для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.
3.
http://pedsovet.org/
Содержит каталог ссылок на учебные заведения, образовательные сайты, учебные материалы,
представленные в Интернете
4.
http://zavuch.info/
Содержит нормативные документы, рабочие программы, дидактические материалы, разработки уроков.
5.
http://festival.1september.ru/
Интересные методические приемы, формы проведения уроков и внеклассных мероприятий,
занятий, авторские задачи и упражнения, опыт организации кружков и школьных научных
обществ, сценарии школьных вечеров.
II. Тематика и формы учебных занятий:
класс
тема
форма занятия (учебное, внеклассное, внешкольное)
Основные виды учебной деятельности школьников
8
1.Внутренняя политика Николая 1.
Урок-исследование
Работа в группах, составление схем, анализ первоисточников
III. «Конструирование урока с использованием технологий деятельностного типа»
Форма развернутого плана урока
1. Подготовительная часть
Тема: Внутрення политика Николая 1.
Автор
1.Паскочина И.А
Класс: 8
Предмет: история России
Дата разработки: 15.12.2014 г.
Краткое описание идеи занятия :
Чем мотивируется выбор темы? (стандартом, учебника, курсами, программами, желанием преподавателя и т.п.)
Урок истории в 8 классе. Относится к первому разделу «Россия в первой половине 19 века.». Данный урок дает представление учащимся о внутриполитической деятельности Николая 1.
Как будут использованы внутрикурсовые и межпредметные связи? (с какими темами или школьными предметами)
Межпредметные связи с обществознанием по теме « Политика», по истории« Реформы Александра 1», всемирной историей 19 века.
Какова значимость данной темы в учебном процессе или программе?
Отражает важнейший этап истории России первой половины 19 века, показывает результаты реформ государственного управления, попытки решения крестьянского вопроса.
Какие ценности будут затрагиваться в данной теме?
Нравственные ценности исторических персоналий 1-ой половины 19 века, подчинение низших эшелонов власти высшим.
Что будет оцениваться и как?
Групповая работа
самооценка.
Какие стратегии, технологии, методы и приемы будут использованы?
Формулировать представления о характере задач ,которые Николай 1 считал приоритетными для своей внутренней политики.
Объяснять, почему при оценке правления Николая 1историки употребляют слово « реакция».
Называть даты важнейших исторических событий, показать основные черты николаевского режима , охарактеризовать основные реформы России 1-ой половины 19 века.
Высказывать суждения и оценки о реакционном режиме правления Николая 1.
3.Задачи:
Развивать навыки и умения анализа причинно-следственных связей явлений и событий.
Воспитывать уважение к историческим персоналиям 2- четверти 19 века.
Развивать интерес к отечественной истории.
Образовательная:
Охарактеризовать основные направления внутренней политики Николая 1.
Сформировать знания об основных реформах России в 1-ой половине 19 века.
Сформировать понимание неизбежности решения крестьянского вопроса.
Развивающая:
Развивать умение работать с печатным текстом, с историческим источником.
Формировать умение работать с понятием, таблицей, устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями.
Развивать монологическую речь, ведение диалога.
Воспитательная:
Формирование гражданской и нравственной позиции
После проведения урока учащиеся смогут:
определять или давать определения, перечислять, формулировать, давать характеристику или характеризовать, называть основные причины, выделять главное, отличать, использовать понятийный аппарат, сравнивать - выделять общее и различия;
давать развёрнутую характеристику источника или документа, вырабатывать правила дискуссии и соблюдать их, высказывать свою точку зрения, аргументировать (приводить аргументы или контраргументы), формулировать проблему или тему, задавать вопросы разных типов, переводить информацию из одного формата в другой (из графического в текстовый);
понимать смысл, уважать мнение, устанавливать коммуникацию, занимать позицию по обсуждаемому вопросу, проявить интерес, признавать право, проявлять заботу о собственном достоинстве и уважении достоинства окружающих людей, признавать право на несогласие, толерантно относиться к мнению других.
5.Основные понятия (словарь занятия):
Реакция– общественное движение в направлении резко противоположном предшествующему, если оно вызвано его крайностями.
Жандармерия- полиция, имеющая военную организацию и выполняющая охранные задачи внутри страны и армии.
Канцелярия- отдел учреждения.
Самодержавие- монархическая форма правления в России, при которой носителю верховной власти-царю, императору - принадлежит вся полнота власти.
Бюрократия-организация профессиональных государственных служащих, предназначенная для квалифицированного эффективного исполнения общественной политики.
Кодификация законов-один из видов законодательной деятельности, состоящий из издания законов, систематизирующих по определённому плану отдельную отрасль или иную часть права государства.
6.План занятия:
1. Император Николай 1.
2.Укрепление роли государственного аппарата.
3.Укрепление опоры самодержавной власти.
4.Попытки решения крестьянского вопроса.
5. Русская православная церковь и государство.
6. Усиление борьбы с революционными настроениями.
7.Вопросы занятия (или проблема занятия): ИТОГ УРОКА
Материалы (ресурсное обеспечение занятия):
Аудио-визуальные средства и раздаточные материалы, а также учебник А.А. Данилова, Л.Г . Косулиной «История России 19 век», техническое обеспечение – презентации, компьютерный проектор , карта «Россия в 1-ой половине 19 века» ,схемы.
II. Вводная часть
1.Мотивация.А.Ф .Тютчева писала в своих воспоминаниях: «Николай 1 был донкихотом самодержавия, донкихотом страшным и зловредным, потому что обладал всемогуществом, позволявшим ему подчинить всё своей фантастической и устарелой теории и попирать ногами самые законные стремления и права своего века»
Что имела в виду А.Ф. Тютчева, сравнивая императора с Дон Кихотом? Была ли она права? Почему?
На эти вопросы постараемся поразмышлять после изучения данной темы.
Объявление темы, номера в разделе, запись в тетради. Ознакомление с планом изучения нового материала.
2.Постановка проблемы (основные вопросы занятия)
Деятельность учителя: задает вопрос: «Оправдались ли надежды общества на скорые перемены во время правления Николая 1?»
Деятельность учащихся: слушают, формулируют, высказывают свою точку зрения
III.Основная часть.
1.Информационный блок
Актуализация знаний
Деятельность учителя
Фронтальный опрос:
1.В чём вы видите главную причину династического кризиса 1825 года?
2.Опишите планы руководителей выступления 14 декабря 1825 года.
3.Почему декабристы не рассказали выведенным ими на Сенатскую площадь солдатам об истинных причинах выступления?
4.В чём состояло историческое значение восстания декабристов?
5. Было ли выступление 14 декабря 1825 года восстанием или мирным актом неповиновения власти?
Деятельность учащихся
Ответы учащихся.
Изучение нового материала.
Современники называли нового императора Николаем Палкиным , человеком «с зимними глазами», «со взглядом удава». Бесспорно, что трагические события его вступления на престол заставили монарха задуматься и понять, что в России многое неладно. Какие же преобразования будет проводить Николай 1?Характер перемен во многом определяется личностью реформатора.
Слайд 1-2
Работая с текстом пункта 1с. 63-64 и дополнительным материалом ( раздаточный материал) составьте психологический портрет Николая 1.
Предположите, что вы являетесь советником нового императора и он просит помощи в определении ключевых направлений внутренней политики. Выделите эти направления .Слайд3.
Работа с документом, ответы на вопросы.
Запись на доске ключевых направлений:
Упорядочение и систематизация российских законов.
Усиление политического надзора за российским обществом
Поиск опоры самодержавия.
Решение крестьянского вопроса.
Прогрессивная экономическая политика.
2. Аналитический блок.
Разделившись на творческие группы, используя материалы п.2-5, исследуем основные направления внутренней политики Николая 1 и определим основные черты николаевского режима.
Задание для 1 группы – работая с п.2 с. 64-65 исследовать и охарактеризовать создание Свода законов Российской империи.
Задание для 2 группы – работая с п.2,3 с. 64-65 исследовать и охарактеризовать процесс поиска новой опоры самодержавия, процесс бюрократизации государственного аппарата.
Задание для 3 группы – работая с текстом п.4 с.66-67 исследовать и охарактеризовать попытки решения крестьянского вопроса.
Задание для 4 группы- работая с текстом п.5 с67-68 исследовать и охарактеризовать взаимоотношения государства и русской православной церкви.
Слайды 4-6.
Результаты работы 1 группы:
Трагические события восстания декабристов подвели императора к пониманию необходимости создания законодательства.
Задачу совершенствования законодательства решало 2 отделение Собственной Императорского Величества канцелярии .
Ответственным за совершенствование законодательства император назначил М.М. Сперанского.
М.М. Сперанский провёл огромную работу по систематизации правовых документов:
А)на 1-ом этапе М.М. Сперанский свёл воедино все правовые документы, начиная с 1649 года- Соборного уложения Алексея Михайловича. Было опубликовано 5- томов «Полного собрания Российских законов»
Б) на 2-ом этапе был создан 15- томный «Свод законов», статьи которых должны были стать основным источником права.
5.Свод законов был одобрен Государственным советом.
Результаты работы 2 группы:
1Николай 1 уделял большое внимание задаче укрепления дворянского сословия.
2.Изменён порядок наследования крупных имений:
А) они не могли быть раздроблены
Б)передавались в порядке наследования старшему в роду
3.Происходит быстрый рост числа чиновников.
4.Чиновники не отличались компетентностью в решении вопросов.
5.Николай 1, создавший бюрократическую систему ,признавался :«Россией правят столоначальники»
Результаты работы 3 группы:
1.От царя ждали решения крестьянского вопроса.
2.План П. А .Киселёва предполагал постепенную ликвидацию крепостного права:
А) на первом этапе - преобразования в государственной деревне
Б) на втором этапе- решение вопроса о помещичьих крестьянах
3.Реформа П.А. Киселёва заметно улучшила наделение государственных крестьян землёй, порядок их переселения, сбор налогов.
4.в 1842 году вышел указ об « обязанных крестьянах» сего разрешением помещикам отпускать крестьян на волю.
5.Ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь, все вышеизложенные меры не могли поколебать основ крепостного строя.
Результаты работы 4 группы:
1.Православие- основа императорской власти.
2.Высший орган церковного управления -Синод, члены которого назначались, а решения утверждались царём.
3.Было разрешено исповедовать и любую другую религию, признающую царскую власть и существующие порядки.
4.Поощрялся переход в православие представителей другой веры.
5.Продолжалась борьба церковных властей и государства со старообрядцами
На основе работы с текстом п.6 с.68 определите:
1.Вчём состоял смысл создания 3 отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии?
2.Какие задачи были поставлены перед ним Николаем 1?
Работа с текстом учебника и поиск ответов на вопросы
3.Заключительная часть.
-Какие основные черты были свойственны николаевскому режиму?
-Как вы понимаете слова М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Русский человек существует исключительно по недосмотру начальства»?
-Николая 1 называли донкихотом самодержавия. Согласны ли вы с подобной оценкой?
Учащиеся выдвигают версии, по ходу обсуждения составляют схему:
Основные черты николаевского режима:
-Военная дисциплина, достигавшаяся путём бюрократизации всех сторон жизни общества.
-Централизация управления, требовавшая активного личного участия царя
-Необходимость для государственных служащих повиноваться распоряжениям высшего начальства, даже если они противоречат законам
-Строгое подчинение низших эшелонов власти высшим
Учащиеся высказываются, обобщают, решают проблемное задание. Используются факты на уроке.
Оценивание
Предлагаю провести самооценку вашей работы
Самооценка групп
Домашнее задание
Параграф 10,дифференцированное задание:
Для сильных учеников- вопросы и задания к документу с.70
Для средних учеников-вопросы и задания с.68-69
Для слабых учеников- называть основные направления внутренней политики Николая 1.
4. Рефлексия
Понравилась ли вам работа в группах, какой этап урока вам понравился больше, было ли вам интересно?
Учащиеся высказывают, обобщают, выделяют главное и т.п.
object(ArrayObject)#872 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(240) "Статья по теме: противоречивый характер внутренней политики Николая I как один из «трудных» вопросов Отечественной истории XIX века"
["seo_title"] => string(126) "statiapotiemieprotivoriechivyikharaktiervnutriennieipolitikinikolaiaikakodiniztrudnykhvoprosovotiechiestviennoiistoriixixvieka"
["file_id"] => string(6) "303190"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1457454196"
}
}