Предлагаемая форма работы может быть использована как во внеурочной деятельности так и на уроках в качестве обобщения, контроля, повторения пройденного.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Звучит музыка. Входят команды. Вступительное слово учителя. Объявление правил игры, представление жюри.
Знакомство с командами. Каждая команда заранее готовила презентацию (представление) своей команды. Дополнительные баллы начисляются за творческий подход к заданиям. (от 3 до 5 б.)
Проведение конкурсов.
1). О ком идет речь ?
Ведущий зачитывает характеристику исторической личности, ребята должны отгадать о ком идет речь. По 1 б. за каждый правильный ответ.
2). Пиши правильно.
Командам раздаются карточки со словами, в которых пропущены буквы. Их нужно правильно вставить (по 1 б. за каждое слово).
3). Историческая путаница.
Буквы в словах перепутались, да и сами слова тоже. Помогите все расставить по своим местам. Ребятам раздаются карточки с предложением, которое нужно восстановить.(1 б. за восстановленное слово и 1 б. за правильно составленное предложение).
4). Знания + догадка!
Сейчас мы с вами совершим путешествие по Древней Руси. У помощников ведущего карточки-путеводители, в которых даны задания, а у членов жюри ответы – верно вы ответили или нет. Каждая команда «выходит» из пункта под № 1, конечный пункт № 40. помощники (у каждой команды свой) зачитывают вопрос и варианты ответов. Вы выбираете верный на ваш взгляд и идете к «своему» члену жюри (около них таблички с названиями команд) узнать верный ли вы дали ответ и в какой пункт вам двигаться дальше. Узнав это, возвращаетесь к своему помощнику и называете № пункта, который вам сказал член жюри. Кто первый придет к финишу и сделает меньше ошибок (они фиксируются членами жюри) тот и победил в конкурсе. К членам жюри с ответом идет 1 человек от команды (капитан).
Подведение итогов.
Подсчет баллов, объявление победителя в конкурсе. Отмечаются самые активные игроки.
Примечание. Данная форма работы может быть использована на уроке в качестве контроля, обобщения и закрепления знаний обучающихся или во внеурочной деятельности. Содержание заданий может изменяться в зависимости от возраста учащихся и имеющихся у них знаний.
Карточки-задания к этапу «Знания + догадка» (для 6 кл.)
Древнерусский город, окруженный крепостной стеной. Раннее утро. Из ворот выезжает могучий всадник Илья Муромец на таком же могучем коне, которого зовут:
Буцефал (переходите к п.5)
Бурушка (переходите к п.13)
Горбунок (переходите к п.9).
Правители в русских землях в IX – XV вв.:
князья (переходите к п. 10)
цари (переходите к п. 14)
Правильно. Именно так одевался русский богатырь, отправляясь в дорогу. Идите к п. 2.
А вот и нет! Возвращайтесь к п. 20.
Прямо скажем, неважное начало. Буцефалом звали коня Александра Македонского. Возвращайтесь к п. 1.
Совершенно верно! Теперь смело причаливайте к п. 15.
Отправляясь в дальнюю дорогу, русский богатырь надевал:
«кафтан черна бархата» (переходите к п. 11)
кольчугу и шлем (переходите к п. 3)
Как бы не так! Отправляйтесь обратно к п. 20 и подумайте хорошенько.
А вот и нет! Горбунком звали коня в сказке П.П.Ершова. Итак, п. 1 – вторая попытка.
Отличный ход! Перескакивайте в п. 20.
Нет. Вы, наверное, подумали, что богатырь едет в гости к князю. Возвращайтесь к п. 7
Русская фамилия Бортников произошла от занятий славян:
Торговлей (переходите к п. 35)
Сбором меда (переходите к п. 30)
Земледелием (переходите к п. 25)
Прекрасное начало! Действительно, коня Ильи Муромца звали Бурушка. Так держать! А теперь к п. 7.
Промахнулись. Полный назад к п. 2.
Город, который не подвергался нашествию Батыя – это…
Киев (переходите к п. 17)
Новгород (переходите к п. 23)
Правильно. Можете проследовать к п. 27.
Вынуждены вас разочаровать. Ступайте назад к п. 15.
Ошибаетесь. Отправляйтесь снова к п. 37.
Вы не совсем правы. Но, так и быть, переходите к п. 21.
Ссуда деньгами, зерном, скотом, получаемая смердом от феодала, делавшая его зависимым:
Жито (переходите к п. 5)
Купа (переходите к п. 6)
Оброк (переходите к п. 4)
Вы не ошиблись. Согласно былине, Илья Муромец был родом из-под города Мурома, из села Карачарова. А теперь следующий вопрос – п.12.
Увы! Вы слабо себе представляете географическое положение Киевской Руси. Возвращайтесь назад к п. 33.
Блестяще! А теперь примерьтесь к п. 29.
М-да… Ну и что же… Это не лучший ваш ход. Шаг назад к п. 33.
Ай-яй-яй… Придется вернуться к п. 12.
В точку! Можете проследовать к п. 37.
Как называлось ударное оружие с короткой рукояткой и головкой в виде яблока или шара:
Палица (переходите к п. 31)
Булава (переходите к п. 38)
Что вы, что вы! Возвращайтесь к п. 39.
Илья Муромец родился:
в Муроме (переходите к п. 19)
в Карачарове (переходите к п. 21)
Да! Вы правы. А теперь к п. 33.
Вы ошиблись. Хотя палица очень похожа на булаву. Повторите пытку, п. 27.
Точно! А как вы догадались? Последний бросок, п. 40.
От кого нужно было защищать Киевскую Русь:
от франков (переходите к п. 23)
от тевтонцев (переходите к п. 24)
от хазар (переходите к п. 26)
Владимир Красное Солнышко. В былинах его образ слился с образом его правнука Владимира Мономаха. Конец – делу венец.
Ничего подобного! Кругом шагом марш к п. 12.
Вам не повезло. Вернитесь еще раз к п. 39.
На Руси гостем называли:
Купца (переходите к п. 16)
Соседа (переходите к п. 18)
Молодцом! Сделайте шаг вниз к п. 39.
Столицей Русского государства в IX – X вв. была:
Москва (переходите к п. 28)
Киев (переходите к п. 32)
Новгород (переходите к п. 36)
Ну вот, вроде бы, и все. На прощание последнее испытание. Назовите имя князя, правившего во времена богатырей (при его дворе они частенько пировали). Ответ в п. 34.