kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Внешняя политика СССР в 30-е гг."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока изучения нового материала по теме "Внешняя политика СССР в 30-е гг" для обучающихся 10 класса. Материал урока напрален на формирование у обучающихся понимания причин изменения внешней политики СССР 30-е гг. и умений устанавливать причинно-следственные связи исторических событий. Разработка урока может быть полезна преподавателям истории.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Внешняя политика СССР в 30-е гг."»

Разработчик: преподаватель истории ГПОУ «Енакиевский профессиональный торгово–кулинарный лицей» Колесникова А.П.

Тема раздела: Новая экономическая политика

ТЕМА УРОКА: Образование СССР. Борьба за власть в партии большевиков.

Цели урока:

Обучающая: расширение информированности студентов об процессе образования СССР, борьбе за власть в партии большевиков;

Воспитательная: – побуждение интереса к изучению истории Отечества, культуры общения, чувства патриотизма;

Развивающая: - развитие умения доказывать те или иные факты, отстаивать свою точку зрения улучшение навыка устного изложения информации.

Тип урока: урок закрепления изученного материала

Методы обучения: беседа, открытый микрофон, проблемный вопрос.

Форма проведения: урок–семинар

Материально-техническое обеспечение урока: девиз урока, проблемные вопросы, учебник, конспект, мультимедийная презентация.

Литература :

1. Данилов Д.Д. История. Середина XIX-начало XXI в. 11 кл. : учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность . Базовый и углублённый уровни. – В 2ч. / Д.Д.Данилов, В.Г.Петрович, Д.Ю.Беличенко, П.И.Селинов, В.М.Антонов, A.B.Кузнецов, Д.В.Лисейцев. – М. : Баласс, 2016.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»)

2. Данилов А. А. История России XX-начало XXI века. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт. – М. : Просвещение, 2013. – 383 с., ил., карт.;

Основные понятия: - федеративное устройство, унитарное государство, автономия, субъект, план автономизации, СССР, РСФСР, ЗСФСР.

Время урока: 45 мин


















ХОД УРОКА

1. Организационная часть урока – 2 мин.

1.1. Приветственное слово преподавателя.

Действия преподавателя: – Добрый день, студенты, гости. Рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке.

Действия обучающихся: (Ответное приветствие)

Действия преподавателя: – Староста доложите об отсутствующих сегодня. (Запись в журнал).

– Еще раз проверьте на партах наличие конспектов, учебников, пенала.

Действия обучающихся: Проверяют все ли готово к началу урока.

2. Мотивация учебной деятельности - 5 мин.

2.1. Работа над открытым вопросом с помощью приема «Открытый микрофон»

Действия преподавателя: – Предлагаю вам просмотреть видеоролик «Смысл изучения истории». Внимание студентов направлено на экран. После просмотра студентами видеоролика, на экране появляется открытый вопрос: «Зачем нам необходимо изучение истории?» (Слайд 1).

– Поделитесь своими мыслями, поэтому поводу с нами, в формате интервью.

Действия обучающихся: Отвечают на вопрос, в конце передают микрофон педагогу.

Мини–итог. Изучение истории необходимо каждому для того, чтобы учась на ошибках прошлого, строить свое светлое будущее. Становиться независимым от навязываемого СМИ мнения и что бы защитить себя от активно, ведущейся информационной войны.

Преподаватель, исходя из сделанного вывода предлагает девиз урока (размещается на доске): (Слайд 3)

«Зная поделюсь, не знаю научусь, спросить не страшно,

вопросы задаю – значит мыслю и живу.»

3. Обобщение отдельных фактов, событий, явлений сообщение темы, цели урока - 5 мин.

3.1. Вступительное слово преподавателя.

Действия преподавателя: – На прошлом уроке мы с вами рассмотрели тему «Образование СССР». И сегодня мы продолжаем изучать данную тему, с целью расширить знания о процессе образования СССР, борьбе за власть в партии большевиков, развивать умения устных высказываний по теме, умения доказывать те или иные факты, отстаивать свою точку зрения, воспитывать в себе чувства патриотизма. Запишем в конспектах тему урока и план работы.

Запись в конспектах

Тема: Образование СССР. Борьба за власть в партии большевиков.

План

1. Планы создания государства. Образование СССР.

2. Политика коренизации как способ укрепления власти большевиков.

3. Смерть В.И. Ленина. Этапы и результаты внутрипартийной борьбы после смерти Ленина.

Действия обучающихся: Записывают с экрана тему и план урока.

Прежде чем мы перейдем к реализации цели урока, предлагаю вам вспомнить ту базовую информацию, которую вы усвоили на предыдущем уроке и в ходе выполнения домашнего задания.

3.2. Игра «Базовый сундучок знаний»

Действия преподавателя: Вспомнить информацию предыдущего урока, я вам предлагаю с помощью «Базового сундучка знаний». Помним, что волноваться нет нужды и если вы, что–то забыли вам всегда на помощь придут ваши опорные конспекты. Начнем?

  1. Назовите основные предпосылки образования СССР? Ответ обучающихся: (Общие хозяйственные связи и исторически сложившееся разделение труда между республиками. Стремление к единой внешней безопасности республик. Политическая основа объединения- одна партия, одна власть, Актуальность идеи принадлежности к единому государству в сознании народов).

  2. Расшифруйте аббревиатуры СССР, ВКП (б)? (Ответ обучающихся: Союз Советских Социалистических Республик, Всесоюзная коммунистическая партия большевиков).

  3. Дата создания СССР? (Ответ обучающихся:30 декабря 1922 года).

  4. Четыре первых республик вошедших в состав СССР? (Ответ обучающихся: Российская сфср. закавказская сфср. украинская сср. белорусская сср)

  5. Дата принятия первой Конституции СССР? (Ответ обучающихся: 24 января 1924).

  6. Назовите два плана организации СССР, их авторов? (Ответ обучающихся: План автономизации – И.В. Сталин, Федеративный план – В.И. Ленин)

  7. Органы управления СССР? (Ответ обучающихся: Съезд Советов СССР)

  8. Назовите формы государственного устройства? (Ответ обучающихся: Унитарное государство- форма государственного устройства, при которой территория государства не имеет в своем составе федеральных единиц (земель, штатов), а подразделяется на административно-территориальные единицы(области), существует единая система органов власти, права, конституция, территория. Федерация - государство, состоящее из нескольких государственных образований (субъектов федерации). За субъектами федерации сохраняется некоторая политическая самостоятельность (территория, конституция, правовая и судебная системы, органы власти). Двойная правовая и судебная системы, символика. Конфедерация- союз независимых государств, которые имеют собственные органы государственной власти и управления.)

  9. Кто возглавил Правительство Союза (Совнарком СССР)?( Ответ обучающихся:. В. И. Ленин.)

Мини–итог.

На протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство. Во все временами этому способствовали глубокие исторические, экономические, военные и культурные корни. Бывшая Российская империя объединяла более ста национальностей и народностей. Все они прошли один исторический путь. Они защищали свою свободу, не испытывали ненависти друг к другу. Стоит учесть, что вся территория страны была окружена враждебно настроенными государствами. Этот факт повлиял на объединение народов. Союз Советских Социалистических Республик - так называлось наше государство, которое просуществовало в течение почти 70 лет. Это была мощная сверхдержава, объединявшая многие нации и народности. Сегодня мы попытаемся сделать выводы из опыта создания СССР.

4.Повторение и обобщение понятий, усвоение соответствующей им системы знаний –27 мин.

Действия преподавателя: – Ребята вчера некоторые из вас получили определенное задание подготовить небольшие сообщения, которые дополнили бы рассмотренную нами тему Образования СССР. Ребята, вы готовы? Визуализировали свой внутренний страх перед выступлением, скомкали его и выбросили в окно. Пока ребята, будут зачитывать нам свои сообщения, остальные студенты должны подготовить по три вопроса по теме урока, каждому из выступающих. Вопросы можете зафиксировать в конспектах. Если выступающий не может ответить на заданный ему вопрос, то ответить может любой из присутствующих студентов.

Действия обучающихся: Выступления обучающихся, ответы на заданные вопросы.

Ответ 1. Планы создания государства. Образование СССР.

Окончившаяся Гражданская война принесла большевистской России полную разруху. Для дальнейшего своего существования ей нужно было на кого-то опираться. В первую очередь это были ближайшие соседи: Украина, Белоруссия и Закавказье. Со своим заданием большевики справились. В итоге 30 декабря 1922 года на I съезде Советов произошло образование СССР. На нём был подписан договор о взаимоотношениях между центральной властью и союзными органами.

Отмечу, предпосылки образования СССР, которые носили следующий характер: В РСФСР власть принадлежала большевикам. В своём стремлении распространить её на союзные республики они добились большого успеха. На территории всех народностей был распространён русский язык. Всю огромную территорию связывала единая железнодорожная сеть.

Причины же образования СССР заключались в следующем: Внешнеполитические. Партия большевиков стремилась распространить свою власть как можно на большую территорию, какую могла охватить. Экономические. Подорванная Гражданской войной экономика вела Россию к голоду. Ей нужна была поддержка союзных республик. Территориальные. Во время поставок продовольствия необходимо было свободно перемещаться. Единое государство для этого создавало оптимальные условия. Культурные. Несмотря на разные корни, народности длительное время жили вместе, и это привело к формированию некоторых общих традиций. Политические. Правительственный аппарат союзных республик, состоявший из большевиков, жёстко подчинялся центральной власти.

Сталинский и Ленинский принципы построения новой страны. Существовало две точки зрения на формирование единого государства. Одна разработка была Сталинской, а другая Ленинской. Сталинская формулировка состояла в следующем: Все союзные республики входили как автономии в состав РСФСР. Органы власти РСФСР становилась высшими в новом государстве. Точка зрения Ленина состояла в следующем: Все союзные республики должны не входить, а объединиться вместе с РСФСР в единое государство на равноправных началах. В новом образовании необходимо создание высших органов власти Союза. Под давлением авторитета Ленина его предложение было принято, а Сталинское отвергнуто. В планах Сталина было создание централизованного государства. Ленин же смотрел дальше. В перспективе он желал вхождения в Союз и других стран Европы.

Ленин мотивировал своё предложение тем, что республики должны войти в объединение так, чтобы осуществлялись принципы добрососедства и уважительности. Одновременно должно быть создано единое управление от представителей союзных республик.

Официальной датой образования СССР является 30 декабря 1922 года. В это время состоялся I съезд Советов. В него вошли четыре республики: РСФСР; Украина; Белоруссия: республики Закавказья. На съезде была принята декларация об образовании СССР и Союзный договор. В последующие годы СССР уже включал в себя 15 республик. К предыдущим добавились: Казахстан; Киргизия; Туркменистан; Таджикистан; Узбекистан; Азербайджан; Туркмения; Грузия; Латвия; Литва; Эстония; Молдавия. Некоторое время входила Финская республика.

Вопросы от слушателей:

1. С какой целью республики были объединены в СССР?

2. В чем основной принцип плана Сталина по образованию СССР? Какие трудности он встретил на своем пути?

3. В чем определяется значение образования СССР?

4. Чей взгляд на устройство СССР на ваш взгляд был более перспективный?

Ответ 2.Политика коренизации как способ укрепления власти большевиков.

Распад Российской империи и последовавшая за ним Гражданская война 1918—1922 годов стали триумфом левых идеологий и национализма. Большевики были первыми, кто не только решился на строительство абсолютно нового типа общества, но и теми, кто на практике стал осуществлять принцип права наций на самоопределение. Выход многих территорий из состава бывшей Российской империи приветствовался, согласно большевистской доктрине это должно было неизбежно привести к революциям в новых государствах. Советский Союз был создан практически в прежних границах Российской империи, перед большевиками встала задача выработки новой национальной политики. В результате появилась абсолютно новаторская, уникальная по целям и масштабам реализации политика коренизации.

В ее основании лежали четыре идеологические предпосылки.

Во-первых, осознание большевиками мобилизационного потенциала национализма, как их основного идеологического конкурента. Поэтому было принято решение поставить его на службу советскому государству.

Во–вторых, подобная политика была следствием убеждения большевиков, что национализм нерусских народов вызван прежде всего реакцией на угнетение царским режимом и недоверием к русским. Согласно классификации Ленина национализм русских — это национализм угнетающей нации, тогда как национализм меньшинств — движение угнетаемых народов. Таким образом, коренизация также преследовала цель лишить русский национализм потенциала.

В-четвертых, немаловажным фактором национальной политики большевиков было желание разбудить революционные настроения у разделенных народов, прежде всего у украинцев и белорусов. Создание в рамках республик СССР привлекательной модели родины было инструментом влияния на западных соседей.

Положения этой национальной политики были сформулированы на XII съезде партии в апреле 1923 года, хотя стали применяться на практике несколько раньше. В ходе съезда большевики прекратили предшествующие этому дискуссии о форме сосуществования национальных образований в Советском Союзе. Было принято окончательное решение формировать новые территориальные единицы по национальному признаку.

Начало новой национальной политики совпало с развитием программы ликвидации безграмотности, которая в советских республиках стала проходить на местных языках (обучение на родном языке). Резолюции большевиков призывали развивать республиканские языки, а местные элиты были обязаны не только вести на них документооборот, но и общаться в жизни. Также развивались театры, книгопечатание и средства массовой информации на языках народов, получивших статус коренных в своих административных единицах.

Вопросы от слушателей:

1. Когда была начата политика коренизации и что она под собой подразумевала?

2. Цель политики коренизации?

3. Приведите пример политики коренизации на Украине.

Ответ 3. Смерть В.И. Ленина. Этапы и результаты внутрипартийной борьбы после смерти Ленина.

При появлении первых признаков болезни в 1921 году врачи поставили диагноз «неврастения». Они считали, что ухудшение здоровья вождя было связано с переутомлением и рекомендовали ему хорошо отдохнуть.

Переутомиться и в самом деле было немудрено. Нередко Ленин председательствовал на 40 заседаниях в день, готовил документы по их результатов и принимал по 60 человек в день. Причиной болезни стали роковые выстрелы 30 августа на заводе Михельсона. Одна из пуль застряла в плече, а другая прошла по очень сложной траектории, расщепившись при попадании в лопаточную кость. Возможно пули были отравлены. 21 января 1924 года в 18.50 Владимир Ильич Ленин умер от кровоизлияния в мозг в возрасте 53 лет. Тело Ленина благодаря научному труду его тезки Владимира Воробьева оказалось в стеклянном гробу Мавзолея, в котором оно покоится уже свыше 90 лет. Компартия и правительство СССР щедро отблагодарили анатома Воробьева — он стал не только академиком и единственным в нашей стране обладателем звания «заслуженный профессор», но и весьма богатым человеком даже по меркам капиталистических стран. Особым распоряжением властей Воробьева наградили премией в 40 тысяч золотых червонцев (около 10 млн долларов в ценах начала XXI века).

Во время болезни В. И. Ленина и после его кончины в верхах большевистской партии развернулась ожесточенная борьба за власть. Ленин в «Письме к съезду», известном в партийных кругах как «завещание», дал характеристики шести деятелям из своего окружения. Особое внимание он уделил «двум выдающимся вождям» – И. В. Сталину и Л. Д. Троцкому, отметив положительные и отрицательные черты каждого из них. «Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека». Ленин предлагал переместить его с этого поста, заменив более терпимым, лояльным, вежливым человеком. Он характеризовал Л. Д. Троцкого как "самого способного человека в настоящем ЦК, но и чрезмерно хвастающего самоуверенностью и чрезмерным увлечением чисто административной стороной дела".

В результате поведения соперников, расстановки сил в высших эшелонах партийной власти все члены Политбюро объединились против Троцкого. Ведущую роль в этом союзе играла тройка Г. Е. Зиновьев – Л. Б. Каменев – И. В. Сталин. По их настоянию последний был оставлен в должности Генерального секретаря партии. В январе 1925 г . Л. Д. Троцкий лишился поста народного комиссариата по военным делам (наркомвоена) и председателя Реввоенсовета Республики, несколько позднее был выведен из состава Политбюро. Однако победившая тройка просуществовала недолго.

Уже в 1924 г. между союзниками произошел раскол. Перед XIV съездом партии, в 1925 г., Л. Б. Каменев, Г. Е. Зиновьев и их сторонники, прежде всего ленинградские партийцы, объединились в "новую оппозицию" и дали бой генсеку, заявив, что он "не может выполнить роль объединителя большевистского штаба". На съезде "новая оппозиция" потерпела сокрушительное поражение, ее руководители потеряли свои высокие посты.

Весной 1926 г. Л. Д. Троцкий, Г. Е. Зиновьев и Л. Б. Каменев создали Объединенную левую оппозицию, больше известную как троцкистско-зиновьевский блок. Левая оппозиция выступила за ускорение темпов промышленного развития, увеличение заработной платы. Фактически выдвигалась программа свертывания НЭПа. Одним из основных ее лозунгов был "Против нэпмана, кулака, бюрократа". Особенно ратовала оппозиция за внутрипартийную демократию, надеясь с ее помощью прорваться к власти.

Однако объединение не помогло бывшим противникам. И. В. Сталин и его союзники Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, М. П. Томский продолжали теснить своих соперников. Начались исключения из партии, аресты, высылки участников оппозиционной группы.

В свою очередь, оппозиция перешла к нелегальной деятельности: подпольно созывались собрания, организовывались типографии, печатались и распространялись листовки. 7 ноября 1927 г. троцкисты и зиновьевцы провели свою контрдемонстрацию, после чего руководители левой оппозиции были исключены из партии, а состоявшийся в декабре XV съезд ВКП(б) постановил исключить из партии всех оппозиционеров.

С января 1924 года потребовалось еще почти четыре года внутрипартийной борьбы, прежде чем Иосиф Джугашвили стал единственным лидером правящей в СССР партии.

Вопросы от слушателей:

1. Кем были Троцкий, Зиновьев?

2. Чем была обусловлена борьба в партии большевиков после смерти Ленина?

3. Кто и зачем стрелял в Ленина?

Мини–итог. Вы сегодня проявили себя со своей светлой стороны, благодарю всех за участие в работе на уроке. Оценки сегодня получают……..

– Насколько важно знать прошлое своего народа? Цитата М. Горького Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать полезно. (Слайд 3)

5. Сообщение домашнего задания – 2 мин.

Домашнее задание двух уровней на пять и на четыре:

  1. уровень: Читать параграф___ответить письменно на вопросы №№1,3,4 стр.

  2. уровень заполнить таблицу, на основе опорных конспектов:

Предпосылки образования СССР

Планы образования СССР

Принципы существования СССР

Значение образования СССР





5. Подведение итогов урока - 2 мин.

Сегодня на уроке мы попытались понять, как происходило национально-государственное строительство СССР. Территории бывшей Российской империи были связаны историческими традициями и экономическими особенностями развития. Имея общую политическую структуру (Советы, диктатуру пролетариата, партию), выступая во внешней политике, как союзники, эти образования объединялись вокруг РСФСР. Логическим этапом стало образования СССР. Образование СССР способствовало усилению военной мощи страны, давало возможность для плодотворного экономического развития и укрепления коммунистического режима. В рамках СССР многие народы получили возможность развивать экономику и культуру. Советских людей сплачивала идея интернационализма и дружбы народов. Возникла новая советская империя Но по сути СССР являлся жестко централизованным государством, а власть советов подменялась властью партии ВКП(б).

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока "Внешняя политика СССР в 30-е гг."

Автор: Колесникова Анна Павловна

Дата: 30.11.2021

Номер свидетельства: 593114

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг"
    ["seo_title"] => string(39) "vneshniaia_politika_sssr_v_1945_1953_gg"
    ["file_id"] => string(6) "545435"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1586072710"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Методическая разработка урока истории по теме «Вихри истории в середине 50х-начале 60х гг. в СССР». "
    ["seo_title"] => string(111) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-istorii-po-tiemie-vikhri-istorii-v-sieriedinie-50kh-nachalie-60kh-ghgh-v-sssr"
    ["file_id"] => string(6) "158745"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421779340"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Международные отношения и внешняя политика в XX веке"
    ["seo_title"] => string(64) "miezhdunarodnyie-otnoshieniia-i-vnieshniaia-politika-v-xx-viekie"
    ["file_id"] => string(6) "341923"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472733945"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ  "хОЛОДНАЯ ВОЙНА ""
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekturokaistoriikholodnaiavoina"
    ["file_id"] => string(6) "260911"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449048700"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ  " ХОЛОДНАЯ ВОЙНА""
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekturokapotiemiekholodnaiavoina"
    ["file_id"] => string(6) "260916"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449049878"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства