Конспект урока истории в 7 классе «Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол ».
Конспект урока истории в 7 классе «Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол ».
- ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе.
- через самостоятельную с информационными источниками(учебник, литературный отрывок, документы) путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему урока
-осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся
-уметь работать в группе, сотрудничать, договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории в 7 классе «Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол ».»
Конспект урока истории в 7 классе «Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол ».
Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.
Цель урока:на примере церковного раскола раскрыть роль личности в истории и значение толерантного сознания. Задачи урока Образовательные задачи: - создание целостного представления о целях, содержании, итогах и последствиях церковной реформы как одного из событий «бунташного» семнадцатого века; - усвоение содержания понятий - ревнители древнего благочестия, церковная реформа, раскол, старообрядцы, скит, гари; - усвоение основных событий и хронологии раскола – 1654, 1666, 1681, 1682; - знание основных участников событий: Никон, Аввакум, боярыня Морозова. Воспитательные задачи: - развитие эмоциональной сферы – сопереживание, эмоциональное отношение к происходящим событиям; - формирование коммуникативной культуры в процессе групповой и фронтальной деятельности. Развивающие задачи: - развитие познавательного интереса; -развитие умения анализировать художественное произведение; - развитие умения формулировать оценочные суждения.
Формируемые универсальные учебные действия:
Личностные УУД: ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе.
Познавательные УУД: через самостоятельную с информационными источниками(учебник, литературный отрывок, документы) путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему урока
Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся
Коммуникативные УУН: уметь работать в группе, сотрудничать , договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе. Ход урока
I. Изучение нового материала. 1.1. На слайде: картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова».
Учитель: - Взгляните на эту картину. Перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII века – боярыня Морозова. Здесь мы не видим ее в богатых одежах и парадных санях, художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи; с гневом обращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню, - юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу. В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют. Судьба этой женщины будет страшной – посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью.
Вопрос : Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета картины Василия Сурикова? (слайд: тема урока) Ответ на этот вопрос мы узнаем на нашем уроке, изучив тему «Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол ».
Почему раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в истории России? Это наш проблемный вопрос.
1.2.Филарет.
События начала XVII века – Смутное время - стало суровым испытанием не только для русской земли, но и для русской православной церкви. Захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церкви, убивали служителей церкви. (слайд: портрет Филарета).
В октябре 1612 года народное ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от польских захватчиков и Земский собор 1613 года избрал новым царем Михаила Федоровича Романова, а патриархом был избран –Филарет, отец царя Михаила Федоровича. Что мы знаем о нем?
Работа учащихся с учебником п.1 стр.75.
- Какие задачи стояли перед новым патриархом? (Главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов). – Чего ему удалось добиться? 1.3. Кружок «Ревнителей древнего благочестия».
Итак, вопросы церковного характера Филаретом так и не были решены.
В конце 40-х гг. XVII века в Москве возник кружок «Ревнителей древнего благочестия», в который вошли видные представители духовенства: духовник царя Стефан Вонифатьев, боярин Федор Ртищев, архимандрит Никон, протопоп Аввакум, князь Львов и др. Цель кружка:· разработать программу церковной реформы и устранить разночтения в богослужебных книгах.
Вопрос учителя: Что это были за разночтения и почему вопрос о реформе вообще возник?(Обращение к учебнику ,п.2, стр.75)
В кружке сложились две группировки:
-первая настаивала на преобразованиях, не затрагивающих русские богослужебные книги и обряды, члены группы во главе с протопопом Аввакумом утверждали о необходимости исправлять книги по славянским рукописям;
-другая группа, членом которой был Никон, ставший в последствие Патриархом, требовала проведение реформы именно по греческим образцам. 1.4. Церковная реформа. Патриарх Никон и протопоп Аввакум.(слайд Никон и Аввакум) Два активных участника церковной реформы:Патриарх Никон и протопоп Аввакум, неординарные личности.
Задание: Поработав в группах с дополнительными информационными источниками, составьте сравнительную характеристику Никона и Аввакума по следующему плану:
1.Происхождение, родители.
2.Воспитание и образование.
3.Семья.
4.Служебная карьера.
5. Нравственные качества.
Анализ документов:Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» и литературного произведения «Житие протопопа Аввакума», написанного им самим показали нам двух достойных противников.
В 1651 году, по предложению царя Алексея Михайловича, новым патриархом был избран митрополит Новгородский Никон. Ему и было поручено провести церковную реформу, преимущества были на его стороне. В 1654 году церковный собор утвердил основные положения реформы, предложенные Никоном.
1.5. Содержание церковной реформы.
Проанализируйте документ 2 . и выделите из него необходимую информацию, для заполнения второй колонки таблицы.
(Работа учащихся с документом и заполнение таблицы на листе) Таблица к документу с заполненной первой колонкой
Какими же методами осуществлялась реформа?
Никон взял дело реформы в свои руки, сам назначал «исправщиков», которые контролировали переписку книг, жестоко расправлялся с недовольными и теми, кто жаловался царю.
Реакция народа на проведение реформы была неоднозначна. Высшие слои общества, приближенные царя, восприняли ее как продолжение преобразований Алексея Михайловича, а часть бояр, общественность, священники подали челобитную царю. Царь не отреагировал на жалобу, в отличие от Никона.(Обращение к картине В.Сурикова)
1.6.Церковный Собор и раскол церкви.
Учитель: Но новый патриарх был человек своенравный, волевой и фанатичный. Получив власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и, по существу, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть, по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Никон говорил: «как месяц имеет свет от солнца – так царь имеет власть от патриарха». Этим заявлением он явно намекал на то, что церковная власть выше светской царской власти. Вопрос учителя: Как вы думаете, как отреагировал царь на такое заявление патриарха? (обсуждение) - А теперь обратимся к учебнику стр.77, п.3 и проверим наши высказывания. Церковный Собор 1666 – 1667 года осудил Никона. Выступивший на Соборе царь заявил, что Никон «самовольно, без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся». Этим заявлением царь дал понять, что реальная власть в стане принадлежит только ему. Собор поддержал царя, а Никон был осужден на вечное заточение в монастырь. Одновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников, которые стали называться старообрядцами. Так начался раскол русской православной церкви.
Что же означает выражение «раскол русской православной церкви»? согласны ли вы с высказыванием историка В.О. Ключевского:
« Русским церковным расколом называется отделение значительной части русского православного общества от господствующей православной церкви»? Сравните свое мнение с определением в словаре на ваших столах. Запись в тетради:раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона. 1.7. Старообрядцы (раскольники) – люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона. Учитель: Выдающимся руководителем старообрядцев стал протопоп Аввакум. О нем мы уже узнали из его знаменитого литературного произведения «Житие». Судьба Аввакума была трагична. В 1682 году он был приговорен к казни и заживо сожжен. Государство и церковь преследовали староверов. Они уходили в далекие и глухие места, где основывали свои поселения – скиты
( Север, Сибирь, Урал). Фанатично преданные своей вере, они устраивали коллективные самосожжения, т.е. огненное крещение(гари). Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654 и 1666 гг. и преследовалось властью. Лишь в 1971 году Русская Православная Церковь отменила решения церковных Соборов, предавших старообрядцев проклятию. Учитель:А теперь давайте вернемся к началу урока, к репродукции картины Сурикова «Боярыня Морозова» и к нашей проблеме:
Почему раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в истории России?
Вы уже догадались, что перед нами сторонница старообрядцев. Взгляните на ее выразительное лицо, отразившее ее волю и веру. Измученная, но не покорившаяся , закованная в кандалы, но не побежденная – такой запоминается Морозова, ставшая на века символом трагедии раскола Русской православной церкви. II. Закрепление. Вопрос учителя: Какие выдающиеся личности того трагичного для русской православной церкви времени вам запомнились? На столах у вас есть проверочный тест.
Учащиеся самостоятельно выполняют тест. 1. Как звали патриарха, начавшего церковную реформу: а) Игнатий б) Филарет в) Никон 2. Причиной церковной реформы не было: а) искажение церковных книг б) искажение церковных обрядов в) конфликт между царем и патриархом 3. Лидер старообрядцев XVII в.. писатель: а) Филарет б) Никон в) Аввакум 4. Церковная реформа привела: а) к сплочению верующих б) расколу между верующим в) конфликту между царем и патриархом III. Подведение итогов.
У митрополита Кирилла есть замечательные слова:
« Для человека главное - жить по совести. Лекарства смогут продлить наш срок на несколько лет, а праведность и терпимость подарят жизнь вечную»...
А у Сергия Радонежского : «Единством и любовью спасемся…»
О чем они, ребята? Наш урок имеет к этому отношение? IV.Рефлексия.
V.Домашнее задание.
п.,творческое задание: Можно ли провести параллель между церковным расколом в России в 17 веке и Реформацией и Контрреформацией в Европе?
Приложения к уроку
1. Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее
главнейших деятелей»
Никон, в миру Никита Минов, родился в 1605 году в селе Вельдеманово (в пределах нынешнего Макарьевского района Нижегородской области), в семье крестьянина. Рано лишившись матери, он вытерпел много горя от злой мачехи. Впрочем, ему удалось выучиться грамоте, и уже отроком он очень увлекался чтением.
В 1617 году, двенадцати лет от роду, Никита ушёл из семьи в Макарьев-Желтоводский монастырь на Волге, имевший в то время большую библиотеку.
По смерти отца Никита женился. Хорошо умеющий читать и понимать церковные книги, он сначала нашёл себе место причётника, а потом, посвятившись, и священника одной из сельских церквей…..
Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил…..
Никон был своенравен и горяч даже до излишества, неуступчив даже до упрямства…». Да, жесткость и даже, порою, жестокость проявляет пастырь к своим неприятелям. Не церемонится он с товарищами, сурово наказывает всех противников…»
2. «Житие протопопа Аввакума»
3.Содержание Реформы
Задание
Взгляните на эту картину. Перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII века – боярыня Морозова. Здесь мы не видим ее в богатых одежах и парадных санях, художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи; с гневом обращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню, - юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу. В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют. Судьба этой женщины будет страшной – посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью. Вопрос : Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета картины Василия Сурикова?