kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внутренняя политика Ивана Грозного

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока истории по теме "Внутренняя политика Ивана Грозного". Предназначена для студентов среднего профессионального образовательного учрждения.

Тема: Россия в царствование Ивана Грозного

Вид занятия (тип урока) комбинированный

 

Цели:

Учебная:

  1. рассмотреть обстоятельства прихода к власти Ивана Грозного;
  2. выяснить причины создания Избранной рады, ее состав;
  3. охарактеризовать основные направления внутренней политики;
  • рассмотреть органы управления государством, существовавшие в период правления Ивана Грозного, сравнить их с органами государственного управления, существовавшие при Иване III;
  • охарактеризовать понятие сословно-представительной монархии;
  • выяснить основные положения «Судебника» Ивана Грозного, его значение для истории России;
  • рассмотреть понятия земщины и опричнины, выяснить основные итоги опричнинного лихолетья;
  • рассмотреть основные положения военной реформы.

Воспитательная:

  1. воспитывать интерес к предмету;
  2. воспитывать непримиримое отношение к жестокости, террору;

воспитывать политическую толерантность.

Развивающая:

  1. Развивать навыки анализа на основе составления схемы государственного управления;
  2. Развивать навыки самостоятельной работы с различными задания ЕГЭ;
  3. Развивать навыки работы с историческим источником.

 

Межпредметные связи: география, обществознание

Внутрипредметные связи: Правление Ивана III

 

Обеспечение занятия

Наглядные: карта, иллюстрации: Иван Грозный, опричники, меловой рисунок: схема государственного управления

Раздаточный материал: Учебный текст «Внешняя политика Ивана Грозного», задания по вариантам

Технические средства обучения: презентация «Россия в царствование Ивана Грозного»

Литература основная:

А. Н. Сахаров. История России с древнейших времен до конца 16 века. 10 класс. М., «Русское слово», 2006.

Дополнительная

  1. История Россия. Для преподавателей. Поурочные планы. По учебникам Сахарова, Боханова. Волгоград, «Учитель», 2013.
  2. Орлов А. С., В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История России. Учебник. Москва, МГУ, 2009
  3. Павленко Н.И., И.Л. Андреев. История России с древнейших времен до конца XVII века. Учебник, Москва, Дрофа, 2002.
  4. Кобрин Н.С. Иван Грозный. Москва, 2000

План

 

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задания: правление Ивана III

  1. Объединение русских земель
  2. Освобождение от монгольской зависимости
  3. «Судебник» Ивана Грозного

На доске:

  1. Система управления государством

 

3. Объяснение нового материала

  1. Правление Василия III
  2. Регентство Елены Глинской
  3. Боярское правление (работа с историческим документом)
  4. Характеристика характера Ивана Грозного (самостоятельная работа по вариантам)
  5. Органы государственного управления
  6. Судебная реформа
  7. Военная реформа
  8. Стоглавый собор

 

4. Закрепление:

  1. Работа с учебным текстом (вставить пропущенные слова)
  2. Самостоятельная работа у доски (определить исторические личности, дать определение понятиям)
  3. Устная работа (верны ли утверждения)

Просмотр содержимого документа
«Внутренняя политика Ивана Грозного »

Технологическая карта (план) занятия № 16

Группа

Дата












Предмет История


Тема занятия Внутренняя политика Ивана Грозного


Вид занятия (тип урока) комбинированный


Цель занятия

Учебная

  1. рассмотреть обстоятельства прихода к власти Ивана Грозного;

  2. выяснить причины создания Избранной рады, ее состав;

  3. охарактеризовать основные направления внутренней политики;

  • рассмотреть органы управления государством, существовавшие в период правления Ивана Грозного, сравнить их с органами государственного управления, существовавшие при Иване III;

  • охарактеризовать понятие сословно-представительной монархии;

  • выяснить основные положения «Судебника» Ивана Грозного, его значение для истории России;

  • рассмотреть основные положения военной реформы.

Воспитательная

  1. воспитывать интерес к предмету;

  2. воспитывать непримиримое отношение к жестокости, террору;

  3. воспитывать политическую толерантность.

Развивающая

  1. Развивать навыки анализа на основе составления схемы государственного управления;

  2. Развивать навыки самостоятельной работы с различными задания ЕГЭ;

  3. Развивать навыки работы с историческим источником.


Межпредметные связи

География, обществознание

Внутрипредметные связи

Правление Ивана III


Обеспечение занятия

Наглядные: карта, иллюстрации: Иван Грозный, опричники, меловой рисунок: схема государственного управления

Раздаточный материал: Учебный текст «Внешняя политика Ивана Грозного», задания по вариантам; карта

Технические средства обучения: презентация «Россия в царствование Ивана Грозного»

Литература основная:

А. Н. Сахаров. История России с древнейших времен до конца 16 века. 10 класс. М., «Русское слово», 2006.

Дополнительная

  1. История Россия. Для преподавателей. Поурочные планы. По учебникам Сахарова, Боханова. Волгоград, «Учитель», 2013.

  2. Орлов А. С., В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История России. Учебник. Москва, МГУ, 2009

  3. Павленко Н.И., И.Л. Андреев. История России с древнейших времен до конца XVII века. Учебник, Москва, Дрофа, 2002.

  4. Кобрин Н.С. Иван Грозный. Москва, 2000



ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Студенты должны знать

Основные понятия: сословно-представительная монархия, приказы, Земский собор, боярская дума, опричнина, земщина, заповедные годы, урочные лета, Юрьев день, Пожилое, Избранная рада, Стоглавый собор, «Судебник».

Даты:

1533 – 1584 – правление Ивана Грозного

1547 г. – провозглашение Ивана Грозного царем

1549 г. – первый Земский собор

1550 г. – Судебник Ивана Грозного

1565 – 1572 гг. – опричнина

1581 г. – введение «заповедных годов»

1589 г. – утверждение патриаршества на Руси

Выдающиеся личности:

Иван IV, Елена Глинская, А. Адашев, Сильвестр, А. Курбский, И. Висковатый, Макарий, Филипп, М. И. Воротынский, Иов.


Студенты должны уметь анализировать изученный ранее материал, работать с учебником самостоятельно, составлять опорную схему.


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1. Организационный момент

1 мин

Приветствие. Проверка присутствующих.

Отчет старосты.

2. Повторение изученной темы

10 мин

Устно:

1) Какие задачи стояли перед Иваном III в начале его правления?






2) Как происходило объединение русских земель?





























































3) Как была решена основная проблема Руси – освобождение от ордынского ига?



















































Победа на Ордой сопровождалась новыми успехами Ивана 3 в объединении русских земель: 1485 г. – присоединение Твери;

Несколько позже Вятский край, в конце 15 века отошла Вязьма, Чернигов, Брянск, Мценск, Рыльск, Гомель и др.


В 1485 г. Иван 3 объявляет себя государем всея Руси.


Складывание единой территории и устранение опасности со стороны Орды повлияло на формирование единого Русского централизованного государства.


4) Каковы основные положения Судебника Ивана III?























На доске:

5) Охарактеризовать систему управления государством при Иване III?





























1)

1. Объединение русских земель

2. освобождение Руси от ордынского ига

3. создание общерусского свода законов.


2) Объединение русских земель происходило тремя основными путями: военным, в качестве наследования, присягой.

Ивану III пришлось улаживать отношения в своей семье. Ведь по завещанию Василия II братья Ивана III получили пусть небольшие, но самостоятельные княжества-уделы. Любое обострение отношений с братьями грозило новой войной. Поэтому Иван III оставил за ними уделы. Но как только его бездетный брат Юрий умер, его удел, Дмитровское княжество, тут же был включен в состав государственных земель.

Иван 3 энергично продолжал политику подчинения ещё независимых русских земель. Способы здесь были самые различные. Так Ярославское княжество Иван 3 выкупил у ярославской княжеской семьи, а над Рязанским княжеством установил патронат.

Сложнее было с Новгородом и Тверью – давними соперниками Москвы.

Правители Новгорода чувствовали, что перевес сил на стороне Москвы, поэтому вступили в переговоры с Литвой, прося помощи против Москвы. Литва согласилась оказать помощь.

Уверенный в себе Иван 3 направил в Новгород грамоту, в которой назвал Новгородскую республику прародительской отчиной. Это встретило взрыв возмущения в городе, не только бояр, но и простых горожан – торговцев и ремесленников. Стали проходить бурные собрания – веча – новгородцы не желали быть холопами московского князя.

Иван 3 решил конфликт вооруженным путём. Он придал этому походу общерусский характер. К тому же карательная экспедиция носила религиозный характер. Иван 3 начинает поход против тех, кто склоняется к еретичеству, латинству, потому что союз Новгорода с Литвой был соглашением с католической страной.

Летом 1471 г. – произошло историческое сражение, в ходе которого новгородская армия была разгромлена. Новгород признал себя отчиной Ивана 3.


В 1478 г. после победы над Новгородом Иван 3 прекратил уплату дани орде. После падения Константинополя Русь осталась самым крупным православным государством. Православный люд смотрел на Москву как на надежду и опору. К тому же овдовевший Иван 3 женился на племяннице последнего византийского императора Зое Палеолог. Представители римской церкви надеялись, что вместе с Зоей в Москве утвердится католическая церковь. Но Зоя была вынуждена перейти в православие и приняла имя Софьи. Расчеты римского престола не оправдались, зато престиж московского великокняжеского двора вырос не только в русских землях, но и в Европе. На Москву стали смотреть как на серьезную силу в борьбе с османской опасностью.

Орда решила примерно наказать Русь и вернуть ее в подневольное ярмо.

8 октября 1480 г. ордынцы предприняли попытки форсировать р. Угру и обрушиться на русский лагерь. Но повсюду получали отпор – с русского берега стреляли из пушек, пищалей, луков. Ордынское мго потерпело поражение и отступило. Начинались холода, а два войсчка стояли друг против друга на противоположных берегах реки. Наступил декабрь , Угра покрылась льдом. Ахмат пытался начать переговоры с Иваном 3, но Иван отказывался от переговоров, тянул время и рассчитывал на наступление холодов. И тут Ахмат не выдержал и дал приказ отступать.

Отход ордынцев превратился в бегство, а русские настойчиво преследовали ордынцев.

Так называемое стояние на р. Угре имело огромное значение для истории России. После этого противоборства Русь окончательно освободилась от монгольской зависимости.

















4) Создание централизованного государства было завершено созданием общерусского свода законов – Судебника 1497 года. Он не только устанавливал новую систему управления страной, обозначал роль монарха, Боярской думы, местного управления, вводил порядок судопроизводства, но и защищал жизнь и имущество всех жителей страны, жестоко наказывал за преступления против личности и собственности.

Защищая всех без исключения жителей страны, Судебник одновременно ввел ограничения для основной массы населения – для крестьян.

Был введен т.н. Юрьев день (24 ноября) – день, когда крестьяне могли перейти от одного помещика к другому (неделю до и неделю после) за уплату пожилого. Чем дольше жили, тем больше пожилое.


Система государственного управления


Великий князь

С 1485 г. – государь всея Руси


Боярская дума – совет при великом князе.


Казна

Дворец

Контролировали поступление денежных и натуральных налогов


Приказы

Ведали различными областями управления страной



Система местного управления

Уезды (районы)

Кормленщики – представители знати, для которых платой за их службу были кормления – сборы с населения в свою пользу.


волости

волостели


3. Изучение новой темы

20 мин

Василий III (1505 – 1533 гг.) продолжил процесс собирания земель и стабилизации нового государства главным образом за счет укрепления личной власти; решил организации военной обороны страны как с юга, так активного вмешательства в «западные» литовские дела (битва при Дорогобуже, взятие Смоленска). На западном направлении он был, однако, менее удачлив, нежели Иван III; поражение под Оршей остановило его дальнейшее продвижение в Литву.


В 1533 г. после смерти Василия III на великокняжеский престол вступил Иван IV Васильевич. Его правление растянулось на 51 год, вплоть до 1584 г.


Так как Иван Васильевич был ещё очень мал, еще при жизни Василия 3 был создан Опекунский совет из числа влиятельных бояр. Регентом была назначена мать Ивана 4 Елена Глинская. Правительство Елены Глинской провело

  1. реформу управления на местах, где вводилось губные учреждения;

  2. денежная реформа (основной денежной единицей страны стал московский рубль).

В 1538 г. умирает Елена Глинская, по слухам ее отравили. Власть перешла к боярской группировке во главе с Шуйскими. Спустя год у власти оказалась группировка Бельских. В 1542 г. у власти снова оказались Шуйские. Боярские группировки вели ожесточенную борьбу за влияние на молодого Ивана и реальную власть в государстве.

Прочитайте документ, ответьте на вопросы.


ДОКУМЕНТ

О БОЯРСКОМ ПРАВЛЕНИИ.

ИЗ ПЕРЕПИСКИ ИВАНА ГРОЗНОГО С КНЯЗЕМ КУРБСКИМ

Когда же... родительница наша... переселилась из земного царства в небесное, остались мы с по­койным братом Георгием круглыми сиротами. Было мне в это время восемь лет; и так поддан­ные наши достигли осуществления своих жела­ний — получили царство без правителя, об нас, государях своих, заботиться не стали, бросились добывать богатство и славу и нападали при этом друг на друга.

И чего только они не натворили! Сколько бояр и воевод, доброжелателей нашего отца, перебили! Дворы, села и имения наших дядей взяли себе и водворились в них! Казну матери нашей перенес­ли в Большую казну. Тем временем князья Васи­лий и Иван Шуйские самовольно заняли при мне первые места и стали вместо царя, тех же, кто больше всех изменял нашему отцу и матери, вы­пустили из заточения и привлекли на свою сторо­ну... Нас же с покойным братом Георгием начали воспитывать, как иностранцев или как нищих. Ка­кой только нужды не натерпелись мы в одежде и в пище!.. Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель наше­го отца и положив ногу на стул, а на нас и не смо­трит... Что же сказать о доставшейся мне роди­тельской казне? Все расхитили коварным обра­зом,— говорили, будто детям боярским на жало­ванье, а взяли себе и наковали из нее золотых и серебряных сосудов и надписали на них имена своих родителей, будто это их наследственное достояние.


Задание по группам:

Прочитайте высказывания о характере Ивана Грозного и расскажите о нем.

















































































Январь 1547 г. – венчание Ивана Грозного на царство. Он получил титул царь и великий князь всея Руси.


Князь наделялся титулом царя. Что это значило?
























Летом 1547 г. обострилась социальная борьба. Засуха и пожар Москвы дали толчок к московскому восстанию. Подавление восстания привело к изменениям в правительстве.

Иван IV втрое увеличил состав Боярской думы, включив в нее менее знатных, но способных и энергичных людей – своих сторонников. Вместо старых. Родовитых и влиятельных бояр около него сложился круг молодых незнатных, но умных и просвещенных людей, которые мечтали о превращении России в сильное и процветающее государство. Позднее данный кружок назвали избранной радой.








В чем была необходимость создания Избранной рады?











Реформы Избранной рады:


  1. Органы государственного управления


Прочитать текст, составить схему органов государственного управления.


























Местное управление. На местах единой системы управления не было. До реформ сбор налогов на местах поручался боярам-кормленщикам, они были фактическими правителями отдельных земель. При Иване Грозном кормления были отменены. На местах управление (сыск и суд по особо важным делам) было передано в руки губных старост (губа – округ), избиравшихся из местных дворян (в сельской местности) и излюбленных голов (в городах). Власть наместников-кормленщиков заменялась воеводским правлением.


Таким образом, сложился аппарат государственной власти в форме сословно-представительной монархии.















Судебная реформа. Тенденции к централизации страны и государственного аппарата повлекли за собой издание нового свода законов 1550 г. «Судебник» Ивана Грозного


Вспомните, какой свод законов предшествовал Судебнику Ивана Грозного?






Взяв за основу Судебник Ивана II, составители нового Судебника внесли в него изменения: подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за «пожилое».


Военная реформа.

1556 г. – «Уложение о службе»:

  • дворянин мог начать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли как дворянин, так и боярин должны были выставлять одного воина и являть на смотры «конно, людно и оружно»

  • Большим шагов в организации военных сил было создание постоянного стрелецкого войска (на первых порах стрельцов было около 3 тыс.)

  • Была усилена артиллерия.


1551 г. – Стоглавый собор (реформа церкви)



















1589 г. – утверждение патриаршества на Руси


Вывод: Реформы способствовали укреплению Российского централизованного государства, они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепляли военную мощь страны.













Запись в тетрадь:

1533 – 1584 гг. – правление Ивана Грозного.

1533 – 1538 гг. – регентство Елены Глинской.





















Вопросы:


  1. О чем идет речь в этом документе?

  2. Какова была главная цель бояр?

  3. Как бояре добивались этой цели?

  4. Как бояре относились к маленькому Ивану и его брату?

  5. Подумайте, как бесчинство бояр могло повлиять на характер маленького Ивана?
































1 вариант. «От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство, рано испортили этот ум, дали ему неестественное болезненное развитие. Он рано осиротел – на четвертом году жизни лишился отца, а на восьмом потерял мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: «Родственники мои не заботились обо мне».


2 вариант. «Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, (он) рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту.


3 вариант. «Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос (он), были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называют страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, (он) рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность – высматривать, как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которые чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон.


4 вариант. «По природе и воспитанию он был лишен нравственного равновесия и при малейшем житейском затруднении охотно склонялся в дурную сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки; он не умел сладить с малейшим неприятным случаем. В 1577 году на улице в завоеванном ливонском городе Кокенгаузене он благодушно беседовал с пастором о любимых своих богословских предметах, но едва не приказал его казнить, когда тот неосторожно сравнил Лютера с апостолом Павлом, ударил пастора хлыстом по голове и ускакал со словами: »Поди ты к черту со своим Лютером». В другое время он велел изрубить присланного ему из Персии слона, не хотевшего стать перед ним на колена».


Запись в тетрадь:

16 января 1547 г. – венчание Ивана Грозного на царство в Успенском соборе Московского кремля.


- уравняло по чину Ивана 4 с восточными соседями – астраханским и казанским ханами, наследниками Золотой Орды;


- царский титул выше титула европейских королей: датского, английского, французского, польского, шведского;


- провозглашение Ивана 4 царем резко возвысило его над другими русскими князьями, отныне он почитался как «великий государь»;


- ритуал венчания имел значение для православной церкви. Укрепляя единодержавие и возвышая авторитет самодержца как наместника бога на земле, церковь защищала и свои интересы, потому что царская власть брала на себя заботу на сохранение прав и привилегий церкви.















Запись в тетрадь:

1549 – 1560 гг. – Избранная рада

  • Алексей Адашев,

  • Сильвестр,

  • Андрей Михайлович Курбский,

  • Иван Висковатый,

  • Митрополит Макарий


  1. боярские группировки, боровшиеся за власть, постоянно терпели неудачи

  2. народ был недоволен тем, что у власти находится не законный царь, а временщики;

  3. слабые способности юного царя к управлению государством;

  4. необходимость проведения преобразований.



Запись в тетрадь:

  1. Органы государственного управления

Царь




Боярская дума – законодательный и совещательный орган при царе







Земские соборы

(1549 – 1580 гг.)

- сословно представительные органы







Приказы – органы центрального государственного управления






  1. Разрядный (поместное войско)

  2. Пушкарский (артиллерия)

  3. Стрелецкий (стрельцы)

  4. Оружейная палата (арсенал)

  5. Посольский (иностранные дела)

  6. Поместный (землями, раздаваемые дворянами)















Запись в тетрадь:

Сословно-представительная монархия – это форма государственного устройства, при которой наряду с самодержавной властью существовало сословно-представительное собрание – Земский собор и постоянно-совещательный орган при верховной власти – Боярская дума.


На Земском соборе были представлены основные сословия государства: дворянство, духовенство, высший слой горожан (купечество, посадские люди), крестьянство.







«Судебник» 1497 г. Ивана III – 1 этап закрепощения крестьян. Введен Юрьев день – день, в который крестьянам разрешается переход от одного помещика к другому за уплату пожилого (неделю до и неделю после).





















Доклад студента (основные положения доклада):

  • Из числа местных святых, почитавших в отдельных русских землях, был составлен общерусский список;

  • Упорядочилась обрядность на всей территории страны;

  • Новые произведения искусства надо было создавать согласно утвержденным образцам;

  • Было решено оставить в руках церкви все земли, приобретенные ею до Стоглавого собора, нов дальнейшем они могли получить ее только с царского разрешения.


4. Закрепление (обобщение и систематизация изученного материала)

10 мин.

Письменно по вариантам:

Вставьте пропущенные слова в текст:

1 вариант: После смерти ____________________ в ________ году, опекунами малолетнего ___________ стал совет семи бояр. Вскоре править Россией стала его мать Елена ________________ . Она провела ряд ___________, среди которых была денежная – вводилась единая денежная единица – московский _____________.


2 вариант: В 1547 году в _________________ соборе Московского Кремля состоялось венчание ________________ на царствие. Он стал первым русским самодержавным царем. Это поднимало международный _________________ России. Царь задумал провести ряд ________________, цель которых – формирование централизованного государства. В этом ему помогала _________________________ - совет приближенных, в который входили неродовитый дворянин _________________________, священник __________________, князь ____________________, митрополит _________________.



На доске:

Определить, кем являлись данные исторические личности, устранить личность, которая выпадает из логического ряда:

1) Елена Глинская



2) Алексей Адашев





3) Василий III


4) Сергий Радонежский






Дать определение понятиям:

1) Боярская дума




2) Избранная рада









3) Юрьев день






Устно:

Верны ли утверждения?


1. Власть монарха на Руси была безграничной и бесконтрольной. _____


2. Благодаря введению Юрьева дня крестьяне могли покинуть владельца без уплаты пожилого. ______


3. Первые Земские соборы появились при Иване III. ______


4. Боярская Дума была постоянным высшим совещательным органом при князе.

_____


5. Мать Ивана Грозного звали Софья Палеолог. _______


6. Иван IV создал первый общерусский Судебник и ввел Юрьев день. _______




После смерти Василия III в 1533 году, опекунами малолетнего Ивана стал совет семи бояр. Вскоре править Россией стала его мать Елена Глинская. Она провела ряд реформ, среди которых была денежная – вводилась единая денежная единица – московский рубль.


В 1547 году в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание Ивана Грозного на царствие. Он стал первым русским самодержавным царем. Это поднимало международный авторитет России. Царь задумал провести ряд реформ, цель которых – формирование централизованного государства. В этом ему помогала Избранная рада - совет приближенных, в который входили неродовитый дворянин Алексей Ардашев, священник Сильвестр, князь А. М. Курбский, митрополит Макарий.








1) Елена Глинская – мать Ивана Грозного, регент в начале его правления

2) А. Адашев – один из приближенных Ивана Грозного, происходил из незнатного дворянского рода, возглавлял Избранную раду.

3) Василий III – князь 1505 – 1533 гг., отец Ивана IV.

4) настоятель Троице-Сергиева монастыря, благословил Дмитрия Донского и всё русское войско на Куликовскую битву.


Лишнее – Сергий Радонежский


1) Боярская дума – постоянный высший совещательный и законодательный орган при царе.


2) Избранная рада – совет при Иване Грозном, существовавший в 1549 – 1560 гг. В него входили:

  • Алексей Адашев,

  • Сильвестр,

  • Андрей Михайлович Курбский,

  • Иван Висковатый,

  • Митрополит Макарий.

3) Юрьев день – день, когда разрешался переход крестьянина от одного помещика к другому (неделю до и неделю 24 ноября).





Да



Нет




Нет



Да




Нет



Нет

5. Домашнее задание

1 мин

Параграф 26.

Записывают.

6. Итоги занятия

3 мин

Выставление и комментирование оценок




Подпись преподавателя

















Тема: Россия в царствование Ивана Грозного

Вариант 1


Задание 1

«От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство, рано испортили этот ум, дали ему неестественное болезненное развитие. Он рано осиротел – на четвертом году жизни лишился отца, а на восьмом потерял мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: «Родственники мои не заботились обо мне».


Задание 2

ИЗ ПЕРЕПИСКИ ИВАНА ГРОЗНОГО С КНЯЗЕМ КУРБСКИМ

Когда же... родительница наша... переселилась из земного царства в небесное, остались мы с по­койным братом Георгием круглыми сиротами. Было мне в это время восемь лет; и так поддан­ные наши достигли осуществления своих жела­ний — получили царство без правителя, об нас, государях своих, заботиться не стали, бросились добывать богатство и славу и нападали при этом друг на друга.

И чего только они не натворили! Сколько бояр и воевод, доброжелателей нашего отца, перебили! Дворы, села и имения наших дядей взяли себе и водворились в них! Казну матери нашей перенес­ли в Большую казну. Тем временем князья Васи­лий и Иван Шуйские самовольно заняли при мне первые места и стали вместо царя, тех же, кто больше всех изменял нашему отцу и матери, вы­пустили из заточения и привлекли на свою сторо­ну... Нас же с покойным братом Георгием начали воспитывать, как иностранцев или как нищих. Ка­кой только нужды не натерпелись мы в одежде и в пище!.. Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель наше­го отца и положив ногу на стул, а на нас и не смо­трит... Что же сказать о доставшейся мне роди­тельской казне? Все расхитили коварным обра­зом,— говорили, будто детям боярским на жало­ванье, а взяли себе и наковали из нее золотых и серебряных сосудов и надписали на них имена своих родителей, будто это их наследственное достояние.

Вопросы:

1. О чем идет речь в этом документе?

2. Какова была главная цель бояр?

3. Как бояре добивались этой цели?

4. Как бояре относились к маленькому Ивану и его брату?

5. Подумайте, как бесчинство бояр могло повлиять на характер маленького Ивана?


Задание 3

Вставьте пропущенные слова в текст:

После смерти ____________________ в ________ году, опекунами малолетнего ___________ стал совет семи бояр. Вскоре править Россией стала его мать Елена ________________. Она провела ряд ___________, среди которых была денежная – вводилась единая денежная единица – московский _____________.


Задание 4.

Верны ли утверждения?

1. Власть монарха на Руси была безграничной и бесконтрольной. _____

2. Благодаря введению Юрьева дня крестьяне могли покинуть владельца без уплаты пожилого. ______

3. Первые Земские соборы появились при Иване III. ______

4. Боярская Дума была постоянным высшим совещательным органом при князе. _____

5. Мать Ивана Грозного звали Софья Палеолог. _______

6. Иван IV создал первый общерусский Судебник и ввел Юрьев день. _______




Тема: Россия в царствование Ивана Грозного

Вариант 2

Задание 1

«Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, (он) рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту.


Задание 2

ИЗ ПЕРЕПИСКИ ИВАНА ГРОЗНОГО С КНЯЗЕМ КУРБСКИМ

Когда же... родительница наша... переселилась из земного царства в небесное, остались мы с по­койным братом Георгием круглыми сиротами. Было мне в это время восемь лет; и так поддан­ные наши достигли осуществления своих жела­ний — получили царство без правителя, об нас, государях своих, заботиться не стали, бросились добывать богатство и славу и нападали при этом друг на друга.

И чего только они не натворили! Сколько бояр и воевод, доброжелателей нашего отца, перебили! Дворы, села и имения наших дядей взяли себе и водворились в них! Казну матери нашей перенес­ли в Большую казну. Тем временем князья Васи­лий и Иван Шуйские самовольно заняли при мне первые места и стали вместо царя, тех же, кто больше всех изменял нашему отцу и матери, вы­пустили из заточения и привлекли на свою сторо­ну... Нас же с покойным братом Георгием начали воспитывать, как иностранцев или как нищих. Ка­кой только нужды не натерпелись мы в одежде и в пище!.. Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель наше­го отца и положив ногу на стул, а на нас и не смо­трит... Что же сказать о доставшейся мне роди­тельской казне? Все расхитили коварным обра­зом,— говорили, будто детям боярским на жало­ванье, а взяли себе и наковали из нее золотых и серебряных сосудов и надписали на них имена своих родителей, будто это их наследственное достояние.

Вопросы:

1. О чем идет речь в этом документе?

2. Какова была главная цель бояр?

3. Как бояре добивались этой цели?

4. Как бояре относились к маленькому Ивану и его брату?

5. Подумайте, как бесчинство бояр могло повлиять на характер маленького Ивана?


Задание 3.

Вставьте пропущенные слова в текст:

В 1547 году в _________________ соборе Московского Кремля состоялось венчание ________________ на царствие. Он стал первым русским самодержавным царем. Это поднимало международный _________________ России. Царь задумал провести ряд ________________, цель которых – формирование централизованного государства. В этом ему помогала _________________________ - совет приближенных, в который входили неродовитый дворянин _________________________, священник __________________, князь ____________________, митрополит _________________.


Задание 4.

Верны ли утверждения?

1. Власть монарха на Руси была безграничной и бесконтрольной. _____

2. Благодаря введению Юрьева дня крестьяне могли покинуть владельца без уплаты пожилого. ______

3. Первые Земские соборы появились при Иване III. ______

4. Боярская Дума была постоянным высшим совещательным органом при князе. _____

5. Мать Ивана Грозного звали Софья Палеолог. _______

6. Иван IV создал первый общерусский Судебник и ввел Юрьев день. _______



Тема: Россия в царствование Ивана Грозного

Вариант 3

Задание 1.

«Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос (он), были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называют страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, (он) рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность – высматривать, как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которые чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон.


Задание 2

ИЗ ПЕРЕПИСКИ ИВАНА ГРОЗНОГО С КНЯЗЕМ КУРБСКИМ

Когда же... родительница наша... переселилась из земного царства в небесное, остались мы с по­койным братом Георгием круглыми сиротами. Было мне в это время восемь лет; и так поддан­ные наши достигли осуществления своих жела­ний — получили царство без правителя, об нас, государях своих, заботиться не стали, бросились добывать богатство и славу и нападали при этом друг на друга.

И чего только они не натворили! Сколько бояр и воевод, доброжелателей нашего отца, перебили! Дворы, села и имения наших дядей взяли себе и водворились в них! Казну матери нашей перенес­ли в Большую казну. Тем временем князья Васи­лий и Иван Шуйские самовольно заняли при мне первые места и стали вместо царя, тех же, кто больше всех изменял нашему отцу и матери, вы­пустили из заточения и привлекли на свою сторо­ну... Нас же с покойным братом Георгием начали воспитывать, как иностранцев или как нищих. Ка­кой только нужды не натерпелись мы в одежде и в пище!.. Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель наше­го отца и положив ногу на стул, а на нас и не смо­трит... Что же сказать о доставшейся мне роди­тельской казне? Все расхитили коварным обра­зом,— говорили, будто детям боярским на жало­ванье, а взяли себе и наковали из нее золотых и серебряных сосудов и надписали на них имена своих родителей, будто это их наследственное достояние.

Вопросы:

1. О чем идет речь в этом документе?

2. Какова была главная цель бояр?

3. Как бояре добивались этой цели?

4. Как бояре относились к маленькому Ивану и его брату?

5. Подумайте, как бесчинство бояр могло повлиять на характер маленького Ивана?


Задание 3

Вставьте пропущенные слова в текст:

После смерти ____________________ в ________ году, опекунами малолетнего ___________ стал совет семи бояр. Вскоре править Россией стала его мать Елена ________________. Она провела ряд ___________, среди которых была денежная – вводилась единая денежная единица – московский _____________.


Задание 4.

Верны ли утверждения?

1. Власть монарха на Руси была безграничной и бесконтрольной. _____

2. Благодаря введению Юрьева дня крестьяне могли покинуть владельца без уплаты пожилого. ______


3. Первые Земские соборы появились при Иване III. ______

4. Боярская Дума была постоянным высшим совещательным органом при князе. _____

5. Мать Ивана Грозного звали Софья Палеолог. _______

6. Иван IV создал первый общерусский Судебник и ввел Юрьев день. _______




Тема: Россия в царствование Ивана Грозного

Вариант 4

Задание 1.

«По природе и воспитанию он был лишен нравственного равновесия и при малейшем житейском затруднении охотно склонялся в дурную сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки; он не умел сладить с малейшим неприятным случаем. В 1577 году на улице в завоеванном ливонском городе Кокенгаузене он благодушно беседовал с пастором о любимых своих богословских предметах, но едва не приказал его казнить, когда тот неосторожно сравнил Лютера с апостолом Павлом, ударил пастора хлыстом по голове и ускакал со словами: »Поди ты к черту со своим Лютером». В другое время он велел изрубить присланного ему из Персии слона, не хотевшего стать перед ним на колена».


Задание 2

ИЗ ПЕРЕПИСКИ ИВАНА ГРОЗНОГО С КНЯЗЕМ КУРБСКИМ

Когда же... родительница наша... переселилась из земного царства в небесное, остались мы с по­койным братом Георгием круглыми сиротами. Было мне в это время восемь лет; и так поддан­ные наши достигли осуществления своих жела­ний — получили царство без правителя, об нас, государях своих, заботиться не стали, бросились добывать богатство и славу и нападали при этом друг на друга.

И чего только они не натворили! Сколько бояр и воевод, доброжелателей нашего отца, перебили! Дворы, села и имения наших дядей взяли себе и водворились в них! Казну матери нашей перенес­ли в Большую казну. Тем временем князья Васи­лий и Иван Шуйские самовольно заняли при мне первые места и стали вместо царя, тех же, кто больше всех изменял нашему отцу и матери, вы­пустили из заточения и привлекли на свою сторо­ну... Нас же с покойным братом Георгием начали воспитывать, как иностранцев или как нищих. Ка­кой только нужды не натерпелись мы в одежде и в пище!.. Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель наше­го отца и положив ногу на стул, а на нас и не смо­трит... Что же сказать о доставшейся мне роди­тельской казне? Все расхитили коварным обра­зом,— говорили, будто детям боярским на жало­ванье, а взяли себе и наковали из нее золотых и серебряных сосудов и надписали на них имена своих родителей, будто это их наследственное достояние.

Вопросы:

1. О чем идет речь в этом документе?

2. Какова была главная цель бояр?

3. Как бояре добивались этой цели?

4. Как бояре относились к маленькому Ивану и его брату?

5. Подумайте, как бесчинство бояр могло повлиять на характер маленького Ивана?


Задание 3.

Вставьте пропущенные слова в текст:

В 1547 году в _________________ соборе Московского Кремля состоялось венчание ________________ на царствие. Он стал первым русским самодержавным царем. Это поднимало международный _________________ России. Царь задумал провести ряд ________________, цель которых – формирование централизованного государства. В этом ему помогала _________________________ - совет приближенных, в который входили неродовитый дворянин _________________________, священник __________________, князь ____________________, митрополит _________________.


Задание 4.

Верны ли утверждения?

1. Власть монарха на Руси была безграничной и бесконтрольной. _____

2. Благодаря введению Юрьева дня крестьяне могли покинуть владельца без уплаты пожилого. ______

3. Первые Земские соборы появились при Иване III. ______

4. Боярская Дума была постоянным высшим совещательным органом при князе. _____

5. Мать Ивана Грозного звали Софья Палеолог. _______

6. Иван IV создал первый общерусский Судебник и ввел Юрьев день. _______



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Внутренняя политика Ивана Грозного

Автор: Тажиева Дина Муратовна

Дата: 26.11.2014

Номер свидетельства: 135938

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Правление Ивана Грозного"
    ["seo_title"] => string(25) "pravlieniieivanagroznogho"
    ["file_id"] => string(6) "320124"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1461011296"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Презентация для урока истории Внешняя политика Ивана Грозного "
    ["seo_title"] => string(71) "priezientatsiia-dlia-uroka-istorii-vnieshniaia-politika-ivana-groznogho"
    ["file_id"] => string(6) "208297"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430762724"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) ""Правление Ивана Грозного""
    ["seo_title"] => string(29) "pravlieniie_ivana_groznogho_1"
    ["file_id"] => string(6) "463026"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1521768685"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Правление Ивана Грозного"
    ["seo_title"] => string(29) "pravlieniie_ivana_groznogho_2"
    ["file_id"] => string(6) "472416"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1528282305"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "разработка урока 10 класс Опричнина в деятельностном подходе "
    ["seo_title"] => string(66) "razrabotka-uroka-10-klass-oprichnina-v-dieiatiel-nostnom-podkhodie"
    ["file_id"] => string(6) "105822"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402914197"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства