Получат возможность научиться: называть существенные черты идеологии Просвещения, раскрывать суть и содержание просвещенного абсолютизма, анализировать исторические источники, характеризовать личность Екатерины II.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Личностные УУД:
Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Получат возможность научиться: называть существенные черты идеологии Просвещения, раскрывать суть и содержание просвещенного абсолютизма, анализировать исторические источники, характеризовать личность Екатерины II.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Личностные УУД:
Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им
Ход урока:
I. Оргмомент.
II. Проверка выполнения домашнего задания.
Устный рассказ.
III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Создание проблемной ситуации:
Идет 1762 год. На троне снова женщина. Что же ждать от новой императрицы?
Она была родом из захудалого немецкого Ангальт-Цербстского княжества (Германия). Звали ее Софья Фредерика Августа. Дома ее называли Фике. В Россию она приехала как княжна Екатерина Алексеевна, а в российскую и мировую историю она вошла под именем Екатерина Великая.
За время ее правления численность населения увеличилась с 19 до 36 млн. человек. Территории, завоеванные Екатериной II, превысили все завоевания Петра I. Армия выросла с 162 тыс. чел. до 312 тыс., вырос и флот. Одержано 78 военных побед. Выросла выплавка чугуна (первое место в мире), вырос оборот внешней торговли. Государственные доходы выросли в 4 раза.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
Для того, чтобы приступить к рассмотрению внутренней политики Екатерины II, давайте попробуем выяснить происхождение императрицы, как и каким образом она оказалась на российском престоле. Для этого нам предстоит вернуться в эпоху дворцовых переворотов. А именно к Императрице Всероссийской Елизавете Петровне.
Кто был наследником Елизаветы Петровны?
Ответ: Одной из важнейших проблем для Елизаветы Петровны стал выбор преемника на троне. Осознавая, что эта проблема не раз становилась причиной серьёзных потрясений для страны, императрица постаралась заранее подготовить наследника престола. Свой выбор она остановила на принце голштинском, племяннике, сыне её сестры Анны Петровны - Карле Петре. Он был внуком и единственным продолжателем рода Петра I. Вызвав его в Россию и крестив по православному обряду, Елизавета Петровна надеялась подготовить достойного преемника в лице Петра Фёдоровича, как его стали именовать. Законный наследник, он должен был преградить дорогу к престолу узнику Ивану Антоновичу. В 1742 г. 14-летний Карл Пётр прибыл в Россию. По голштинской линии он был правнуком шведского короля Карла XII, поэтому вначале его готовили к занятию шведского трона. Карл Пётр учил шведский язык, воспитывался в лютеранской вере.
Охарактеризуйте личность Петра III.
Его приглашение в Россию стало роковой ошибкой императрицы. Наследник русского престола до конца своих дней считал Голштинию своей родиной, а лютеранство - родной религией. Россия была для него чужой страной. Его кумиром с детства был прусский король Фридрих II, он фанатично преклонялся перед прусскими военными порядками.
В 17 лет Елизавета Петровна женила его на 16-летней Софье Фредерике Августе, принцессе из захудалого немецкого Ангальт-Цербстского княжества. В России она приняла православие под именем Екатерины Алексеевны.
В Петербург приехала стройная привлекательная девушка, обладавшая железным характером. В свои 16 лет Екатерина Алексеевна была вполне сложившимся человеком. «В России Екатерину ни кто не ждал и не любил, и тогда она сама полюбила Россию». Она стремилась понравиться императрице, русской элите, гвардии и православному духовенству, стать в России своей. Екатерина упорно учила русский язык, постигала обычаи, истово молилась и соблюдала все религиозные предписания и ритуалы. Она была очень живой, любознательной, а Петр Федорович был инфантильным, малодушным, невежественным, склонным к нелепым фантазиям и ко лжи. Любимой забавой Петра оставалась игра в солдатики.
Несхожесть супругов обнаружилась уже в первые месяцы после свадьбы. Пока её супруг развлекался во дворце ребяческими забавами, Екатерина настойчиво занималась самообразованием, читала серьёзную литературу. Скоро их брак стал формальностью. Между супругами затягивался тугой узел отчуждения, который должен был рано или поздно разрешиться взрывом в их отношениях.
В 1761 г. Елизаветы Петровны не стало. Согласно её завещанию, на престол вступил внук Петра I Пётр Фёдорович. Началось короткое правление Петра III.
За те несколько месяцев, что Пётр III пребывал у власти, он совершил немало трагических ошибок, которые привели его к гибели. Вместе с тем Пётр III осуществил несколько важных государственных реформ, продвинувших вперёд российскую цивилизацию.
Политика Петра III оказалась на редкость близка к политике Петра Великого, но время изменилось. Пётр III не имел прочной опоры в русском обществе.
Его влиятельные слои, в первую очередь гвардия, не принимали деяния императора.
У Петра 111 была мощная оппозиция в лице значительной части русской элиты, гвардии, духовенства и в первую очередь - жены Екатерины Алексеевны.
Немецкая принцесса всё более определённо предъявляла претензии на российский трон. Терпеливо и настойчиво ткала она паутину заговора против мужа.
Екатерина повсюду говорила о своей преданности интересам России, что шло в противовес внешней политике Петра III. Полезные для России начинания императора выдавались за инициативу его помощников. Внимание сосредоточилось на его ошибках и неблагавидном личном поведении. С лёгкой руки Екатерины и её сторонников такой искажённый облик Петра III надолго вошёл в историю России. Между тем замалчивалось неудержимое стремление к власти самой Екатерины. Уже много лет спустя она признавалась в своих записках, что приехала в Россию с девизом: царствовать или умереть.
Большую роль в готовившемся против императора заговоре играли Григорий Орлов, фаворит Екатерины Алексеевны, его четверо братьев, и унтер-офицер конной гвардии Григорий Александрович Потёмкин (1739-1791), будущий выдающийся деятель Екатерининского правительства.
В 6 часов утра 28 июня 1762 г. Алексей Орлов явился во дворец в Петергофе, где обитала в это время Екатерина, и сказал ей: «всё готово, чтобы провозгласить вас».
Через несколько минут карета с Екатериной уже мчалась в Петербург. Гвардейцы тут же присягнули новой императрице. В Зимнем дворце Екатерина, принявшая титул самодержавной императрицы Екатерины II, начала принимать присягу членов Сената, Синода и государственных чиновников.
Но на российский трон были два законных наследника. Это была большая проблема для незаконной императрицы.
Пётр III в это время пребывал в Ораниенбауме. Поняв, что переворот уже произошёл и Екатерине один за другим присягают полки, он отказался от своих прав на трон и попросил отпустить его в Голштинию. Однако Екатерина вовсе не собиралась коллекционировать свергнутых императоров: в Шлиссельбурге ещё был жив Иван Антонович. Вызревало решение устранить Петра III физически. Как это случилось в действительности, осталось навеки сокрытым для истории. Императора арестовали и препроводили в загородный дворец в местечке Ропша. Пленник провёл там всего семь дней. Есть сведения о том, что гвардейцы задушили Петра III.
Сама собой решилась и вторая проблема: в Шлиссельбургской крепости при попытке к бегству был убит Иван Антонович, который провёл в крепости уже 24 года и превратился в болезненного, психически неполноценного человека.
Началось царствование Екатерины II.
В 1765 г. Екатерине 11 исполнилось 36 лет, она окончательно сформировалась как человек и правительница. Эта хорошо образованная женщина имела яркий литературный и публицистический талант. Она была автором пьес и памфлетов, занималась созданием исторических произведений
на основе изучения русского летописания. На склоне лет Екатерина 11 сочинила для своих внуков, будущего императора Александра 1 и его брата, «Азбуку ...
Екатерина обладала огромной работоспособностью (единственная из императриц, которая большую часть времени посвящала не развлечениям а работе), железной волей, мужеством и оптимизмом. Она умела внимательно выслушать собеседника, тактично поспорить с ним, стремясь убедить в своей правоте логикой и фактами.
Она никогда не теряла самообладания, не повышала голос, её мягкая улыбка и доброжелательность открывали ей многие сердца. Всё это позволило императрице сформировать окружение, верное ей и разделявшее её взгляды на управление государством.
Со времён Петра 1 во главе России впервые оказалась правительница, которая вникала во все дела, сама работала над указами, ежедневно встречалась с помощниками, губернаторами, военными, руководителями коллегий, учёными и литераторами. Её рабочий день начинался рано утром, а кончался к вечеру. Современники и потомки отмечали также другие черты характера Екатерины 11, которые помогли ей свыше 30-ти лет находиться на русском троне. Она являлась скрытным и жёстким государственным деятелем. Её ровная манера и приветливая улыбка скрывали натуру безжалостную там, где это касалось её личных интересов. Она хорошо умела использовать свои немалые актёрские способности для достижения поставленных целей. Но эгоизм и честолюбие правительницы были неотделимы от её стремления сделать Россию сильной, цивилизованной страной.
К моменту воцарения Екатерины страна переживала хозяйственный упадок, отсутствовал рынок свободной рабочей силы, казна пустовала. Примером этого служило заседание Сената, на котором присутствовала Екатерина.
На ее вопрос: «Сколько в стране собирается налогов, каков бюджет страны?» - никто ничего не смог ответить. Доходов в стране вроде бы собиралось 15 млн. рублей в год. Но первая же ревизия выявила, что на деле собирался 31 млн. рублей. Половина государственного бюджета разворовывалась. В стране назревало недовольство. Все это делало внутреннюю политику Екатерины противоречивой. Одним из ее направлений были мероприятия в духе усиления репрессивных мер, другим – политика «просвещенного абсолютизма».
В чем же заключалась эта политика? Каковы были первые итоги этой политики?
Основными принципами «просвещенного абсолютизма» является: признание свободы слова, мысли, самовыражения, равенства всех людей перед законом.
Екатерина пришла к власти как раз в то время когда Европа была увлечена идеей Просвещения.
Екатерина II стала превращаться в самодержавную, разумную и просвещённую правительницу, которая понимала, что старыми методами управлять страной нельзя.
Но в Российской империи еще использовалось Соборной уложение 1649 года.
Для разработки нового уложения Екатерина созвала специальную комиссию: депутаты от всех сословий должны были собраться в Москве и привезти наказы от избирателей. Все два года пока шел созыв, императрица составляла собственный наказ для избирателей. Но даже в урезанном виде ее наказ вызвал бурю негодования, а во Франции – родине вольнодумства он был запрещен.
Внимание всей Европы теперь было приковано к Екатерине.
Комиссия по составлению Уложения состояла из всех категорий населения кроме крепостных и духовенства (всего 564 депутата). Проведено 203 заседания. Чем дольше заседали, тем больше становилось понятно, что общего договора она выработать не может. Согласны они были в одном: им всем нужны земля и люди. Не дождавшись ничего толкового от комиссии, Екатерина взялась решать проблемы сама.
Правление Екатерины II было «золотым веком» для русского дворянства:
- указ 1765 года, разрешающий ссылать крестьян на каторгу.
- указ 1783 года, вводящий крепостное право на Украине,
- «Жалованная грамота дворянству» от 1785 года. В ней были собраны и подтверждены все привилегии дворянству, начина с 1725 года.
Крестьянская война в России и революционные события во Франции привели к ужесточению внутренней политики. В 1775 году была проведена губернская реформа в соответствии с которой численность губерний с 23 увеличилась до 50. Во главе губерний ставились губернаторы, а во главе уездов - капитан-исправники. Усилился контроль властей над населением страны. Была ликвидирована украинская автономия.
Революция во Франции привела к установлению строгой цензуры и к закрытию вольных типографий. За публикацию «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищев А.Н. был приговорен к смертной казни, замененной сибирской ссылкой. Писатель и издатель Н.И.Новиков заточен в Шлиссельбургскую крепость.
V. Первичная проверка понимания изученного.
1. Назовите основные мероприятия, проведенные в духе «просвещенного абсолютизма».
2. В чем вы видите причины ужесточения внутренней политики Екатерины II?
3. Какие мероприятия в этом направлении были, на ваш взгляд, самыми яркими?
VI. Закрепление знаний.
1. Охарактеризуйте политическую обстановку в России и в Европе в тот период, когда Екатерина II пришла к власти.
2. Была ли Екатерина II представителем просвещённого абсолютизма?
VII. Применение знаний.
1. О чём говорит история создания и работы Уложенной комиссии в годы правления Екатерины II?
2. В чём состояло значение «Наказа» Екатерины II?
3. Сравните личность и политику Екатерины II с предшествовавшими ей правителями России после Петра Великого.
VIII. Обобщение знаний.
Работа в группах (по карточкам).
IX. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(200) "Модель открытого урока по истории в 7 классе на тему: «Внутренняя политика Екатерины II в начале царствования»"
["seo_title"] => string(119) "modiel-otkrytogho-uroka-po-istorii-v-7-klassie-na-tiemu-vnutrienniaia-politika-iekatieriny-ii-v-nachalie-tsarstvovaniia"
["file_id"] => string(6) "308792"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1458664960"
}
}