Разработка внеклассного мероприятия по истории Казахстана "Колесо истории". Предлагается проведение данной игры непосредственно накануне празднования Дня Независимости. Игра рассчитана на две команды с расчетом на 6 видов заданий. ПО итогам шести туров выявляется команда победитель состязания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра "Колесо истории"»
Костанайская область
Карабалыкский район
«ГУ Карабалыкская средняя школа имени Абая Кунанбаева
Отдела образования Карабалыкского района»
Интеллектуальная игра «Колесо истории»,
посвященная празднованию
Дня Независимости Республики Казахстан.
Учитель истории: Гардер С.П.
Пос. Карабалык
Интеллектуальная игра «Колесо истории», посвященная празднованию Дня Независимости Республики Казахстан.
22 года живет Казахстан независимым государством. 16 декабря 1991
года в нашей стране был принят Конституционный Закон «О государственной независимости Республики Казахстан». Этот день – 16 декабря был объявлен государственным праздником Днем Независимости!
У казахского народа путь к независимости и свободе был тернистым и долгим. Много веков понадобилось нашим предкам, чтобы заселить, освоить, защитить родную землю от врагов и передать ее в наследство нам, ныне живущим.
В честь празднования Дня Независимости республики Казахстан, приглашаем команды учащихся сразиться в интеллектуальном шоу «Колесо истории».
Представление команд. Представление плана игры.
Представление членов жюри. Жюри оценивает ответы в баллах. При оценивании учитывается грамотность ответа, быстрота реакции и соблюдении дисциплины.
1.«Блиц – разминка»: право ответа у команды, первой подавшей сигнал (сигнал – знак), за каждый правильный ответ команда получает один балл:
1 команда
2 команда
1.Наука, изучающая прошлое человека по древним источникам (археология).
2.Рисунки на скалах (петроглифы).
3.Древнекаменный век называется (палеолит).
4.В какую эпоху были изобретены лук и стрелы (мезолит).
5.Музыкально-инструментальное произведение (кюй).
6.Что изучает, наука геральдика? (гербы)
7.Короткий меч кочевников (акинак).
8.С кем воевали казахи в годы «великого бедствия» 1723—1727 гг. (сджунгарами).
9.Свод законов «Жеты Жаргы» кто создатель (ханТауке).
10.Восстание (1837–1847) под предводительством кого (КенесарыКасымулы).
11.Какой регион нашей республики называется Казахстанской Швейцарией? (Кокчетавскиегоры)
12.С появления какой звезды казахи готовились к зимовке? (Сириус)
13.Кто из известных русских географов за исследование гор Казахстана получил в добавление к своей фамилии название этих гор? (Семенов - Тянь – Шанский).
14.Первая столица Казахской Республики? (Оренбург)
15.Знаменитый акын при хане Аблае? (БухарЖырау)
Наука, изучающая происхождение народов, быт, обычай и традиции (этнография).
Передвижное жилище кочевников (куйме).
Состязание акынов (айтыс).
Где был найден Золотой человек? (вИссыкскомкургане).
Объединение людей, живущих вне своей исторической родины (диаспора).
Древнее племя Казахстана, не раз отражавшее нападения персов (Саки).
Как назывался правитель уйсуней (Гуньмо).
1752 год какой город был заложен на берегу Ишима (г. Петропавловск)
Восстание казахов в Младшем жузе (1783–1797) под предводительством… (СырымаДатова).
Какие ворота в Казахстане никогда не закрываются? (джунгарские)
Как называли судью у казахов? (Бий)
В каком городе родился Аль-Фараби? (Отрар)
Какое имя было дано Чингисхану при рождении? (Тимучин)
Какой полуостров в Казахстане называется «полуостровом сокровищ»? (Мангышлак)
Настоящее имя Абылай-хана? (Абилмансур)
2 Тур «Летопись прошлого»
Составьте летопись (рассказ), связанную с этими определениями.
1 группа
1. Эпоха неолит.
2. 800 неолитических стоянок.
3. Эпоха «глиняных горшков».
4. «Неолитическая революция».
5. Составные орудия труда.
2 группа
1. Ачинск
2. 30 поселений,150 могильников Петровка и Боголюбова (Сев. Каз.)
3. «…носаты, а лица их почти без скул, с широко открытыми глазами, крупного телосложения»
4. Аркаим.
5. Андроновская культура.
3 Тур. Конкурс – «Портреты заговорили»:
Перед вами портреты. Вы должны указать портрет того исторического деятеля, к которому относится мой рассказ. Жюри оценивает ответ в 2 балла. На обсуждение 20 секунд, капитан сообщает правильный ответ.
1.
Джунгары не щадили никого. Люди в панике убегали, прихватив самое необходимое. Поэтому, еще удивительнее было увидеть юрту, одиноко стоящую, и хозяина, не собирающегося в дорогу. Джунгары спросили: «Почему ты не собираешься в путь?» На что он ответил: «В моей юрте ласточка скоро выведет птенцов, не разрушать же гнездо». (Толе-би).
2.
«Нет, не раб он, - утверждала жена бая, - рабы так не едят. Рабы так не ведут себя: на голую землю не садится, на пищу не набрасывается, руки не помыв, к еде не притрагивается». В русских летописях его называли царевичем сибирским. (Абылай-хан)
3.
Его имя известно всему арабскому миру. Его труды и рукописи хранятся в библиотеках Веймара, Парижа, Лондона, Феса, Каира и других крупных городов. Самое крупное произведение «Диуан ал-адаб» («Литературный сборник»), где ученый всесторонне систематизировал вопросы литературы и языка. Он не оставил своей биографии, как это делали некоторые философы и служители ислама. Не сделали этого и его ученики. (Аль-Фараби)
4.
Согласно одному из мусульманских мифов, Мухаммад перед смертью, собрав народ, обратился с вопросом: "Кто возьмет на себя символ моей миссии (аманат - чётки) и продолжит мои дела?" Вызвался долгожитель Арыстан Баб, который по разным данным жил 200, 300, 600 или 900 лет. 500 лет спустя где-то в степи встречается Арыстан Бабу 11-летний мальчик и безо всяких предисловий требует: "Аксакал, будьте добры, отдайте мне мой аманат". Этим мальчиком был ….
(Ахмет Яссави).
5.
При рождении он получил имя Ибрагим, но мать дала ему другое имя, означающее "проницательный". Самовластный отец хотел видеть в сыне будущего влиятельного наследника, знаменитого бая. Но юноша встает на сторону обездоленного народа. Это приводит к разрыву с отцом. Его творчество явилось воплощением духовных, творческих сил казахского народа. О жизни и творчестве этого великого человека написан роман. (Абай Кунанбаев)
6.
Создал в Казахстане сеть народных школ, научно разработал, написал учебные и методические пособия. В "киргизской хрестоматии" использовал новый алфавит. Сочиненные им стихи и рассказы положили начало развитию детской казахской литературы. (Ыбырай Алтынсарин)
4 Тур «Аналогичный смысл».
У казахского народа, также как и у русского, имеется множество похожих пословиц. Я вам зачитываю казахскую пословицу, а вам следует сказать русскую, похожую по смыслу.
1.Двум людям стоит потесниться, и третий может поместиться. (В тесноте, да не в обиде)
2.Хоть ты друга нового найдешь, старый друг по-прежнему хорош. (Старый друг лучше новых двух)
3. Придет нетяжкая беда – поможет сладкая еда, поможет верный друг, коль у тебя беда. (Друг познается в беде)
4. Сто джигитов, дружных меж собой, без труда одержат сто побед и над тысячью лихих героев, меж которыми согласья нет. (Один в поле не воин)
5 Тур «Памятные даты». Работа по карточкам
1 группа
1. 30 августа 1995 г. — принятие Конституции РК.
2. 15 ноября 1993 г. — принятие Национальной валюты — тенге.
3. 1986 г. 16—18 декабря — Декабрьские события в Алма-Ате.
4. 1992 г. 22 марта вхождения Казахстана в состав ООН.
5. 1998 г. 7 мая — г. Акмола был переименован в г. Астану
2 группа
1. 1992 г. 7 мая — создание Вооруженных сил РК.
2. 16 декабря 1991 г. — принятие независимости РК.
3. 1995 г. 1 марта — Создание Ассамблей народа Казахстана.
4. 2011 г. 29 января — Послание Президента РК.
5. 1992 г. 4 июня — утверждение государственной символики РК.
6 Тур «Конкурс капитанов».
Первый тур для капитанов «Самый главный закон». За правильный ответ 2 балла, если ответа нет, вы можете один раз просить помощи у команды, но за правильный ответ получите 1 балл.
1 команда.
1.Кому принадлежит право выступать от имени народа и государства?
(Президенту и Парламенту)
2.Форма правления в Республике Казахстан.
(Унитарное государство с президентской формой правления.)
3.Каким государством утверждает себя Республика Казахстан?
(Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским,
правовым и социальным государством.)
4.Какие высшие ценности закреплены Конституцией Республики Казахстан?
(Высшими ценностями являются человек, его жизнь, права и свободы.)
2 команда.
1.Кто в Республике Казахстан является источником государственной власти?
(Единственным источником государственной власти является народ.)
2.Срок полномочий Президента Республики Казахстан.
(семь лет.)
3.С какого возраста гражданин Республики Казахстан может быть
депутатом Маслихата?
(С двадцати лет.)
4.Какой государственный орган является местным представительным органом?
(Маслихаты.)
«Конкурс капитанов». Журналист.
Второй тур. Взять интервью у капитана другой команды, тема «Патриот ли ты своей страны».