I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Определите, какие изменения произошли в России к концу XVI в. (используйте карту). В каком состоянии находилась Россия после правления Ивана IV? Какие задачи, на ваш взгляд, по укреплению государства стояли перед правителями страны в конце XVI в.? Что могло препятствовать решению таких важнейших задач? | Определять существенные черты государственного устройства Рос- сии. Применять ранее полученные знания. Формулировать познавательную задачу по теме урока | Фронтальная Работа Беседа. Работа с текстом | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Включение в учебный процесс Постановка учеб- ной задачи урока |
II. Актуализация знаний | 7 | 1. Беседа | Вспомните, как осуществлялось управление в государствах Западной Европы в XVI в. Как происходило управление Церковью? Какова была система управления в России при Иване IV (см. схему, составленную ранее)? Какая династия правила в России к концу XVI в. И сколько столетий она правила? | Сравнивать системы управления разных государств. Актуализировать знания в историческом контексте | Беседа. Работа с источником, картой | Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. | Устный рассказ. Беседа |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Беседа 2. Работа с картой 3. Работа с учебником и картой 4. Работа с учебником 5. Работа с учебником | Прочитайте п. 1 параграфа. Перечислите основные внутриполитические и внешнеполитические действия царя Фёдора Ивановича. Используйте карту. Прочитайте фрагмент указа об «урочных летах» (см. рубрику «Изучаем документ»). Как вы оцениваете этот указ? Какие категории жителей России обладали правом иметь крестьян? Если крестьянин сбежал от хозяина в 1591 г., подлежал ли он сыску? Как изменилось положение крестьянства? Что такое патриаршество? Какое значение имело его учреждение для развития Российского государства? В чём суть «угличского дела»? Как вы думаете, кому была выгодна смерть царевича Дмитрия? *Найдите в дополнительных источниках информации разные версии гибели царевича Дмитрия. Обсудите их в классе. Что, на ваш взгляд, должен был предпринять Борис Годунов, чтобы укрепить своё положение на троне? Каковы итоги его деятельности? *Какой образ царя Бориса рисуют писатели А. С. Пушкин, А. К. Толстой и др.? Совпадает ли он с вашей оценкой личности Годунова? | Определять последствия деятельности правителя. Объяснять смысл используемых в документе терминов и понятий. Использовать приёмы характеристики исторических явлений. Участвовать в обсуждении вопроса о государственных мерах. Различать достоверную и вымышленную информацию. Анализировать мотивы и поступки людей, давать им оценку (с помощью учителя). Высказывать собственные суждения с опорой на исторические реалии (с помощью учителя) | Беседа. Работа с учебником Работа с картой Дискуссия. Индивидуальная работа Дискуссия | Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания | 1. Работа с текстом учебника, художественного про- изведения, с историческим источником 2. Записи в карте 3. Беседа 4. Устные Ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа с учебником | Почему «заповедь» на выход крестьян в Юрьев день из временной меры превратилась в постоянную? Что означает поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»? Чем грозило государству пресечение правящей династии? Составьте характеристику Бориса Годунова, выделив основные направления и результаты его деятельности. | | 1.Фронтальная работа с текстом | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Устные ответы 2. Записи в контурных картах |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: 1. В каком состоянии находилась Россия после правления Ивана IV? 2. Почему «заповедь» на выход крестьян в Юрьев день из временной меры превратилась в постоянную? 3. Какое значение для развития Российского государства имело учреждение патриаршества? 4. Каковы были основные результаты внешнеполитической деятельности царя Фёдора Ивановича? Работаем с картой: Используя карту, объясните, кто в конце XVI в. был главным противником России в её борьбе за выход к Балтийскому морю — Речь Посполитая или Швеция? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Показывают на карте территорию России в период правления Ивана Грозного | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |