Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания
Из опыта работы по формированию УУД. Познвательные универсаньные учебные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания»
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания
Важное место в формировании умения учиться занимают познавательные универсальные учебные действия. Формирование познавательных универсальных учебных действий связано с содержанием учебных предметов, способами и логикой преобразования учебного материала. Во втором разделе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», были сформулированы основные требования к итоговым навыкам и умениям учеников по истории, а именно: 1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; 2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов; 3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире; 4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества; 5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; 6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве [5]. Таким образом, значение исторического образования сегодня состоит в становлении исторического мышления, под которым понимается набор мыслительных стратегий, дающих ученику возможность самостоятельно разобраться в исторических реалиях. В тоже время, системно–деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования УУД, логика развития которых строится по формуле: от действия к мысли [1, с. 3]. Формирование познавательных универсальных учебных действий связывают с учением школьника, когда главное содержание его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. Познавательные универсальные учебные действия –это особая избирательная направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательные универсальные учебные действия становятся основой положительного отношения к учению [4, с. 851]. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. Общеучебные универсальные действия: – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств: – знаково-символические — моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; – умение структурировать знания; – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; – смысловое чтение как осмысление цели чтенияи выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; – постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Универсальные логические действия: – анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); – синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; – выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; – подведение под понятия, выведение следствий; – установление причинно-следственных связей; – построение логической цепи рассуждений; – доказательство; – выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: – формулирование проблемы; – создание способов решения проблемы [4, с. 852]. Итак, исходя из такого многообразия познавательных учебных действий, видно, что необходима корректировка методов, приемов и способов обучения, которые будут направлены на их формирование. В частности, в процессе преподавания истории и обществознания следует уделять внимание выполнению следующих видов заданий: заполнение систематизирующих и сравнительных таблиц, логических схем; задания на анализ цифровой информации (графиков, диаграмм, статистических данных);задания, требующие использования информации одновременно из нескольких предлагаемых источников; задания на определение объекта по приведенной характеристике и др. Формированию познавательных учебных действий также способствует работа с различными памятками и алгоритмами, например: алгоритм анализа и интерпретации источника; анализа произведения искусства; памятка для определения причинно-следственных связей; сравнения и обобщения.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(231) "Выступление на тему: «Приёмы и методы работы с текстом с целью формирования познавательных УУД на уроках истории в 5 классах». "
["seo_title"] => string(136) "vystuplieniie-na-tiemu-priiomy-i-mietody-raboty-s-tiekstom-s-tsiel-iu-formirovaniia-poznavatiel-nykh-uud-na-urokakh-istorii-v-5-klassakh"
["file_id"] => string(6) "236039"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1443949740"
}
}