и страны в целом.

 

       ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:  курултай, нойоны, ханы, багатуры,  монголо-татары, Золотая Орда.

      ОБОРУДОВАНИЕ: доска, мультимедиа проектор, учебник, раздаточный материал, изображение Чингисхана и Батыя, карта в учебнике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие на Русь. »


Урок в 10 классе по теме:

Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие на Русь.

ТИП УРОКА: изучение нового материала

ВИД УРОКА: традиционный с элементами самостоятельной работы, работы с документами, картой , учебником, с использованием ИКТ.

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с образованием монгольского государства, устройством монгольского войска, ходом монгольского нашествия на Русь, с причинами первых поражений.

ЗАДАЧИ УРОКА:

I Образовательные:

1) научиться оценивать влияние феодальной раздробленности на состояние обороноспособности Руси;

2) познакомиться с направлением ударов монголов и битвой на р. Калка 1223 г.

3) определить и чётко зафиксировать причины поражения русских княжеств в столкновении монгольскими завоевателями и историческое значение этого события для дальнейшего развития русского государства .

II. Развивающие:

1) Развивать навыки работы с текстом учебника, историческими документами, исторической картой с опорой на легенду ;

2) учиться анализировать проблемную ситуацию;

3) развивать умения определять и объяснять термины: курултай, нойоны, ханы, нукеры, монголо-татары, Золотая Орда.

4) развить навыки умения составлять хронологическую таблицу.

III. Воспитательные:

  1. Воспитание чувства патриотизма и любви к родине на примере героизма русского народа в борьбе с монгольскими завоевателями;

  2. подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа и страны в целом.



ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: курултай, нойоны, ханы, багатуры, монголо-татары, Золотая Орда.

ОБОРУДОВАНИЕ: доска, мультимедиа проектор, учебник, раздаточный материал, изображение Чингисхана и Батыя, карта в учебнике.

  I. Проверка д/з ( 5 мин.)

Учащиеся по очереди задают друг другу вопросы:

1)    Дайте определение «феодальная раздробленность».

2)    Назовите основные причины раздробленности Руси.

3)    Раскройте положительные и отрицательные последствия феодальной раздробленности.

 

С.У: Период феодальной раздробленности сопровождается упадком политического  и военного могущества Руси, чем и воспользовались монголо-татары. Итак тема урока :

Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие на Русь.

Тема на доске. Записываем ее в тетрадь.


Изучение нового материала ( постановка целей): ( 3 мин)

С.У: Подумайте и скажите, на какие вопросы вам бы хотелось получить ответы по данной теме?

Учащиеся задают вопросы, учитель формулирует план урока:

1.     Образование Монгольской империи. Занятия и войско монголов.

2.    Первая встреча. Трагедия на Калке.

3.     Нашествие Батыя на Русь.   


Итак, приступим к поиску ответов на поставленные вопросы.


I. Рассказ учителя об образовании монгольского государства, занятия. ( 5 мин)

В 12-13 веках монгольские племена занимали территории современных Монголии и Бурятии. Земледелием почти не занимались. Главной ценностью были стада и пастбища. В этот период появляются родоплеменная знать - НОЙОНЫ и наследственные правители - ХАНЫ. Образование монгольского государства связано с деятельностью предводителя одного из монгольских племен - Темучина. В 1206 году на КУРУЛТАЕ ( собрании знати) он был избран верховным правителем и принял имя ЧИНГИСХАН ( ок 1155-1227). После прихода к власти Чингисхана монголы, практически не зная поражений, за короткий срок подчинили огромные территории, включая Монголию, Северный Китай, Центральную Азию. В Закавказье, разгромили Грузинское царство, ворвались в Крым, захватили Судак, а затем вплотную подошли к местам обитания наших соседей - половцев. На Руси, видимо, не сразу осознали со сколь грозным и беспощадным противником им пришлось столкнуться. Но на княжеском съезде в Киеве было решено собираться в поход, многие князья на призыв не откликнулись.

Работа с новыми понятиями: ( записываем в тетрадь, так же -1206 год).

Постановка проблемы:

Итак в чем же причины монгольских побед? И почему русские князья , имевшие успешный опыт отражения натиска иноплеменников , не устояли перед монгольским нашествием? На этот вопрос вы попробуете ответить самостоятельно.



II. Самостоятельная работа с раздаточным материалом. ( 10 мин)

Задание:

Используя документ и материалы учебника на странице 80-81 изучите вопрос об устройстве монгольского и русского войска и ответьте на вопрос:

В чем причины монгольских побед? Почему русские князья , имевшие успешный опыт отражения натиска иноплеменников , не устояли перед монгольским нашествием?



Вот как о монгольской армии писал

Плано Каприни в «Истории монголов»(середина XIII в.):

 Плано Каприни - итальянец, посланник папы римского, первым из европейцев, посетивший Монгольскую империю и оставивший описание своего путешествия.

Войско было организовано по азиатской десятичной системе. Армия делилась на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч (тумены или тьмы), во главе которых стояли десятники, сотники, тысяцкие и темники. Тумэны объединялись в конные армии численностью до 100 000 человек.

Главной причиной побед монголов являлось превосходство их армии, прекрасно организованной и обученной. Монголы сумели создать лучшее в мире войско, в котором поддерживалась жесткая дисциплина. Монгольское войско почти целиком состояло из конницы, поэтому было маневренным и могло покрывать очень большие расстояния. Основным оружием монгола был мощный лук и несколько колчанов со стрелами. Противник обстреливался на расстоянии и только потом, если было необходимо, в бой вступали отборные части. Монголы широко использовали такие военные приемы, как ложное бегство, фланговые обходы и окружение. Вот как о монгольской армии писал Плано Каприни в «Истории монголов»(середина XIII в.):

«I. Когда они желают пойти на войну, они отправляют вперед передовых застрельщиков, у которых нет с собой ничего, кроме войлоков, лошадей и оружия. Они ничего не грабят, не жгут домов, не убивают зверей, а только ранят и умерщвляют людей, а если не могут иного, обращают их в бегство; все же они гораздо охотнее убивают, чем обращают в бегство. За ними следует войско, которое, наоборот, забирает все, что находит; также и людей, если их могут найти, забирают в плен или убивают. Тем не менее, все же стоящие во главе войска посылают после этого глашатаев, которые должны находить людей и укрепления, и они очень искусны в розысках.

III. Надо знать, что всякий раз, как они завидят врагов, они идут на них, и каждый бросает в своих противников три или четыре стрелы; и если они видят, что не могут их победить, то отступают вспять к своим; и это они делают ради обмана, чтобы враги преследовали их до тех мест, где они устроили засаду…»

У Китая степняками были заимствованы осадные орудия, с помощью которых завоеватели могли захватывать крупные крепости. Покоренные народы часто предоставляли монголам воинские контингенты. Перед предполагаемыми военными действиями шпионы и разведчики проникали в страну будущего противника.

Монголы быстро расправлялись со всяким неповиновением, жестоко пресекая любые попытки к сопротивлению. Используя политику «разделяй и властвуй», они стремились раздробить силы противника в завоевываемых государствах, что и было сделано на Руси. Именно благодаря этой стратегии им удавалось сохранить свое влияние в захваченных землях в течение достаточно продолжительного временного отрезка.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы с подтверждением из документа: ( 3 мин)

В ответах должно прозвучать о хорошо вооруженном и маневренном войске монголов, о железной дисциплине и о том, что русские князья, раздираемые междоусобицами не смогли сплотиться против сильного врага. Отметить так же плохо вооруженное и малочисленное, по сравнению с монголами, русское войско.


III. Первая встреча русских князей с монгольским войском. Битва на р. Калка 1223 году. ( 10 мин)


Учащимся демонстрируется видеоматериал из серии " История государство Российского Н.М. Карамзина" - Битва на Калке 1223 год. 67 серия.( 4:40 мин)

Задание:

Выписать : год, место и исход сражения.


Данные записываем в тетрадь:

  • 31 мая 1223 год

  • р. Калка

  • поражение русского и половецкого войск.


Далее пробуем вместе назвать причины поражения.

  • не было согласованности в действиях русских князей: они не имели общего командования, некоторые князья вообще не приняли участие в битве.

  • бегство половцев.

  • маневренная конница и хорошо вооруженное, жестокое войско монголов.


Учитель подводит итог: одержав победу, монголы не рискнули идти в глубь русских земель - они пришли пока с целью разведки. Но ослабленные после битвы на Калке, они потерпели на Волге ряд поражений и вернулись в степи. На Руси решили, что они ушли навсегда, и поэтому никаких оборонительных мероприятий князья не предприняли. Монголы же получили важные сведения о ситуации в русских землях и через 14 лет вновь напомнили о себе.

Внук Чингисхана хан Батый, выполняя завещание великого деда ( покорить весь мир) отправился в поход на русские земли.


Как и в какой последовательности это происходило вы вспомните, составив хронологическую таблицу у себя в тетради, опираясь на знания, полученные ранее. Для этого откройте стр. 83-85 учебника, а так же используйте карту на стр. 82. Приступайте. ( Либо домашнее задание, в зависимости от оставшегося времени).

Учащиеся называют в хронологической последованности русские земли, покоренные Батыем.

  • декабрь 1237 - Рязанское княжество.( Евпатий Коловрат)

  • февраль 1237 - Владимир и еще 14 городов.

  • 4.03.1238 - битва на р. Сить, поражение русской рати.

  • 1238 - г. Торжок

  • 1238 - Козельск ( злой город)

  • весной - осенью 1239 - Переяславское и Черниговское княжества

  • 6.12. 1240 - взят Киев

  • 1241 - Владимиро-Волынское и Галицкое княжества

Учитель подводит итог: итак, Батый покорил и разорил большую часть русских земель, кроме того вторгся в Венгрию, Польшу и Чехию, но дальше в Европу не пошел и в 1242 году вернулся на Нижнюю Волгу.

Подумай: А.С. Пушкин о походе Батыя на Русь писал: Европа спасена, " растерзанной и издыхающей Россией".

? Как вы понимаете эти слова?

IV. Рефлексия: ( 5 мин)

Выполнение небольшой проверочной работы.

Проверочная работа по теме: Образование Монгольского государства.

Монгольское нашествие на Русь.

1. Когда было образовано Монгольское государство?

а) 1206

б) 1115

в) 1210

2. Кто объединил под своей властью монгольские племена?

__________________________________

3. Нойоны - это

4. Ханы - это

5. Когда русские впервые встретились с монголами?

а) 31. 05. 1223.

б) 12.04. 1226

в) 25.03.1215.

6. Где впервые произошла битва?

_____________________________

7.Назовите исход этой битвы?

____________________________________________________________



V. Итоги урока, д/з: ( 2 мин)

Учитель подводит итог, ставит оценки, задает домашнее задание.

Д/З : § 11, стр. 80-85, вопросы 1-3., знать записи в тетради.





5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие на Русь.

Автор: Боброва Ирина Евгеньевна

Дата: 18.04.2015

Номер свидетельства: 202900

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Презентация  по  истории  "Монголо-татарское  нашествие" "
    ["seo_title"] => string(59) "priezientatsiia-po-istorii-mongholo-tatarskoie-nashiestviie"
    ["file_id"] => string(6) "114374"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411471716"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока на тему: Русь и Золотая Орда "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rus-i-zolotaia-orda"
    ["file_id"] => string(6) "113786"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411048102"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Урок на тему: "Монголо-татарское нашествие на Русь". "
    ["seo_title"] => string(53) "urok-na-tiemu-mongholo-tatarskoie-nashiestviie-na-rus"
    ["file_id"] => string(6) "177816"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424710575"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Проблемы преподавания истории и обществознания с позиций межкультурного диалога "
    ["seo_title"] => string(92) "probliemy-priepodavaniia-istorii-i-obshchiestvoznaniia-s-pozitsii-miezhkul-turnogho-dialogha"
    ["file_id"] => string(6) "141396"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418118528"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока окружающего мира "От Древней Руси к Единой России" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-ot-drievniei-rusi-k-iedinoi-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "190312"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427131514"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства