kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правление Ивана III

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: раскрыть значимость внутренней и внешней политики Ивана III, способствующих формированию его как государя всея Руси.

Задачи урока: актуализировать знания учащихся об основных направлениях внутренней и внешней политики Ивана III, воспитывать критическое мышление, самостоятельность суждений.

Оборудование: Карта «Образование централизованного государств, проектор, раздаточный материал (листы с источниками, рабочие листы).                                        

Запись на доске:

- Эпиграф: «Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, ещё сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовью и гордостью именуем нашим любезным отечеством»

(Карамзин Н.М.)              

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правление Ивана III»

Тема урока: Правление Ивана III

Тип урока: комбинированный

Цель урока: раскрыть значимость внутренней и внешней политики Ивана III, способствующих формированию его как государя всея Руси.

Задачи урока: актуализировать знания учащихся об основных направлениях внутренней и внешней политики Ивана III, воспитывать критическое мышление, самостоятельность суждений.

Оборудование: Карта «Образование централизованного государств, проектор, раздаточный материал (листы с источниками, рабочие листы).                                        

Запись на доске:

- Эпиграф: «Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, ещё сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовью и гордостью именуем нашим любезным отечеством»

(Карамзин Н.М.)              

Ход урока

I. Актуализация новых знаний и умений

1. Назовите основные направления внутренней политики Василия II

2. Назовите основные направления внешней политики Василия II

II. Работа учащихся по теме урока (учитель направляет, координирует работу учащихся)

1.Личность Ивана III.

(З/К – задание классу).

 -Просмотрите  презентацию «Личность Ивана III»(подготовлена ученицей), используйте информацию из неё  в своих ответах.

- Укажите дату правления Ивана III. (1462 -1505).

 - С помощью таблицы назовите основные направления внутренней и внешней политики Ивана III. (Таблица «Завершение политического объединения русских земель. 3 этап (середина XV-XVI веков)»

2. Внутренняя политика Ивана III

а) Расширение границ Московского княжества;

б) Покажите на карте и назовите способы присоединения земель и княжеств к Москве.

Работа учащихся. Решите историческую задачу.

По свидетельству летописца, Иван III шёл на Новгород «не яко на христиан, но яко на язычник и на отступник православия. Не напутал ли что-либо летописец, при чём здесь вероисповедание? (Понятия «свои» и «чужие» определялось в то время не по языку, не по культуре, а по принадлежности к православию. Стало быть, заключение новгородцами союза с католической Литвой означало как заключение союза с язычниками.)

б) Создание органов управления в центре и на местах;

Завершение объединения русских земель было связано с началом формирования государственного аппарата централизованного государства.

Используя информацию данной схемы (проекция на экране),

      а) Дайте определения названий органов управления: Боярская дума, Земский собор, приказы, местничество, кормления.

      б) Выполните задание №2 в рабочем листе. (Ответ: а, г, в, д, б -Политическая система Русского государства в XV веке); - 2балла без ошибок; 1 балл – до 2 –х ошибок.

в) Сделайте вывод о форме правления в России XV века. (монархия)

г) создание единого свода законов;

а) Охарактеризуйте роль Судебника 1497 года в политической истории страны. (связный ответ)

(Во-первых, Судебник закрепил единое устройство и управление в

государстве.

Во-вторых, он уравнял частновладельческих крестьян с черносошными и дворцовыми в уплате налогов в казну.

В-третьих, ограничил привилегии бояр, церковных иерархов, монастырей в судебных и податных делах.

В-четвёртых, впервые в общегосударственном масштабе ввёл правило ограничившее выход крестьян; их переход от одного владельца к другому теперь разрешали только один раз в году, в течение недели до и после Юрьева дня (26 ноября по старому стилю), после окончания полевых работ. Кроме того, выходцев обязали платить владельцу пожилое-деньги за двор - хозяйственные постройки.

В-пятых, изменяется система комплектования войска: вместо дружин создаётся единая военная организация- московское войско, основу которого составляют дворяне-помещики. Они по требованию князя должны являться на службу с вооружёнными людьми из своих холопов или крестьян, в зависимости от величины поместья («конно, людно и оружно»).

Рассказ учителя. Какие версии появления государственного герба в форме двуглавого орла вам известны, какая из них наиболее вероятна?

(При Иване III появились следующие символы великокняжеской власти: титул великий князь всея Руси, шапка Мономаха, бармы(оплечья), государственный герб в форме двуглавого орла, пышный церемониал при княжеском дворе.

-Одна версия связана с Софьей Палеолог, второй женой

Ивана III, племянницей последнего императора Византийской империи, по мнению Карамзина.

-Вторая-с взаимствованием орла из Священной Римской империи, в этом случае эмблема символизирует равенство рангов императора

Священной Римской империи и великого князя московского, по мнению современных историков.

-В настоящее время однозначного мнения, какая теория действительна, не существует.)

 3.Внешняя политика Ивана III:

Это событие стояние на Угре в 1480 году. Иван III использовал вражду между крымским ханом Менгли-Гиреем и Ахматом и вступил в союзные отношения с Крымом не только против Орды, но и против Литвы. Иван III,не отказываясь от предложенных Ахматом переговоров,тянул время,укреплял армию и одновременно рассчитывал на наступление холодов, неблагоприятных для Ахмата.

При Иване III сложились основные принципы внешней политики Московского государства, определившие её на столетия вперёд. Было выдвинуто положение о том,  что московские князья являются наследниками  

князей Киевской Руси, следовательно, все земли Киевской Руси –вотчина московских государей.

В результате войны с Литвой 1503года за русские земли, какие земли перешли к Москве? Покажите их на карте. (К Москве перешли Чернигов, Новгород-Северский, Стародуб, Гомель, Брянск)

 4. Иван III и его правление в оценках современников.

  Групповая работа учащихся (3 группы) с фрагментами трудов историков Н.М.    Карамзина, Н.И.Костомарова, Н.А. Полевого. Ответить по источнику,

-Какую оценку даёт историк личности и правлению Ивана III?

-Согласны ли вы с ней, ответ аргументируйте.

       Работа учащихся «Пути присоединения земель и княжеств к Москве»

        мирный                                                                           военный

1463г.- Ярославское  княжество                     1478г.- Новгородские  земли

1472г.- Дмитровское княжество                     1485г.- Тверское княжество

1474г.- Ростовское княжество                         1489г.- Вятская земля

1481г.- Вологодское княжество                       1494г.-Вязьма

1491г.- Углическое княжество                        1503г.- Чернигов, Новгород-  

                                                                                          Северский,Брянск

Обобщение учителя:

 Итак, вы, наверное, согласитесь, что сегодняшнее Российское государство уходит своими корнями в эпоху становления централизованного государства Иваном III, нельзя не согласиться со словами Н.М. Карамзина, записанными в эпиграфе, что Иван III «оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, ещё сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовью и гордостью именуем нашим любезным отечеством.»

IV.Домашнее задание: 

повторить §18; ответить на вопросы 2,5,6;


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правление Ивана III

Автор: Клёсова Виктория Михайловна

Дата: 08.03.2022

Номер свидетельства: 601792

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Основные этапы правления Ивана Третьего "
    ["seo_title"] => string(45) "osnovnyie-etapy-pravlieniia-ivana-triet-iegho"
    ["file_id"] => string(6) "106238"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402985716"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Внутренняя политика Ивана Грозного "
    ["seo_title"] => string(38) "vnutrienniaia-politika-ivana-groznogho"
    ["file_id"] => string(6) "135938"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417008200"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Иван III – государь всея Руси."
    ["seo_title"] => string(29) "ivan_iii_ghosudar_vsieia_rusi"
    ["file_id"] => string(6) "366403"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481020816"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "План-конспект урока на тему: «Завершающий этап создания единого Русского государства ". "
    ["seo_title"] => string(95) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-zaviershaiushchii-etap-sozdaniia-iedinogho-russkogho-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "132510"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416340562"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока на тему "Жители Российского государства" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zhitieli-rossiiskogho-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "103279"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402576542"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства