Дата: _________________
Класс: 8
Тема: Водород – химический элемент и простое вещество. Изотопы водорода.
Цель:
1. Познакомить учащихся с распространением водорода в природе; с положением в Периодической Таблице Д.И.Менделеева; историей открытия; с водородом – как простым веществом, его физическими свойствами, со способами получения водорода.
2. Развивать умения: давать характеристику водороду, как химическому элементу и простому веществу, по опорным конспектам; анализировать, сравнивать;
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, использование ИКТ.
Оборудование: презентация «История открытия водорода», видеофрагмент «Водород»
Сценарий урока
- Мотивация
1.Орг.момент
Учитель:
А над нами, а над нами
Луг с волшебными цветами.
Золотистые Цветы
Расцвели средь темноты.
Учитель: О чем идет речь?
Учащиеся: о звездах
Учитель: И их количество во Вселенной огромно.
Как вы думаете, какой химический элемент занимает первое место по распространенности во Вселенной? (Учащиеся высказывают свои предположения, учитель записывает все на доске в виде схемы, например: – кислород
– водород
– углерод
– железо).
Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока – нужно решить кроссворд, отгадать ключевое слово.
Кроссворд
- Химический элемент № 50.
- Мельчайшая химически неделимая частица.
- Кто сформулировал периодический закон химических элементов?
- Способность атома в соединении притягивать к себе электроны.
- Отрицательно заряженная частица
- Способность атома образовывать определенное количество химических связей
- Поддерживает горение
Тема нашего урока запишите в тетради: «Водород – химический элемент и простое вещество. Изотопы водорода».
(учитель возвращается к схеме, которую сделал вначале урока по предположениям детей и вычеркивает неправильные варианты ответов, оставив только водород).
Учитель: в ходе урока вы должны ответить на вопрос: Почему номер один? (вопрос записан на доске)
Чтобы ответить на этот вопрос, какие знания вы должны получить о водороде?
(Учащиеся высказывают свои предложения, учитель на доске составляет схему).
- Распространенность в природе
- История открытия
- Характеристика элемента по ПСХЭ
- Получение
- Характеристика простого вещества
- Изотопы водорода
Изучение нового материала.
Учитель: что вам уже известно о водороде?
Учитель: Распространенность водорода в природе. (записывают в тетрадь).
Учитель: Какой процент на долю водорода приходится в Земной коре и во Вселенной?
Учащиеся: в Земной коре на долю водорода приходится примерно 1%, а во Вселенной 92%.
Учитель: Какой можно сделать вывод о распространенности водорода во Вселенной?
Учащиеся: водород самый распространенный химический элемент во Вселенной – № 1.
Учитель: Запишите в тетради: история открытия водорода. Внимательно прослушайте доклад и ответьте на вопрос: кто дал характеристику свойств водорода, впервые доказал, что водород это простое вещество?
(доклад). Английский ученый Генри Кавендиш в 1766 г. получил водород действием цинка, олова или железа с серной или соляной кислотой. Водород до Кавендиша получали и другие ученые, но они и не пытались изучить его свойства. Интересно отметить, что водород принимали за разновидность воздуха или флогистон. Ломоносов в своей диссертации "О металлическом блеске” писал: "При растворении какого-либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотных спиртах из отверстия склянки вырывается горючий пар, который представляет собой флогистон”.
Большинство исследователей, в том числе и Кавендиш, принимали водород за флогистон, и называли его "горючий газ”. Кавендиш первым подробно описал способы получения, а так же физические и химические свойства водорода. Он установил, что водород не растворяется в воде и щелочах, при смешивании его с воздухом образуется взрывчатая смесь. Поэтому Кавендиш новому газу дал название "горючий воздух”. Поскольку при действии кислот на различные металлы выделялся один и тот же газ, Кавендиш утвердился в своем мнении что водород – это флогистон. В 1781 году английский ученый, наблюдая горение водорода на воздухе: Н2 + О2 = 2Н2О установил, что водород при горении превращается в чистую воду. Но он сделал неверный вывод, посчитав, что вода, вещество элементарное, т.е. простое. В 1779 г. А. Лавуазье совместно с Ж. Менье осуществили термическое разложение воды и установили, что она состоит из кислорода и водорода.
Данные Лавуазье: 85 частей кислорода и 15 частей водорода.
Современные данные: 88,9% кислорода и 11,2% водорода.
Современное название водороду дал французский физик и химик А. Гитон де Морво в 1787 году. Он предложил латинское название гидрогениум, означающее "рождающий воду”. Русское название (по смыслу такое же): вода род.
Водород стал первым известным простым газообразным веществом. Его открытие имело огромное значение для становления современной научной химии.
Вывод: Г.Кавендиш дал характеристику свойств водорода, а французский ученый А.Лавуазье доказал, что водород – простое вещество и назвал его «Гидрогениум». Что это означает?(запишите в тетрадь)
Учитель: запишите в тетрадь : ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТА. Сейчас узнаем о водороде как о химическом элементе. Для этого обратимся к Периодической Таблице Д.И.Менделеева.
Заполняем таблицу, а в ходе проверки записываем все в тетрадь:
Характеристика элемента:
- Название вещества
- Латинское название
- Химический знак
- Порядковый номер
- № периода, ряд
- № группы, подгруппа
- Относительная атомная масса
- Заряд ядра атома
- Количество протонов
- Количество нейтронов
- Количество электронов
- Валентность
- Электронная и графическая формула
Теперь передайте свои листочки соседям. И давайте проведем взаимопроверку. (взаимопроверка, оглашение результатов). Какой вывод можно сделать о положении водорода в Периодической Таблице Д.И.Менделеева? ответы учащихся
Запишите в тетрадь: ПОЛУЧЕНИЕ
Учитель: Сейчас мы с вами посмотрим интересный опыт – получение водорода. Обратите внимание на физические свойства водорода. (просмотр видеофрагмента 05.04-12.18)
Учитель: Какой это газ? Опишите его физические свойства.
Ответы учащихся
Учитель: Как можно получить водород в лаборатории?
Учащиеся: Водород можно получить, если в соляную кислоту опустить цинк. Учитель: Запишите уравнение реакции получения водорода в тетради:
Zn + 2 HCl = ZnCl2 + H2
Также водород можно получить
2) В промышленности:
СН4 + Н2О = СО + Н2
Н2О = Н2 + О2
следующее задание определите в каком веществе по процентному содержанию содержится больше водорода. Вычислить это можно по формуле:
Ответы учащихся.
Запишите в тетрадь: Водород - вещество.
Учитель: Каков состав вещества водорода? Это простое или сложное вещество? Почему?
Учащиеся: Вещество водород состоит из двух атомов водорода, и на письме записывается как – Н2. Это простое вещество, потому что состоит из одного вида атомов.
Запишите в тетрадь: Физические свойства водорода.
Учитель: Какими физическими свойствами обладает водород? Заполните таблицу. В помощь можете открыть учебник на стр.___§ ___
Физические свойства водорода.
- Агрегатное состояние-
- Цвет-
- Запах-
- Вкус-
- Растворимость в воде-
- Температура сжижения (кип)-
- Теплопроводность-
- Масса водорода по сравнению с воздухом-
Учащиеся: Простое вещество водород – это газ, легче воздуха, без цвета, без запаха, без вкуса, tкип = – 2530С. Масса водорода легче воздуха поэтому водород можно собирать путем вытеснения воздуха из пробирки или воды. При этом пробирку нужно перевернуть вверх дном.
Запишите в тетрадь: ИЗОТОПЫ ВОДОРОДА
Изотопы водорода были открыты в 30-x годах текущего столетия и быстро приобрели большое значение в науке и технике. В конце 1931 г. Юри, Брекуэдд и Мэрфи исследовали остаток после длительного выпаривания жидкого водорода и обнаружили в нем тяжелый водород с атомным весом 2. Этот изотоп назвали дейтерием (Deuterium, D) от греч. - другой, второй. Спустя четыре года в воде, подвергнутой длительному электролизу, был обнаружен еще более тяжелый изотоп водорода 3Н, который назвали тритием (Tritium, Т), от греч. - третий. Таким образом у водорода имеется три устойчивых изотопа. Запишите в тетради строение ядра их атомов. (проверка у доски.)
- Закрепление полученных знаний
Я думаю, что все сегодня на уроке пытались приложить максимум усилий для выполнения заданий в группах, работали, делали выводы, анализировали, сравнивали, тем самым постепенно усваивая материал о водороде. Учащимся необходимо ответить на следующие вопросы.
- В каком аппарате получают водород?
- Как растворяется водород в воде?
- Почему перед началом опытов проверяют водород на чистоту?
- Что означает латинское название водорода Hydrogenium?
- Где применяется водород?
Учитель: Вернемся к поставленному в начале урока проблемному вопросу.
Можем ответить, почему водород номер один?
Учащиеся: Да, можем. Водород является элементом номер один, т.к. по распространенности во Вселенной он занимает первое место;
в Периодической Таблице Д.И.Менделеева он так же является элементом номер один;
самый легкий, легче воздуха в 14,5 раз;
противостоит горению, т.к. Hydrogenium переводится как, рождающий воду;
очень горюч.
Учитель: (возвращаясь к схеме, где учащиеся ставили цели урока) На все, поставленные в начале урока цели, вы нашли ответы? Что вы узнали о водороде? (Учащиеся отвечают, что на все поставленные в начале урока цели они нашли ответы; узнали о водороде как о химическом элементе, простом веществе, его физических свойствах и получении).
Рефлексия.
- Д/з пар 30,31 пересказ. Составить кроссворд о водороде (по желанию)
- Итоги урока
- Закончите предложение:
На доске записаны незаконченные предложения выберите себе одно предложение и закончите его.
Меня удивило…………….
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
мне не понравилось….
Я не понял….
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…