Статья по теме: противоречивый характер внутренней политики Николая I как один из «трудных» вопросов Отечественной истории XIX века
Статья по теме: противоречивый характер внутренней политики Николая I как один из «трудных» вопросов Отечественной истории XIX века
В данной статье была предпринята попытка осветить особенности преподавания одного из «трудных» вопросов истории согласно Историко-культурному стандарту в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Данная статья может стать основной для составления конструкта урока по одной из тем Отечественной истории XIX века - Консервативные и либеральные тенденции во внутреней политике Николая I.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья по теме: противоречивый характер внутренней политики Николая I как один из «трудных» вопросов Отечественной истории XIX века»
Противоречивый характер внутренней политики Николая I как один из «трудных» вопросов Отечественной истории XIX века
Шестакова Юлия Викторовна
Учитель истории и обществознания
МАОУ СОШ №21
г. Асбест, Свердловская область
Аннотация (2-3 строки): в статье была сделана попытка осветить особенности преподавания одного из «трудных» вопросов истории согласно Историко-культурному стандарту в рамках реализации ФГОС. Данная статья может стать основной для составления конструкта урока по одной из тем Отечественной истории.
Ключевые слова (5-7 слов): «трудные» вопросы истории, оценка исторической личности, роль учителя в процессе изучения истории.
Происходящие в России социально-экономические преобразования, существенное изменение рынка образовательных услуг и его модернизация изменили социальный заказ общества, требуя коррекции средств и методов воспитания и обучения. На сегодняшний день общество ставит перед образованием задачу подготовки каждого гражданина к самостоятельной деятельности. В решении этих проблем огромное значение уделяется признанию уникальности, индивидуальности каждого человека, раскрытие и поддержка его потенциальных возможностей и создание условий для их максимальной реализации.
Эти проблемы отягощаются сложностями преподавания истории Отечества в школе. Долгое время отсутствие единого школьного стандарта, обязательных комплектов учебников, хрестоматий, дополнительной литературы, использование разных, в том числе авторских, программ — все это создавало определенные трудности не только для учителя, но и для обучающихся.
Все проблемы преподавания, казалось, должны были разрешиться с приятием единого Историко-культурного стандарта и разработки в рамках его единого учебника. Но при формировании единой концепции преподавания отечественной истории в школе, которая была реализована в новом Историко-культурном стандарте, авторы последнего выделили целый перечень вопросов, обозначив их как «трудные», иными словами, дискуссионные. Один из таких вопросов, связан с оценкой внутренней политики Николая I.
На первый взгляд вся сложность изучения этого вопроса сводится к попытке ответить на вопрос: был ли Николай I консерватором? Если раньше, в годы существования советской историографии такого вопроса не возникало, и все мы помним пренебрежительное «Палкин», то сегодня задача учителя усложняется: необходим отход от однобокости, стереотипов, использования клише. Учителю необходимо побудить ученика мыслить, действовать и, если хотите, делать выбор какой-либо точки зрения, при этом этот выбор должен быть осознанным и обдуманным.
Если мы обратимся к одному из нормативно-правовых документов - к Примерной программе основного общего образования, то тема, связанная с изучением личности Николая I, звучит следующим образом: реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I.
Таким образом, при изучении этой темы учителю так необходимо организовать учебный процесс, чтобы противоречивый характер был, как говориться «на лицо». В связи с этим, наиболее удачным вариантом, будет, прежде всего, знакомство с историографией вопроса в виде работы с цитатами. Именно на их основе учащимся будет проще сформировать свое отношение к этой исторической личности и облегчит учителю и учащимся процесс подготовки к ЕГЭ, точнее к выполнению заданий по написанию исторического эссе.
Важно отметить, что в связи с ограниченностью учебного времени, достаточным, на наш взгляд, будет наличие двух полярных точек зрения. В нашем случае, например, такими цитатами могут стать высказывание историка Соловьева С. М., который утверждал, что в Николае I «была воплощена реакция всему», а сам Николай I – «деспот по природе» и философа Леонтьева К. Н., который называл Николая I «наш великий охранитель Николай Павлович, который призван задержать на время «всеобщее разложение».
При изучении такого рода вопросов отечественной истории, укладываясь в рамки преподавания в соответствии с ФГОС, целесообразным будет на этапе осмысления организовать так называемое «активное восприятие» посредством сравнения процесса воспитания и образования Александра I и Николая I. Изучение этого вопроса немаловажно, даже в условиях нехватки учебного времени в связи с тем, что необходимо показать исторического деятеля как сына его времени, подчеркнуть исторические условия, сыгравшие решающую роль в формировании его взглядов и личных качеств. Для этого иногда достаточно сжатых сведений, краткого высказывания самого исторического лица или простого сопоставления некоторых хронологических дат. При этом необходимо показать, что вся деятельность Николая I, задачи, которые он стремился решить, были обусловлены предшествовавшим историческим развитием, показать связь данного деятеля с его предшественниками.
Для формирования объективной оценки деятельности того или иного деятеля недостаточно изучения биографических и историографических сведений.
Основную задачу выполняет изучение основных преобразований. Применительно к личности Николая I, это должно стать изучение преобразований в законодательной, государственного управления и социальной сферах. Не лишним будет и характеристика современников Николая I, таких как П. Д. Киселев, М. М. Сперанский. Важно показать учащимся, что решение исторических задач в любой области человеческой деятельности - в политической, военной, научной, технической - было результатом не одиночных усилий отдельных людей, а плодом деятельности многих.
Историческая личность не должна оставаться для учащегося только именем. Исторический деятель должен быть показан учащимся как живая личность, с индивидуальным характером, со своеобразными чертами внутреннего и внешнего облика, охарактеризован немногими конкретными штрихами. В рамках всего изучения курса истории Отечества учитель должен избегать навязывания учащимся какой-либо точки зрения, должен дать им свободу мысли, но при этом, сформировать нужное направления этим мыслям, так называемую «канву» или основу, на которую будут накладываться собственные мысли, установки, нравственные ориентиры.
Всестороннее изучение «трудных вопросов» Отечественной истории позволяет способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости исторических событий и явлений, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем.
Список литературы
Вяземский Е. Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2012. – 192 с.
Стапанищев А. Т. Настольная книга преподавателя истории. М.: Владос, 2013 - 376 с.
Черкашина Т. История. Активизация познавательной деятельности учащихся. Новые стандарты: учимся работать. Волгоград: Учитель, 2012. – 100 с.