Просмотр содержимого документа
«Тема: Перестройка. Экономические реформы.»
Урок в 11 классе.
Тема: Перестройка. Экономические реформы.
Цель: познакомить учащихся с этапами перестройки, экономическими реформами.
Задачи: Обучающая: обобщить и конкретизировать полученные знания о развитии страны в «застойный» период, обозначить причины перестройки, понять суть экономических реформ.
Развивающая: умение работать с текстами учебника и документами, с таблицами, с терминологией; умение сравнивать, сопоставлять факты и события.
Воспитательная: постепенно приучать учащихся к трудолюбию, уважению к друг другу во время самостоятельной работы, уметь терпеливо выслушивать точку зрения своих товарищей, сообща работать над поставленной проблемой.
Оборудование: учебник» История России XX век.; рабочий лист, раздаточный материал
План урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка цели и задач.
3. Опрос по вопросам домашнего задания.
4. Изучение новой темы.
5. Закрепление ( тест)
6. Подведение итогов и домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Постановка цели, задач урока.
Учитель: Мы начинаем изучение нового раздела « СССР на этапе перестройки» Он охватывает период с 1985 по 1991 годы. Узнаем, что перестройка коснулась разных сфер общественной жизни.
Вопрос: - какие сферы общественной жизни вы знаете?
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока: « Перестройка. Экономические реформы»
Вопросы: - предположите, чем мы будем заниматься на уроке?
- чем может быть интересна эта тема?
( Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.)
3. Опрос по вопросам домашнего задания.
Учитель: начало переменам было положено 11 марта 1985 года, с избранием на пост Генерального секретаря ЦККПСС М.С.Горбачева. ( слайд 1)
Вопрос: как вы думаете, почему личность М.С.Горбачева вызывала симпатии со стороны общественности?
( В качестве домашнего задания учащиеся кроме чтения параграфа,должны были расспросить дома своих родителей, бабушек, дедушек, друзей и знакомых и назвать отрицательные итоги периода «застоя»)
Ожидаемые ответы учащихся: - В период застоя была проведена аграрная реформа, на проведение которой было затрачено много денежных средств и расходовались они не эффективно.
- Росли у рабочих предприятий и совхозов иждивенческие настроения. Начинались потери сельскохозяйственной продукции, рос импорт зерна.
- Реформа в промышленности шла на убыль, ползли вниз плановые показатели, снижались темпы роста производительности труда.
- Прогресс в науке и технике на ощущался, несмотря на уникальные разработки советских ученых.
- Обострялась ситуация с Западом из-за ввода советских войск в Афганистан.
Вопрос: и как же отражался негатив застоя на жизни общества?
Примерный ответ: Социальная сфера финансировалась по остаточному принципу. Сокращалось жилищное строительство. Рост дефицит товаров. Росло количество социальных иждивенцев. Жизнь становилась праздником.
4. Изучение новой темы.
( Слайд 2) Учитель: Ребята, вы перечислили отрицательные итоги периода застоя, и как они отразились на жизни общества. На этом слайде представлены предпосылки перестройки. ( учащиеся записывают хронологические рамки перестройки.)
Работа парами. Задание: - используя текст учебника, выпишите по годам этапы эволюции перестройки.
Примерные результаты:
Апрель 1985-первая половина 1987 г.г.
- антиалкогольная компания;
- госприемка;
- закупка импортного оборудования;
- сокращение закупок ширпотреба за рубежом.
Вторая половина 1987- первая половина 1989 г.г.
- расширение самостоятельности гос. предприятий на принципах хозрасчета и самоокупаемости;
- разрешение индивидуальной трудовой деятельности;
- «Закон о государственном предприятии» - госзаказ.
Учитель: давайте разберемся с новыми для вас терминами.
Работа с рабочим листом: ознакомление с терминами « перестройка», «хозрасчет», «самофинансирование ».
Работа с документами. Класс делится на 3 группы.
1 группа. Вопрос: звучит в названии документа.
Документ « Главный вопрос…в том, как и за счет чего страна может добиться экономического развития» Из доклада М.С.Горбачева на Пленуме ЦК КПСС 23 апреля 1985 г.
2 группа. Вопрос: Сделайте выводы на основании таблиц и найдите в учебнике подтверждение своим выводам.
Таблица 1. «Сравнительная производительность труда в СССР и США»
( производительность труда в США – 100%)
1960-1969г.г.
1970-1979г.г.
1980-1986г.г.
В промышленности 44%
В промышленности53 %
В промышленности 55%
Таблица 2. « Экономическое развитие СССР»
Среднегодовые показатели в %
Темпы прироста производительности труда
3 группа. Вопрос: Проанализировать отрывок из программы «500 дней»
При ответе использовать имеющуюся памятку ( записана в тетрадях) для анализа исторического документа.
Возможные ответы учащихся после работы над источниками:
1 группа.
« Страна может добиться ускорения экономического развития, если поставить интенсификацию экономики и ускорение научно-технического прогресса, перестроить управление и планирование, структурную и инвестиционную политику, повсеместно повысить организованность и дисциплину, коренным образом улучшить стиль деятельности. Сравнительно быструю отдачу можно получить, если привести в действие организационно-экономические и социальные резервы, и в первую очередь, активизировать человеческий фактор, добиться того, чтобы каждый на своем месте работал добросовестно и с полной отдачей.»
2 группа.
« Из таблицы первой видно, что производительность труда в США принята за 100% тогда как производительность труда в промышленности СССР за последние годы составляет 55% - это почти в 2 раза меньше. Если оценивать сельское хозяйство, то производительность труда в СССР в 4 раза меньше, чем в США.
« Из второй таблицы видим, что реформы в области экономики в 1988 году достигли наивысшего показателя, но в последующие годы наблюдается спад. Очевидно, эти реформы носили не завершенный или непродуманный характер. В учебнике говорится, что мероприятия не носили последовательного характера, большинство проводимых реформ откладывались или растягивались на неопределенный период. Ни одна из реформ, по мнению А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной, не была доведена до логического завершения, а значит, не могла дать положительных результатов.»
3 группа.
« В программе «500 дней» идет речь о личной заинтересованности в своем труде, чтобы каждый на своем месте работал добросовестно и с полной отдачей. Эта программа предусматривала переход к рыночной экономике. Нужно провести приватизацию государственных предприятий, чтобы создать реальную основу для экономического союза республик, повысить жизненный уровень граждан и преодолеть отставание от других стран. Эта программа значительно урезала власть Центра. Под давлением консерваторов М. Горбачев отказался от проведения этой реформы.»
Учитель: Ребята, экономические реформы сопровождались сопутствующими факторами, которые отрицательно повлияли на экономику нашей страны, они отражены на слайде. (Слайд 4)
Вопрос: Какие же результаты в социально-экономической сфере мы получили в ходе перестройки? Посмотрите на ( Слайд 5 )
5. Закрепление ( тест)
6. Домашнее задание:
1. Спросите своих родителей и старших родственников:
- Стало ли население жить лучше после этих экономических преобразований.