kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему «Методы и приёмы изучения биографии писателя в школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад  на тему  «Методы и приёмы изучения биографии писателя  в школе»    учительницы русского языка  и литературы Асаловой Несибели средней школы Манашы, Мангистауская область  Бейнеуский район                                                                                                                                              Методика изучения биографии писателя определяется с учётом целей и задач изучения жизни и творчества художника слова,творческих возможностей учащихся. Основная цель изучения биографии писателя –создать целостное представление об авторе.Основными методами изучения биографии писателя являются рассказ и лекция учителя,беседа.Составными частями названных  методов являются приёмы,которые отличаются большим разнообразием: устное словесное рисование; цитирование; пересказ по опорной схеме,синтетической,хронологической таблице; работа с различными видами наглядности,видео-фотосерии из жизни писателя,составление плана характеристики жизни и творчества писателя; написание рефератов, докладов, сочинений, эссе и многие другие.                        Рассказ  учителя  является одним из эффективных методов изучения  биографии писателя.Основные критерии рассказа учителя: содержательность,логичность,конкретность,доступность.                                            Составными приёмами рассказа могут быть цитирование мемуарной литературы, высказываний современников,друзей  писателя,карты его путешествия,различных типов таблиц,выборочное чтение фрагментов из произведений писателя и т. д  .                                                                                         Лекция ,как метод изучения биографии писателя, имеет свои особенности.В отличие от рассказа учителя,в котором преобладает  художественно- образная форма изложения,лекция содержит научнологические обобщения.В ней события, факты, обстоятельства жизни писателя излагаютсчя в строгой логической последовательности.                                           Лекция о биографии писателя в 7- 10  классах,по мнению профессора В.В.Голубкова,должна выяснить:1) в чем особенность писателя как художника и мыслителя,как он связан с эпохой, с теми или иными общественными классами,с народной жизнью; 2)как развивался стиль писателя, каковы были основные этапы его творческого пути; 3 )что нового внес он в общественную жизнь и в историю литературы. С целью обеспечения живого, активного  восприятия учителя в ходе занятия ставятся вопросы.                                                                                                                                    Воробьева П. Г. Справедливо считает,что по ходу биографической лекции «целесообразно чаще ставить перед учениками вопросы,требующие объяснения причинностисмысла и знания фактов».Например, что побудило Пушкина восстать против света? Почему Пушкина называют идейным вождем декабризма?  Чем знаменита «Болдинская осень»? Почему Лермонтов любил родину  странною любовью?Случайно ли была гибель поэта? И т. д.                                                                                                                                Одним из методов проведения  изучения биографии писателя является беседа. Методом беседы проводятся уроки обобщения.                                                                                                                                                                             Изучение биографии писателя должно сопровождаться наглядностью. Формы наглядности,которые  применяются на уроках  разнообразные :- изобразительная ( демонстрация портрета писателя с обсуждением живописной или  графической  трактовки характера, внутреннего мира, нравственного и  общественно- политического облика писателя,показ серии  портретов,раскрывающих разные стороны личности писателя ,использование альбомов,посвященных жизни и творчеству,изобразительно-документального материала об эпохе,бытовом и культурном окружении писателя ); схематически-графическая наглядность представляет собой хронологические  и синхронистические таблицы; планы- таблицы по биографии  в сочетании  с  цитатным  планом или планом – конспектом; таблицы- викторины типа « О  чём говорят эти даты ?», карты, рассказывающие о поездках  писателя;                                                                                              - предметная наглядность:  редкие,например, прижизненные, издания книг писателя; издания его произведений на разных языках,фотокопии архивных документов, рукописей,материалы выставок,уголков,школьных литературных музеев.При этом основными приёмами могут быть :                                -выразительное чтение фрагментов из художественных произведений;                      -использование писательских афоризмов и критических высказываний;                   -доклады и сообщения учащихся по материалам литературоведческих,  критико-биографических, научно- популярных и научно- художественных книг;                                                                                                                                                 -сочинения,изложения,самодеятельные,творческие работы;                                           -конкурсы на лучшее чтение стихотворений об изучаемом авторе,литературные вечера,посвященные биографии писателя и т.д.                        Остановимся на анализе отдельных вышеназванных приёмов:                                                   Портрет писателя.Обязательным наглядным средством на уроке изучения биографии писателя является работа с портретом писателя.Чтобы учащиеся смогли увидеть за внешностью  писателя его внутреннее содержание  необходимо организовать целенаправленное  рассматривание  портрета писателя. Желательно под портретом дать эпиграф. Например,под портретом Некрасова « Я лиру посвятил народу своему».Киргизский методист Л. А. Шейман предлагает под портретом  Чехова (с портрета Е.Симкина) поместить  знаменитый призыв писателя: «В  человеке должно быть всё  прекрасно: и лицо, и одежда,и душа,и мысли».Наряду с портретом писателя желательно  показать портреты его родных,и друзей.Например,при изучении биографии А.С. пушкина желательно показать портреты писателя в исполнении художников Тропинина,Кипренского, а также портреты его друзей   А. Дельвига, В. Кюхельбекера,  И. Пущина, говоря о гибели поэта уместно будет показать репродукцию  «Дуэль  А. С. Пушкина с  Дантесом» с картины  А. Наумова.                                                                                                                 В практике национальной школы  могут быть использованы таблицы, предложенные Л.А. Шейманом.Например,таблица, посвящённая творчеству И. С. Тургенева.                                         

     

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Методы и приёмы изучения биографии писателя в школе» »

Доклад на тему «Методы и приёмы изучения биографии писателя в школе» учительницы русского языка и литературы Асаловой Несибели средней школы Манашы, Мангистауская область Бейнеуский район Методика изучения биографии писателя определяется с учётом целей и задач изучения жизни и творчества художника слова ,творческих возможностей учащихся . Основная цель изучения биографии писателя –создать целостное представление об авторе.Основными методами изучения биографии писателя являются рассказ и лекция учителя,беседа.Составными частями названных методов являются приёмы,которые отличаются большим разнообразием: устное словесное рисование; цитирование; пересказ по опорной схеме,синтетической,хронологической таблице; работа с различными видами наглядности,видео-фотосерии из жизни писателя,составление плана характеристики жизни и творчества писателя; написание рефератов, докладов, сочинений, эссе и многие другие. Рассказ учителя является одним из эффективных методов изучения биографии писателя.Основные критерии рассказа учителя: содержательность,логичность,конкретность,доступность. Составными приёмами рассказа могут быть цитирование мемуарной литературы, высказываний современников,друзей писателя,карты его путешествия,различных типов таблиц,выборочное чтение фрагментов из произведений писателя и т. д . Лекция ,как метод изучения биографии писателя, имеет свои особенности.В отличие от рассказа учителя,в котором преобладает художественно- образная форма изложения ,лекция содержит научнологические обобщения.В ней события, факты, обстоятельства жизни писателя излагаютсчя в строгой логической последовательности. Лекция о биографии писателя в 7- 10 классах,по мнению профессора В.В.Голубкова,должна выяснить:1) в чем особенность писателя как художника и мыслителя,как он связан с эпохой, с теми или иными общественными классами,с народной жизнью; 2)как развивался стиль писателя, каковы были основные этапы его творческого пути; 3 )что нового внес он в общественную жизнь и в историю литературы. С целью обеспечения живого, активного восприятия учителя в ходе занятия ставятся вопросы. Воробьева П. Г. Справедливо считает,что по ходу биографической лекции «целесообразно чаще ставить перед учениками вопросы,требующие объяснения причинностисмысла и знания фактов».Например, что побудило Пушкина восстать против света? Почему Пушкина называют идейным вождем декабризма? Чем знаменита «Болдинская осень»? Почему Лермонтов любил родину странною любовью?Случайно ли была гибель поэта? И т. д . Одним из методов проведения изучения биографии писателя является беседа. Методом беседы проводятся уроки обобщения. Предметом беседы является личность писателя ,вехи его жизни и творчества.В процессе беседы учитель системой вопросов подводит учащихся к систематизации знаний,закрепляет навыки целенаправленного использования знаний,приобретенных ими из различных источников (книг,газет,журналов,учебных хрестоматий,прослушивания грамзаписи,просмотра кинофильмов и диафильмов,чтения родной литературы и т.д.Неотъемлемой частью беседы могут быть такие приемы,как слово учителя,выборочное чтение,комментированное чтение,записи в тетради , цитирование и т.д.Беседа нередко сочетается с рассказами учителя,а ограниченную часть лекционного метода могут составлять элементы проблемной беседы.Несмотря на разнообразие методов и приемов изучения биографии писателя в школе,названные выше методы могут включить в себя общее начало.Так,рассказ,лекция,беседа могут включать в себя: необычное увлекательное начало,во многом определяющее эмоционально-смысловой настрой урока.Например,представление Чехова о счастье ,или Чехов в бараках каторжных поселений на Сахалине:четкую логически- последовательную характеристику основных этапов идейно- творческого пути писателя.постановку нравственных ,этических проблем.Например,может ли человек преодолеть влияние окружающей среды? Что понимал под святым братством А.С. Пушкин ? В чем проявилась ограниченность взглядов И.С. Тургенева? и т. д Изучение биографии писателя должно сопровождаться наглядностью. Формы наглядности ,которые применяются на уроках разнообразные :--- изобразительная ( демонстрация портрета писателя с обсуждением живописной или графической трактовки характера, внутреннего мира, нравственного и общественно- политического облика писателя,показ серии портретов,раскрывающих разные стороны личности писателя ,использование альбомов,посвященных жизни и творчеству,изобразительно-документального материала об эпохе,бытовом и культурном окружении писателя ); схематически-графическая наглядность представляет собой хронологические и синхронистические таблицы; планы- таблицы по биографии в сочетании с цитатным планом или планом – конспектом; таблицы- викторины типа « О чём говорят эти даты ?», карты, рассказывающие о поездках писателя; - предметная наглядность: редкие,например, прижизненные, издания книг писателя; издания его произведений на разных языках,фотокопии архивных документов, рукописей,материалы выставок,уголков,школьных литературных музеев.При этом основными приёмами могут быть : -выразительное чтение фрагментов из художественных произведений; -использование писательских афоризмов и критических высказываний; -доклады и сообщения учащихся по материалам литературоведческих, критико-биографических, научно- популярных и научно- художественных книг; -сочинения,изложения,самодеятельные,творческие работы; -конкурсы на лучшее чтение стихотворений об изучаемом авторе,литературные вечера,посвященные биографии писателя и т.д. Остановимся на анализе отдельных вышеназванных приёмов: Портрет писателя.Обязательным наглядным средством на уроке изучения биографии писателя является работа с портретом писателя.Чтобы учащиеся смогли увидеть за внешностью писателя его внутреннее содержание необходимо организовать целенаправленное рассматривание портрета писателя . Желательно под портретом дать эпиграф. Например,под портретом Некрасова « Я лиру посвятил народу своему».Киргизский методист Л. А . Шейман предлагает под портретом Чехова (с портрета Е.Симкина) поместить знаменитый призыв писателя: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда,и душа,и мысли».Наряду с портретом писателя желательно показать портреты его родных ,и друзей.Например,при изучении биографии А.С. пушкина желательно показать портреты писателя в исполнении художников Тропинина,Кипренского, а также портреты его друзей А. Дельвига, В. Кюхельбекера, И. Пущина, говоря о гибели поэта уместно будет показать репродукцию «Дуэль А. С. Пушкина с Дантесом» с картины А. Наумова. В практике национальной школы могут быть использованы таблицы, предложенные Л.А. Шейманом.Например ,таблица, посвящённая творчеству И. С. Тургенева.

Таблица 1

И. С. Тургенев

(1818-1883)

« Аннибалова клятва» (или «Клятва юноши») 1818 род. В Орле. (Детство- в Спасском- Лутовинове.) 2.Идейный рост. 1827-Москва.







































«Манашинская средняя школа» ГУ



Доклад на тему

«Методы и приёмы изучения биографии писателя в школе»

















Подготовила учитель русского языка: Асалова Н.Е.











2015г


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Доклад на тему «Методы и приёмы изучения биографии писателя в школе»

Автор: Асалова Несибели Елубаевна

Дата: 29.03.2015

Номер свидетельства: 193212

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Развитие читательской компетенции учащихся в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(109) "razvitiiechitatielskoikompietientsiiuchashchikhsiavusloviiakhintieghratsiiurochnoiivnieurochnoidieiatielnosti"
    ["file_id"] => string(6) "274356"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452363483"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства