kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Водород – химический элемент и простое вещество. Изотопы водорода.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата: _________________

Класс: 8

Тема: Водород – химический элемент и простое вещество. Изотопы водорода.

Цель:

1. Познакомить учащихся с распространением водорода в природе; с положением в Периодической Таблице Д.И.Менделеева; историей открытия; с водородом – как простым веществом, его физическими свойствами, со способами получения водорода.

2. Развивать умения: давать характеристику водороду, как химическому элементу и простому веществу, по опорным конспектам; анализировать, сравнивать;

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, использование ИКТ. 

Оборудование: презентация «История открытия водорода», видеофрагмент «Водород»

Сценарий урока

  1. Мотивация

1.Орг.момент

Учитель:

А над нами, а над нами
Луг с волшебными цветами.
Золотистые Цветы
Расцвели средь темноты.

Учитель: О чем идет речь?

Учащиеся: о звездах

Учитель: И их количество во Вселенной огромно.

Как вы думаете, какой химический элемент занимает первое место по распространенности во Вселенной? (Учащиеся высказывают свои предположения, учитель записывает все на доске в виде схемы, например: – кислород

– водород
– углерод
– железо).

Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока – нужно решить кроссворд, отгадать ключевое слово.

Кроссворд

  1. Химический элемент № 50.
  2. Мельчайшая химически неделимая частица.
  3. Кто сформулировал периодический закон химических элементов?
  4. Способность атома в соединении притягивать к себе электроны.
  5. Отрицательно заряженная частица
  6. Способность атома образовывать определенное количество химических связей
  7. Поддерживает горение

Тема нашего урока запишите в тетради: «Водород – химический элемент и простое вещество. Изотопы водорода».

 (учитель возвращается к схеме, которую сделал вначале урока по предположениям детей и вычеркивает неправильные варианты ответов, оставив только водород).

Учитель: в ходе урока вы должны ответить на вопрос: Почему номер один? (вопрос записан на доске)

Чтобы ответить на этот вопрос, какие знания вы должны получить о водороде?

(Учащиеся высказывают свои предложения, учитель на доске составляет схему).

  1. Распространенность в природе
  2. История открытия
  3. Характеристика элемента по ПСХЭ
  4. Получение
  5. Характеристика простого вещества
  6. Изотопы водорода

Изучение нового материала.

Учитель: что вам уже известно о водороде?

Учитель: Распространенность водорода в природе. (записывают в тетрадь).                                                       

Учитель: Какой процент на долю водорода приходится в Земной коре и во Вселенной?

Учащиеся: в Земной коре на долю водорода приходится примерно 1%, а во Вселенной 92%.

Учитель: Какой можно сделать вывод о распространенности водорода во Вселенной?

Учащиеся: водород самый распространенный химический элемент во Вселенной – № 1.

Учитель: Запишите в тетради: история открытия водорода. Внимательно прослушайте доклад и ответьте на вопрос: кто дал характеристику свойств водорода, впервые доказал, что водород это простое вещество?

 (доклад). Английский ученый Генри Кавендиш в 1766 г. получил водород действием цинка, олова или железа с серной или соляной кислотой. Водород до Кавендиша получали и другие ученые, но они и не пытались изучить его свойства. Интересно отметить, что водород принимали за разновидность воздуха или флогистон. Ломоносов в своей диссертации "О металлическом блеске” писал: "При растворении какого-либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотных спиртах из отверстия склянки вырывается горючий пар, который представляет собой флогистон”.
Большинство исследователей, в том числе и Кавендиш, принимали водород за флогистон, и называли его "горючий газ”. Кавендиш первым подробно описал способы получения, а так же физические и химические свойства водорода. Он установил, что водород не растворяется в воде и щелочах, при смешивании его с воздухом образуется взрывчатая смесь. Поэтому Кавендиш новому газу дал название "горючий воздух”. Поскольку при действии кислот на различные металлы выделялся один и тот же газ, Кавендиш утвердился в своем мнении что водород – это флогистон. В 1781 году английский ученый, наблюдая горение водорода на воздухе: Н2 + О2 = 2Н2О установил, что водород при горении превращается в чистую воду. Но он сделал неверный вывод, посчитав, что вода, вещество элементарное, т.е. простое. В 1779 г. А. Лавуазье совместно с Ж. Менье осуществили термическое разложение воды и установили, что она состоит из кислорода и водорода.
Данные Лавуазье: 85 частей кислорода и 15 частей водорода.
Современные данные: 88,9% кислорода и 11,2% водорода.
Современное название водороду дал французский физик и химик А. Гитон де Морво в 1787 году. Он предложил латинское название гидрогениум, означающее "рождающий воду”. Русское название (по смыслу такое же): вода род.
Водород стал первым известным простым газообразным веществом. Его открытие имело огромное значение для становления современной научной химии.
Вывод: Г.Кавендиш дал характеристику свойств водорода, а французский ученый А.Лавуазье доказал, что водород – простое вещество и назвал его «Гидрогениум». Что это означает?(запишите в тетрадь)


Учитель: запишите в тетрадь : ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТА. Сейчас узнаем о водороде как о химическом элементе. Для этого обратимся к Периодической Таблице Д.И.Менделеева.

Заполняем таблицу, а в ходе проверки записываем все в тетрадь:

Характеристика элемента:

  1. Название вещества
  2. Латинское название
  3. Химический знак
  4. Порядковый номер
  5. № периода, ряд
  6. № группы, подгруппа
  7. Относительная атомная масса
  8. Заряд ядра атома
  9. Количество протонов
  10. Количество нейтронов
  11. Количество электронов
  12. Валентность
  13. Электронная и графическая формула

Теперь передайте свои листочки соседям. И давайте проведем взаимопроверку. (взаимопроверка, оглашение результатов). Какой вывод можно сделать о положении водорода в Периодической Таблице Д.И.Менделеева? ответы учащихся

Запишите в тетрадь: ПОЛУЧЕНИЕ

Учитель: Сейчас мы с вами посмотрим интересный опыт – получение водорода. Обратите внимание на физические свойства водорода. (просмотр видеофрагмента  05.04-12.18)

Учитель: Какой это газ? Опишите его физические свойства.

Ответы учащихся

Учитель: Как можно получить водород в лаборатории?

Учащиеся: Водород можно получить, если в соляную кислоту опустить цинк. Учитель: Запишите уравнение реакции получения водорода в тетради:

Zn + 2 HCl = ZnCl2 + H2

Также водород можно получить
2) В промышленности:
СН4 + Н2О = СО + Н2
Н2О = Н2 + О2
следующее задание определите в каком веществе по процентному содержанию содержится больше водорода. Вычислить это можно по формуле:

Ответы учащихся.

Запишите в тетрадь: Водород - вещество.

Учитель: Каков состав вещества водорода? Это простое или сложное вещество? Почему?

Учащиеся: Вещество водород состоит из двух атомов водорода, и на письме записывается как – Н2. Это простое вещество, потому что состоит из одного вида атомов.

Запишите в тетрадь: Физические свойства водорода.

Учитель: Какими физическими свойствами обладает водород? Заполните таблицу. В помощь можете открыть учебник на стр.___§ ___

Физические свойства водорода.

  1. Агрегатное состояние-
  2. Цвет-
  3. Запах-
  4. Вкус-
  5. Растворимость в воде-
  6. Температура сжижения (кип)-
  7. Теплопроводность-
  8. Масса водорода по сравнению с воздухом-

Учащиеся: Простое вещество водород – это газ, легче воздуха, без цвета, без запаха, без вкуса, tкип = – 2530С. Масса водорода легче воздуха поэтому водород можно собирать путем вытеснения воздуха из пробирки или воды. При этом пробирку нужно перевернуть вверх дном.

 Запишите в тетрадь: ИЗОТОПЫ ВОДОРОДА

Изотопы водорода были открыты в 30-x годах текущего столетия и быстро приобрели большое значение в науке и технике. В конце 1931 г. Юри, Брекуэдд и Мэрфи исследовали остаток после длительного выпаривания жидкого водорода и обнаружили в нем тяжелый водород с атомным весом 2. Этот изотоп назвали дейтерием (Deuterium, D) от греч. - другой, второй. Спустя четыре года в воде, подвергнутой длительному электролизу, был обнаружен еще более тяжелый изотоп водорода 3Н, который назвали тритием (Tritium, Т), от греч. - третий. Таким образом у водорода имеется три устойчивых изотопа. Запишите в тетради строение ядра их атомов. (проверка у доски.)

  1. Закрепление полученных знаний

Я думаю, что все сегодня на уроке пытались приложить максимум усилий для выполнения заданий в группах, работали, делали выводы, анализировали, сравнивали, тем самым постепенно усваивая материал о водороде. Учащимся необходимо ответить на следующие вопросы.

  1. В каком аппарате получают водород?
  2. Как растворяется водород в воде?
  3. Почему перед началом опытов проверяют водород на чистоту?
  4. Что означает латинское название водорода Hydrogenium?
  5. Где применяется водород?

Учитель: Вернемся к поставленному в начале урока проблемному вопросу.

Можем ответить, почему водород номер один?

Учащиеся: Да, можем. Водород является элементом номер один, т.к. по распространенности во Вселенной он занимает первое место;

в Периодической Таблице Д.И.Менделеева он так же является элементом номер один;
самый легкий, легче воздуха в 14,5 раз;
противостоит горению, т.к. Hydrogenium переводится как, рождающий воду;
очень горюч.

Учитель: (возвращаясь к схеме, где учащиеся ставили цели урока) На все, поставленные в начале урока цели, вы нашли ответы? Что вы узнали о водороде? (Учащиеся отвечают, что на все поставленные в начале урока цели они нашли ответы; узнали о водороде как о химическом элементе, простом веществе, его физических свойствах и получении).

Рефлексия.

  1. Д/з пар 30,31 пересказ. Составить кроссворд о водороде (по желанию)
  2. Итоги урока
  3. Закончите предложение:

На доске записаны незаконченные предложения выберите себе одно предложение и закончите его.

Меня удивило…………….

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

мне не понравилось….

Я не понял….

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Водород – химический элемент и простое вещество. Изотопы водорода. »

Дата: _________________

Класс: 8

Тема: Водород – химический элемент и простое вещество. Изотопы водорода.

Цель:

1. Познакомить учащихся с распространением водорода в природе; с положением в Периодической Таблице Д.И.Менделеева; историей открытия; с водородом – как простым веществом, его физическими свойствами, со способами получения водорода.

2. Развивать умения: давать характеристику водороду, как химическому элементу и простому веществу, по опорным конспектам; анализировать, сравнивать;

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, использование ИКТ. 

Оборудование: презентация «История открытия водорода», видеофрагмент «Водород»

Сценарий урока

  1. Мотивация

1.Орг.момент

Учитель:

А над нами, а над нами
Луг с волшебными цветами.
Золотистые Цветы
Расцвели средь темноты.

Учитель: О чем идет речь?

Учащиеся: о звездах

Учитель: И их количество во Вселенной огромно.

Как вы думаете, какой химический элемент занимает первое место по распространенности во Вселенной? (Учащиеся высказывают свои предположения, учитель записывает все на доске в виде схемы, например: – кислород

– водород
– углерод
– железо).

Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока – нужно решить кроссворд, отгадать ключевое слово.

Кроссворд

  1. Химический элемент № 50.

  2. Мельчайшая химически неделимая частица.

  3. Кто сформулировал периодический закон химических элементов?

  4. Способность атома в соединении притягивать к себе электроны.

  5. Отрицательно заряженная частица

  6. Способность атома образовывать определенное количество химических связей

  7. Поддерживает горение

Тема нашего урока запишите в тетради: «Водород – химический элемент и простое вещество. Изотопы водорода».

(учитель возвращается к схеме, которую сделал вначале урока по предположениям детей и вычеркивает неправильные варианты ответов, оставив только водород).

Учитель: в ходе урока вы должны ответить на вопрос: Почему номер один? (вопрос записан на доске)

Чтобы ответить на этот вопрос, какие знания вы должны получить о водороде?

(Учащиеся высказывают свои предложения, учитель на доске составляет схему).

    1. Распространенность в природе

    2. История открытия

    3. Характеристика элемента по ПСХЭ

    4. Получение

    5. Характеристика простого вещества

    6. Изотопы водорода

Изучение нового материала.

Учитель: что вам уже известно о водороде?

Учитель: Распространенность водорода в природе. (записывают в тетрадь).



Учитель: Какой процент на долю водорода приходится в Земной коре и во Вселенной?

Учащиеся: в Земной коре на долю водорода приходится примерно 1%, а во Вселенной 92%.

Учитель: Какой можно сделать вывод о распространенности водорода во Вселенной?

Учащиеся: водород самый распространенный химический элемент во Вселенной – № 1.

Учитель: Запишите в тетради: история открытия водорода. Внимательно прослушайте доклад и ответьте на вопрос: кто дал характеристику свойств водорода, впервые доказал, что водород это простое вещество?

(доклад). Английский ученый Генри Кавендиш в 1766 г. получил водород действием цинка, олова или железа с серной или соляной кислотой. Водород до Кавендиша получали и другие ученые, но они и не пытались изучить его свойства. Интересно отметить, что водород принимали за разновидность воздуха или флогистон. Ломоносов в своей диссертации "О металлическом блеске” писал: "При растворении какого-либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотных спиртах из отверстия склянки вырывается горючий пар, который представляет собой флогистон”.
Большинство исследователей, в том числе и Кавендиш, принимали водород за флогистон, и называли его "горючий газ”. Кавендиш первым подробно описал способы получения, а так же физические и химические свойства водорода. Он установил, что водород не растворяется в воде и щелочах, при смешивании его с воздухом образуется взрывчатая смесь. Поэтому Кавендиш новому газу дал название "горючий воздух”. Поскольку при действии кислот на различные металлы выделялся один и тот же газ, Кавендиш утвердился в своем мнении что водород – это флогистон. В 1781 году английский ученый, наблюдая горение водорода на воздухе: Н2 + О2 = 2Н2О установил, что водород при горении превращается в чистую воду. Но он сделал неверный вывод, посчитав, что вода, вещество элементарное, т.е. простое. В 1779 г. А. Лавуазье совместно с Ж. Менье осуществили термическое разложение воды и установили, что она состоит из кислорода и водорода.
Данные Лавуазье: 85 частей кислорода и 15 частей водорода.
Современные данные: 88,9% кислорода и 11,2% водорода.
Современное название водороду дал французский физик и химик А. Гитон де Морво в 1787 году. Он предложил латинское название гидрогениум, означающее "рождающий воду”. Русское название (по смыслу такое же): вода род.
Водород стал первым известным простым газообразным веществом. Его открытие имело огромное значение для становления современной научной химии.
Вывод: Г.Кавендиш дал характеристику свойств водорода, а французский ученый А.Лавуазье доказал, что водород – простое вещество и назвал его «Гидрогениум». Что это означает???(запишите в тетрадь)


Учитель: запишите в тетрадь : ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТА. Сейчас узнаем о водороде как о химическом элементе. Для этого обратимся к Периодической Таблице Д.И.Менделеева.

Заполняем таблицу, а в ходе проверки записываем все в тетрадь:

Характеристика элемента:

    1. Название вещества

    2. Латинское название

    3. Химический знак

    4. Порядковый номер

    5. № периода, ряд

    6. № группы, подгруппа

    7. Относительная атомная масса

    8. Заряд ядра атома

    9. Количество протонов

    10. Количество нейтронов

    11. Количество электронов

    12. Валентность

    13. Электронная и графическая формула

    1. Теперь передайте свои листочки соседям. И давайте проведем взаимопроверку. (взаимопроверка, оглашение результатов). Какой вывод можно сделать о положении водорода в Периодической Таблице Д.И.Менделеева? ответы учащихся

    2. Запишите в тетрадь: ПОЛУЧЕНИЕ

    3. Учитель: Сейчас мы с вами посмотрим интересный опыт – получение водорода. Обратите внимание на физические свойства водорода. (просмотр видеофрагмента 05.04-12.18)

    4. Учитель: Какой это газ? Опишите его физические свойства.

    5. Ответы учащихся

    6. Учитель: Как можно получить водород в лаборатории?

    7. Учащиеся: Водород можно получить, если в соляную кислоту опустить цинк. Учитель: Запишите уравнение реакции получения водорода в тетради:

    8. Zn + 2 HCl = ZnCl2 + H2

    9. Также водород можно получить
      2) В промышленности:
      СН4 + Н2О = СО + Н2
      Н2О = Н2 + О2
      следующее задание определите в каком веществе по процентному содержанию содержится больше водорода. Вычислить это можно по формуле:

    10. Ответы учащихся.

    11. Запишите в тетрадь: Водород - вещество.

    12. Учитель: Каков состав вещества водорода? Это простое или сложное вещество? Почему?

    13. Учащиеся: Вещество водород состоит из двух атомов водорода, и на письме записывается как – Н2. Это простое вещество, потому что состоит из одного вида атомов.

    14. Запишите в тетрадь: Физические свойства водорода.

    15. Учитель: Какими физическими свойствами обладает водород? Заполните таблицу. В помощь можете открыть учебник на стр.___§ ___

    16. Физические свойства водорода.

  1. Агрегатное состояние-

  2. Цвет-

  3. Запах-

  4. Вкус-

  5. Растворимость в воде-

  6. Температура сжижения (кип)-

  7. Теплопроводность-

  8. Масса водорода по сравнению с воздухом-

    1. Учащиеся: Простое вещество водород – это газ, легче воздуха, без цвета, без запаха, без вкуса, tкип = – 2530С. Масса водорода легче воздуха поэтому водород можно собирать путем вытеснения воздуха из пробирки или воды. При этом пробирку нужно перевернуть вверх дном.

    2. Запишите в тетрадь: ИЗОТОПЫ ВОДОРОДА

    3. Изотопы водорода были открыты в 30-x годах текущего столетия и быстро приобрели большое значение в науке и технике. В конце 1931 г. Юри, Брекуэдд и Мэрфи исследовали остаток после длительного выпаривания жидкого водорода и обнаружили в нем тяжелый водород с атомным весом 2. Этот изотоп назвали дейтерием (Deuterium, D) от греч. - другой, второй. Спустя четыре года в воде, подвергнутой длительному электролизу, был обнаружен еще более тяжелый изотоп водорода 3Н, который назвали тритием (Tritium, Т), от греч. - третий. Таким образом у водорода имеется три устойчивых изотопа. Запишите в тетради строение ядра их атомов. (проверка у доски.)

  1. Закрепление полученных знаний

    1. Я думаю, что все сегодня на уроке пытались приложить максимум усилий для выполнения заданий в группах, работали, делали выводы, анализировали, сравнивали, тем самым постепенно усваивая материал о водороде. Учащимся необходимо ответить на следующие вопросы.

  1. В каком аппарате получают водород?

  2. Как растворяется водород в воде?

  3. Почему перед началом опытов проверяют водород на чистоту?

  4. Что означает латинское название водорода Hydrogenium?

  5. Где применяется водород?

    1. Учитель: Вернемся к поставленному в начале урока проблемному вопросу.

    2. Можем ответить, почему водород номер один?

    3. Учащиеся: Да, можем. Водород является элементом номер один, т.к. по распространенности во Вселенной он занимает первое место;

    4. в Периодической Таблице Д.И.Менделеева он так же является элементом номер один;
      самый легкий, легче воздуха в 14,5 раз;
      противостоит горению, т.к. Hydrogenium переводится как, рождающий воду;
      очень горюч.

    5. Учитель: (возвращаясь к схеме, где учащиеся ставили цели урока) На все, поставленные в начале урока цели, вы нашли ответы? Что вы узнали о водороде? (Учащиеся отвечают, что на все поставленные в начале урока цели они нашли ответы; узнали о водороде как о химическом элементе, простом веществе, его физических свойствах и получении).

    6. Рефлексия.

  1. Д/з пар 30,31 пересказ. Составить кроссворд о водороде (по желанию)

  2. Итоги урока

  3. Закончите предложение:

    1. На доске записаны незаконченные предложения выберите себе одно предложение и закончите его.

    1. Меня удивило……………..

    2. сегодня я узнал…

    3. было интересно…

    4. было трудно…

    5. я выполнял задания…

    6. я понял, что…

    7. теперь я могу…

    8. я почувствовал, что…

    9. мне не понравилось….

    10. Я не понял….

    11. я приобрел…

    12. я научился…

    13. у меня получилось …

    14. я смог…

    15. я попробую…

    16. урок дал мне для жизни…

    17. мне захотелось…

    1. ДЕЙТЕРИЙ (Deuterium, D) от греч. - другой, второй

    2. Ar=2

    3. ТРИТИЙ (Tritium, Т), от греч. – третий

    4. Ar=3


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Водород – химический элемент и простое вещество. Изотопы водорода.

Автор: Мирау Ирина Андреевна

Дата: 18.09.2015

Номер свидетельства: 231733

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Конспект урока на тему "Водород" "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vodorod"
    ["file_id"] => string(6) "231700"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442595621"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Периодическая система химических элементов "
    ["seo_title"] => string(53) "pieriodichieskaia-sistiema-khimichieskikh-eliemientov"
    ["file_id"] => string(6) "179363"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424978044"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок по химии 8 класс "Химические свойства водорода. Применение""
    ["seo_title"] => string(69) "urok-po-khimii-8-klass-khimichieskiie-svoistva-vodoroda-primienieniie"
    ["file_id"] => string(6) "289682"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454851385"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Контрольная работа по химии 8 класс по итогам 3 четверти "
    ["seo_title"] => string(62) "kontrol-naia-rabota-po-khimii-8-klass-po-itogham-3-chietvierti"
    ["file_id"] => string(6) "190623"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1427200150"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Водород - химический элемент и простое вещество. Изотопы водорода. Получение водорода."
    ["seo_title"] => string(95) "vodorod-khimichieskii-eliemient-i-prostoie-vieshchiestvo-izotopy-vodoroda-poluchieniie-vodoroda"
    ["file_id"] => string(6) "248227"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446699867"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства