kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

НИКОЛАЙ I. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Нажмите, чтобы узнать подробности

II. Цели урока:

Развивающая:

-совершенствовать умения учащихся работать с учебником;

-развивать навыки анализа документов;

-совершенствовать умения выделять главное, делать выводы;

-развивать коммуникативную культуру.

Воспитывающие: формировать у учащихся интерес к истории и историческим личностям.

Образовательная:

- сформировать представления учащихся об императоре Николае I как личности и государственном деятеле;

- раскрыть противоречивый характер внутренней политики Николая I;

-совершенствовать умения учащихся работать с учебником;развивать навыки анализа документов;совершенствовать умения выделять главное, делать выводы;развивать коммуникативную культуру, умение выделять главное, оценивать деятельность Николая I, формулировать ответы на вопросы, систематизировать, доказывать, опровергать, определять проблемы и разрешать их, отстаивать свои взгляды

Воспитательная:

- формировать и развивать нравственные, патриотические качества личности учащихся, формировать у учащихся интерес к истории и историческим личностям

УУД

Регулятивные

Уметь формулировать и удерживать учебную задачу;Уметь осуществлять оценку своей деятельности.

Коммуникативные:

Уметь взаимодействовать в процессе учебной деятельности со взрослыми и сверстниками, формулировать речевое высказывание.Навыки публичного выступления.

Личностные:

Формировать способность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации

Предметные результаты:

.Понимать исторические причины и историческое значение событий и явлений современной Николаю I жизни.Давать краткую характеристику основные мероприятия внешней политики Николая.Давать краткую характеристику деятельности М. М. Сперанского, П.Д.Киселева, С.С. Уварова, А.Х. Бенкендорфа.

Основные понятия: цензура, жандармы, теория «официальной народности», кодификация. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«НИКОЛАЙ I. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА »

Николай I.

Внутренняя политика















II. Цели урока:

Развивающая:

-совершенствовать умения учащихся работать с учебником;

-развивать навыки анализа документов;

-совершенствовать умения выделять главное, делать выводы;

-развивать коммуникативную культуру.

Воспитывающие: формировать у учащихся интерес к истории и историческим личностям.


Образовательная:

-- сформировать представления учащихся об императоре Николае I как личности и государственном деятеле;

-- раскрыть противоречивый характер внутренней политики Николая I;

-совершенствовать умения учащихся работать с учебником;развивать навыки анализа документов;совершенствовать умения выделять главное, делать выводы;развивать коммуникативную культуру, умение выделять главное, оценивать деятельность Николая I, формулировать ответы на вопросы, систематизировать, доказывать, опровергать, определять проблемы и разрешать их, отстаивать свои взгляды

Воспитательная:

-- формировать и развивать нравственные, патриотические качества личности учащихся, формировать у учащихся интерес к истории и историческим личностям


УУД

Регулятивные

Уметь формулировать и удерживать учебную задачу;Уметь осуществлять оценку своей деятельности.

Коммуникативные:

Уметь взаимодействовать в процессе учебной деятельности со взрослыми и сверстниками, формулировать речевое высказывание.Навыки публичного выступления.

Личностные:

Формировать способность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации

Предметные результаты:

.Понимать исторические причины и историческое значение событий и явлений современной Николаю I жизни.Давать краткую характеристику основные мероприятия внешней политики Николая .Давать краткую характеристику деятельности М. М. Сперанского, П.Д.Киселева, С.С. Уварова, А.Х. Бенкендорфа.

Основные понятия: цензура, жандармы, теория «официальной народности», кодификация.

План урока

  1. Объявление темы и целей урока.

  2. Личность императора Николая I.Кто он Николай Павлович?

  3. Укрепление роли государственного аппарата

  4. Основные направления внутренней политики Николая I.

  5. Укрепление опоры самодержавной власти.

  6. Запись и пояснение домашнего задания.

  7. Выставление оценок.

  8. Подведение итогов урока.

Ход урока:

  1. Приветствие. Вступительное слово учителя.

  2. Объяснение нового материала

  3. Рефлексия

Беседа. .: Здравствуйте ребята, проверьте свою готовность к уроку. Начнем работу

- Сегодня мы начинаем изучать новую страницу в истории нашей страны – это эпоха Николая I (1825-1855).

Период правления Николая I называют «Апогей самодержавия», то есть время наиболее полного проявления абсолютизма, неограниченной власти монарха во всех сферах жизни России. В Европе в этот момент завершаются промышленные перевороты, а ведущие европейские страны превращаются в высокоразвитые промышленные державы. А что же происходит в России? Подавлено восстание декабристов, по-прежнему сохраняется крепостное право, абсолютная монархия, в обществе усиливаются консервативные настроения.

Новый император вступил на престол при трагических обстоятельствах, в первый же день своего царствования он отдал приказ стрелять в собственных солдат и офицеров. В России на каждого нового царя возлагались большие надежды.


«Однажды Николай I совершенно внезапно появился в Пулковской обсерватории. Вместе с ним вошло множество придворных и генералов, усыпанных орденами. Директор обсерватории академик Василий Яковлевич Струве (1793-1864) настолько растерялся, что непроизвольным первым его движением было то, что он отступил и спрятался за телескоп. – Что же это но? – удивился царь, обращаясь к свите. А.С. Меншиков тут же ответил: «Он испугался, увидев такую огромную россыпь звёзд не на своих местах». «В адмиралтействе из-за медленного прохождения службы во флоте оказывались одни лишь глубокие старики. Естественно, что там часто случались похороны. А.С. Меншиков 20 лет, с 1836 до 1855 года, был министром морских сил. Однажды Николай I спросил, почему у него так часто умирают члены генерал-аудитората и адмиралтейств-совета. И назвал четырёх умерших недавно адмиралов. – О, ваше величество, - ответил Меншиков, - они уже давно умерли, а в это время их только хоронили».

Будущий император Николай I родился в Царском Селе 25 июня 1798 года. Он был третьим сыном великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны.

Павел страстно любил своих младших детей, отдавая предпочтение Николаю. Он часто играл с детьми, уделяя немалую часть своего досуга. Первой игрушкой, купленной Николаю, было деревянное ружьё, затем последовали четыре деревянные шпаги. В три года мальчик впервые надел военный мундир. Можно сказать, что военный обиход окружал будущего русского императора с малых лет.


Какие проблемы были во внутренней политике Николая I? О них и о многих других будем сегодня говорить.

Так сложились обстоятельства, что Николай I, должен быть занять престол при сложных обстоятельствах и в сложное время.Кто же он Николай Павлович? Вам было дано задание найти высказывания известных людей о Николае 1, итак, пожалуйста.



В нем много прапорщика и немного Петра Великого…

21 мая 1834г. Дневник А. С. Пушкина


Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые, и злые, -
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

Ф. И. Тютчев


Николай 1 по-своему был цельная и яркая личность. И эта цельность и яркость была результатом того, что все в ней окрашивалось в один цвет одним господствующим чувством – сильно развитым инстинктом самосохранения. Лучшим средством самосохранения Николаю 1 казались порядок, дисциплина, безусловное повиновение…

Н. А. Рожкова

Итак,перед нами человек красивый, сильный, самолюбивый, суровый, предпочитающий точность и порядок во всем

Какие события не могли не отразиться на личности императора?

( Убийство отца, восстание декабристов).

- Какие же главные задачи нужно было решать Николаю I во внутренней политике?

Генерал Александр Христофорович Бенкендорф служил начальником третьего отделения канцелярии, одновременно был шефом жандармского корпуса. Пользовался особым доверием царя.

Особое внимание уделялось проверке печатаемых произведений. Поэтому Николай I в 1826 году утвердил «Устав о цензуре», прозванной современниками за строгость «чугунным». Все журналисты, писатели, поэты могли опубликовать написанное, только пройдя проверку цензоров.


Расширила функции Собственная Его Императорского Величества канцелярия,Напомните мне, когда появилась Собственная канцелярия?При Павле 1.фактически этот орган контролировал исполнительную власть – министерства. Была ограничена роль Государственного Совета и Сената. Т.о. император укрепил свою личную власть. Многие, даже мелкие решения, принимались центральными органами власти.

При Николае I значительно разбух чиновничий, бюрократический аппарат. Составить образное впечатление о чиновниках николаевского царствования вам помогут произведения Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, комедия А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

В 1826г. Николай I создает II отделение канцелярии во главе с вернувшимся из ссылки М.М.Сперанским.

Что вы знаете об этом человеке?

Перед М.Сперанским была поставлена задача подготовить единый свод законов, т.е. провести кодификацию. Он выполнил задачу. На заседании Государственного совета Николай I наградил его орденом, сняв с самого себя. В 1832 году было опубликовано Полное собрание законов Российской империи в 45 томах, а в 1833 – Свод действующих законов. Значение Свода законов состоит в том, что он облегчил жизнь людей, несколько уменьшив произвол чиновников. В статье 1 Свода было записано: “ Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный”.


Каковы на ваш взгляд результаты деятельности Николая I в области государственного управления? Свидетельствуют ли изменения об удовлетворении потребности в переменах? Таких изменений ждала мыслящая Россия?

Итак, преобразований в области государственного управления не произошло. Напротив, самодержавие окрепло. Многие историки называют этот период апогеем самодержавия. Положительным итогом является проведенная кодификация законов.

2. Император понимал, что главной проблемой российского общества является крестьянский вопрос. Какие меры были предприняты для решения крестьянского вопроса в предшествующий период?

Каких крестьян называли государственными?

Министерство государственных имуществ под руководством П.Д.Киселева провело реформу управления государственными крестьянами. Реформа облегчила положение крестьян.

3.Борьба с революционными настроениями, с проявлениями несогласия стали одним из основных направлений внутриполитической деятельности Николая I. В 1832 году товарищем министра просвещения графом С.С.Уваровым была сформулирована теория официальной народности, ставшая идеологической основой самодержавия. Составные части ее – самодержавие, православие, народность. Как вы их понимаете?

Эта теория подчеркивала священный характер самодержавия, связывает его с национальным характером русского народа и его глубокой религиозностью. Только православие, только самодержавие необходимы российскому народу.

Все политические дела и контроль за умонастроениями были поручены III отделению канцелярии. Для наведения порядка в распоряжении шефа отделения А.Х.Бенкендорфа находился корпус жандармов. Жандармерия – политическая полиция. Гонениям подвергались все религиозные направления, кроме православия. Стали выявляться и преследоваться любые кружки. Печать была поставлена под жесткий цензурный контроль.

Работа с документами.

  1. Определите круг обязанностей III отделения

“…Просматривая описи архива III Отделения, поражаешься той бездне совершенно незначительных и никакого государственного значения не имевших дел, которыми занимались жандармы. В своем стремлении охватить всю жизнь населения, они вмешивались решительно во всякое дело, куда представлялась возможность вмешаться. Семейная жизнь, торговые сделки, личные ссоры, проекты изобретений, побеги послушников из монастырей – все интересовало тайную полицию. В то же время III Отделение получало огромное количество прошений, жалоб, доносов, и по каждому шло расследование, на каждое заводилось особое дело…”

(Троцкий И. III-е Отделение при Николае I: Жизнь Шервуда – Верного. Л., 1990. С.53


Михаил Михайлович Сперанский при Александре I занимал должность статс-секретаря, заместителя министра юстиции, генерал-прокурора Синода. Разработал проект преобразований государственного управления, который не был утвержден. По поручению Николая I выполнил труд, который до него безуспешно вёлся десятилетиями: собрал и опубликовал Свод действующих законов государства.



Как можно охарактеризовать отношение Николая I к российскому обществу?

  • Хочу отметить учеников, подготовивших сообщения, которые были построены грамотно, лаконично, научно и несли для вас новую информацию;

  • руководители групп, также заслуживают похвалы за хорошую организацию работы;

  • содержательными были устные ответы следующих учеников…


Итог урока

Итак, кто же он Николай I?

Была ли его политика реформаторской или реакционной? Каковы ее основные итоги?

  • Хочу отметить учеников, подготовивших сообщения, которые были построены грамотно, лаконично, научно и несли для вас новую информацию;

  • руководители групп, также заслуживают похвалы за хорошую организацию работы;


Заключительное слово учителя:

Подведём итоги. В начале урока мы определили цели нашей работы:

  1. сформировать представление об особенностях внутренней политики Николая I, её основных направлениях;

  2. развивать умения работать с документами, выделять главное делать выводы;

  3. воспитывать интерес к историческим личностям.

  • Познакомились ли вы с внутренней политикой Николая I и её направлениями?

  • Назовите документы с которыми работали.

  • С какими личностями вы познакомились?

  • Какие понятия были ключевыми на уроке?

  • Можно ли считать цели урока выполненными?

Спасибо за урок!!!





.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
НИКОЛАЙ I. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Автор: Удовыдченко Александр Дмитриевич

Дата: 18.08.2015

Номер свидетельства: 225811

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока: "Внутренняя политика Николая I" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-vnutrienniaia-politika-nikolaia-i"
    ["file_id"] => string(6) "139312"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417697043"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока истории Внутренняя политика Николая I"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt_uroka_istorii_vnutrienniaia_politika_nikolaia_i"
    ["file_id"] => string(6) "421464"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1497274059"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Внутренняя политика Николая I "
    ["seo_title"] => string(33) "vnutrienniaia-politika-nikolaia-i"
    ["file_id"] => string(6) "130087"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415815118"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) "Статья по теме: противоречивый характер внутренней политики Николая I как один из «трудных» вопросов Отечественной истории XIX века"
    ["seo_title"] => string(126) "statiapotiemieprotivoriechivyikharaktiervnutriennieipolitikinikolaiaikakodiniztrudnykhvoprosovotiechiestviennoiistoriixixvieka"
    ["file_id"] => string(6) "303190"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457454196"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Внутренняя политика Николая I"
    ["seo_title"] => string(33) "vnutrienniaia_politika_nikolaia_i"
    ["file_id"] => string(6) "453868"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1517402942"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства