kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Просвещенный абсолютизм Екатерины II

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для организации обучения обучающихся 10 классов, студентов. Урок носит практическую направленность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Просвещенный абсолютизм Екатерины II»

Технологическая карта урока (практическое занятие)

(для общеобразовательных дисциплин)

по дисциплине история для специальностей: 191а

ФИО разработчика

Бойко Анна Владимировна

Тема урока

ПЗ №13. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

Цель урока

Доказать, что внутренняя политика Екатерины II носила характер просвещённого абсолютизма.

Задачи урока

знать

уметь

Основные понятия: Просвещенный абсолютизм, «Наказ 1766 г.», Уложенная комиссия. Государственно-административные и социально-экономические реформы Екатерины II.

Выделять главное, систематизировать и обобщать информацию;

воспроизводить исторический материал; классифицировать изучаемые события по хронологии;

делать вывод на основе анализа информации; работать с дополнительными образовательными ресурсами.

Средства обучения, оборудование

Учебник: История с древнейших времён до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень/ А.Н.Сахаров, Н.В. Загладин. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015. – 448 с.: ил. – (Инновационная школа)

Презентация MicrosoftРowerРoint.

Онлайн-тест (Приложение 1).

Рабочий лист для студента (Приложение 2).

Маршрутный лист самооценки (Приложение 3).

Вид занятия

Практическое

Применяемые технологии

Информационно-поисковая технология обучения, интерактивные технологии, технология развития критического мышления, тестовые технологии.

СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1/

длительность 3-5 мин

Организационный этап урока

Деятельность студентов

Взаимное приветствие учителя, проверка рабочих мест.

Деятельность преподавателя

Предварительная организация группы, психологический настрой студентов на предстоящее занятие; обеспечение нормальной обстановки на уроке.

  • Сегодня на протяжении всего урока Вы будете самостоятельно оценивать свою работу.


Маршрутный лист самооценки и самоконтроля

На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+».

Этап


Учебная деятельность

Выполнил безошибочно.

5 баллов

Допустил 1-2 ошибки.

4 балла

Допустил 3-4 ошибки.

3 балла

Испытывал большие затруднения

1 шаг

Онлайн-тестирование «Что мы знаем о Екатерине II».





2 шаг

Формулирование темы, цели и задач урока.





3 шаг

Самостоятельная работа. Выполнение Задания 1.





4 шаг

Самостоятельная работа. Выполнение Задания 2.





5 шаг

Самостоятельная работа. Выполнение Задания 3.





6 шаг

Самостоятельная работа. Выполнение Задания 4.





7 шаг

Формулировка вывода.





Итого:





Общая сумма балов:


Отметка:




ЭТАП 2/

длительность 5-7 мин

Этап проверки домашнего задания

Деятельность студентов

Фронтальные ответы студентов. Тестирование.

Деятельность преподавателя

Историческая пятиминутка (Вопрос-ответ):

  • Что такое «Дворцовый переворот?»

  • В каком году умер Пётр I?

  • Назовите временные рамки Эпохи дворцовых переворотов.

  • Каковы причины дворцовых переворотов?

  • Назовите участников дворцовых переворотов.

  • Сколько правителей сменилось за время дворцовых переворотов?

  • Перечислите правителей Эпохи дворцовых переворотов в порядке их следования.

  • Этот правитель правил 10 лет. Кто это?

  • Этот правитель правил 20 лет. Кто это?

  • Этот правитель правил 2 года. Кто это?

  • Этот правитель правил 34 года. Кто это?

  • Режим в России в 30-х гг. XVIII в. в царствование императрицы Анны Ивановны; назван по имени ее фаворита Бирона. Это?

  • Высший орган управления страной, учрежденный Екатериной I. Это?

  • Явление, при котором на высокие должности назначаются любимцы, не обладающие способностями и знаниями, необходимыми для службы. Это?

  • Временное осуществление полномочий главы государства коллегиально (регентский совет) или единолично (регент) при малолетстве, болезни, отсутствии монарха. Это?

  • Условия вступления на престол и царствования императрицы Анны Иоанновны. Это?

  • Какое звание получила императрица Екатерина II в русской истории?

  • Кто ещё получил такое звание в истории России? (Пётр I)


Онлайн-тест «Что мы знаем о Екатерине II» на сайте www.eztea.ru

Координирует работу студентов. Проверяет правильности выполнения задания. Проводит коррекцию знаний.


ЭТАП 3/длительность 5-7 мин

Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала / Мотивация. Актуализация знаний обучающихся

Деятельность студентов

Формулирование темы, цели и задач урока.

Деятельность преподавателя

Организует работу с ассоциативным рядом:

  • Расположите понятия в два ряда: первый ряд - уже изученное в курсе истории с 1725 г. по 1796 г., во второй- то, что ещё придётся изучить.

  • Попробуйте дать название понятийных рядов.

Понятийный ряд:

Верховный тайный Совет, Уложенная Комиссия, Наказ, фаворитизм, Кондиции, Бироновщина, Просвещённый абсолютизм, губернская реформа, Манифест о вольности дворянства, Жалованная грамота городам, Жалованная грамота дворянству, полицейская реформа.

  • Как вы оформили колонки и какие понятия вы внесли в каждую из них?

  • Какое из этих понятий остается для нас неизвестным, неизученным?

  • Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Просвещенный абсолютизм)


Демонстрация на слайде: платье, карету, обручальное кольцо, книгу французских просветителей, территория Германии, шпага, корона Российской империи, годы правления 1762 -1796 гг.

  • Определите, о каком государственном деятеле мы будем с вами говорить? (Екатерина II)

Платье - o женщине удивительной судьбы.

Книга – Екатерина получила прекрасное образование. Обучалась английскому, французскому и итальянскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Состояла в переписке с французскими просветителями Вольтером, Дидро и др. Она обладала крупным для своего времени талантом писательницы. Она начала писать русскую историю и составлять сравнительный словарь разных языков.

Карета – Иностранка, прибыла в Россию из вне (15 летняя принцесса 12 февраля 1744 г. приехала в Россию). София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская родилась 1729 году в немецком городе Штеттине — столице Померании (ныне Щецин, Польша). В 1745 году в шестнадцатилетнем возрасте Екатерина была обвенчана с Великим князем Петром Фёдоровичем, которому исполнилось 17 лет. Пришла к власти в ходе дворцового переворота, свергнувшего с престола ее непопулярного мужа Петра III

Шпага - Захват власти; переворот (28 июня 1762 года); Шпага была признанным отличительным знаком дворянина. Как охарактеризовал её воцарение В. О. Ключевский, «Екатерина совершила двойной захват: отняла власть у мужа и не передала её сыну, естественному наследнику отца» Сохранив власть за собой.

Большая императорская корона Российской империи — главный символ власти российских монархов. Имперская регалия с 1762 до 1917 г. Большой императорской короной короновались в России все императоры, начиная с Екатерины II Великой. На изготовление затрачено 2 млн руб. (8 млрд на современные деньги).

Годы правления 1762 -1796.


План:

1. Просвещенный абсолютизм.

2. Просвещенный абсолютизм Екатерина II.

Цели:

  1. Раскрыть….

  2. Доказать………

ЭТАП 4/

длительность 10 мин

Этап вводного инструктажа

Деятельность студентов

Слушают информацию преподавателя.

Деятельность преподавателя

Проводит инструктаж.

ЭТАП 5/

длительность 3 мин

Динамическая пауза (ФМ)

Деятельность студентов

Выполняют физминутку для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

Деятельность преподавателя

Координирует деятельность по выполнению упражнений ФМ.

ЭТАП 6/

длительность 40 мин

Этап выполнения практической работы

Деятельность студентов

Выполняют задания практической работы, используя раздаточный материал, учебник.

Деятельность преподавателя

Координирует работу. Проверяет правильности выполнения заданий. Проводит коррекцию знаний.

Задание 1. Прочитайте дополнительный материал «Просвещенный абсолютизм» и устно ответьте на вопросы.

Вопросы:

1. Что такое «просвещенный абсолютизм»?

2. Кто является родоначальником теории «просвещённого абсолютизма»?

3. В какие странах «просвещенный абсолютизм» получил своё распространение?

4. Какие страны не поддержали эту теорию?

5. Кто в России проводил политику «просвещённого абсолютизма»?

6. Что лежало в основе теории «просвещённого абсолютизма»?


По Результатам работы с текстом выявляются основные черты «просвещённого абсолютизма». Для организации дальнейшей работы используется приём Фишбоун.

Голова рыбы – вопрос «Можно ли внутреннюю политику Екатерины II назвать «просвещенным абсолютизмом»?

Кости (скелет) – основные положения теории «просвещённого абсолютизма»:

  1. Светское государство.

  2. Централизация власти.

  3. Глава государства – монарх - источник законодательной и исполнительной власти.

    Вопрос

  4. Долг государя заботиться о гражданах.

  5. Разветвленный бюрократический аппарат.

  6. Постоянная армия и полиция.

  7. Социальную опора абсолютизма - дворянство.

  8. Зарождение капиталистических отношений.

  9. Защита внутреннего рынка, поддержка отечественных производителей.

  10. Идея равенства всех людей.

  11. Просвещение (увеличение грамотности).

  12. Верховенство закона.

  13. Равенство всех перед законом.

  14. Экономический либерализм.

  15. Признание свободы слова, мысли, самовыражения.

Хвост рыбы – вывод: политика Екатерины II - это политика просвещенного абсолютизма.










Задание 2. Прочитайте «Наказ» Екатерины II. Можно ли говорить о «Наказе» как творении эпохи «просвещённого абсолютизма»? (Да/ Нет). Докажите. Результаты работы занесите в таблицу 1.

Таблица 1.

Основные положения теории «просвещённого абсолютизма»

Номер статьи из «Наказа» Екатерины II

Светское государство.


Централизация власти.


Глава государства – монарх - источник законодательной и исполнительной власти.


Долг государя заботиться о гражданах.


Разветвленный бюрократический аппарат.


Постоянная армия и полиция.


Социальную опора абсолютизма - дворянство.


Зарождение капиталистических отношений.


Защита внутреннего рынка, поддержка отечественных производителей.


Идея равенства всех людей.


Просвещение (увеличение грамотности).


Верховенство закона.


Равенство всех перед законом.


Экономический либерализм.


Признание свободы слова, мысли, самовыражения.


По окончании работы, студенты проверяют правильность выполнения задания. Правильный вариант размещен на слайде.


Задание 3. Проанализируйте материал учебника на стр. 310-312 и укажите факты проявления политики «Просвещённого абсолютизма». Результаты работы занесите в таблицу 2.

  1. Губернская реформа, 1775 г.

  2. Городская реформа, 1775 г.

  3. Полицейская реформа, 1782 г.

  4. Судебная реформа, 1775 г.

  5. Введение права на открытие предприятий в любой отрасли.

  6. Объявление свободы на производство ситца, вывоза хлеба за границу. Указы о свободе ремесла. (1770-е годы)

  7. Ликвидация Запорожской сечи, и украинской автономии, 1775 г.

  8. «Жалованная грамота дворянству», 1785 г.

  9. «Жалованная грамота городам», 1785 г.


По окончании работы, студенты проверяют правильность выполнения задания. Правильный вариант размещен на доске.


Задание 4. Проанализируйте таблицу «Реформы Екатерины II Великой. Краткое описание целей и содержания» и укажите факты проявления политики «Просвещённого абсолютизма». Результаты работы занесите в таблицу 2.

Таблица 2.

Основные положения теории «просвещённого абсолютизма»

Мероприятия, проведённые Екатериной II

Светское государство.

-

Централизация власти.

«Наказ» 1766 г., Реформа Сената 1763 г., Губернская реформа 1775 г., Городская реформа 1775 г., Ликвидация Запорожской сечи, и украинской автономии 1775 г., «Жалованная грамота дворянству» 1785 г.

Глава государства – монарх - источник законодательной и исполнительной власти.

«Наказ» 1766 г.,

Реформа Сената 1763 г., «Жалованная грамота дворянству» 1785 г.

Долг государя заботиться о гражданах.

«Наказ» 1766 г.,

Разветвленный бюрократический аппарат.

«Наказ» 1766 г., Губернская реформа 1775 г., Городская реформа 1775 г., «Жалованная грамота городам» 1785 г.

Постоянная армия и полиция.

«Наказ» 1766 г., Полицейская реформа 1782 г.

Социальную опора абсолютизма - дворянство.

«Жалованная грамота дворянству» 1785 г.,

Зарождение капиталистических отношений (производства и распределения, на основе частной собственности, всеобщем равенстве и свободе предпринимательства.)

«Жалованная грамота дворянству» 1785 г., Официальное разрешение на деятельность «Вольного Экономического Общества»,

Манифест о свободе предпринимательства 1775 г.

Защита внутреннего рынка, поддержка отечественных производителей.

«Наказ» 1766 г.

Идея равенства всех людей.

«Наказ» 1766 г.

Просвещение (увеличение грамотности).

Начато строительство «воспитательного дома» для беспризорных детей. Открыт «Смольный институт благородных девиц» 1764 г., Инаугурация Императорской Академии художеств 1765 г., Образовательная (школьная) реформа 1786 г.,

1783 г. Повторное открытие Академии наук

Верховенство закона.

«Наказ» 1766 г.

Равенство всех перед законом.

«Наказ» 1766 г., Судебная реформа 1775 г.

Экономический либерализм.

Введение права на открытие предприятий в любой отрасли.

Объявлена свобода на производство ситца, вывоз хлеба за границу. Указы о свободе ремесла. (1770-е годы)

Признание свободы слова, мысли, самовыражения.

«Наказ» 1766 г.,

Разрешение на создание вольных типографий 1783 г.




По окончании работы, студенты проверяют правильность выполнения задания. Правильный вариант размещен на доске.


Организация работы по формулировке вывода с помощью приёма Фишбоун.

  • Вывод: политика Екатерины II - это политика просвещенного абсолютизма.

  • Итоги политики «просвещенного абсолютизма»:

  1. Укрепление самодержавия.

  2. Централизация власти.

  3. Разветвленный бюрократический аппарат.

  4. Постоянная армия и полиция.

  5. Расширение прав дворянства.

  6. Зарождение капиталистических отношений.

  7. Зародились понятия свободы и прав личности.

  8. Просвещение России.

  9. Либерализация экономики.

  10. Развитие городов.

  11. Усиление крепостного права


Преподаватель координирует работу студентов. Проверяет правильности выполнения задания. Проводит коррекцию знаний.

ЭТАП 7/

длительность 3 мин

Рефлексия

Деятельность студентов

Провести анализ и дать оценку успешности достижения цели. Самооценка своей деятельности.

Облако «тегов», которые необходимо дополнить. На слайде указаны варианты:

o сегодня я узнал...

o было трудно…

o я смог…

o было интересно узнать, что…

o меня удивило…

o мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводится такая рефлексия устно.

Деятельность преподавателя

Мобилизовать учащихся на рефлексию своей деятельности.

ЭТАП 8/

длительность 3 мин

Подведение итогов урока


Деятельность студентов

Р абота с «Древом познания».






Деятельность преподавателя

Координирует работу. Проверяет правильности выполнения задания. Проводит коррекцию знаний.

ЭТАП 9/

длительность 3мин

Этап информации обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Содержание домашнего задания

Выучить записи в тетради. § 44



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Просвещенный абсолютизм Екатерины II

Автор: Анна Владимировна Бойко

Дата: 12.03.2020

Номер свидетельства: 542577

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Урок-презентация. Внутренняя политика Екатерины II"
    ["seo_title"] => string(53) "urokpriezientatsiiavnutrienniaiapolitikaiekatierinyii"
    ["file_id"] => string(6) "317032"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460230500"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Анализ монографии Омельченко О.А. “Законная монархия” Екатерины II. Просвещенный абсолютизм в России"
    ["seo_title"] => string(80) "analiz_monografii_omelchenko_o_a_zakonnaia_monarkhiia_ekateriny_ii_prosveshchenn"
    ["file_id"] => string(6) "579956"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1620330276"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "План-конспект урока "Внутрення политика Екатерины II" "
    ["seo_title"] => string(56) "plan-konspiekt-uroka-vnutriennia-politika-iekatieriny-ii"
    ["file_id"] => string(6) "107413"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403250926"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Урок истории: "Внутренняя политика Екатерины II" "
    ["seo_title"] => string(50) "urok-istorii-vnutrienniaia-politika-iekatieriny-ii"
    ["file_id"] => string(6) "209984"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431351418"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок по истории в 7 классе: Внутренняя политика Екатерины II."
    ["seo_title"] => string(56) "urokpoistoriiv7klassievnutrienniaiapolitikaiekatierinyii"
    ["file_id"] => string(6) "263476"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449558729"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства