Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | |
Общеобразовательная программа | Адаптированная программа для детей с ЗПР | |
1 этап. Организационный. | |
Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. | Создает доброжелательную атмосферу через приветствие учащихся. Проверяет готовность класса к уроку. Настраивает учеников на работу показывает видеоролик «Хорошее настроение» | Отвечают на приветствие учителя. Проверяют готовность к уроку. | Отвечают на приветствие учителя. Проверяют готовность к уроку под контролем учителя | регулятивные: -осуществлять самоконтроль | |
2 этап. Создание «Ситуации успеха». | |
Подготовить мышление учащихся и способствовать развитию ощущения удовольствия от собственных знаний, а также осознание внутренней потребности узнавать новое. | Задание 1. Карточки с датами. Сопоставить событие и даты (таблички на доске): 1861 г., 19 февраля – Отмена крепостного права; 1864 г. – Земская реформа; 1874 г. – Военная реформа; 1877 – 1878 гг. – Русско-турецкая война. 1876 – создание второй организации «Земля и воля» 1 марта 1881 – убийство Александра II Задание 2. Карточки (Портреты представителей династии Романовых) Сопоставить портреты царей правивших в XIX веке и имена (таблички на доске): Император Павел (1796 – 1801 гг.) Император Александр I (1801 – 1825 гг.) Император Николай I (1825 – 1855 гг.) Император Александр II (1855 – 1881 гг.) Император Александр III (1881 – 1894 гг.) | Отвечают на вопросы, сопоставляют. | Отвечают на вопросы (с использованием учебника, карточку с правильными ответами находят под контролем учителя). | Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию моделей. Регулятивные: - осуществлять самоконтроль; коммуникативные: - слушать и понимать речь учителя и других учеников; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ( учащимся ЗПР - при помощи учителя). | |
3 этап. Постановка учебной задачи | |
Создание проблемной ситуации для постановки цели урока. Определить цель урока. | На экране: 1881-1894 – годы правления Александра III. 29 апреля 1881 года вышел Манифест (что такое) о сохранении самодержавия (что такое) без изменений Создает ситуацию, в которой дети обнаружат недостаточность своих знаний. Организует работу обучающихся по постановке цели урока. | Сообщение ученика: «Личность Александра III». Учащиеся участвуют в диалоге, в итоге которого, ставят перед собой цель: узнать о характере внутренней политике Александра III и понять, чем это было обусловлено. Почему преобразования Александра III назвали контрреформами? | Учащиеся слушают, по мере возможности принимают участие в обсуждении. | Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - высказывать свое предположение; - определять и формулировать цель деятельности на уроке; коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли ( учащимся ЗПР - при помощи учителя ). | |
4 этап. Усвоение новых знаний | |
I часть Научить самостоятельно находить из учебника необходимую информацию. II часть Научить правильно делать выводы на основе собранной информации. | · даёт задание · организует работу групп · консультирует | Учащиеся делятся на 4 группы и заполняют таблицу: «Реформы Александра III , основные положения реформ». Работают самостоятельно по учебнику. 1гр.Крестьянская реформа: 1881 -Отменена подушная подать (что такое). Снижены выкупные платежи. 1893 – ограничение возможности выхода крестьян из общины 2гр.: Политика в области рабочего законодательства: 1882 – запрет труда детей до 12 лет 1885 – запрет работать по ночам женщинам и подростков 3гр.: Реформа в области просвещения: 1887 - Закон о «кухаркиных» детях – затруднял поступление в гимназии детям из низших слоев 1884 - Введение нового университетского устава – университеты лишаются автономии (что такое). 4гр.: Национальная политика: 1882-у евреев отняли право жить в селе и покупать там дома. Подведение итогов: Александр III отказался от начатых Александром II реформ и начал издавать законы, которые были направлены на сохранение основ самодержавия. Это были контрреформы. | Учащиеся с ЗПР (или с другими учащимися или с помощью учителя) читают задания, находят информацию из учебника. | регулятивные: - работать по предложенному плану; -выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; познавательные: - ориентироваться в учебнике; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи. | |
ФИЗМИНУТКА | | Крестьянская реформа (208-209) | 1881 -Отменена подушная подать (что такое) Снижены выкупные платежи 1893 – ограничение возможности выхода крестьян из общины |
5 этап. Закрепление новых знаний | | Политика в области рабочего законодательства (209-210) | 1882 – запрет труда детей до 12 лет 1885 – запрет работать по ночам женщинам и подростков |
Закрепить полученные на уроке знания | Тест на экране: 1. Что произошло в 1882 году с евреями? а) у евреев отняли право жить в селе и покупать там дома б) евреям разрешили покупать дома в селе 2. Что такое Манифест? а) торжественное обращение к народу; б) главный закон страны; в) изменения в области политики просвещения. 3.Что предусматривал Закон о «кухаркиных» детях 1887 года? а) затруднял поступление в гимназии детям из низших слоев б) введение нового университетского устава; | Учащиеся работают самостоятельно. | Учащиеся читают задания, выбирают правильные ответы (самостоятельно или с помощью учителя). | регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; -расширить сферу получаемой информации. | |
6 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | | Национальная политика (213-214) | 1882-у евреев отняли право жить в селе и покупать там дома |
Организовать самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке. Записать домашнее задание. | Организует самооценку и рефлексию. Задает вопрос: С какими реформами Александра III мы познакомились? Почему их назвали контрреформами? Предлагает: · ответить на вопросы (Сегодня на уроке я узнал) · оценить свою работу на уроке. | Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу. осуществляют самооценку результатов собственной учебной деятельности на уроке. Высказывают впечатление об уроке, выбирая себе фразу с незаконченным предложением. Записывают домашнее задание. | Оценивают свою работу. Записывают домашнее задание. | Регулятивные: - осуществлять самоконтроль; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |