Просмотр содержимого документа
«Тема урока по истории: Императрица Елизавета Петровна.»
Тема урока: Императрица Елизавета Петровна.
Цели урока: 1.охарактеризовать личность императрицы; показать основные направления внутренней и внешней политики Елизаветы Петровны; 2.продолжить формирование умений работы с документами;3.воспитывать чувство патриотизма.
Тип урока : комбинированный.
Учебное оборудование: мультимедийная приставка.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний уч-ся по теме: «Брауншвейгское семейство»
а) устный опрос:
- Почему после смерти Анны Иоанновны власть в стране оказалась в руках Бирона?
По указу 1722 г. Анна Иоанновна завещала трон внучатому племяннику Иоанну Антоновичу , а регентом при нём назначен был Бирон.
- Чем привлекала дворянство личность Елизаветы?
Дворяне стремились ликвидировать засилье иностранцев и надеялись на расширение своих привилегий.
- Какую клятву дала Елизавета Петровна в ночь переворота?
Если она станет императрицей, то не подпишет ни одного смертного приговора.
б) Решите задачу.
Почему в эпоху Московской Руси и допетровской России не известно случаев покушения на государя и стремления свергнуть его с престола со стороны подданных, а в 18в. наступает эпоха дворцовых переворотов? Что изменилось?
Изменилось отношение к личности монарха и его власти. До 17 века царь и его власть считались данными от Бога раз и навсегда установленным. Покушение на царя являлось величайшим святотатством. В 18 веке отношение изменилось, особенно среди аристократии и столичной гвардии.
Переход к изучению новой темы.
На прошлом уроке мы с вами узнали, что в результате очередного дворцового переворота к власти пришла Елизавета Петровна.
(слайд №1)
Изучение новой темы.
План.
Личность императрицы.
Внутренняя политика.
Внешняя политика
Семилетняя война.
На доске – тема урока.
Важнейшие даты: 1741-1743 русско-шведская война; 1756-1763 Семилетняя война; август 1758г. сражение при Цорндорфе; август 1759г. сражение при Кунерсдорфе; сентябрь 1760г. взятие русскими Берлина; 1761г. захват войсками П.А.Румянцева Кольберга.
Елизавета Петровна ( слайды №2,3,4)
Внутренняя политика
Задача для уч-ся: Выяснить какие из сословий русского общества получили наибольшие привилегии?
Какие отрасли производства начали развиваться?
( слайды №5,6,7).
Внешняя политика.
( слайды №8,9,10,11,12,13,14)
Семилетняя война 1756-1763 гг.
Работа с учебником. Прочитать п.3 стр. 182-185 и заполнить таблицу
Дата сражения
Место сражения
Командующий русскими войсками
Итоги сражения
19.08.1757
Гросс-Егерсдорф
С.Ф. Апраксин
победа
14.08.1758
Цорндорф
В.В. Фермор
победа
08.1759
Кунерсдорф
П.С. Салтыков
победа
09.1760
Чернышов
взят Берлин
1761
П.А. Румянцев
взята крепость Кольберг
( слайд№15)
Итог урока
В правление императрицы Елизаветы Петровны государственная власть в России укрепилась. Русская армия приняла участие в Семилетней войне, добившись выдающихся побед.
(слайд №16)
Домашнее задание:
а) прочитать параграф 29;
б) дать аргументированный ответ на вопрос: Почему российские императрицы создавали органы власти, которые, по сути дела, поменяли власть самодержца?
в) творческое задание: составить кроссворд по военачальникам участвовавшим в Семилетней войне.