Разработка урока по истории "Русско-турецкая война 1877-1878 гг." 10 класс
Разработка урока по истории "Русско-турецкая война 1877-1878 гг." 10 класс
Разработка урока по предмету «История»
10 класс
Тема: «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.»
Форма урока: Урок-деловая игра.
Оборудование: карты «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.», «Балканские государства после русско-турецкой войны 187701878 гг.»; схема «Внешняя политика России во второй половине XIX века»; иллюстрации (портреты Горчаков А.М., Скобелев М.Д., Гурко И.В.; репродукции картин Верещагина В.В. «Шипка-Шейново», Попова А. «Шипка», Дмитриева -Оренбургского Н.Д. «Бой за Зеленые горы под Плевной»); интерактивная доска; слайдовая презентация к уроку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории "Русско-турецкая война 1877-1878 гг." 10 класс»
Разработка урока по предмету «История»
10 класс
Тема: «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.»
Цель: выделить основные задачи и направления внешней политики в обозначенный период; оценить роль и значение борьбы России против господства Турции над славянскими народами.
Задачи:
-развивать у обучающихся умение самостоятельно анализировать ход исторических событий, выделять главное и делать выводы;
-формировать умения работать в группе, грамотно аргументировать собственную точку зрения по заданной исторической проблеме;
-воспитывать чувство патриотизма, гордости за славу русского оружия и героизм русских солдат, офицеров и генералов.
Форма урока: Урок-деловая игра.
Оборудование: карты «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.», «Балканские государства после русско-турецкой войны 187701878 гг.»; схема «Внешняя политика России во второй половине XIX века»; иллюстрации (портреты Горчаков А.М., Скобелев М.Д., Гурко И.В.; репродукции картин Верещагина В.В. «Шипка-Шейново», Попова А. «Шипка», Дмитриева -Оренбургского Н.Д. «Бой за Зеленые горы под Плевной»); интерактивная доска; слайдовая презентация к уроку.
Опережающее задание: прочитать соответствующий материал в учебнике и дополнительной литературе, вспомнить содержание Парижского мирного договора 1856 г., составить опорную схему «Внешняя политика России во второй половине XIX века» и дать ей письменное объяснение.
В ходе деловой игры участники высказывают мнения по вопросам развития международных отношений во второй половине XIX века.
Вступительное слово учителя.
Внешняя политика России во второй половине XIX века была вполне успешной, о чем свидетельствуют исторические факты: отмена условий Парижского мира и преодоление международной изоляции России, присоединение Средней Азии и расширение территории империи, блестящая победа русского оружия в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. и усиление влияния России в Европе и на Балканах. Однако плодами побед России в русско-турецкой войне воспользовались европейские страны. Более того, противоречия между европейскими державами привели к созданию военно-политических блоков, противостояние которых вылилось в начале XX века в мировой военный конфликт. Наша задача сегодня на уроке состоит в обсуждении динамики международной политики второй половины XIX века, возрастания роли России в европейских делах и причин изменения соотношения сил в Европе.
II. Ход деловой игры.
1.Представители России:
-излагают условия Сан-Стефанского мира;
-приводят доводы в защиту своей позиции (освобождение от унизительных статей Парижского мира 1856 г., Балканский кризис, события русско-турецкой войны 1877-1878 гг., приведшие Россию к победе);
-обращаются к представителям Германии и Австро-Венгрии с просьбой о поддержке, напоминая о «Союзе трех императоров».
2.Представители стран-участниц Берлинского конгресса предъявляют претензии к России:
-Германия выражает недовольство позицией России во франко-германском конфликте 1875 г.,
-Австро-Венгрия предъявляет требование передачи ей турецких провинций Боснии и Герцеговины;
-все страны недовольны усилением России на Балканах и требуют уменьшения территорий Сербии и Черногории и ликвидации единого независимого Болгарского государства (излагают статьи Берлинского трактата);
3.Представители России:
-соглашаются подписать Берлинский трактат;
-объясняют, чем он был невыгоден для России;
-указывают на негативное отношение российского общества к результатам Берлинского конгресса.
4.Эксперты говорят о последствиях Берлинского конгресса, повлекших за собой события европейской политики 1880-1890-х гг., делают вывод о расколе Европы на два враждебных лагеря:
-создание «Тройственного союза» в 1882 г.;
-«Договор перестраховки» между Россией и Германией 1887 г.;
-таможенная война между Россией и Германией в начале 1890-х гг.;
-сближение России с Францией в начале 1890-х гг. Присоединение к их союзу Англии.
-складывание к концу XIX века в Европе двух враждебных военно-политических блоков «Тройственного союза» и «Антанты»
III. Итоги деловой игры
Вопросы учителя:
-Получили ли вы полное представление о международных отношениях во второй половине XIX века?
-Были ли, по вашему мнению, альтернативы в развитии международных отношений во второй половине XIX века?
-Интересным ли был урок?
-Что понравилось, а что не понравилось на уроке?
-Что нового вы для себя узнали?
Выставляются оценки за активную работу на уроке всем участникам деловой игры.
Домашнее задание.
Написать эссе: «Россия в европейской политике во второй половине XIX в. и в начале XXI в.: достижения и просчеты».