Доклад на тему «Методы и приёмы изучения биографии писателя в школе»
Доклад на тему «Методы и приёмы изучения биографии писателя в школе»
Доклад на тему «Методы и приёмы изучения биографии писателя в школе» учительницы русского языка и литературы Асаловой Несибели средней школы Манашы, Мангистауская область Бейнеуский район Методика изучения биографии писателя определяется с учётом целей и задач изучения жизни и творчества художника слова,творческих возможностей учащихся. Основная цель изучения биографии писателя –создать целостное представление об авторе.Основными методами изучения биографии писателя являются рассказ и лекция учителя,беседа.Составными частями названных методов являются приёмы,которые отличаются большим разнообразием: устное словесное рисование; цитирование; пересказ по опорной схеме,синтетической,хронологической таблице; работа с различными видами наглядности,видео-фотосерии из жизни писателя,составление плана характеристики жизни и творчества писателя; написание рефератов, докладов, сочинений, эссе и многие другие. Рассказ учителя является одним из эффективных методов изучения биографии писателя.Основные критерии рассказа учителя: содержательность,логичность,конкретность,доступность. Составными приёмами рассказа могут быть цитирование мемуарной литературы, высказываний современников,друзей писателя,карты его путешествия,различных типов таблиц,выборочное чтение фрагментов из произведений писателя и т. д . Лекция ,как метод изучения биографии писателя, имеет свои особенности.В отличие от рассказа учителя,в котором преобладает художественно- образная форма изложения,лекция содержит научнологические обобщения.В ней события, факты, обстоятельства жизни писателя излагаютсчя в строгой логической последовательности. Лекция о биографии писателя в 7- 10 классах,по мнению профессора В.В.Голубкова,должна выяснить:1) в чем особенность писателя как художника и мыслителя,как он связан с эпохой, с теми или иными общественными классами,с народной жизнью; 2)как развивался стиль писателя, каковы были основные этапы его творческого пути; 3 )что нового внес он в общественную жизнь и в историю литературы. С целью обеспечения живого, активного восприятия учителя в ходе занятия ставятся вопросы. Воробьева П. Г. Справедливо считает,что по ходу биографической лекции «целесообразно чаще ставить перед учениками вопросы,требующие объяснения причинностисмысла и знания фактов».Например, что побудило Пушкина восстать против света? Почему Пушкина называют идейным вождем декабризма? Чем знаменита «Болдинская осень»? Почему Лермонтов любил родину странною любовью?Случайно ли была гибель поэта? И т. д. Одним из методов проведения изучения биографии писателя является беседа. Методом беседы проводятся уроки обобщения. Изучение биографии писателя должно сопровождаться наглядностью. Формы наглядности,которые применяются на уроках разнообразные :- изобразительная ( демонстрация портрета писателя с обсуждением живописной или графической трактовки характера, внутреннего мира, нравственного и общественно- политического облика писателя,показ серии портретов,раскрывающих разные стороны личности писателя ,использование альбомов,посвященных жизни и творчеству,изобразительно-документального материала об эпохе,бытовом и культурном окружении писателя ); схематически-графическая наглядность представляет собой хронологические и синхронистические таблицы; планы- таблицы по биографии в сочетании с цитатным планом или планом – конспектом; таблицы- викторины типа « О чём говорят эти даты ?», карты, рассказывающие о поездках писателя; - предметная наглядность: редкие,например, прижизненные, издания книг писателя; издания его произведений на разных языках,фотокопии архивных документов, рукописей,материалы выставок,уголков,школьных литературных музеев.При этом основными приёмами могут быть : -выразительное чтение фрагментов из художественных произведений; -использование писательских афоризмов и критических высказываний; -доклады и сообщения учащихся по материалам литературоведческих, критико-биографических, научно- популярных и научно- художественных книг; -сочинения,изложения,самодеятельные,творческие работы; -конкурсы на лучшее чтение стихотворений об изучаемом авторе,литературные вечера,посвященные биографии писателя и т.д. Остановимся на анализе отдельных вышеназванных приёмов: Портрет писателя.Обязательным наглядным средством на уроке изучения биографии писателя является работа с портретом писателя.Чтобы учащиеся смогли увидеть за внешностью писателя его внутреннее содержание необходимо организовать целенаправленное рассматривание портрета писателя. Желательно под портретом дать эпиграф. Например,под портретом Некрасова « Я лиру посвятил народу своему».Киргизский методист Л. А. Шейман предлагает под портретом Чехова (с портрета Е.Симкина) поместить знаменитый призыв писателя: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда,и душа,и мысли».Наряду с портретом писателя желательно показать портреты его родных,и друзей.Например,при изучении биографии А.С. пушкина желательно показать портреты писателя в исполнении художников Тропинина,Кипренского, а также портреты его друзей А. Дельвига, В. Кюхельбекера, И. Пущина, говоря о гибели поэта уместно будет показать репродукцию «Дуэль А. С. Пушкина с Дантесом» с картины А. Наумова. В практике национальной школы могут быть использованы таблицы, предложенные Л.А. Шейманом.Например,таблица, посвящённая творчеству И. С. Тургенева.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Методы и приёмы изучения биографии писателя в школе» »
Доклад на тему «Методы и приёмы изучения биографии писателя в школе» учительницы русского языка и литературы Асаловой Несибели средней школы Манашы, Мангистауская область Бейнеуский район Методика изучения биографии писателя определяется с учётом целей и задач изучения жизни и творчества художника слова ,творческих возможностей учащихся . Основная цель изучения биографии писателя –создать целостное представление об авторе.Основными методами изучения биографии писателя являются рассказ и лекция учителя,беседа.Составными частями названных методов являются приёмы,которые отличаются большим разнообразием: устное словесное рисование; цитирование; пересказ по опорной схеме,синтетической,хронологической таблице; работа с различными видами наглядности,видео-фотосерии из жизни писателя,составление плана характеристики жизни и творчества писателя; написание рефератов, докладов, сочинений, эссе и многие другие. Рассказ учителя является одним из эффективных методов изучения биографии писателя.Основные критерии рассказа учителя: содержательность,логичность,конкретность,доступность. Составными приёмами рассказа могут быть цитирование мемуарной литературы, высказываний современников,друзей писателя,карты его путешествия,различных типов таблиц,выборочное чтение фрагментов из произведений писателя и т. д . Лекция ,как метод изучения биографии писателя, имеет свои особенности.В отличие от рассказа учителя,в котором преобладает художественно- образная форма изложения ,лекция содержит научнологические обобщения.В ней события, факты, обстоятельства жизни писателя излагаютсчя в строгой логической последовательности. Лекция о биографии писателя в 7- 10 классах,по мнению профессора В.В.Голубкова,должна выяснить:1) в чем особенность писателя как художника и мыслителя,как он связан с эпохой, с теми или иными общественными классами,с народной жизнью; 2)как развивался стиль писателя, каковы были основные этапы его творческого пути; 3 )что нового внес он в общественную жизнь и в историю литературы. С целью обеспечения живого, активного восприятия учителя в ходе занятия ставятся вопросы. Воробьева П. Г. Справедливо считает,что по ходу биографической лекции «целесообразно чаще ставить перед учениками вопросы,требующие объяснения причинностисмысла и знания фактов».Например, что побудило Пушкина восстать против света? Почему Пушкина называют идейным вождем декабризма? Чем знаменита «Болдинская осень»? Почему Лермонтов любил родину странною любовью?Случайно ли была гибель поэта? И т. д . Одним из методов проведения изучения биографии писателя является беседа. Методом беседы проводятся уроки обобщения. Предметом беседы является личность писателя ,вехи его жизни и творчества.В процессе беседы учитель системой вопросов подводит учащихся к систематизации знаний,закрепляет навыки целенаправленного использования знаний,приобретенных ими из различных источников (книг,газет,журналов,учебных хрестоматий,прослушивания грамзаписи,просмотра кинофильмов и диафильмов,чтения родной литературы и т.д.Неотъемлемой частью беседы могут быть такие приемы,как слово учителя,выборочное чтение,комментированное чтение,записи в тетради , цитирование и т.д.Беседа нередко сочетается с рассказами учителя,а ограниченную часть лекционного метода могут составлять элементы проблемной беседы.Несмотря на разнообразие методов и приемов изучения биографии писателя в школе,названные выше методы могут включить в себя общее начало.Так,рассказ,лекция,беседа могут включать в себя: необычное увлекательное начало,во многом определяющее эмоционально-смысловой настрой урока.Например,представление Чехова о счастье ,или Чехов в бараках каторжных поселений на Сахалине:четкую логически- последовательную характеристику основных этапов идейно- творческого пути писателя.постановку нравственных ,этических проблем.Например,может ли человек преодолеть влияние окружающей среды? Что понимал под святым братством А.С. Пушкин ? В чем проявилась ограниченность взглядов И.С. Тургенева? и т. д Изучение биографии писателя должно сопровождаться наглядностью. Формы наглядности ,которые применяются на уроках разнообразные :--- изобразительная ( демонстрация портрета писателя с обсуждением живописной или графической трактовки характера, внутреннего мира, нравственного и общественно- политического облика писателя,показ серии портретов,раскрывающих разные стороны личности писателя ,использование альбомов,посвященных жизни и творчеству,изобразительно-документального материала об эпохе,бытовом и культурном окружении писателя ); схематически-графическая наглядность представляет собой хронологические и синхронистические таблицы; планы- таблицы по биографии в сочетании с цитатным планом или планом – конспектом; таблицы- викторины типа « О чём говорят эти даты ?», карты, рассказывающие о поездках писателя; - предметная наглядность: редкие,например, прижизненные, издания книг писателя; издания его произведений на разных языках,фотокопии архивных документов, рукописей,материалы выставок,уголков,школьных литературных музеев.При этом основными приёмами могут быть : -выразительное чтение фрагментов из художественных произведений; -использование писательских афоризмов и критических высказываний; -доклады и сообщения учащихся по материалам литературоведческих, критико-биографических, научно- популярных и научно- художественных книг; -сочинения,изложения,самодеятельные,творческие работы; -конкурсы на лучшее чтение стихотворений об изучаемом авторе,литературные вечера,посвященные биографии писателя и т.д. Остановимся на анализе отдельных вышеназванных приёмов: Портрет писателя.Обязательным наглядным средством на уроке изучения биографии писателя является работа с портретом писателя.Чтобы учащиеся смогли увидеть за внешностью писателя его внутреннее содержание необходимо организовать целенаправленное рассматривание портрета писателя . Желательно под портретом дать эпиграф. Например,под портретом Некрасова « Я лиру посвятил народу своему».Киргизский методист Л. А . Шейман предлагает под портретом Чехова (с портрета Е.Симкина) поместить знаменитый призыв писателя: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда,и душа,и мысли».Наряду с портретом писателя желательно показать портреты его родных ,и друзей.Например,при изучении биографии А.С. пушкина желательно показать портреты писателя в исполнении художников Тропинина,Кипренского, а также портреты его друзей А. Дельвига, В. Кюхельбекера, И. Пущина, говоря о гибели поэта уместно будет показать репродукцию «Дуэль А. С. Пушкина с Дантесом» с картины А. Наумова. В практике национальной школы могут быть использованы таблицы, предложенные Л.А. Шейманом.Например ,таблица, посвящённая творчеству И. С. Тургенева.
Таблица 1
И. С. Тургенев
(1818-1883)
« Аннибалова клятва» (или «Клятва юноши») 1818 род. В Орле. (Детство- в Спасском- Лутовинове.) 2.Идейный рост. 1827-Москва.
«Манашинская средняя школа» ГУ
Доклад на тему
«Методы и приёмы изучения биографии писателя в школе»