Просмотр содержимого документа
«" Опричнина Ивана IV"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВО-ДМИТРИЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ТАРУМОВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Методическая разработка урока по истории России:
«Опричнина»
7 класс
Подготовила:
учитель истории
Акмурзаева Зульфия Алевдиновна
Новодмитриевка
2021год
Предмет: история
Тип урока: открытие нового знания
Класс: 7
Цель : познакомить с причинами разрыва царя с участниками Избранной рады; разобрать причины опричнины и ее последствия для экономики страны.
Задачи:
Воспитывающая: формирование познавательного интереса к изучаемой теме.
Развивающая: развивать умение анализировать и делать выводы. Формировать умение работать с иллюстрациями учебника, картами и текстом.
Обучающая: научить учащихся давать определения понятиям и терминам.
Планируемые результаты:
Предметные: давать определения понятий: земщина, опричнина; показывать на карте территории, вошедшие в состав опричнины; раскрывать причинно-следственные связи, цели и результаты деятельности исторических личностей.
Метапредметные УУД: владение устной речью; соотносить свои действия с планируемым результатом; применять исследовательские умения при решении поисковых задач.
Личностные УУД: формировать интерес к истории России, оценивать роль личности в истории.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник по редакцией А.В.Торкунова «История России».
Основные понятия: опричнина, земщина, опричники, Александровская слобода.
Ход урока
1.Организационный момент
( приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку)
2. Актуализация знаний
На прошлом уроке мы изучали тему «Внешняя политика Ивана IV».
Давайте проверим ваши знания.
- Работа по карте. Покажите:
1) Территории присоединенные при правлении Ивана Грозного
2) Поход Ермака
3) Земли, утраченные в ходе Ливонской войны. карте Слайд 1
Давайте вспомним внутреннюю политику Ивана Грозного.
Карточка « Мы любим даты»(1547,1550,1551,1556,1558-1583)
Карточка «Кто в маске?» (А.Ф.Адашев, А.М .Курбский, митрополит Макарий, Стефан Баторий)
3.Постановка учебной задачи
Краткий летописец, XVII в.: «В лето 7074-го (1566) году. Великий государь царь и великий князь Иван Васильевичь Московский и всеа Росии самодержец учинил у себя на Москве опришлину»
Что учинил царь? Что означает слово «опричнина»?
Проблема урока: «Опричнина – зло или благо для России?» слайд 2
А вы знаете что такое опричнина?
Ребята, назовите тему нашего урока?
( Постановка цели и задач урока)
Тема урока «Опричнина»
- Что такое опричнина?
- Какова её сущность, цели, средства осуществления и результаты?
Ответы учащихся.
На экране: Опричнина – (от слова «опричь» – кроме) – особый, царский удел, состоящий из лучших земель, находящихся под особым, отдельным опричным управлением слайд 3
4.Изучение нового материала
Иван Грозный считал бояр предателями ( он подозревал их в отравлении жены)за что и расправился с участниками «Избранной рады».Неожиданно в 1564 Иван Грозный с семьей уезжает из столицы в Александровскую слободу. Люди не знали причину отъезда царя. Спустя месяц Иван Грозный отправил в Москву две грамоты, в одном он объявил о своем отречении от престола, по причине гнева на бояр. А во второй грамоте говорилось?
Узнаем прочитав текст на стр.83 Ответы учащихся
Иван IV предъявил требования, при исполнении которых он соглашался вернуться в Москву.
Назовите требования ?
-предоставить право казнить « изменников»
-учредить в государстве особый порядок, то есть разделить территорию государства на 2 части:
1) опричнину- земли, взятые под власть царя
2) земщину- земли, которыми должны управлять бояре.
Давайте вместе определим цели опричнины ?
Цели опричнины: слайд 4
стремление царя к единовластию
сосредоточение главных сил на продолжении начатой в 1558 г. Ливонской войны.
ликвидация остатков феодальной раздробленности
- Исходя из целей опричнины, выясните ее причины. Ответы учащихся.
Причины опричнины: слайд 5
противоборство царя с его окружением, вызванное становлением самодержавия, оттеснением от власти княжеско-боярской знати
неудовлетворенность царя результатом проводимой внешней политики (ходом Ливонской войны)
В опричнину вошли наиболее развитые районы,здесь создавалось особое войско, воинов называли опричниками.
В 1570 г. царь с опричным войском пошёл в поход на Новгород. Он получил донос на новгородцев.
Ачто же было в этом доносе? Перехвачена новгородская грамота. Слайд 6
Это мы можем узнать прочитав стр 84
По дороге к Новгороду опричники устроили кровавые погромы. Прибыв в Новгород, царь с сыном Иваном начал суд над новгородцами, подозреваемыми в измене. Убийства продолжались около шести недель.
Опричнина и Ливонская война ослабили Московское государство. Опричники не смогли дать отпор войску крымского хана Девлет-Гирею который в 1571году сжёг Москву , и поэтому осенью 1572 году Иван Грозный отменяет опричнину. Послееё отмены Иван Грозный казнил большую часть самих опричников.
Годы опричнины : 1565-1572 слайд7
5. Закрепление.
Теперь ребята мы с Вами можем ответить на вопрос поставленный в начале урока.
Только ли к отрицательным последствиям привела опричнина?
- Каковы, на ваш взгляд, были последствия опричнины?Ответы учащихся
- Как Вы считаете, выполнены цели опричнины?
- Какими методами шел Иван Грозный к намеченной цели?
После всего сказанного учащимися делается вывод.
Вывод: Опричнина способствовала усилению центральной власти, была направлена против пережитков удельного времени. Но этот путь был разорительным и гибельным для страны и не являлся прогрессивным.
Запись в тетради: Последствия опричнины. Слайд 8
Давайте посмотрим насколько вы усвоили тему «Опричнина»
Перед вами листочки, возьмите их и выполните тест.
6.Рефлексия
7.Подведение итогов
Выставление оценок
8.Домашнее задание параграф 10.Подготовить сообщение « Итоги правления Ивана Грозного»