Интеллектуально - познавательная игра «Колесо истории»
Интеллектуально - познавательная игра «Колесо истории»
В интелектуально-познавателбной игре "Колесо истории"учителями истории и литературы ставятся следующие цели:
-развитие любознательности учащихся,расширение их кругозора, развитие интереса к истории Родины,сплочение коллектива,выработка уменийи навыков совместной деятельности в команде ,воспитание уважительного отношения к героическому прошлому Родины,воспитание гражданственности и патриотизма;формирование духовно-нравственного потенциала,обучение стилю общения в условиях игровой деятельности.
Просмотр содержимого документа
«Интеллектуально - познавательная игра «Колесо истории» »
Интеллектуально - познавательная игра
«Колесо истории»
Чос Л.Н., Мымрикова Е.В.
Цели: активизация знаний учащихся;
- развитие любознательности, расширение кругозора, интеллекта;
- сплочение коллектива, привитие навыка работы в команде;
- воспитание патриотизма;
- развитие уважительного отношения к прошлому Родины;
- формирование духовно-нравственного потенциала личности.
Предварительнаяподготовка: индивидуальные консультации, мини-лекции, работа со справочным материалом в библиотеке.
Оборудование: выставка книг и справочников, музыкальное мультимедийное вступление на тему: «Тихая моя Родина», слайды, репродукции картин русских художников.
Ход игры
I. Вступительное слово учителя (под музыку и показ слайдов с изображением русской природы).
- Мы рады приветствовать вас на нашей интеллектуально-познавательной игре «Колесо истории».
«О, светло светлая и украсно украшенная земля Русская! И многими красотами удивлена еси: озёрами многими, реками и кладязьми местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми многими – всего еси исполнена земля русская, о правоверная вера христианская», - так повествуется о русской земле в древнерусской летописи.
Мы приглашаем вас, дорогие ребята и уважаемые взрослые, в увлекательное путешествие по Великой Руси, её истории и литературе, её традициям, культуре и искусству. Каждый человек должен знать свои истоки, хранить память о прошлом своего народа, любить Родину.
Представляю вам участников игры.
I. «Визитная карточка» (представление команд)
II. Ведущий объявляет порядок конкурсов:
Блиц - «Разминка».
«Рука судьбы» (по жребию выбор одной из номинаций: «Общие знания»; «Древнерусская литература»; «Праздники»; «Сказки»; «Костюм»; «Пища»; «Фразеологизмы»; «Жилище»; «Мифология»).
8. Произведения устной поэзии о русских богатырях (Былины)
9. Когда и где в военной истории опасность представляла свинья? (1242 г. – Ледовое побоище)
10. Какой русский царь любил плотничать? (Петр I)
Отвечает вторая команда.
1. Религия древних славян (Язычество)
2. Бог плодородия (Ярило)
3. Князь, погибший от укуса змеи (Олег)
4. Похоронный обряд у древних славян (Тризна)
5. Как называлась чаша, передаваемая по кругу во время пира (Братина)
6. Князь, единственный из всех киевских правителей в конце своей жизни стал называться царем (Ярослав Мудрый)
7. Этот музыкальный инструмент обожал Петр I и охотно играл на нем, хотя не переносил игру оркестра и музыку вообще (Барабан)
8. Прозвище Ивана IV (Грозный)
9. Столица древнерусского государства (Киев)
10. Название зависимого крестьянина в России (Крепостной)
2. «Рука судьбы».
«Общие знания»
1. Первый русский книгопечатник (Иван Федоров)
2. Имя России (Александр Невский)
3. Основной закон государства (Конституция)
4. Основные государственные символы (Герб, флаг, гимн)
5. Имя президента России (Дмитрий Анатольевич Медведев)
6. Русский народный трёхструнный инструмент (Балалайка)
7. Как называют человека, исполняющего музыку на церковных колоколах? (Звонарь)
8. Какой музыкальный инструмент назван в честь древнерусского певца-сказателя? (Баян)
9. Когда отмечается День России (12 июня)
10. Какой царь запретил боярам носить бороды? (Петр I)
«Древнерусская литература»
1. Рассказ о жизни святого (Житие)
2. Автором какого произведения является Владимир Мономах? (Поучение)
3. Имя монаха, автора «Повести временных лет» (Нестор)
4. Где на Руси создавались первые книги? (В монастырях)
5. Кто такой Баян? (Певец древней Руси)
6. Запись по историческим годам (Летопись)
7. Произведения о русских богатырях и их подвигах (Былины)
8. Этот богатырь просидел на печи 30 лет и 3 года, а потом оказался на картине В.М. Васнецова? (Илья Муромец)
9. Это богатырь – крестьянин, труженик (Вольга)
10. В очень далекие времена на пиру большим уважением пользовались те, кто опыт народа, его историю и предания хранил в памяти. Как называли этих желанных гостей – рассказчиков? (Сказатели)
«Праздники»
1. В какой день празднуют Рождество православные христиане? (7 января)
2. Название старинного славянского праздника – проводов зимы? (Масленица)
3. Какой праздник символизирует Светлое Христово Воскресение? (Пасха)
4. Какой главный предмет Пасхи символизирует зарождение новой жизни? (Яйцо)
5. Как называется период, в течение которого люди воздерживаются по религиозным причинам от многих продуктов? (Пост)
6. В какой день Масленичной недели принято было просить прощение? (Воскресенье)
7. Как в старину назывался праздник, связанный с рождением человека? (Именины)
8. Как называется праздник в честь христианского триединства: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа? (Троица)
9. Когда крестьяне пекли изделия из теста в виде птиц? (В начале весны)
10. Почему день 7 июля называют Днём Ивана Купала? (День здоровья, дающий силу «чистоплотным», на заре купание, дающее целебную силу и здоровье)
«Сказки»
1. Целый день в зеленой коже,
Целый день всё «квак» да «квак»
Но скрывается под кожей та,
Что всех мудрей, пригожей.
(Царевна-лягушка)
2. На метлу свою вскочу,
Над лесами полечу.
Не ходите, дети, в лес, далеко за речку-
На лопату посажу и отправлю в печку.
(Баба-Яга)
3. Помогла тянуть я репку,
Поселилась в теремке.
Вот чудесная избушка!
А зовут меня ….
(Норушка)
4. Эх, лежать бы на печи да жевать бы калачи,
Вёдра носят воду сами, привезут дрова мне сани.
Сплю я целую неделю. А зовут меня …
(Емеля)
5. Какой новый способ ловли рыбы изобрела лиса? (хвостом)
6. Народный детектив с тремя покушениями и одним убийством.
(Колобок)
7. Ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами.
(Конек-Горбунок)
8. Кто сварил вкусную кашу из необычного и несъедобного предмета?
(Солдат из топора)
9. Сказочная нечистая сила с острыми рогами и длинным хвостом.
(Черт)
10. Герой, который посредством свиста побеждал противника
(Соловей-разбойник)
«Костюм»
1. Как называется женское платье без рукавов, надеваемое поверх рубахи? (Сарафан)
2. Главная нательная одежда женщин, мужчин, детей длиною ниже колен? (Рубаха)
3. Чем мужчины Древней Руси подпоясывали одежду? (Кушак)
4. Плетёная обувь крестьянина? (Лапти)
5. Валяная зимняя обувь? (Валенки)
6. Длинное меховое пальто? (Шуба)
7. Что на одежде служило украшением и оберегом от сглаза? (Вышивка)
(Отвечают в команде письменно. Правильный ответ – 1 балл)
II. «Поле брани»
Ведущий читает слово и даёт три варианта ответа. Участники должны выбрать правильный.
Вопросы
1. «Халтура»
а) легкий заработок сверх основного у певчих в церкви;
б) награды в виде медали из дешёвой меди;
в) проверка документов при въезде в город.
2. «Изверги»
а) слишком говорливые люди;
б) древнерусские фермеры, то есть те, кто покидал общину ради частного землепашества;
в) дети, подвергнутые публичной порке.
3. «Болван»
а) бескорыстный человек;
б) вдовец;
в) массивная глыба, скала.
4. «Олух»
а) пастух;
б) конюх;
в) староста деревни.
5. «Негодяй»
а) недоверчивый человек;
б) рекрут, не пригодный к воинской службе;
в) человек, не способный к труду.
III. Тест «Устаревшая лексика» (команда показывает буквы А, Б, В)
Для 1 команды.
1. Агнец – это:
а) ангел; б) ягнёнок; в) огонь;
2. Где вам могли встретиться БУКИ
а) в лесу; б) в книге; в) на картине;
3. Духовник – это человек
а) играющий на духовых инструментах;
б) создаёт духи;
в) совершает духовные обряды;
4. Басурман – это
а) национальность;
б) воинское звание;
в) вероисповедание;
5. Клобук носят на
а) голове; б) шее; в) в кармане;
Для 2 команды:
1. Алкать – значит
а) кричать; б) жаждать, хотеть; в) бежать;
2. Пращур – это:
а) динозавр;
б) отец прапрадеда;
в) болезнь;
3. Забрало – это:
а) меч;
б)городская стена;
в) кольчуга;
4. Лепота – это
а) лепные узоры;
б) настой липы;
в) красота;
5. Чтобы стать толмачом, необходимо
а) хорошо рисовать;
б) быстро бегать;
в) знать языки;
IV. «О чём поведают русские пословицы»
Каждая команда получает перечень пословиц. Задание: определить по пословицам занятия наших предков – древних славян.
1. Жнут поле в пору.
2. Куй железо пока горячо.
3. Овчинка выделки не стоит.
4. Не боги горшки обжигают.
5. Не бравшись за топор, избы не срубишь.
6. Какова пряха, такова на ней и рубаха.
7. Без труда не вынешь рыбку из пруда.
8. На охоту ехать, собак кормить.
9. Что посеешь, то пожнёшь.
10. Согласное стадо и волк не берёт.
5.«Конкурс капитанов»
I. 5 вопросов на смекалку
1. В какое время года крестьянин рубил деревья для строительства дома? (зимой)
2. Какой из предметов крестьянской избы называли «Божьей ладонью»? (печь, лавка, стол, сундук)
3. Какое дерево сажал крестьянин в середине места, выбранного для строительства избы? (ель, берёзу, дуб, вербу)
4. Какие литературные предания в древности принято было не рассказывать, а петь? (легенды, былины, сказки, загадки)
5. На царском пиру подавали до 500 блюд. Какое из блюд было первым и главным? (павлины, лебеди, икра, осетры)
II. Похвальное слово о Родине (2 минуты на подготовку – не более 1 минуты речь)
Подведение итогов
Благодарим вас за участие в игре «Колесо истории», позволившей вспомнить о своих корнях, традициях и обычаях русичей, вспомнить их ратные подвиги. В летописи сказано: «Русичи были лицом приветны, очами светлы, сверх меры храбры, к приезжающим приветны, к церквам прилежны, ратному делу искусны, перед послами величавы. Мужественный ум имели, в правде – истине пребывали».