Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие на Русь.
Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие на Русь.
ТИП УРОКА: изучение нового материала
ВИД УРОКА: традиционный с элементами самостоятельной работы, работы с документами, картой, учебником, с использованием ИКТ.
ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с образованием монгольского государства, устройством монгольского войска, ходом монгольского нашествия на Русь, с причинами первых поражений.
ЗАДАЧИ УРОКА:
I Образовательные:
1) научиться оценивать влияние феодальной раздробленности на состояние обороноспособности Руси;
2) познакомиться с направлением ударов монголов и битвой на р. Калка 1223 г.
3) определить и чётко зафиксировать причины поражения русских княжеств в столкновении монгольскими завоевателями и историческое значение этого события для дальнейшего развития русского государства.
II. Развивающие:
1) Развивать навыки работы с текстом учебника, историческими документами, исторической картой с опорой на легенду ;
Просмотр содержимого документа
«Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие на Русь. »
Урок в 10 классе по теме:
Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие на Русь.
ТИП УРОКА: изучение нового материала
ВИД УРОКА: традиционный с элементами самостоятельной работы, работы с документами, картой , учебником, с использованием ИКТ.
ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с образованием монгольского государства, устройством монгольского войска, ходом монгольского нашествия на Русь, с причинами первых поражений.
ЗАДАЧИ УРОКА:
I Образовательные:
1) научиться оценивать влияние феодальной раздробленности на состояние обороноспособности Руси;
2) познакомиться с направлением ударов монголов и битвой на р. Калка 1223 г.
3) определить и чётко зафиксировать причины поражения русских княжеств в столкновении монгольскими завоевателями и историческое значение этого события для дальнейшего развития русского государства .
II. Развивающие:
1) Развивать навыки работы с текстом учебника, историческими документами, исторической картой с опорой на легенду ;
Воспитание чувства патриотизма и любви к родине на примере героизма русского народа в борьбе с монгольскими завоевателями;
подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа и страны в целом.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: курултай, нойоны, ханы, багатуры, монголо-татары, Золотая Орда.
ОБОРУДОВАНИЕ: доска, мультимедиа проектор, учебник, раздаточный материал, изображение Чингисхана и Батыя, карта в учебнике.
I. Проверка д/з ( 5 мин.)
Учащиеся по очереди задают друг другу вопросы:
1) Дайте определение «феодальная раздробленность».
2) Назовите основные причины раздробленности Руси.
3) Раскройте положительные и отрицательные последствия феодальной раздробленности.
С.У: Период феодальной раздробленности сопровождается упадком политического и военного могущества Руси, чем и воспользовались монголо-татары. Итак тема урока :
Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие на Русь.
Тема на доске. Записываем ее в тетрадь.
Изучение нового материала ( постановка целей): ( 3 мин)
С.У: Подумайте и скажите, на какие вопросы вам бы хотелось получить ответы по данной теме?
Учащиеся задают вопросы, учитель формулирует план урока:
1. Образование Монгольской империи. Занятия и войско монголов.
2. Первая встреча. Трагедия на Калке.
3. Нашествие Батыя на Русь.
Итак, приступим к поиску ответов на поставленные вопросы.
I. Рассказ учителя об образовании монгольского государства, занятия. ( 5 мин)
В 12-13 веках монгольские племена занимали территории современных Монголии и Бурятии. Земледелием почти не занимались. Главной ценностью были стада и пастбища. В этот период появляются родоплеменная знать - НОЙОНЫ и наследственные правители - ХАНЫ. Образование монгольского государства связано с деятельностью предводителя одного из монгольских племен - Темучина. В 1206 году на КУРУЛТАЕ ( собрании знати) он был избран верховным правителем и принял имя ЧИНГИСХАН ( ок 1155-1227). После прихода к власти Чингисхана монголы, практически не зная поражений, за короткий срок подчинили огромные территории, включая Монголию, Северный Китай, Центральную Азию. В Закавказье, разгромили Грузинское царство, ворвались в Крым, захватили Судак, а затем вплотную подошли к местам обитания наших соседей - половцев. На Руси, видимо, не сразу осознали со сколь грозным и беспощадным противником им пришлось столкнуться. Но на княжеском съезде в Киеве было решено собираться в поход, многие князья на призыв не откликнулись.
Работа с новыми понятиями: ( записываем в тетрадь, так же -1206 год).
Постановка проблемы:
Итак в чем же причины монгольских побед? И почему русские князья , имевшие успешный опыт отражения натиска иноплеменников , не устояли перед монгольским нашествием? На этот вопрос вы попробуете ответить самостоятельно.
II. Самостоятельная работа с раздаточным материалом. ( 10 мин)
Задание:
Используя документ и материалы учебника на странице 80-81 изучите вопрос об устройстве монгольского и русского войска и ответьте на вопрос:
В чем причины монгольских побед? Почему русские князья , имевшие успешный опыт отражения натиска иноплеменников , не устояли перед монгольским нашествием?
Вот как о монгольской армии писал
Плано Каприни в «Истории монголов»(середина XIII в.):
Плано Каприни - итальянец, посланник папы римского, первым из европейцев, посетивший Монгольскую империю и оставивший описание своего путешествия.
Войско было организовано по азиатской десятичной системе. Армия делилась на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч (тумены или тьмы), во главе которых стояли десятники, сотники, тысяцкие и темники. Тумэны объединялись в конные армии численностью до 100 000 человек.
Главной причиной побед монголов являлось превосходство их армии, прекрасно организованной и обученной. Монголы сумели создать лучшее в мире войско, в котором поддерживалась жесткая дисциплина. Монгольское войско почти целиком состояло из конницы, поэтому было маневренным и могло покрывать очень большие расстояния. Основным оружием монгола был мощный лук и несколько колчанов со стрелами. Противник обстреливался на расстоянии и только потом, если было необходимо, в бой вступали отборные части. Монголы широко использовали такие военные приемы, как ложное бегство, фланговые обходы и окружение. Вот как о монгольской армии писал Плано Каприни в «Истории монголов»(середина XIII в.):
«I. Когда они желают пойти на войну, они отправляют вперед передовых застрельщиков, у которых нет с собой ничего, кроме войлоков, лошадей и оружия. Они ничего не грабят, не жгут домов, не убивают зверей, а только ранят и умерщвляют людей, а если не могут иного, обращают их в бегство; все же они гораздо охотнее убивают, чем обращают в бегство. За ними следует войско, которое, наоборот, забирает все, что находит; также и людей, если их могут найти, забирают в плен или убивают. Тем не менее, все же стоящие во главе войска посылают после этого глашатаев, которые должны находить людей и укрепления, и они очень искусны в розысках.
III. Надо знать, что всякий раз, как они завидят врагов, они идут на них, и каждый бросает в своих противников три или четыре стрелы; и если они видят, что не могут их победить, то отступают вспять к своим; и это они делают ради обмана, чтобы враги преследовали их до тех мест, где они устроили засаду…»
У Китая степняками были заимствованы осадные орудия, с помощью которых завоеватели могли захватывать крупные крепости. Покоренные народы часто предоставляли монголам воинские контингенты. Перед предполагаемыми военными действиями шпионы и разведчики проникали в страну будущего противника.
Монголы быстро расправлялись со всяким неповиновением, жестоко пресекая любые попытки к сопротивлению. Используя политику «разделяй и властвуй», они стремились раздробить силы противника в завоевываемых государствах, что и было сделано на Руси. Именно благодаря этой стратегии им удавалось сохранить свое влияние в захваченных землях в течение достаточно продолжительного временного отрезка.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы с подтверждением из документа: ( 3 мин)
В ответах должно прозвучать о хорошо вооруженном и маневренном войске монголов, о железной дисциплине и о том, что русские князья, раздираемые междоусобицами не смогли сплотиться против сильного врага. Отметить так же плохо вооруженное и малочисленное, по сравнению с монголами, русское войско.
III. Первая встреча русских князей с монгольским войском. Битва на р. Калка 1223 году. ( 10 мин)
Учащимся демонстрируется видеоматериал из серии " История государство Российского Н.М. Карамзина" - Битва на Калке 1223 год. 67 серия.( 4:40 мин)
Задание:
Выписать : год, место и исход сражения.
Данные записываем в тетрадь:
31 мая 1223 год
р. Калка
поражение русского и половецкого войск.
Далее пробуем вместе назвать причины поражения.
не было согласованности в действиях русских князей: они не имели общего командования, некоторые князья вообще не приняли участие в битве.
бегство половцев.
маневренная конница и хорошо вооруженное, жестокое войско монголов.
Учитель подводит итог: одержав победу, монголы не рискнули идти в глубь русских земель - они пришли пока с целью разведки. Но ослабленные после битвы на Калке, они потерпели на Волге ряд поражений и вернулись в степи. На Руси решили, что они ушли навсегда, и поэтому никаких оборонительных мероприятий князья не предприняли. Монголы же получили важные сведения о ситуации в русских землях и через 14 лет вновь напомнили о себе.
Внук Чингисхана хан Батый, выполняя завещание великого деда ( покорить весь мир) отправился в поход на русские земли.
Как и в какой последовательности это происходило вы вспомните, составив хронологическую таблицу у себя в тетради, опираясь на знания, полученные ранее. Для этого откройте стр. 83-85 учебника, а так же используйте карту на стр. 82. Приступайте. ( Либо домашнее задание, в зависимости от оставшегося времени).
Учащиеся называют в хронологической последованности русские земли, покоренные Батыем.
4.03.1238 - битва на р. Сить, поражение русской рати.
1238 - г. Торжок
1238 - Козельск ( злой город)
весной - осенью 1239 - Переяславское и Черниговское княжества
6.12. 1240 - взят Киев
1241 - Владимиро-Волынское и Галицкое княжества
Учитель подводит итог: итак, Батый покорил и разорил большую часть русских земель, кроме того вторгся в Венгрию, Польшу и Чехию, но дальше в Европу не пошел и в 1242 году вернулся на Нижнюю Волгу.
Подумай: А.С. Пушкин о походе Батыя на Русь писал: Европа спасена, " растерзанной и издыхающей Россией".
? Как вы понимаете эти слова?
IV. Рефлексия: ( 5 мин)
Выполнение небольшой проверочной работы.
Проверочная работа по теме: Образование Монгольского государства.
Монгольское нашествие на Русь.
1. Когда было образовано Монгольское государство?
а) 1206
б) 1115
в) 1210
2. Кто объединил под своей властью монгольские племена?