kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правление Бориса Годунова. Причины Смуты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит уч-ся с правлением б.Годунова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правление Бориса Годунова. Причины Смуты»

Тема урока: «Правление Бориса Годунова. Причины начала Смуты»

Цели урока:

  • Выявить причины начала Смуты в России в начале XVII в.

  • Сформировать у учащихся собственную позицию по отношению к проблемным моментам отечественной истории;

  • Способствовать  развитию у школьников навыков анализа и обобщения исторических фактов, самостоятельного построения умозаключений.

Задачи урока:

  • Дать учащимся знания о правлении Бориса Годунова.

  • Сформировать представление о начале Смутного времени и причинах этого явления.

  • Воспитывать интерес к изучению истории, стремление к самосовершенствованию, индивидуальной и коллективной ответственности, учебно-познавательной самостоятельности.

  Форма урока – урок-презентация с элементами исследовательской работы

Тип урока – урок введения новых знаний

План урока: 

  • Царствование Бориса Годунова.

  • Что такое “смута”. Причины Смуты.

Основные понятия: 

  • смута

Основные даты:

- 1598-1605 гг. – царствование Бориса Годунова;

Выдающиеся личности: 

  • царь Борис Годунов;

ХОД УРОКА

  1. Актуализация полученных знаний.

- Ребята, сегодня мы с вами продолжим говорить о событиях начала 17 века. И начнем говорить об очень непростом периоде истории России.

Но сначала, нам нужно вспомнить об основных моментах , о которых мы с вами говорили на прошлом уроке.

СЛАЙД 1

- Ребята, перед вами лежат листочки разного цвета  с историческими документами.

Возьмите, пожалуйста,  розовый листок, прочтите  отрывок из документа и ответьте на поставленные вопросы.

1. Работа с документом.

Ученые так и не нашли царский указ, в котором бы прямо запрещалось ЭТО. Зато они нашли документ, составленный при царе Василии Шуйском в 1607 г.: “При царе Иоанне Васильевиче крестьяне выход имели вольный, а царь Федор Иванович по наговору Бориса Годунова, не слушая совета старейших бояр, выход крестьянам заказал, и у кого сколько тогда крестьян где было, книги учинил”.

                                               СЛАЙД 2

Вопросы:                         

  • О каком указе говорится  в документе? (Указ о запрещении перехода крестьян к другому владельцу в Юрьев день. “Заповедные годы”)

  • При каком монархе было введено это ограничение? (При царе Федоре Ивановиче, указы 1592-1593 гг.)

  • Как еще можно назвать “совет старейших бояр”? (Боярская дума)

  • Как этот документ позволяет охарактеризовать влияние Бориса Годунова на царя по сравнению со “старейшими боярами”? (Влияние Бориса Годунова на царя было сильнее, чем влияние на него Боярской думы)

- Ребята, как вы думаете с какой целью был принят этот указ? (восстановление хозяйства)

- А как крестьяне отнеслись к этому указу? ( ограничивал  их свободу, вызвал недовольство).

 - А это значит что еще при жизни Федора Ивановича, политика Бориса Годунова вызывала недовольство.

-Так вот ребята, именно этот указ будет являться одной из предпосылкой, причиной  начала нелегкого периода в истории России, периода СМУТНОГО ВРЕМЕНИ.

                                                СЛАЙД 3

- Тема нашего сегодняшнего урока «Правление Бориса Годунова. Причины начала Смутного времени»

Наша задача сегодня на уроке выяснить, в чем же заключались причины начала Смуты в России начала XVII в.

- Ребята, но почему именно такое название этого периода? Попробуйте объяснить это понятие.

                                                   СЛАЙД 4

.  Работа над понятием. Запись в тетрадь определения.

СМУТА – период борьбы за власть, сопровождающийся сменой династий , интервенцией и другими потрясениями.(1603-1612).

Указ о запрете  перехода крестьян ---------- Смута

                                               Царствование Бориса Годунова.  

6 января 1598 года умер царь Федор Иванович. Жители Москвы присягнули на верность  жене Федора Ирине, но отказалась от престола , заявив о своем уходе в монастырь. И тогда взоры москвичей обратились на Бориса Годунова.

- Почему стало возможным избрание на царство Бориса Годунова – он не был потомком Рюрика?

 (в течение многих лет Борис фактически правил государством, он остался единственным опекуном Федора. Сестра Бориса Ирина была женой Федора. Царь Федор Иванович всецело доверял своему шурину и, умирая, завещал престол именно ему)

                                                                   

 Вопрос о престолонаследии решался Земским собором. На стороне Бориса Годунова выступил патриарх Иов, а значит - Русская церковь. Его поддерживали дворяне, стрельцы и чернь, а также некоторые бояре. Но Годунов отказался венчаться на царство.  

- Как вы думаете, почему Годунов отказался от престола?

(Он  очень хотел  стать царем, мечтал видеть свою страну процветающей, но как умный человек, он понимал, что никаких прав на престол не имеет).

    Бояре и весь Земский собор дважды приходили в Новодевичий монастырь, где в это время находился Борис Годунов, и умоляли его стать царем.

3 сентября 1598 г. в Успенском соборе состоялась коронация Бориса Годунова. Он стал первым “выборным” царем в истории нашей страны.

- Как до этого решался  вопрос о престолонаследии?

 ( престол передавался по наследству)

Как личность царь Борис, по свидетельству современника, “цвел благолепием” и “образом своим многих людей превзошел”. Новый царь обладал звучным голосом и даром красноречия. Был приветлив в обращении, имел величественные манеры.

Став царем, Борис поклялся пять лет править без казней. Массовых казней и опал действительно не последовало, но своих соперников царь “извел”.

- Ребята, откройте стр.9 прочитайте 1 абзац. Ответьте на вопрос: «Каким же образом Борис «извел» своих соперников?

(Так, в 1600 г. по ложному обвинению были арестованы бояре Романовы, двоюродные братья царя Федора, которые могли претендовать на престол. Старший из братьев, Федор Никитич, был подстрижен в монахи и стал старцем Филаретом. Трое младших братьев Романовых вскоре умерли в ссылке.)

Годунов был способным правителем. Многое было сделано для улучшения внутреннего и внешнего положения страны.

Царь Борис проявлял интерес к Западноевропейской культуре и осознавал необходимость развития культурных связей с Европой. Понимая, что без просвещения Россия будет отставать от европейских стран, Борис послал группу дворянских детей учиться за границу (впервые в России). Он намеревался открыть по всей стране школы и даже университет в Москве, пригласить в Россию ученых для обучения русских людей иностранным языкам и другим наукам. Но этим планам не суждено было сбыться в полном объеме. Борис Годунов не жалел средств для приглашения в Россию искусных докторов и аптекарей.

Начало его царствования было благоприятным, однако вскоре на страну обрушились бедствия, которые народ воспримет как кару небесную за избрание на трон “неприродного” царя. Борис потеряет свою популярность. Именно эти бедствия и подтолкнут страну к началу Смуты.

                                            СЛАЙД 5

2. . Причины Смуты:

-Политические: пресечение законной династии, выборный царь.

Экономические: хозяйственное разорение страны, голод.

Социальные : увеличение повинностей, отмена Юрьева дня, введение «урочных лет»

Политические – объясняет учитель.

Перед вами лежит листок с документом белового цвета.

(Работа с документами в группах. Каждая группа получает документ с историческим источником)

Задание для групп: 

  • Внимательно самостоятельно прочитайте документы.

  • Сначала обсудите документ с соседом по парте, затем объединитесь с ребятами из своей группы.

  • Разделите причины Смуты по трем направлениям: экономические, политические и социальные.

                                             

                                              СЛАД 6.

     Обсуждение результатов работы с источниками.

Царь Борис пытался бороться с ситуацией. Каким образом?

- РАБОТА с текстом учебника стр.9.

были открыты царские амбары. Чтобы успокоить народ Борис восстановил Юрьев день и отменил сыск беглых крестьян. Но это уже не могло остановить нараставшее с каждым днем недовольство царем.

                           ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.  СЛАЙД 7.

- Могли ли принятые меры повлиять на ситуацию? (Нет).

Самым ярким проявление недовольства народа стало движение под предводительством Хлопко 1603 году, которое вскоре было подавлено  войском воевода Басмановым. Именно это событие , как считают многие историки, и считается  началом Смутного времени.

                                                 СЛАЙД 8.

                                        Закрепление.

- На столе возьмите документ – желтого цвета.

- Прочитайте документ. Найдите слова, выражения, раскрывающие причины начала смуты.

Не кажется ли вам что Ключевский  называет все те же причины?

Из сочинения историка В.О. Ключевского.

“...Почвой для нее послужило тягостное настроение народа, вынесенное народом из царствования Грозного и усиленное правлением Бориса Годунова. Повод к Смуте дан был пресечением династии и следовавшими затем попытками ее восстановления в лице самозванства. Коренными причинами Смуты надобно признать народный взгляд на отношение старой династии к Московскому государству, мешавшей освоиться с мыслью о выборном царе, и потом самый строй государства с его тяжелым тягловым основанием... Смуте содействовали и другие обстоятельства: действия правителей, становившихся во главе государства после царя Федора, боярские опалы, голод, мор...”

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: -Выставление оценок.          Рефлексия.

Домашнее задание: параг. 2 стр.8-9.  по желанию:              понравился- желтый

- наизусть (отрывок Ключевского)                            не понравился – розовый.          

- либо составить план ответа по теме

-либо составить таблицу причин смутного времени.

- индивидуальное задание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Правление Бориса Годунова. Причины Смуты

Автор: Чернега Анна Александровна

Дата: 03.11.2023

Номер свидетельства: 639305

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока по истории для 8 класса на тему "Начало Смуты...без власти далеко не уйдешь" "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-po-istorii-dlia-8-klassa-na-tiemu-nachalo-smuty-biez-vlasti-dalieko-nie-uidiesh"
    ["file_id"] => string(6) "238375"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444558793"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Урок с элементами сингапурской системы обучения  по теме "Смутное время" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(89) "urok-s-eliemientami-singhapurskoi-sistiemy-obuchieniia-po-tiemie-smutnoie-vriemia-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "104930"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402770819"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Урок  по истории для общеобразовательных учебных заведений Тема урока. Россия в Смутное время "
    ["seo_title"] => string(108) "urok-po-istorii-dlia-obshchieobrazovatiel-nykh-uchiebnykh-zaviedienii-tiema-uroka-rossiia-v-smutnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "156834"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421496013"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект внеклассного мероприятия "Народное единство" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-narodnoie-iedinstvo"
    ["file_id"] => string(6) "166473"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422964802"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства