Просмотр содержимого документа
«Правление Елизаветы Петровны»
Тема. Правление Елизаветы Петровны
Цель: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности;
развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения; характеризовать внутреннюю политику Елизаветы Петровны Составлять характеристики (исторические портреты) Елизаветы Петровны.
Тип и вид урока: комбинированный
Основное содержание темы. Иван Антонович и Анна Леопольдовна. Борьба за власть после кончины Анны Иоанновны. Воцарение Елизаветы Петровны. Личность и образ жизни новой императрицы. А. Г. Разумовский, И. И. Шувалов. Явление фаворитизма.
Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта:
Елизавета Петровна, Иоанн VI Антонович
Даты: 1741-1761 – Елизавета Петровна, 1756-1763 – Семилетняя война
2. Назовите основные направления внешней политика Анны Иоановны
3. Назовите основные направления внутренней политика Анны Иоановны
III. Изучение нового материала.
1.Воцарение дочери Петра Елизаветы. 2. Дела государственные
Рассказ учителя. Учитель рассказывает учащимся об обстоятельствах воцарения дочери Петра Елизавета Петровна родилась в 1709 г. Красивая, веселая, влюбчивая («в обращении ее много ума и приятности»), она была грамотна, в совершенстве владела французским и немецким языками, понимала итальянский, шведский, финский, а танцевала лучше всех в Санкт-Петербурге. У нее сложились хорошие отношения с племянником — Петром II. Попытки придворных выдать Елизавету замуж и удалить от двора не увенчались успехом. После неожиданной смерти Петра II в 1730 г. Елизавета по завещанию Екатерины I должна была наследовать престол, но Верховный тайный совет признал ее незаконнорожденной и пригласил Анну Иоанновну.
В свою очередь, Елизавета Петровна при поддержке ряда дипломатов и гвардейцев в ночь с 24 на 25 ноября 1741 г. совершила государственный переворот. В своем Манифесте она указала, что вступила на престол «по законному праву». Английский дипломат М. Виш писал о новой императрице: «Провидение ее достаточно одарило всеми качествами и всеми талантами... но ее любовь к удовольствиям портит все». Увеселительные поездки, балы, маскарады, бесконечные наряды (оставила после себя более 15 тысяч платьев, «частью один раз надеванных, частью совсем не ношенных, 2 сундука шелковых чулок»), фавориты, главными из которых были А. Е. Разумовский и И. И. Шувалов, и неспешное течение государственных дел создали ей соответствующую репутацию.
По мнению Н. М. Карамзина, при Елизавете «Россия пришла в себя. На высших местах управления снова явились русские люди, и когда на место второстепенное назначали иностранца, то Елизавета спрашивала: разве нет русского? Иностранца можно назначить только тогда, когда нет способного русского. Народная деятельность распеленывается уничтожением внутренних таможен; банки являются на помощь землевладельцу и купцу; на востоке начинается сильная разработка рудных богатств; торговля со Среднею Азиею принимает обширные размеры; южные степи получают население из-за границы, население, однородное с главным населением, поэтому легко с ним сливающееся, а не чуждое; которое не переваривается в народном теле; народ, пришедший в себя, начинает говорить от себя и про себя, и является литература, является язык достойно говорящего о себе народа, являются писатели, которые остаются жить в памяти и мысли потомства, являются народный театр, журнал, в старой Москве основывается университет... Для будущего времени приготовляется новое поколение, воспитанное уже в других правилах и привычках, чем те, которые господствовали в прежние царствования, воспитывается, приготовляется целый ряд деятелей, которые сделают знаменитым царствование Екатерины II».
Историк С. Ф. Платонов, в свою очередь, писал: «Значение времени Елизаветы оценивалось и до сих пор оценивается различно. Елизавета пользовалась большою популярностью, но были люди, и весьма умные люди, современники Елизаветы, которые с осуждением вспоминали ее время и ее порядки. Таковы, например, были Екатерина II и Н. И. Панин». Историк С. М. Соловьев считал, что «возвращение Елизаветы к национальной политике и внутри и вне России в связи с мягкостью приемов ее правительства сделало ее очень популярной государыней в глазах современников и дало ее царствованию иной исторический смысл в сравнении с темным временем предшествовавших правлений. Мирные наклонности правительства во внешней политике, гуманное направление во внутренней симпатичными чертами обрисовали царствование Елизаветы и повлияли на нравы русского общества, подготовив его к деятельности екатерининского времени».
Петр III был сыном дочери Петра I Анны Петровны и племянника шведского короля Карла XII герцога Голштинского Карла Фридриха. Рано потеряв обоих родителей, с детства подвергался жестоким наказаниям за любую провинность. Он являлся наследником шведского и российского престолов. В 1742 г. Елизавета Петровна вызвала своего племянника в Санкт-Петербург, крестила под именем Петра Федоровича и объявила наследником российского престола. В 1745 г. его женили на принцессе Софье Августе Фредерике Ангальт-Цербстской (будущей Екатерине II).
После смерти Елизаветы Петровны Петр III вступил на престол. Однако проводил непопулярную внутреннюю политику, которая вызвала недовольство дворянства и гвардии. Исторические суждения о Петре III носят чрезвычайно противоречивый характер. По традиции, идущей от Екатерины II, он обычно представляется невежественным, ограниченным, неспособным правителем (см. работы С. М. Соловьева, В. О. Ключевского и др.). Позитивно его оценивали В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин и др. Н. М. Карамзин писал: «Обманутая Европа все это время судила об этом государе со слов его смертельных врагов или их подлых сторонников. Строгий суд истории, без сомнения, его упрекнет во многих ошибках, но та, которая его погубила, звалась — слабость».
Внутренняя политика.
Работа с учебником. Заполнение хронологической таблицы. Упорядочение системы налогообложения (1744-1747 гг. — проведение переписи податного населения).
1753 г. — учреждение первых в России государственных заёмных банков — Дворянского и Купеческого.
1754 г. — отмена внутренних таможенных пошлин.
— 1754 г. — начало Генерального межевания помещичьих владений.
— Усиление крепостничества:
• 1742 г. — запрет крепостным крестьянам по собственной воле поступать на военную службу;
• 1747 г. — разрешение дворянам продавать своих крестьян в рекруты;
• 1760 г. — предоставление права помещикам ссылать неугодных крестьян в Сибирь.
Внешняя политика. Рассказ учителя.
— Русско-шведская война (1741-1743 гг.)— Абоский договор (1743 г.): сохранение Россией своих позиций на Балтике, подтверждение условий Ништадтского мира.
— Участие России в Семилетней войне (1756—1763 гг.) (крупнейшие сражения:
1757 г. — у деревни Гросс-Егерсдорф,
1758 г. — у Цорндорфа, 1759 г. — при деревне Кунерсдорф, 1760 г. — русские войска вошли в Берлин, 1761 г. — взятие русскими крепости Кольберг) —» присоединение к России Восточной Пруссии (г. Кёнигсберг и окрестности).
— Продолжение процесса присоединения Казахстана к России:
1740-1743 гг. — добровольное вхождение Среднего жуза
Он стал «первым нашим университетом».
Учащимся предлагается ознакомиться с учебным фильмом и подготовить ответы на вопросы. 1. Благодаря каким чертам характера М. В. Ломоносов сумел пройти путь от рыбака до выдающегося ученого? 2. Почему М. В. Ломоносова называют энциклопедистом?
При помощи учителя учащимися по желанию может быть подготовлена выставка книг из школьной библиотеки о М. В. Ломоносове.
Учащееся получившие опережающие задание зачитывают сообщение
«М.В. Ломоносов» Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765) — один из выдающихся ученых своего времени. Не было ни одной отрасли знаний в то время, где не проявился бы его гений. Ломоносов был одним из основоположников физической химии, одним из первых отметивших атомно-молекулярное строение вещества, он открыл закон сохранения энергии, занимался изучением атмосферного электричества. Его открытие атмосферы на Венере знаменовало создание астрофизики как специальной науки.
Ломоносову принадлежат многочисленные труды в области гуманитарных наук. Он первым выступил против норманнской теории происхождения Древнерусского государства. Его «Российская грамматика» стала первой научной грамматикой русского языка. Перу Ломоносова принадлежат многие замечательные оды и стихотворения.
Выдающуюся роль сыграл Ломоносов как организатор русской науки. Его ученики и коллеги (академики) — астроном С. Я. Румовский, математик М. Б. Головин, географы и этнографы С. П. Крашенинников и И. И. Лепехин, физик Г. В. Рихман и др. — обогатили русскую науку многими открытиями.
Ломоносова интересовало и изобразительное искусство. Он обратился к забытой в то время области — мозаике, еще в Киевской Руси достигшей высокого совершенства. В период 1751—1769 гг. под его руководством было создано свыше 40 мозаик, в их числе портреты Петра I и Елизаветы Петровны и грандиозная мозаичная картина «Полтавская баталия». В большом портрете Елизаветы Петровны представлено редкостное сочетание монументальности композиции с тонкой живописностью и красотой колорита. Набор смальт передает легкое мерцание света на напудренных волосах и плечах императрицы, ломкость кружева и тяжесть парчи ее платья.
Важным этапом в процессе развития русской светской общеобразовательной школы было основание в 1755 г. Московского университета. В отличие от всех европейских университетов обучение в Московском университете в XVIII в. было бесплатным. Более того, ломоносовский проект университета предусматривал содержание 30 студентов на казенный счет.
По замыслу Ломоносова, в Московском университете должно было быть три факультета: философский, медицинский и юридический. Главным отличием университета от аналогичных учебных заведений было то, что в его структуре отсутствовал богословский факультет, считавшийся главным во всех западноевропейских университетах, и ни на одном из факультетов не предусматривалось преподавание богословия. Такой подход создавал благоприятные, свободные от религиозных догматов условия для развития наук, расширял сферы светской культуры.
Самые одаренные студенты, отучившись в Москве, завершали курс обучения в лучших европейских университетах, стажируясь у крупнейших ученых. Это способствовало не только повышению уровня подготовки, но и расширению контактов с европейской научной средой и культурой.
В целях обеспечения органичной связи научной и учебной работы в университете были созданы лаборатории, кабинеты, анатомический театр, обсерватория, библиотека и типография. Издательская деятельность университета стала заметным явлением в жизни страны.
По мнению Ломоносова, университет должен был популяризировать научные знания. Следуя этому курсу, университет уже через год после своего открытия начал выпуск первой в Москве постоянной газеты, а затем целой серии различных журналов и приложений к газете — научных, литературных, сельскохозяйственных, морально-политических, женских, детских. Университетская типография наладила печатание оригинальных и переводных учебников для гимназистов и студентов, издание научных работ, русской и переводной общественно-политической и философской литературы, русской классической и современной западноевропейской художественной литературы, а также имевших огромное научное и политическое значение работ Вольтера, Руссо, Дидро и других просветителей. В течение 10 лет университетскую типографию возглавлял Н. И. Новиков, известный в России просветитель, отличавшийся независимым взглядом на существующие в России порядки, критиковавший праздный образ жизни дворян.
Ломоносов придавал большое значение работе гимназии при университете. Показателен тот факт, что в 1761 г. гимназию окончили 46 учащихся, из которых 30 были солдатскими детьми, 4 — детьми купцов, 3 — ремесленников, 2 — приказных, 2 — учителей, 2 — духовенства, 3 — представителей других низших сословий. После смерти Ломоносова гимназия пришла в упадок: сократилось финансирование и соответственно численность учащихся. По сути, Московский университет и гимназия стали первым опытом создания всесословной школы. Однако в университет и гимназию было запрещено принимать «крепостных и помещиковых людей». А в Регламенте университета, подписанном графом И. И. Шуваловым, указывалось, что главная задача обучения в гимназии и университете — воспитание «истинного христианина... раба и честного человека», поэтому науки должны быть доступны лишь людям, «свободою пользующимся», крепостные же «через учение познав цену вольности, восчувствуют более униженное состояние», станут высказывать непослушание своим господам.
IV. Закрепление, формирование умений и навыков
Какие меры, предпринятые Елизаветой Петровной для развития государства, позволили считать императрицу продолжательницей дела ее отца?