kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории в 7 классе «Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

- ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе.

- через самостоятельную с информационными источниками(учебник, литературный отрывок, документы) путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему урока

-осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся

-уметь работать в группе, сотрудничать, договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории в 7 классе «Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол ».»


Конспект урока истории в 7 классе «Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол ».  

Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.

Цель урока:на примере церковного раскола раскрыть роль личности в истории и значение толерантного сознания. 
Задачи урока  
Образовательные задачи: 
- создание целостного представления о целях, содержании, итогах и последствиях церковной реформы как одного из событий «бунташного» семнадцатого века; 
- усвоение содержания понятий - ревнители древнего благочестия, церковная реформа, раскол, старообрядцы, скит, гари; 
- усвоение основных событий и хронологии раскола – 1654, 1666, 1681, 1682; 
- знание основных участников событий: Никон, Аввакум, боярыня Морозова. 
Воспитательные задачи: 
- развитие эмоциональной сферы – сопереживание, эмоциональное отношение к происходящим событиям; 
- формирование коммуникативной культуры в процессе групповой и фронтальной деятельности. 
Развивающие задачи: 
- развитие познавательного интереса; 
-развитие умения анализировать художественное произведение; 
- развитие умения формулировать оценочные суждения.

Формируемые универсальные учебные действия:

  • Личностные УУД: ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе.

  • Познавательные УУД: через самостоятельную с информационными источниками(учебник, литературный отрывок, документы) путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему урока

  • Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся

  • Коммуникативные УУН: уметь работать в группе, сотрудничать , договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.
    Ход урока 

    I. Изучение нового материала.
    1.1. На слайде: картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова».

    Учитель: - Взгляните на эту картину.   Перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII века – боярыня Морозова. Здесь мы не видим ее в богатых одежах и парадных санях, художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи; с гневом обращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню, - юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу. 
    В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют. Судьба этой женщины будет страшной – посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью. 

    Вопрос : Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета картины Василия Сурикова?
    (слайд:  тема урока) 
    Ответ на этот вопрос мы узнаем на нашем уроке, изучив тему «Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол ».

Почему раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в истории России? Это наш проблемный вопрос.


1.2.Филарет.

События начала XVII века – Смутное время - стало суровым испытанием не только для русской земли, но и для русской православной церкви.  Захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церкви, убивали служителей церкви.
(слайд: портрет Филарета).

В октябре 1612 года народное ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от польских захватчиков и Земский собор 1613 года избрал новым царем Михаила Федоровича Романова, а патриархом был избран –Филарет, отец царя Михаила Федоровича. Что мы знаем о нем?  

Работа учащихся с учебником п.1 стр.75. 

- Какие задачи стояли перед новым патриархом? (Главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов).
– Чего ему удалось добиться?
1.3. Кружок «Ревнителей древнего благочестия».     

Итак, вопросы церковного характера Филаретом так и не были решены.

В конце 40-х гг. XVII века в Москве возник кружок «Ревнителей древнего благочестия», в который вошли видные представители духовенства: духовник царя Стефан Вонифатьев, боярин Федор Ртищев, архимандрит Никон, протопоп Аввакум, князь Львов и др. 
Цель кружка:·        разработать программу церковной реформы и
устранить разночтения в богослужебных книгах. 

Вопрос учителя: Что это были за разночтения и почему вопрос о реформе вообще возник?(Обращение к учебнику ,п.2, стр.75)

В кружке сложились две группировки:

-первая настаивала на преобразованиях, не затрагивающих русские богослужебные книги и обряды, члены группы во главе с протопопом Аввакумом утверждали о необходимости исправлять книги по славянским рукописям;

-другая группа, членом которой был Никон, ставший в последствие Патриархом, требовала проведение реформы именно по греческим образцам.
1.4. Церковная реформа. Патриарх Никон и протопоп Аввакум.(слайд Никон и Аввакум)
Два активных участника церковной реформы:Патриарх Никон и протопоп Аввакум, неординарные личности.

Задание: Поработав в группах с дополнительными информационными источниками, составьте сравнительную характеристику Никона и Аввакума по следующему плану:

1.Происхождение, родители.

2.Воспитание и образование.

3.Семья.

4.Служебная карьера.

5. Нравственные качества.


Анализ документов:Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» и литературного произведения «Житие протопопа Аввакума», написанного им самим показали нам двух достойных противников.

В 1651 году, по предложению  царя  Алексея  Михайловича, новым патриархом был избран митрополит Новгородский Никон. Ему и было поручено провести церковную реформу, преимущества были на его стороне. В 1654 году церковный собор утвердил основные положения реформы, предложенные Никоном.

1.5. Содержание церковной реформы.

Проанализируйте документ 2 .  и выделите из него  необходимую информацию, для заполнения второй колонки таблицы.

(Работа учащихся с документом и  заполнение таблицы на листе) 
Таблица к документу с заполненной первой колонкой

 

Какими же методами осуществлялась реформа?

Никон взял дело реформы в свои руки, сам назначал «исправщиков», которые контролировали переписку книг, жестоко расправлялся с недовольными и теми, кто жаловался царю.  

Реакция народа на проведение реформы была неоднозначна. Высшие слои общества, приближенные царя, восприняли ее как продолжение преобразований Алексея Михайловича, а часть бояр, общественность, священники подали челобитную царю. Царь не отреагировал на жалобу, в отличие от Никона.(Обращение к картине В.Сурикова)

1.6.Церковный Собор и раскол церкви.

Учитель: Но новый патриарх был человек своенравный, волевой и фанатичный. Получив власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской  и,  по существу, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть, по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Никон говорил: «как месяц имеет свет от солнца – так царь имеет власть от патриарха».
Этим заявлением он явно намекал на то, что церковная власть выше светской царской власти.
Вопрос учителя: Как вы думаете, как отреагировал царь на такое заявление патриарха?  (обсуждение)
- А теперь обратимся к учебнику стр.77, п.3 и проверим наши высказывания. 
Церковный Собор 1666 – 1667 года осудил Никона. Выступивший на Соборе царь заявил, что Никон «самовольно, без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся». Этим заявлением царь дал понять, что реальная власть в стане принадлежит только ему. Собор поддержал царя, а Никон был осужден на вечное заточение в монастырь. Одновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников, которые стали называться старообрядцами. Так начался раскол русской православной церкви.

Что же означает выражение «раскол русской православной церкви»? согласны ли вы с высказыванием историка В.О. Ключевского:

« Русским церковным расколом называется отделение значительной части русского православного общества от господствующей православной церкви»? Сравните свое мнение с определением в словаре на ваших столах.
 Запись в тетради:  раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона.
1.7. Старообрядцы (раскольники) – люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона.
Учитель: Выдающимся руководителем старообрядцев стал протопоп Аввакум. О нем мы уже узнали из его знаменитого литературного произведения «Житие».
Судьба Аввакума была трагична. В 1682 году он был приговорен к казни и заживо сожжен.
Государство и церковь преследовали староверов. Они уходили в далекие и глухие места, где основывали свои поселения – скиты

( Север, Сибирь, Урал). Фанатично преданные своей вере, они устраивали коллективные самосожжения, т.е. огненное крещение(гари).
Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654 и 1666 гг. и преследовалось властью. Лишь в 1971 году Русская Православная Церковь отменила решения церковных Соборов, предавших старообрядцев проклятию. 
Учитель:А теперь давайте вернемся к началу урока, к репродукции картины Сурикова «Боярыня Морозова» и к нашей проблеме:

Почему раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в истории России?

Вы уже догадались, что перед нами сторонница старообрядцев. Взгляните на ее выразительное лицо, отразившее ее волю и веру. Измученная, но не покорившаяся , закованная в кандалы, но не побежденная – такой запоминается Морозова, ставшая на века символом трагедии раскола Русской православной церкви.
II. Закрепление.
Вопрос учителя: Какие выдающиеся личности того трагичного для русской православной церкви времени вам запомнились? 
На столах у вас есть проверочный тест.

Учащиеся самостоятельно выполняют тест.
1. Как звали патриарха, начавшего церковную реформу:
а) Игнатий
б) Филарет
в) Никон
2. Причиной церковной реформы не было:
а) искажение церковных книг
б) искажение церковных обрядов
в) конфликт между царем и патриархом
3. Лидер старообрядцев XVII в.. писатель:
а) Филарет
б) Никон
в) Аввакум
4. Церковная реформа привела:
а) к сплочению верующих
б) расколу между верующим
в) конфликту между царем и патриархом 
III. Подведение итогов.

У митрополита Кирилла есть замечательные слова:

« Для человека  главное - жить по совести. Лекарства   смогут продлить наш срок на несколько лет, а праведность и терпимость подарят жизнь вечную»...

А у Сергия Радонежского : «Единством и любовью спасемся…»

О чем они, ребята? Наш урок имеет к этому отношение?
IV.Рефлексия.

V.Домашнее задание.

п.,творческое задание: Можно ли провести параллель между церковным расколом в России в 17 веке и Реформацией и Контрреформацией в Европе?

Приложения к уроку

1. Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее

главнейших деятелей»

Никон, в миру Никита Минов, родился в 1605 году в селе Вельдеманово (в пределах нынешнего Макарьевского района Нижегородской области), в семье крестьянина. Рано лишившись матери, он вытерпел много горя от злой мачехи. Впрочем, ему удалось выучиться грамоте, и уже отроком он очень увлекался чтением.

В 1617 году, двенадцати лет от роду, Никита ушёл из семьи в Макарьев-Желтоводский монастырь на Волге, имевший в то время большую библиотеку.

По смерти отца Никита женился. Хорошо умеющий читать и понимать церковные книги, он сначала нашёл себе место причётника, а потом, посвятившись, и священника одной из сельских церквей…..

Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил…..

Никон был своенравен и горяч даже до излишества, неуступчив даже до упрямства…». Да, жесткость и даже, порою, жестокость проявляет пастырь к своим неприятелям. Не церемонится он с товарищами, сурово наказывает всех противников…»

2. «Житие протопопа Аввакума»

3.Содержание Реформы



Задание

Взгляните на эту картину.   Перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII века – боярыня Морозова. Здесь мы не видим ее в богатых одежах и парадных санях, художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи; с гневом обращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню, - юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу. 
В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют. Судьба этой женщины будет страшной – посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью. 
Вопрос : Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета картины Василия Сурикова?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Логинова Марина Алексеевна

Дата: 11.04.2023

Номер свидетельства: 629371

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока истории "Власть и церковь. Раскол" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-istorii-vlast-i-tsierkov-raskol"
    ["file_id"] => string(6) "215172"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432590666"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "План-конспект внеклассного мероприятия на тему: Церковный раскол в XVII веке"
    ["seo_title"] => string(76) "plankonspiektvnieklassnoghomieropriiatiianatiemutsierkovnyiraskolvxviiviekie"
    ["file_id"] => string(6) "323357"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1461875285"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства