kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Перестройка. Экономические реформы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок Перестройка.Экономические реформы. Познакомить учащихся с этапами перестройки,экономическими реформами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Перестройка. Экономические реформы.»

Урок в 11 классе.

Тема: Перестройка. Экономические реформы.

Цель: познакомить учащихся с этапами перестройки, экономическими реформами.

Задачи: Обучающая: обобщить и конкретизировать полученные знания о развитии страны в «застойный» период, обозначить причины перестройки, понять суть экономических реформ.

Развивающая: умение работать с текстами учебника и документами, с таблицами, с терминологией; умение сравнивать, сопоставлять факты и события.

Воспитательная: постепенно приучать учащихся к трудолюбию, уважению к друг другу во время самостоятельной работы, уметь терпеливо выслушивать точку зрения своих товарищей, сообща работать над поставленной проблемой.

Оборудование: учебник» История России XX век.; рабочий лист, раздаточный материал

План урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и задач.

3. Опрос по вопросам домашнего задания.

4. Изучение новой темы.

5. Закрепление ( тест)

6. Подведение итогов и домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Постановка цели, задач урока.

Учитель: Мы начинаем изучение нового раздела « СССР на этапе перестройки» Он охватывает период с 1985 по 1991 годы. Узнаем, что перестройка коснулась разных сфер общественной жизни.

Вопрос: - какие сферы общественной жизни вы знаете?

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока: « Перестройка. Экономические реформы»

Вопросы: - предположите, чем мы будем заниматься на уроке?

- чем может быть интересна эта тема?

( Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.)

3. Опрос по вопросам домашнего задания.

Учитель: начало переменам было положено 11 марта 1985 года, с избранием на пост Генерального секретаря ЦККПСС М.С.Горбачева. ( слайд 1)

Вопрос: как вы думаете, почему личность М.С.Горбачева вызывала симпатии со стороны общественности?

( В качестве домашнего задания учащиеся кроме чтения параграфа,должны были расспросить дома своих родителей, бабушек, дедушек, друзей и знакомых и назвать отрицательные итоги периода «застоя»)

Ожидаемые ответы учащихся: - В период застоя была проведена аграрная реформа, на проведение которой было затрачено много денежных средств и расходовались они не эффективно.

- Росли у рабочих предприятий и совхозов иждивенческие настроения. Начинались потери сельскохозяйственной продукции, рос импорт зерна.

- Реформа в промышленности шла на убыль, ползли вниз плановые показатели, снижались темпы роста производительности труда.

- Увеличивалось финансирование оборонных программ.

- Проводилась борьба с диссидентством.

- Усиливалась роль армии и КГБ.

- Прогресс в науке и технике на ощущался, несмотря на уникальные разработки советских ученых.

- Обострялась ситуация с Западом из-за ввода советских войск в Афганистан.

Вопрос: и как же отражался негатив застоя на жизни общества?

Примерный ответ: Социальная сфера финансировалась по остаточному принципу. Сокращалось жилищное строительство. Рост дефицит товаров. Росло количество социальных иждивенцев. Жизнь становилась праздником.

4. Изучение новой темы.

( Слайд 2) Учитель: Ребята, вы перечислили отрицательные итоги периода застоя, и как они отразились на жизни общества. На этом слайде представлены предпосылки перестройки. ( учащиеся записывают хронологические рамки перестройки.)

Работа парами. Задание: - используя текст учебника, выпишите по годам этапы эволюции перестройки.

Примерные результаты:

Апрель 1985-первая половина 1987 г.г.

- антиалкогольная компания;

- госприемка;

- закупка импортного оборудования;

- сокращение закупок ширпотреба за рубежом.

Вторая половина 1987- первая половина 1989 г.г.

- расширение самостоятельности гос. предприятий на принципах хозрасчета и самоокупаемости;

- разрешение индивидуальной трудовой деятельности;

- разрешение аренды земли;

- сокращение отраслевых министерств;

Вторая половина 1989 – первая половина 1991г.г.

- экономические программы: Абалкина, «500дней», Павлова, Президентская.

- «Закон о государственном предприятии» - госзаказ.

Учитель: давайте разберемся с новыми для вас терминами.

Работа с рабочим листом: ознакомление с терминами « перестройка», «хозрасчет», «самофинансирование ».

Работа с документами. Класс делится на 3 группы.

1 группа. Вопрос: звучит в названии документа.

Документ « Главный вопрос…в том, как и за счет чего страна может добиться экономического развития» Из доклада М.С.Горбачева на Пленуме ЦК КПСС 23 апреля 1985 г.

2 группа. Вопрос: Сделайте выводы на основании таблиц и найдите в учебнике подтверждение своим выводам.

Таблица 1. «Сравнительная производительность труда в СССР и США»

( производительность труда в США – 100%)

1960-1969г.г.

1970-1979г.г.

1980-1986г.г.

В промышленности 44%

В промышленности53 %

В промышленности 55%



Таблица 2. « Экономическое развитие СССР»

Среднегодовые показатели в %



Темпы прироста производительности труда





3 группа. Вопрос: Проанализировать отрывок из программы «500 дней»

При ответе использовать имеющуюся памятку ( записана в тетрадях) для анализа исторического документа.

Возможные ответы учащихся после работы над источниками:

1 группа.

« Страна может добиться ускорения экономического развития, если поставить интенсификацию экономики и ускорение научно-технического прогресса, перестроить управление и планирование, структурную и инвестиционную политику, повсеместно повысить организованность и дисциплину, коренным образом улучшить стиль деятельности. Сравнительно быструю отдачу можно получить, если привести в действие организационно-экономические и социальные резервы, и в первую очередь, активизировать человеческий фактор, добиться того, чтобы каждый на своем месте работал добросовестно и с полной отдачей.»

2 группа.

« Из таблицы первой видно, что производительность труда в США принята за 100% тогда как производительность труда в промышленности СССР за последние годы составляет 55% - это почти в 2 раза меньше. Если оценивать сельское хозяйство, то производительность труда в СССР в 4 раза меньше, чем в США.

« Из второй таблицы видим, что реформы в области экономики в 1988 году достигли наивысшего показателя, но в последующие годы наблюдается спад. Очевидно, эти реформы носили не завершенный или непродуманный характер. В учебнике говорится, что мероприятия не носили последовательного характера, большинство проводимых реформ откладывались или растягивались на неопределенный период. Ни одна из реформ, по мнению А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной, не была доведена до логического завершения, а значит, не могла дать положительных результатов.»

3 группа.

« В программе «500 дней» идет речь о личной заинтересованности в своем труде, чтобы каждый на своем месте работал добросовестно и с полной отдачей. Эта программа предусматривала переход к рыночной экономике. Нужно провести приватизацию государственных предприятий, чтобы создать реальную основу для экономического союза республик, повысить жизненный уровень граждан и преодолеть отставание от других стран. Эта программа значительно урезала власть Центра. Под давлением консерваторов М. Горбачев отказался от проведения этой реформы.»

Учитель: Ребята, экономические реформы сопровождались сопутствующими факторами, которые отрицательно повлияли на экономику нашей страны, они отражены на слайде. (Слайд 4)

Вопрос: Какие же результаты в социально-экономической сфере мы получили в ходе перестройки? Посмотрите на ( Слайд 5 )

5. Закрепление ( тест)

6. Домашнее задание:

1. Спросите своих родителей и старших родственников:

- Стало ли население жить лучше после этих экономических преобразований.

2. Знать новые термины.

3.Подготовится отвечать по записям в тетрадях.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: Перестройка. Экономические реформы.

Автор: Науменко Юлия Александровна

Дата: 06.06.2025

Номер свидетельства: 671277

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Урок по истории на тему "Перестройка в СССР 1985-1991" "
    ["seo_title"] => string(55) "urok-po-istorii-na-tiemu-pieriestroika-v-sssr-1985-1991"
    ["file_id"] => string(6) "219324"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434117452"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "урок-конференция по теме "Декабрьские события 1986 года" "
    ["seo_title"] => string(64) "urok-konfierientsiia-po-tiemie-diekabr-skiie-sobytiia-1986-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "176504"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424431082"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Разработка урока истории Казахстана "Реформы 1867-1868г.г в Казахстане" "
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka-uroka-istorii-kazakhstana-rieformy-1867-1868gh-gh-v-kazakhstanie"
    ["file_id"] => string(6) "171933"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423742589"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа, история, 9 класс "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-istoriia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "153318"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420993421"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Адаптация учащихся 1 классов к учебной деятельности."
    ["seo_title"] => string(64) "adaptatsiia_uchashchikhsia_1_klassov_k_uchiebnoi_dieiatiel_nosti"
    ["file_id"] => string(6) "348753"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476298969"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства